Экономическое развитие России при Александре III. Новые тенденции в развитии сельского хозяйства Александр 3 экономическая политика

При Александре III росли города, фабрики и заводы, прирастала внутренняя и внешняя торговля, увеличилась протяженность железных дорог, начато строительство великой Сибирской магистрали. В целях освоения новых земель шло переселение крестьянских семей в Сибирь и Среднюю Азию.

В конце 80-х годов удалось преодолеть дефицит государственного бюджета, доходы превысили расходы.

Итоги правления Александра III

Императора Александра III называли «самым русским царем». Он всеми силами защищал русское население, особенно на окраинах, что способствовало укреплению государственного единства.

В результате проведенных мероприятий в России произошел бурный промышленный подъем, вырос и окреп курс российского рубля, улучшилось благосостояние населения.

Александр III и его контрреформы обеспечили России мирную и спокойную эпоху без войн и внутренних смут, но и зародили в россиянах революционный дух, который вырвется наружу при его сыне Николае II.

34. Россия на рубеже 19-20 веков. Политика Николая 2

Россия на рубеже 19-20 веков – среднеразвитая капиталистическое государство. 2-ое в мире по территории (после Великобритании). 3-е место по населению (после Великобритании и Китая). 1910 году население России равнялось 163 миллиона человек, из них 80 миллионов русских. С точки зрения военного фактора Россия - уязвимое государство. Поэтому имела большую армию – 5 миллионов человек.

Вся территория делилась на губернии, а население на сословия:

1) Дворяне (потомственные и личные);

2) Чиновники не из дворян;

3) Мещане;

5) Крестьяне;

6) Войсковые Казаки;

7) Иногордцы.

Все сословия делились на две группы:

1) Податные (Крестьяне и городские обыватели);

2) Неподатные (Дворяне и духовенство).

Россия много национальная страна. Более 140 наций и народностей входили в состав России на добровольной основе, а часть была присоединена силой. Россия была тюрьмой народа, так как существовал национальный гнет. Царское правительство проводило ассемиляцию (уподобление себе нерусских народов): запрещалось преподавание в учебных заведениях на других языках, подвергалось гонениям национальная культура и общественная деятельность других народов.

Особенно подвергался национальному гнету еврейский народ, для еврейского народа существовали ограничения: черта оседлости, означавшая проживание лишь в 15 западных губерниях; процентная норма в учебных заведениях; не было равных избирательных прав.

Экономическое развитие.

Капитализм в России начал развиваться в конце 18 века после отмены крепостного права в 1961 году. Но развитие капитализма в России шло уродливо, так как крепостное право отменяли сверху (царь и помещики) поэтому помещики оставили много выгодных пережитков:

1) И главный наличие помещичьего землевладения и безземелье крестьян.

2) Безземельные крестьяне вынужденные были идти в кабалу к помещику или уходили в город пополняли армию безработных.

3) Поэтому в Россия была самая низкая зарплата и самый длинный рабочий день.

4) Технологическая отсталость тормозила развитие производительных сил страны.

5) Многих отраслей промышленности вообще не было.

6) По производству электроэнергии Россия занимала 15 место в мире.

Однако недоразвитый капитализм в начале века вступает в стадию империализма и налицо 5 признаков:

1) По концентрации производства занимала 1-ое место в Европе тое есть преобладание крупных предприятий с количество рабочих от 500 и выше. Форма монополий простейшая – синдикат («Продмет», «Продвагон», «Гвоздь» и так далее).

2) Имелся финансовый капитал. 2 крупнейших банка (Петербургский, Русско-Азиатский) сосредоточили основную массу капитала страны.

3) В России преобладал ввоз капитала. Иностранцев привлекало в России дешевая рабочая сила и дешевое сырье (Прибыль дома 5%-6%, а в России 20%-30%).

4) Россия входила в состав Антанты.

5) Участвовала в 1 мировой войне.

