Финансы как стоимостная категории. Функции финансов

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ

ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ (financial relations) - отно­шения между различными субъектами (физическими и юридиче­скими лицами), которые влекут за собой изменение в составе ак­тивов и (или) обязательств этих субъектов. Эти отношения долж­ны иметь документальное подтверждение (договор, накладная, акт, ведомость и др.) и, как правило, сопровождаться изменением имущественного и (или) финансового положения контрагентов, участвующих в конкретной операции с финансовыми ресурсами.

Признаки финансов:

· Денежный (стоимостной) характер финансовых отношений;

· Распределительный (перераспределительный) характер финансовых отношений;

· Фондовый характер денежных отношений, выражающих категорию «финансы»;

· Финансовые отношения всегда связаны с формированием доходов, принимающих форму финансовых ресурсов;

· Финансовые отношения, будучи объективными, тем не менее регулируются государством.

Финансы предприятий и корпораций выражают систему денежных отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и необходимых для формирования и использования капитала, доходов и денежных фондов.

Функции финансов

В условиях рыночного хозяйства правомерно признать за корпоративными финансами наличие трех функций:

· Формирование капитала, доходов и денежных фондов (образование и пополнение уставного и резервного капитала акционерных обществ, привлечение источников финансирования с фондового рынка на цели развития и т.д.);

· Распределительная.

· Контрольную функцию (контроль над соблюдением стоимостных и материально-вещественных пропорций при образовании и использовании доходов предприятий и государства).

Принципы организации корпоративных финансов

1. Принцип саморегулирования хозяйственной деятельности заключается в предоставлении предприятиям (корпорациям) полной самостоятельности в принятии и реализации решений по производственному и научно-техническому развитию исходя из имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

2. Принцип самоокупаемости и самофинансирования. Принцип самоокупаемости предполагает, что средства, вложенные в развитие корпорации, окупятся за счет чистой прибыли и амортизационных отчислений. Эти средства призваны обеспечивать минимум нормативной экономической эффективности принадлежащего предприятию (корпорации) собственного капитала.

3. Материальной заинтересованности, мат ответственности.

4. Работа в пределах имеющихся ресурсов.

В процессе хозяйственной деятельности организации (предприятия) производят комплекс денежных и иных затрат и расходов, которые могут быть выражены в денежной оценке.

Затраты предусматривают возмещение (например, издержки производства), расходы не предусматривают возмещения (например, расходы на переоценку ос­новных фондов).

Затраты и расходы могут быть явными (выраженными в количественных по­казателях) и неявными (например, затраты труда собственника предприятия, ко­торые количественно не определены). Явные затраты называются бухгалтерски­ми, неявные - экономическими.

По экономическому содержанию и назначению затраты и расходы объединя­ются в несколько групп:

♦ на воспроизводство основного и оборотного капитала. Такие затраты связаны с созданием, реконструкцией, расширением основного и оборотного капитала и осуществляются за счет собственных средств предприятия и прибыли;

♦ на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Эти затраты связаны с использованием основного, оборотного капитала и трудовых ресурсов на соответствующие цели; они возмещаются из выручки от реализации продукции работ и услуг;

♦ на социально-культурные программы. Они включают затраты, например на повышение квалификации работников, подготовку кадров, бытовые услуги работникам, и возмещаются из собственных средств предприятия или прибыли;

♦ операционные (разовые) расходы.

По источникам покрытия затраты подразделяются на финансируемые за счет:

♦ собственных и привлеченных источников;

♦ бюджетных средств;

♦ кредитных (заемных) ресурсов.

В зависимости от принимаемых решений затраты подразделяют на: вмененные (обязательные) и альтернативные (возможные с точки зрения оптимальности); производственные и торговые.

Затраты и расходы, относимые по экономическому содержанию и назначению на производство и реализацию продукции (работ, услуг) - издержки (в российской практике - себестоимость). Соответственно в плановых расчетах используется показатель «себестоимость продукции»:

♦ цеховой, которая складывается из затрат по центрам ответственности;

♦ производственной, которая включает совокупность всех затрат, связанных с изготовлением продукции (работ, услуг);

♦ торговой, которая объединяет затраты по сбыту продукции (работ, услуг);

♦ полной, которая включает затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Кроме того, все издержки подразделяются на:

♦ условно-постоянные (независимые от объемов производства и реализации продукции, работ и услуг) и условно-переменные (зависимые от данных объемов);

♦ прямые (распределяемые на продукцию прямым способом) и косвенные (распределяемые косвенными методами);

♦ текущие и капитальные;

♦ основные и вспомогательные (накладные);

♦ одноэлементные и комплексные;

♦ нормируемые и ненормируемые.