Внутренняя и экономическая политика

Время царствования Николая II явилось периодом самых высоких в истории России темпов экономического роста. За 1880-1910 темпы роста промышленного производства превышали 9 % в год. По этому показателю Россия вышла на первое место в мире, опередив даже стремительно развивающиеся Североамериканские Соединённые Штаты, хотя количественно Россия существенно отставала: «Ко времени революции 1917 г. общий капитал промышленных и торговых компаний (за исключением банков и железных дорог) составлял примерно 2 млрд. долл., что составляло одну девятую капитала, инвестированного в США только в железные дороги.

Капитал лишь одной американской «Юнайтед Стил корпорейшн» равнялся совокупному капиталу всех индустриальных и торговых компаний России (совокупный капитал компаний Англии, страны с населением в три раза меньше России, составлял 12 млрд. долл.). В России накануне революции было 2 тыс. акционерных компаний, в то время как в Англии - 56 тысяч».

По производству главнейших сельскохозяйственных культур Россия вышла на 1 место в мире, производя более половины производимой в мире ржи, более четверти пшеницы, овса и ячменя, более трети картофеля. Россия стала главным экспортером сельхозпродукции, первой «житницей Европы», на ее долю приходилось 2/5 всего мирового экспорта сельскохозяйственной продукции.

Но вместе с тем, уровень сельского хозяства быть чрезвычайно низок: «Урожайность зерна была в 3 раза ниже английской или германской, урожайность картофеля - ниже в 2 раза», ежегодно в нескольких губерниях возникал голод. Следует отметить, что это отставание от названных стран сохранялось весь XX век, так в СССР 1970-х урожайность зерновых составляла около 15 ц/га, в Великобритании, ФРГ или Франции - более 40.

Успехи в аграрном производстве явились результатом исторических событий: отмена крепостного права в 1861 году Александром II и Столыпинской земельной реформы в годы правления Николая II, в результате которой в руках крестьян оказалось более 80 % пахотных земель, а в азиатской части - почти вся. Площадь же помещичьих земель неуклонно сокращалась.

Дарование крестьянам права свободно распоряжаться своею землей и упразднение общин имело огромное государственное значение, которое до сих пор неоднозначно оценивается историками: реформа не была завершена, крестьянин не стал собственником земли на всей территории страны, крестьяне массово выходили из общины и возвращались обратно. Но значительно повысилась производительность крестьянского труда, улучшился их материальный быт и благосостояние.

Внешняя политика и русско-японская война

В 1898 российский император обратился к правительствам Европы с предложениями подписать соглашения о сохранении всеобщего мира и установлении пределов постоянного роста вооружений. В 1899 и 1907 состоялись Гаагские конференции мира, отдельные решения которых действуют и по сей день. В 1899 году Николай II стал инициатором первой конференции для обсуждения вопросов сохранения мира и сокращения вооружений. После этого был учреждён Постоянный арбитражный суд - первый суд в Гааге.

Аренда Россией Ляодунского полуострова, постройка КВЖД и основание морской базы в Порт-Артуре, растущее влияние России в Манчжурии послужили причиной нападения Японии, которая также претендовала на Манчжурию. Началась Русско-японская война. За пограничным сражением на реке Ялу последовали сражения под Ляояном, на реке Шахэ и под Сандепу. В 1905 году после крупного сражения русская армия оставила Мукден. Исход войны решило морское сражение при Цусиме, которое завершилось поражением русского флота. Война закончилась Портсмутским миром 1905 года, по условиям которого Россия признала Корею сферой влияния Японии, уступила Японии Южный Сахалин и права на Ляодунский полуостров с городами Порт-Артур и Дальний (Далянь).

Военная реформа

Военные реформы 1905-12 годов, проводились после поражения России в русско-японской войне 1904-05 годов, выявившей серьезные недостатки в центральном управлении, организации, системе комплектования, боевой подготовке и техническом оснащении армии. В первый период Военных реформ (1905-08) было децентрализовано высшее военное управление (учреждено независимое от Военного министерства Главное управление Генерального штаба, создан Совет государственной обороны, генералы-инспекторы были подчинены прямо императору), сокращены сроки действительной службы (в пехоте и полевой артиллерии с 5 до 3 лет, в других родах войск с 5 до 4 лет, на флоте с 7 до 5 лет), омоложен офицерский состав; улучшены быт солдат и матросов (питание и вещевое довольствие) и материальное положение офицеров и сверхсрочнослужащих.