Все издержки организации (предприятия) подразделяются по элементам затрат, входящим в себестоимость, на: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды (с 01.01.02 входят в элемент «Затраты на оплату труда»); амортизационные отчисления; прочие расходы. Такое деление показывает, сколько произведено затрат. Кроме того, издержки подразделяются по статьям затрат, которые устанавливаются организацией самостоятельно или на основе методических рекомендаций и показывают, на какой вид продукции, работ, услуг относятся данные затраты.

В бухгалтерском учете издержки отражаются по методу начислений (по отгрузке). В финансовых (налоговых) расчетах издержки отражаются:

♦ до 01.01.02 - как правило, по методу оплаты (по поступлению денежных или иных средств на счета или в кассу организации);

♦ с 01.01.02 - по методу начисления (по отгрузке);

♦ по кассовому методу (по оплате) при условии, если в среднем за предыду­щие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ и услуг) без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.

Выбор формы учета определяется организацией (предприятием) самостоятельно.

Классификация расходов в Российской Федерации в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета состоит из нескольких групп (без выделения издержек) при условиях: наличия договора, определения суммы и уверенности уменьшения эффекта организации (предприятия).

Амортизацию признают расходом исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

В бухгалтерском учете не признают расходами:

♦ расходы, связанные с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных акти­вов и т. п.);

♦ вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций;

♦ приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);

♦ расходы по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т. п.;

♦ предварительную оплату материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

♦ авансы;

♦ задатки в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

♦ погашение кредита, займа, полученного организацией.

По обычным видам деятельности признают расходы , связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются издержки, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть проведена их группировка по следующим элементам затрат и расходов:

♦ материальные затраты;

♦ затраты на оплату труда;

♦ отчисления на социальные нужды;

♦ амортизация;

♦ прочие затраты.

Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.

Операционными расходами являются :

♦ расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

♦ расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

♦ расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

♦ расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

♦ проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

♦ расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

♦ прочие операционные расходы.

К внереализационным расходам относят :

♦ штрафы, пени, неустойки за нарушение договоров;

♦ возмещение убытков; убытки прошлых лет;

♦ списание задолженности; курсовые разницы;

♦ уценка и прочие расходы; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

♦ активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

♦ поступления в возмещение причиненных организации убытков;

♦ прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

♦ суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

♦ курсовые разницы;

♦ сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов);

♦ прочие внереализационные доходы.

В составе чрезвычайных расходов отражают расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т. д.).

К основным средствам относят: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вы­числительную технику, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты. Как основные средства учитываются также: капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусморено законодательством Российской Федерации. Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.

Организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.

Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации. Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме его уценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет прибылей и убытков в качестве операционных расходов, относится на счет прибылей и убытков отчетного периода в качестве дохода.

Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на счет прибылей и убытков в качестве расходов.

Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.

Не под­лежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты приро­допользования).

Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов:

♦ линейным;

♦ уменьшаемого остатка;

♦ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

♦ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Планирование прибыли

Прибыль представляет собой превращенную форму прибавочной стоимости, сформированную в процессе общественного воспроизводства для удовлетворе­ния различных интересов предприятия и его собственника

С точки зрения оценочности прибыль характеризует экономический резуль­тат, полученный предприятием. Поскольку прибыль является универсальным показателем, то для оценки конкретных сторон эффективности производства применяется система абсолютных и относительных показателей.

Стимулирующая функция заключается в том, что прибыль - это основной источник финансирования ресурсов и резервов предприятий. Осуществление принципа самофинансирования зависит от величины получаемой прибыли, т. е. доля прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, должна быть достаточ­ной для финансирования определенных мероприятий.

Прибыль как основной источник доходов государства зависит от системы го­сударственного регулирования экономики и деятельности предприятий.

Предпринимательская прибыль представляет собой часть прибыли предприя­тия, поступающей в распоряжение его собственника, которая в последующем на­правляется на расширение производства или личное потребление.

Дадим характеристику основным из показателей прибыли:

♦ балансовая и валовая прибыль представляют собой разницу между совокуп­ной выручкой (доходом) «совокупными затратами организации (предприя­тия);

♦ бухгалтерская прибыль рассчитывается как разница между выручкой орга­низации (предприятия) и суммой внешних издержек;

♦ экономическая прибыль - зло общая величина выручки организации (пред­приятия) за вычетом внешних и внутренних издержек;

♦ чистая прибыль - разница между выручкой организации и предприятия и экономическими издержками (явными и неявными);

♦ чистая (нераспределенная) прибыль - это прибыль, остающаяся в распоря­жении организации (предприятия) за вычетом полагающихся за счет при­были налогов и иных обязательных платежей и санкций;

♦ налогооблагаемая прибыль - это прибыль, подлежащая налогообложению налогом на прибыль;

♦ маржинальная прибыль - разница между выручкой от производства и реа­лизации продукции (работ, услуг) и переменными затратами, отнесенными на эти производство и реализацию;

♦ нормальная прибыль - это минимальная прибыль, которая остается у орга­низация (предприятия) и необходима для поддержания стремления пред­принимателя использовать спой капитал на данном предприятии;

♦ экстремальная прибыль - это разовая прибыль от рисковых операций, ког­да величина риска потери капитала приравнивается к величине риска полу­чения прибыли.

От правильности определения величины прибыли зависит обеспеченность организации (предприятия) денежными ресурсами.

К основным методам планирования прибыли от реализации продукции (работ и услуг) организаций (предприятий) относят.

- Метод прямого счета - Расчет прибыли при помощи этого метода осуществляется по каждому виду произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) по всему ассортимен­ту. При этом в расчет принимаются следующие показатели:

Объем продаж (объем реализации) - количество произведенной и реализо­ванной продукции (работ, услуг) умноженное на цену реализации;

Издержки (затраты) - полная себестоимость единицы произведенной и реа­лизованной продукции (работ, услуг), умноженная на их количество.

Разницей между этими двумя показателями определяется прибыль (убыток) от производства и реализации данного вида продукции (работ, услуг). Такой метод: применяется при небольшом количестве выпускаемой и реализуемой продукции (работ, услуг) и требует корректировок в связи с изменениями внешней среды.

- Аналитический метод:

По уровню базовой рентабельности;

По уровню издержек на 1 руб. реализованной или произведенной продук­ции.

- Нормативный метод - является основой для внедрения системы бюджетирования. Применяется в том случае, если возможно установить нормы и нормативы расходования материалов, топлива, зарплаты по конкретным видам продукции (прямых и косвенных затрат) по цен­трам ответственности организации предприятия.

- Факторный метод - основан на факторном анализе прибыли в зависимости от набора факторов; ассортимента выпускаемой продукции (работ, услуг), ритмичности выпуска и реализации продукции (работ, услуг), качества про­дукции и др.

- Экономико-математический метод

Этот метод применяется только в крупных или сверхкрупных организациях (предприятиях), где есть возможность использования большой учетной инфор­мационной базы, вычислительной техники и компьютерных программ.

Чистая прибыль - это прибыль после налогообложения, она является источ­ником дальнейшего разлития организации (предприятия) и источником доходов собственника предприятия (предпринимателя).

Анализ денежных потоков

Цель анализа денежных потоков - выявление причин дефицита (избытка) де нежных средств и определение источников их поступления и направлений расходования.

При этом можно использовать как прямой, так и косвенный метод. ОСНОВНЫМ документом для изучения денежных потоков является «Отчет о движении денежных средств» (форма № 4), с помощью которого можно установить:

♦ степень финансирования текущей и инвестиционной деятельности за СЧ01 собственных источников;

♦ зависимость корпорации от внешних источников поступлений;

♦ дивидендную политику в настоящий период и прогноз па будущее;


♦ финансовую эластичность, т. е. способность корпорации создавать денеж­ные резервы (чистый приток денежных средств);

♦ синхронизации потоков поступлений и выплат денежных средств во време­ни и пространстве (бюджетирование доходов и расходов);

♦ оптимизации размера средств, вложенных в расчеты с дебиторами и креди­торами;

♦ регулирования переходящего остатка денежных средств;

♦ максимизации уровня самофинансирования корпорации.