В период Военных реформ (1909-12) была проведена централизация высшего управления (Главное управление Генштаба включено в состав Военного министерства, упразднен Совет государственной обороны, генералы-инспекторы подчинены военному министру); за счет слабых в боевом отношении резервных и крепостных войск усилены полевые войска (число армейских корпусов увеличилось с 31 до 37), создан при полевых частях запас, который при мобилизации выделялся для развертывания второочередных (включая полевую артиллерию, инженерные и железнодорожные войска, части связи), созданы пулеметные команды в полках и корпусные авиаотряды, юнкерские училища преобразованы в военные училища, получившие новые программы, введены новые уставы и наставления. В 1910 был создан Императорский военно-воздушный флот

Первая Мировая война

Николай II, раскрашенная фотографияЛетом 1914 Россия на стороне стран Антанты против Германии вступила в Первую мировую войну.

20 июля 1914 опубликовал Манифест, в котором, «не признавая возможным, по причинам общегосударственного характера, стать теперь во главе наших сухопутных и морских сил, предназначенных для военных действий» назначил Верховным главнокомандующим великого князя Николая Николаевича.

Но так как по Основным государственным законам Российской империи (ОГЗРИ) в случае войны именно император должен был стать Верховным главнокомандующим, составленное ранее Положение о полевом управлении войск предусматривало значительное снижение роли Верховного главнокомандующего за счет расширения прав главнокомандующих фронтами.

Это верное положение, в случае если сам Николай, не обладавший талантами военачальника, занимал пост Верховного главнокомандующего, при выборе Николая Николаевича сразу же создало огромные трудности в управлении войсками. После ряда тяжелых поражений русской армии, Николай II, не считая для себя возможным оставаться в стороне от военных действий и считая необходимым принять на себя в этих тяжелейших условиях всю ответственность за положение армии, 23 августа 1915 года возложил на себя звание Верховного главнокомандующего.

При этом подавляющее большинство членов правительства, высшего армейского командования и общественных кругов выступили категорически против этого решения императора, пытаясь убедить его оставить во главе армии Николая Николаевича. Вследствие постоянных переездов Н. из Ставки в Петербург, а также недостаточного знания вопросов руководства войной командование русской армии сконцентрировалось в руках его начальника штаба генерала М. В. Алексеева и заменявшего его в конце 1916- начале 1917 генерала В. И. Гурко.

По постановлению Георгиевской Думы Юго-Западного фронта Николай 25.10.1915 возложил на себя орден Св. Георгия 4-й степени. С 10.02.1916 почетный председатель Георгиевского комитета.

В 1916 году на него постоянно оказывалось давление как со стороны общественных организаций и Государственной думы, так и со стороны других группировок, в том числе и многих великих князей, об ограничении его власти и создании «министерства доверия» с привлечением думских лидеров. Однако император отклонил все предложения.

>>Экономическое развитие в годы правления Александра III

§ 31. Экономическое развитие в годы правления Александра III

Общая характеристика экономической политики Александра III. Стремление Александра III упрочить величие Российской империи было немыслимо без создания мощной экономики. При нем правительство предпринимало энергичные усилия, направленные на развитие отечественной промышленности и капиталистических начал в организации производства.

Император, мало смысливший в вопросах экономики, назначал на ключевые экономические должности профессионалов своего дела - Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградского, С. Ю. Витте. Это были смелые реформаторы, считавшие необходимым «решительным образом вступить на путь покровительственной политики отечественной промышленности», совершенствования сбора налогов , развития железнодорожного строительства. Итогом их политики был быстрый рост промышленности, особенно тяжелой, переход к золотому денежному обращению. Из аграрной державы Россия превращалась в аграрно-индустриальную.

Сельское хозяйство, которое оставалось основой экономики, также активно развивалось. Однако оно сохраняло полуфеодальные основы - помещичье землевладение и крестьянскую общину, что сдерживало его рост.

Деятельность Н. X. Бунге.

В мае 1881 г. пост министра финансов занял видный ученый-экономист Н. X. Бунге. Он был сторонником ускорения экономического развития, но выступал против прямого финансирования промышленности государством. Главную задачу правительства Бунге видел в издании и выполнении благоприятных для развития экономики законов. На первое место он ставил реформирование системы сбора налогов. Бунге выступил за ослабление налогового обложения крестьян , провел снижение выкупных платежей и начал постепенную отмену подушной подати.