Традиционный анализ финансового состояния на основе специальных финан­совых показателей (платежеспособности, ликвидности, доходности и оборачива­емости активов) имеет следующие недостатки:

♦ он основан на данных бухгалтерского баланса, который дает статическую картину состояния активов и пассивов, в связи с определенной датой;

♦ такой анализ позволяет получить представление о количестве активов и пас­сивов и объясняет причины их изменения за период, но не дает достоверного прогноза на будущее.

Анализ коэффициентов наиболее важен для оценки финансового состояния ликвидируемого предприятия, так как в процессе ликвидации важно как можно быстрее, даже путем продажи активов, погасить долговые обязательства перед кредиторами.

Для действующего предприятия приоритетное значение имеет анализ денеж­ных потоков с применением финансовых коэффициентов. Данный методологи­ческий подход позволяет определить взаимозависимость денежных потоков и динамики финансовых коэффициентов. В условиях кризиса неплатежей наиболее важными для любого предприятия являются коэффициенты абсолютной, теку­щей и общей ликвидности.


Прогнозирование денежных потоков является одним из наименее изученных вопросов корпоративных финансов. Этот вопрос тесно связан как со стратегическим планированием развития предприятия (корпорации) в будущем, так и с осуществлением перспективного финансового планирования. Прогнозирование денежный потоков – это определение возможных источников поступления и направлений расходования денежных средств.

Прогнозирование денежных потоков включает следующие операции:

♦ прогнозирование денежных поступлений за период;

♦ планирование оттока денежных средств;

♦ расчет чистого денежного потока;

♦ исчисление общей потребности в краткосрочном финансировании.

Для прогнозирования результатов деятельности корпорации по будущему до­ходу в международной практике используют два основных метода:

♦ капитализации дохода;

♦ дисконтирования чистых денежных поступлений.

Метод капитализации дохода применяют в том случае, если будущие дохо­ды сопоставимы с текущими или если темпы их роста предсказуемы, причем доходы являются весомой положительной величиной. При таких условиях кор­порация будет стабильно функционировать длительное время. В теории оценки имущества под капитализацией понимают процесс пересчета доходов в пока­затель рыночной стоимости объекта путем деления чистого дохода на ставку капитализации. Данная ставка выбирается с учетом ситуации на рынке недви­жимости и риска, с которым сопряжена деятельность оцениваемого предприя­тия.

Метод дисконтирования заключается в пересчете будущих денежных поступ­лений в их настоящую стоимость с помощью выбранной дисконтной ставки.

КОРПОРАТИВНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Одним из основных направлений повышения эффективности финансового менеджмента является совершенствование внутрифирменного финансового планирования и контроля.

Финансовый план – это обобщенный плановый документ, отражающий по­ступление и расходование денежных средств на текущий (до одного года) и дол­госрочный (свыше одного года) период. Этот план необходим для получения качественного прогноза будущих денежных потоков.

Задачи финансового планирования заключаются:

1) в использовании экономической, правовой, учетной и рыночной информа­ции, а также сведений о финансовой и инвестиционной политике компании;

2) в анализе и оценке взаимосвязи решений о дивидендах, финансирования и инвестициях;

3) в прогнозировании последствий управленческих решений, с целью избежать влияния негативных событий и четко представлять взаимосвязь оператив­ных и долгосрочных решений;

4) в выборе решений, которые выполнимы в рамках принятых финансового и инвестиционного планов;

5) в сравнительной оценке результатов реализации выбранных решений и це­лей, установленных финансовым планом.

Результатом применения моделей финансового планирования и прогнозиро­вания являются варианты финансовых отчетов (о прибылях и убытках, о доходах, и расходах, о движении денежных средств).

Бюджетирование – это процесс разработки конкретных бюджетов в соответ­ствии с целями оперативного планирования (например, бюджета доходов и рас­ходов на предстоящий месяц или квартал).

Смета – это форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период (квартал, год) и последовательность действий по исчислению показателей. Например, смета (бюджет) затрат на произ­водство и реализацию продукции. Данный термин широко применялся в плановой экономике при разработке техпромфинплана предприятия на предстоящий год.

Главной целью финансового планирования является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины денежных потоков за счет собственных, заемных и привлеченных с фон­дового рынка источников финансирования.

Важнейшие объекты финансового планирования:

§ выручка (нетто) от продажи продукции (товаров, работ, услуг);

♦ прибыль и ее распределение;

♦ фонды специального назначения и их использование;

♦ объем платежей в бюджетную систему в форме налогов и сборов;

♦ взносы в государственные внебюджетные фонды в форме единого социаль­ного налога и т.д.