Чтобы возместить потери государства от этих мер, Бунге вводил косвенные налоги и налоги с доходов. Были установлены акцизные сборы на водку, табак, сахар, нефть; облагались новыми налогами городские дома, торговля, промыслы, доходы от денежных капиталов; повышались таможенные пошлины на товары, ввозимые из-за границы. Только с 1882 по 1885 г. пошлины выросли более чем на 30%.

Расширение таможенных сборов Бунге рассматривал не только с точки зрения пополнения государственных денежных запасов, он придавал этому более широкое значение: «Таможенные пошлины, взимаемые с товаров, привозимых из-за границы, имеют первостепенное значение как мера, ограждающая отечественную промышленность от иностранного соперничества и способствующая развитию внутреннего производства».

Правительство помогло росту российской промышленности, исходя также из потребностей укрепления военной мощи. Одновременно оно осуществило значительное сокращение армии, что приносило дополнительно 23 млн рублей в год.

Экономическая политика И. А. Вышнеградского .

1 января 1887 г. Н. X. Бунге ушел в отставку. Его кресло занял профессор И. А. Вышнеградский, крупный изобретатель и удачливый финансист. Своей главной задачей он считал быстрое улучшение состояния денежного обращения в стране. С этой целью Министерство финансов накапливало большие запасы денег, а затем принимало широкое участие в сделках на зарубежных биржах. В результате покупательная возможность рубля повысилась.

В таможенной политике правительство стало с новой энергией двигаться по пути увеличения пошлин, достигших при Вышнеградском своей высшей точки. В 1891 г. был учрежден новый таможенный тариф. Если в предыдущий период повышенными сборами облагалось в основном ввозимое в Россию сырье, то теперь они стали налагаться и на продукцию машиностроения.

Вышнеградский более энергично, чем Бунге, выступал за непосредственное участие государства в хозяйственной деятельности и особенно в создании благоприятных условий для частного предпринимательства. Кроме того, экономическая программа Вышнеградского предусматривала привлечение в Россию иностранных капиталов, пересмотр оплаты железнодорожных перевозок, введение винной монополии. Некоторые из этих мер были претворены в жизнь его преемником на посту министра финансов.

«Золотое десятилетие» русской промышленности.

В 1892 г. министром финансов был назначен С. Ю. Витте. Он разработал экономическую программу, в которой продолжил дело своих предшественников. Эта программа предусматривала:

Проведение жесткой налоговой политики, увеличение косвенных налогов, введение государственной монополии на производство и продажу водки;

Дальнейшее увеличение таможенных пошлин, призванное оградить развивающуюся русскую промышленность от иностранной конкуренции;

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Cлайд 1

Экономическое развитие в годы правления Александра III (с/х) Чупров Л.А. МКОУ СОШ №3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края

Cлайд 2

Сельское хо зяйство развивалось вне государственного контроля и бы ло лишено государственной поддержки В результате реформ крестьянство обнищало. В чем причина? Появилась необходимость выкупа земли. Отработки, сменившие барщину, изменили положение крестьян в худшую сторону.

Cлайд 3

Сегодня у крестьянина все заберу, завтра нечего взять будет… От голода его семья умрет, работников не останется… Лучше я ему помогу, окрепнет, потом больше возьму… После реформы: Помогу ему, он окрепнет и землю выкупит. Нет, помогать ему я не стану…

Cлайд 4

Обнищание крестьян заставляло помещиков переходить: к использованию собственного инвентаря к найму воль ных работников

Cлайд 5

Московской губернии Ярославской губернии Западной части страны Прибалтики Южной части страны По-новому организовывали обработку своих земель помещики:

Cлайд 6

Брянская губерния Орловская губерния Курская губерния Воронежская губерния Белгородская губерния Тамбовская губерния Помещичьи земли центрально-черноземных и средневолжских губерний, а также земли большинства гу берний нечерноземной полосы по-прежнему возделывали крестьяне со своим скотом и инвентарем в качестве пла ты за арендуемые у помещиков наделы (обработки).