Для составления финансовых планов используются следующие информаци­онные источники:

♦ договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и постав­щиками материальных ресурсов и услуг;

♦ результаты анализа бухгалтерской отчетности (форм № 1-5) и выполнения финансовых планов за предшествующий период (месяц, квартал, год);

♦ прогнозные расчеты по реализации продукции или планы сбыта продукции исходя из заказов, прогнозов спроса, уровня продажных цен и других условий рыночной конъюнктуры, включая поставку продукции за наличные деньга и в порядке бартерного обмена. Исходя из показателей сбыта рассчитывают объем производства, затраты на выпуск продукции, прибыль, рентабельность активов, собственного капитала и продаж;

♦ экономические нормативы, утверждаемые законодательными актами (нало­говые ставки, тарифы взносов в государственные внебюджетные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента минимальная месячная оплата труда и др.);

♦ принятая руководством компании учетная политика.

Разработанные на основе этих данных финансовые планы (бюджеты) служат руководством (ориентиром) для финансирования текущих финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиционных программ и проектов и других меро­приятий, обеспечивающих развитие корпорации.

Принципы финансового планирования

Принципы финансового планирования:

1. Принцип финансового соотношения сроков («золотое банковское правило») заключается в том, что получение и использование средств должно происхо­дить в установленные сроки, т. е. капитальные вложения с длительными сро­ками окупаемости следует финансировать за счет долгосрочных заемных средств (долгосрочных банковских кредитов и облигационных займов).

2. Принцип платежеспособности предполагает, что планирование денежных средств должно обеспечить платежеспособность корпорации в любое время года. У корпорации должно быть достаточно ликвидных средств, чтобы обес­печить погашение первоочередных краткосрочных обязательств. При этом оборотные активы всегда выше краткосрочных пассивов, а собственные обо­ротные средства должны превышать наиболее срочные обязательства перед поставщиками материальных ценностей и услуг.

3. Принцип рентабельности капиталовложений заключается в том, что для капитальных вложений следует выбирать самые дешевые способы финансирования (самофинансирование, финансовую аренду – лизинг, инвестиционный селенг и др.). Заемные средства выгодно привлекать лишь в том случае, если они повышают рентабельность собственного капитала.

4. Принцип сбалансированности рисков. Особенно рисковые долгосрочные ин­вестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств (чист и прибыли, амортизационных отчислений и др.).

5. Принцип приспособления к потребностям рынка. Для корпорации важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от получения кредитов и займов, так как не во всех случаях собственных средств достаточно дляфинансирования текущей и инвестиционной деятельности.

6. Принцип предельной рентабельности указывает на то, что целесообразно вы­бирать такие капиталовложения, которые обеспечивают максимальную (пре дельную) рентабельность на инвестированный капитал при допустимом уровне риска.

Методы финансового планирования

Методы планирования – это конкретные способы и приемы плановых расчетов. К таким методам относятся:

Расчетно-аналитический метод планирования заключается в том, что на основе достигнутой величины финансовых показателей прогнозируют их уровень на бу­дущий период. Данный метод применяют в тех случаях, когда отсутствуют финан­сово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямым способом, а косвенно, на основе изучения их динамики за ряд периодов (месяцев, лет).

Нормативный метод планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов определяют потребность корпорации в денежных ресурсах и источниках их образования. Такими норма­тивами являются ставки налогов, тарифы взносов в государственные внебюджет­ные фонды, нормы амортизации основного капитала и нематериальных активов, учетная ставка банковского процента и др.

Нормативный метод планирования является самым простым и доступным. Зная норматив и объемный показатель, можно легко вычислить планируемый финансо­вый показатель.

Балансовый метод планирования финансовых показателей состоит в том, что достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяют при прогнозировании поступ­лений и выплат из денежных фондов (накопления и потребления), квартального плана доходов и расходов, месячного платежного баланса (календаря) и др.

§ минимум приведенных затрат;

♦ минимум текущих затрат;

♦ минимум вложения капитала при наибольшей эффективности его исполь­зования;

♦ минимум времени на оборот капитала, т. е. ускорение оборачиваемости авансированных средств;

♦ максимум приведенной прибыли.

Метод экономико-математического моделирования в финансовом планиро­вании позволяет определить количественное выражение взаимосвязей между фи­нансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину. Данная взаи­мосвязь выявляется в экономико-математической модели, которая представляет собой точное описание экономических процессов с помощью математических сим­волов и приемов (уравнений, неравенств, графиков, таблиц и др.). В модель вклю­чают только основные (определяющие) факторы. Она может базироваться на функ­циональной или корреляционной связи.

Корреляционная связь - это вероятностная зависимость, которая проявляет­ся только в общем виде и при большом количестве наблюдений.

Построение экономико-математической модели финансового показателя скла­дывается из нескольких этапов:

♦ Изучение динамики финансового показателя за определенное время (год) и выявление факторов, влияющих на эту динамику.

♦ Расчет модели функциональной зависимости финансового показателя от определяющих факторов (например, прибыли от объема реализации про­дукции);

♦ Разработка различных вариантов прогноза финансового показателя.

♦ Анализ и экспертная оценка возможной динамики финансового показателя в будущем.

♦ Выбор оптимального варианта, т. е. принятие планового решения.

В экономико-математическую модель следует включать не все, а только клю­чевые факторы. Проверку обоснованности модели осуществляют на практике. При этом имеет значение представительность модели, т. е. длительность наблю­дений за изучаемым объектом.

Первым этапом разработки финансового плана (оперативного или годового) является осуществление анализа финансовых показателей, взятых из бухгал­терских и статистических отчетов предприятия (корпорации) за период, пред­шествующий планируемому (квартал, полугодие, год). К таким показателям от­носятся: выручка от продажи товаров (продукции, работ, услуг), себестоимость проданных товаров, прибыль, объем капиталовложений, рентабельность акти­вов и собственного капитала, показатели финансовой устойчивости, платеже­способности и ликвидности баланса.

Второй этап – составление специальных расчетов и таблиц к финансовому плану (расчеты бухгалтерской и чистой прибыли и ее распределение по направ­лениям, амортизационных отчислений, источников финансирования капитало­вложений, потребности в оборотных средствах и др.).

Третий этап – разработка отчетов об исполнении финансовых планов (бюдже­тов). Они используются для финансового анализа и разработки планов на пред­стоящий период .

Финансовую работу в корпорациях осуществляют специальная финансовая служба или бухгалтерия.

Назначение финансовой службы:

♦ обеспечение производственно-коммерческой деятельности денежными ресурсами, т. е. постоянной платежеспособности корпорации и ликвидности ее баланса;

♦ обеспечение роста доходности активов (имущества), собственного капитала и продаж;

♦ осуществление расчетов и выполнение финансовых обязательств перед государством и партнерами (юридическими и физическими лицами);

♦ разработка оперативных (текущих) и долгосрочных финансовых планов (бюджетов);

♦ контроль над рациональным движением денежных ресурсов (денежными потоками).

Финансовая работа в корпорации осуществляется по трем основным направ­лениям. Это:

1. Финансовое планирование (бюджетирование доходов, расходов и капитала).

2. Оперативная (текущая) деятельность по управлению денежным оборотом.

3. Контрольно-аналитическая работа.

Финансовое планирование заключается в разработке и анализе выполнения различных видов финансовых планов (бюджетов).

Бюджеты подразделяется на операционные и финансовые. В состав операционных бюджетов включают:

♦ бюджет продаж;

♦ бюджет производства;

♦ бюджет производственных запасов;

♦ бюджет затрат на материалы и энергию;

♦ бюджет расходов на оплату труда;

♦ бюджет амортизационных отчислений;

Финансы -- это система экономических (денежных) отношений, с помощью которой создаются и расходуются фонды денежных средств.

Исторический характер категории означает, что

  • 1 - до какого-то периода времени категории не было;
  • 2 - появление;
  • 3 - развитие;
  • 4 - исчезновение.

Финансы - "finance" (лат.) - денежный платеж.

Денежный платеж - отношения субъектов, следовательно, финансы как экономическая категория есть совокупность отношений. Эти отношения характеризуются определенными признаками. Отношения существуют между субъектами воспроизводственного процесса. Они возникают на всех стадиях и уровнях жизни общества. Именно как совокупность определенных отношений они образовывают экономическую категорию.

Общественные отношения - отношения между людьми. Экономические отношения связаны с процессом создания и движения стоимости.

На стадиях производства и потребления движения стоимости не происходит, поэтому они не являются местом возникновения финансов.