Cлайд 7

В 80-х гг. заметно увеличилась специализация сельско го хозяйства по отдельным районам производ ство молока. Польские губернии Прибал тийские губернии Псковская губерния Петербургская губерния Перешли на выращивание технических культур Специализация с/х: переход на производство одной или нескольких культур, дающих наибольшую прибыль в данном регионе.

Cлайд 8

жи вотноводство Центр зернового хозяйства Нижнее Повол жье. Степные районы Украины Рязанская губерния Орловская губерния Туль ская губерния Нижегородская губерния Перешли на

Cлайд 9

В целом по стране преобладающим было зерновое хо зяйство. Причем около 36% пахотной земли находилось под посевами ржи, 18% - овса, 17% - пшеницы, 7% - ячменя

1. Характеристика экономической политики. Александр III. Хромолитография. 1861. Упрочение Российской империи было невозможно без мощной экономической базы. Император назначил на ключевые экономические должности Н. Бунге, И. Вышнеградского, С. Ю. Витте. Они стали покровительствовать отечественной промышленности, совершенствовали налоговою систему, развивали железнодорожное строительство.

Основные направления экономической политики в 80 -90 -е гг. n 1. Покровительство отечественной n n промышленности способствовало ограждению её от иностранного капитала (протекционизм) 2. Совершенствование сбора налогов и таможенных пошлин 3. Совершенствование денежной системы с целью укрепления рубля 4. Широкое привлечение иностранного капитала (Витте) 5. Развитие железнодорожного строительства

Н. Х. Бунге. (1881 -1887) (р. т. 2) В мае 1881 г. министром фи нансов стал Н. Бунге. Он выступил за ускоренное экономическое развитие без прямого государственного финансирования. В результате реформы налогообложения снизились выкупные платежи и началась отмена подушной подати. В замен были введены акцизные сборы на спирт, табак, сахар, нефть, повысились таможенные пошлины, сократились расходы на сократившуюся армию. Н. Х. Бунге

Основные направления экономической политики Н. Х. Бунге (1881 -1887) n 1. Издание и выполнение благоприятных для развития экономики законов n 2. Реформа системы сбора налогов, ослабление налогового сбора для крестьян (снижение выкупных платежей, отмена подушной подати n 3) Увеличение доходов государства за счёт введения косвенных налогов в виде акцизных сборов на водку, табак, сахар, нефть, облагались новыми налогами городские дома, недвижимость n 4) Проводил протекционистскую политику, т. е. повышал таможенные тарифы на товары, ввозимые из-за границы, что способствовало конкурентоспособности отечественных товаров

Н. А. Вышнеградский (1887 -1892) 1. 1. 1887 Н. Бунге ушел в от ставку. Его сменил И. Вышнеградский, поставивший цель улучшить финансовое положение страны. Минфин накопил большие денежные запасы и поднимал курс рубля. В 1891 г. был введен новый таможенный тариф, повысивший пошлины на ввозимую технику. Госу дарство начало активно вмешиваться в эконо-мику и привлекать иностранные кредиты. Н. А. Вышнеградский.

Основные направления экономической политики И. А. Вышнеградского (1887 -1892) n 1. Главная задача – быстрое улучшение состояния денежного обращения, покупательной способности рубля n 2. Проводил активную протекционистскую политику и выступал за создание максимально благоприятных для отечественного бизнеса условий работы в России (сейчас таможенными сборами облагались не только ввозимое в Россию сырьё, но и продукция машиностроения) n 3. Ведение винной монополии n 4. Привлечение в Россию иностранного капитала

4. Экономический подъем 90 -х годов. В 1892 г. министром финансов стал С. Витте. Его программы предусматривала: -жесткая налоговая политика, гос. монополия на винокурение, протекционизм, финансовая реформа, введение золотой си стемы рубля, привлечение иностранного капитала. Эта программа воплотилась после смерти Александра III и вызвала экономический подъем в 90 г. С. Ю. Витте

Основные направления экономической политики С. Ю. Витте (с 1992 года) n 1. Жёсткая налоговая политика: тяжёлое налоговое обложение крестьянства, рост косвенных налогов на товары широкого потребления (в первую очередь государственная монополия на водку) – высвобождён необходимый капитал для вложения в промышленное производство и распространение государственных заказов на промышленные предприятия n 2. Строгий протекционизм – отечественная промышленность ограждена от иностранной конкуренции.

Основные направления экономической политики С. Ю. Витте (с 1992 года) n 3. 1897 г. – финансовая реформа: введение системы единого обеспечения рубля золотом – золотой рубль – одна из устойчивых европейских валют, развитие банковского дела, расширение иностранных капиталовложений. n 4. Обращение к иностранному капиталу (в виде непосредственных капиталовложений в предприятия или в виде государственных облигационных займов, которые распространялись на европейских рынках ценных бумаг). Наибольший рост иностранных капиталовложений наблюдался в угольной промышленности и металлургии.

«Золотое десятилетие» . Какие отрасли развивались. Транссибирская железнодорожная магистраль. На юге быстро развивалась металлургия. Большая часть заводов принадлежала иностранцам. После денежной реформы 1897 г. приток иностранного капитала резко вырос. В 90 -е г. началась добыча нефти не Кавказе. На вновь созданных предприятиях использовались передовые технологии при дешевизне рабочей силы это приносило большие прибыли. В 1891 г. началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали.

Результаты экономической политики С. Ю. Витте n 1. Быстрые темпы развития. Факты? n За 13 лет (1887 -1900) существенно увеличилась занятость в промышленности n 2. Удвоилась протяжённость железнодорожной сети. Было завершено строительство Транссибирской железной дороги, что способствовало дальнейшему освоению этого региона. Были проложены новые железные дороги. С 1893 г. - новый железнодорожный бум. К конце столетия Россия вышла на 1 -е место в Европе и 2 -е место в мире по протяжённости железных дорог. n 1)Какую роль играло железнодорожное строительство в дальнейшем промышленном развитии страны? n 2) В чём заключалось различие в железнодорожной политике Александра 2 и Александра 3? (документ, стр. 222)

Развитие сельского хозяйства после крестьянской реформы n 1. Перечислите характерные черты развития сельского n n n хозяйства 2/2 19 века. 2. Перечислите основные черты, характеризующие помещичье хозяйство 2/2 19 века. 3. Что нового произошло в развитии сельского х-ва в 80 -е годы 19 века (р. т. 6) 4. В развитии сельского хозяйства преобладали капиталистические или феодальные черты? 5. Интенсивным или экстенсивным путём развивалось сельское хозяйство в пореформенный период? Почему очень медленно повышалась урожайность? Вывод: в развитии сельского хозяйства преобладали феодальные черты с отдельными элементами капитализма.

Сельское хозяйство (р. т. 5, 6) Сельское хозяйство развивалось без государствен ной поддержки. Обнища вшие крестьяне нанима лись к помещикам и использовали их орудия труда. Капитализм преобладал в Прибалтике, Центральном районе и Поволжье. В ряде райо-нов наблюдалось смеше ние двух систем. Север специализировался на технических культу-рах и молоке. Украина и Поволжье - на производстве зерна.

Сельское хозяйство. Раздача хлеба голодающим Крестьянам(1891 -1892 гг.) К югу от Москвы развивалось мясное животноводство. Посевные площади увеличились на 25%, но уро жайность росла очень медленно, что объяснялось низким уровнем сельскохозяйственной техники применяемой крестьянами. Это приводило к частым бедствиям-в 1891 -92 гг. В результате засухи от голода умерло более 600 000 человек.

Каковы особенности промышленного развития в конце 80 -х-90 -е годы n 1. Быстрые темпы экономического развития, превращение России из аграрной в аграрно-индустриальную страну (за 10 -летие промышленное производство удвоилось, а выпуск продукции тяжёлой промышленности увеличился в 3 раза) n 2. Высокая роль иностранного капитала в развитии промышленности. Почему?

Каковы особенности промышленного развития в конце 80 -х-90 -е годы n 3. Высокая роль государства в развитии промышленности, особенно железнодорожного строительства n 4. Но капитализм развивался главным образом в промышленности, а в сельском хозяйстве преобладали феодальные черты с отдельными элементами капитализма. Преобладание феодальный черт в сельском хозяйстве тормозило развитие капитализма в сельском х-ве и в целом по стране.