На третьей стадии распределительного процесса распределение приобретает форму движения товара. Само движение товара опосредуется движением денежных средств и стоимость не отчуждается, а меняет свою форму. На данной фазе определяющей является экономическая категория цена и на данном этапе происходит ценовое распределение стоимости.

На второй фазе воспроизводственного процесса происходит распределение ВОП. Это распределение характеризуется тем, что оно приобретает форму движения денежных средств, переходящих из одних рук в другие и здесь происходит отчуждение стоимости в ее денежном выражении. Движение денежных средств происходит обособленно от движения товаров. На стадии распределения осуществляются специфические денежные отношения.

Эта специфика выражается в отношениях, выражающих одностороннее движение стоимости. Денежные отношения получают общественные формы формирования. И тем самым они выражаются в определенных экономических категориях:

  • - заработная плата;
  • - цена;
  • - кредит;
  • - финансы.

На третьей стадии воспроизводственного процесса денежные отношения имеют другую специфику: встречного движения материальных и денежных форм стоимости. Денежные отношения выражаются в разных формах расчетов: акцепт, аккредитив и т.д., и здесь в основном функционируют две категории: деньги и цена. В процессе переливания форм стоимости между субъектами хозяйствования формируются финансовые ресурсы.

Необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений объясняется тем, что финансы необходимы для распределения стоимости общественного продукта. Только с помощью категории финансов осуществляется этот процесс.

Финансы занимаются распределением созданной стоимости в денежном выражении. В зависимости от того, как мы распределим будет зависеть процесс воспроизводства. Необходимы определенные пропорции, а главная пропорция зависит от того как мы поделим национальный доход.

Финансы как система впервые появляется на второй стадии воспроизводства - на стадии распределения. Распределение продукта происходит между владельцем этого товара и тем, кто его произвел.

СОП (совокупный общественный продукт) = C + V + M

C -- основной капитал

V -- зарплата

M -- прибыль

ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ:

  • ? распределительная (распределяет созданный продукт; с помощью этой функции создаются фонды);
  • ? перераспределительная (перераспределение созданного продукта, т.е. вторичное распределение между членами общества);
  • ? регулирующая (финансы могут как стимулировать производство. так и угнетать его);
  • ? контрольная (благодаря финансам общество имеет возможность наблюдать все финансовые потоки в государстве для того, чтобы вовремя повлиять на тот или иной товары).

Другая трактовка заключается в том, что функции финансов следующие: распределительная и контрольная, а остальные являются производными от распределительной функции.

Стадия распределения начинается с распределения новой стоимости и заканчивается формированием первичных доходов (заработная плата, прибыль). Стадия перераспределения - многоступенчатый этап, на котором формируется общегосударственные фонды: госбюджет, внебюджетные фонды, страховые, банковские фонды и фонды предприятий. Распределительная функция - объективное свойство категории финансов осуществлять распределение стоимости созданного продукта в денежном выражении.

Перераспределительная функция отличается от распределительной тем, что на этой стадии перераспределяются ранее созданные доходы.

Контрольная функция. Осуществлением соблюдения пропорций в распределительном процессе занимается контрольная функция финансов. Пропорции для разных отраслей различны и складываются при разных условиях и, следовательно, они объективны. Объектом контроля выступает распределительный процесс. Главной же контролируемой пропорцией является пропорция между фондами накопления и потребления.

В связи с развитием рыночных отношений кроме бюджетных отношений появились внебюджетные. Часть средств на проведение социально - культурных мероприятий идет через внебюджетные фонды. Таким образом, считается, что мы сокращаем бюджет, но при этом увеличивается нагрузка на предприятия, которые производят отчисления.

Появились новые моменты в теории финансов. Одним из них является стимулирующая функция финансов.

Признаки финансов:

  • 1). Финансы носят денежный характер, однако бывают ситуации, когда в финансовой системе вращаются и натуральные товары.
  • 2). Финансовые отношения носят распределительный характер.
  • 3). Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, которые принимают форму финансовых ресурсов.

Финансовый источник > финансовые ресурсы > финансовые фонды.