Политика Александра III

Замечание 1

Целью царя-Миротворца Александра III было внутреннее развитие государства и упрочение положения страны на фоне других стран без помощи оружия.

Для начинаний императора была необходима мощная экономика. Правительство стремилось развивать промышленность и предпринимало для этого все усилия.

Сам Александр III не был экономистом, но понимал важность кадров, поэтому на него работали талантливые специалисты – Бунге Н.Х., Вышнеградский И.А., Витте С.Ю . Общим среди этих деятелей была решительность в преобразованиях, а также протекционистская позиция по отношению к отечественной промышленности. В результате их деятельности Россия совершила рывок к индустриальной экономике.

Бунге Н.Х.

Министром финансов в $1881$ г. стал Бунге Н.Х. Он имел степень профессора экономики. Бунге ратовал за ускоренное развитие экономики, но в то же время не считал необходимым финансирование промышленности государством. По мнению Бунге правительство должно было создать для развития экономики благоприятное законодательство.

Бунге реформировал, в первую очередь, схему налоговых сборов. Он выступал за ослабление налогов для крестьян, понизил выкупные платежи. При нем началась постепенная отмена подушной подати. Государство от этого, разумеется, понесло убытки, и чтобы их покрыть, были введены косвенные налоги, а также налоги с доходов. Появились акцизы на алкоголь, сахар, табак, нефть, повысились сборы на импортные товары, новые налоги ввели на торговлю, промыслы и т.д. Итого за $3$ года с $1882$ по $1885$ гг. платежи выросли на $30$%.

При Бунге продолжалась политика сокращения расходов на армию, учитывая мирное время, это дало ежегодно до $23$ млн. рублей.

Вышнеградский И.А.

Бунге вышел в отставку в январе $1887$ г. Его место занял Вышнеградский, также ученый и изобретатель. Кроме этого, Вышнеградский оказался талантлив в финансовой сфере. Его целью было улучшение денежного обращения в России, причем в короткие сроки. Министерство финансов стало накапливать деньги, а затем активно участвовать на торгах зарубежных бирж. Эти действия повысили покупательную способность рубля.

При Вышнеградском И.А. таможенные пошлины достигли максимума. В $1891$ г. появился новый Таможенный тариф . Вышнеградский выступал за активное участие государства в создании хороших условий для предпринимательства. Он выступал также за активное привлечение иностранного капитала в страну.

Витте С.Ю.

Вышнеградского на посту министра финансов в $1892$ г. сменил Витте С.Ю. Его программа продолжала во многих чертах идеи предшественников. По замыслам Витте правительство должно было ужесточить налоговую политику, повысив косвенные налоги и введя монополию на водку. Кроме того, увеличению должны были подвергнуться таможенные пошлины, дабы защитить отечественную промышленность от зарубежной конкуренции. Также Витте планировал дальнейшее привлечение иностранных капиталов и денежную реформу. Однако большинство пунктов программы Витте С.Ю. были реализованы после его смерти.

Замечание 2

$1890$-е гг. стали золотым десятилетием российской промышленности. Производство в стране за эти годы удвоилось. Наиболее активно развивались отрасли, работающие с нефтью и углем. Так, в Донецком бассейне к концу века открылось $17$ металлургических заводов (против всего двух в $1880$-е гг.). Отметим, что огромную роль играл иностранный капитал, участие государства было минимальным.

Завершившаяся в $1897$ г. Денежная реформа повысила устойчивость рубля, что увеличило приток капиталов в страну. Высокие таможенные сборы также сделали для иностранцев выгодным само производство товаров в России, а не их ввоз. Активно развивалась нефтяная промышленность Кавказа.

Предприятия $1890$-х гг. в основном создавались по новым принципам – с использованием передовой техники.

В $1893$ г. новый подъем испытало железнодорожное строительство. Началось строительство Трансиибирской железной дороги. Правительство при этом скупало частные железные дороги, стремясь к созданию единой транспортной сети. Такое бурное развитие промышленности сделало акции русских предприятий очень ценными.