Финансы, являясь инструментом второй стадии общественного воспроизводства, могут влиять на все стадии воспроизводства и процесс в целом. Объективные предпосылки влияния связаны с двумя обстоятельствами:

  • 1. Финансы функционируют во всех сферах общественного производства (производстве, обращении, потреблении)
  • 2. Финансы обладают потенциальным свойством быть катализатором экономических процессов (что вытекает из распределительной функции). Распределение начинается в сфере материального производства. Эта сфера включает 4 стадии, где определяющей является стадия производства.
  • а). Сфера материального производства. Таким образом оказывает влияние на характер и масштабы производства.
  • б). Сфера обращения. Она представлена торговлей. В ней характерны процессы купли - продажи. Потребительские свойства товара не меняются, а меняется его стоимость. Товар продается и предприятие получает выручку (Д"). Затем происходит распределение этой выручки на фонды возмещения, накопления, потребления. Финансовые отношения предшествуют и завершают процесс купли продажи.
  • в). Сфера потребления. Где выделяют:
    • - коммерческие организации;
    • - бюджетные организации

В настоящее время можно встретить организации смешанного типа, где коммерческие структуры выделяют деньги для бюджетных организаций.

Наряду с предпосылками существуют возможности использования финансов. Они вытекают из экономической природы финансов. Поскольку это распределительная категория, то общество использует ее для своих целей. Сознательное использование финансов в интересах общества и отдельных его элементов превращает финансы из объективной экономической категории в экономический инструмент хозяйствования.

Экономический инструмент - это экономическая категория воплощенная в конкретных формах проявления и сознательно используемая обществом для достижения конкретных целей. Экономический инструмент, в том числе и финансы, несут два начала: первое - объективное (вытекающее из экономической категории), второе - субъективное (орудие реализации экономической политики государства).

Финансы влияют двояко:

  • - количественно (характеризуется пропорциями распределительного процесса)
  • - качественно (характеризуется воздействием финансов на материальные интересы субъектов хозяйствования).

Как экономический инструмент финансы влияют на общественное воспроизводство двояко. Качественная сторона влияния характеризуется пропорциями в распределительном процессе. Качественное влияние характеризует воздействие финансов на материальные интересы субъектов хозяйствования, через различные формы организации финансовых отношений.

Качественная сторона влияет на общественный продукт и связана с превращением финансов в стимул развития экономики. Такое превращение возможно, когда порядок формирования доходов, условия и принципы формирования фондов, направления их использования, удается тесно увязать с экономическими интересами субъектов хозяйствования.

Экономический стимул - инструмент, который увязан с материальными интересами субъектов хозяйствования. Сознательное использование финансов в общественном производстве приводит к результатам в которых проявляется активная роль финансов в общественном производстве в условиях рынка. Общий подход к оценке результатов достигаемых с помощью финансов, позволяет рассматривать роль финансов в 3-х направлениях:

  • 1) с позиции обеспечения потребностей расширенного воспроизводства необходимыми финансовыми источниками;
  • 2) с точки зрения использования финансов для регулирования стоимостной структуры
  • 3) с позиции использования финансов, как экономического стимула.

Таким образом, финансы - это совокупность объективно обусловленных экономических отношений, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках государства и субъектов хозяйствования для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворение социальных и других потребностей.

Когда финансы превращаются в прилагательное (финансовые фонды, финансовые ресурсы и т.п.), тогда финансы становятся уже деньгами. В экономической теории деньги нужны для процесса воспроизводства. Существуют определенные проблемы финансовой системы: 1) плохой сбор денежных средств; 2) расходы?! определить приоритеты в распределении средств; 3) сбалансированность бюджета. Финансы - это система экономических (денежных) отношений, с помощью которой создаются и расходуются фонды денежных средств. Финансы - совокупность объективно обусловленных экономических отношений, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках государства и субъектов хозяйствования для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворение социальных и других потребностей. Исторический характер категории означает, что 1 - до какого-то периода времени категории не было; 2 - появление; 3 - развитие; 4 - исчезновение. Финансы - «finance» (лат.) - денежный платеж. В данном курсе изучаются отношения, связанные с движением денежных средств. Денежный платеж - отношения субъектов, следовательно, финансы как экономическая категория есть совокупность отношений. Эти отношения характеризуются определенными признаками. Отношения существуют между субъектами воспроизводственного процесса. Они возникают на всех стадиях и уровнях жизни общества. Именно как совокупность определенных отношений они образовывают экономическую категорию. Как экономическая категория финансы отличаются от других экономических категорий своими признаками. Общественные отношения - отношения между людьми. Экономические отношения связаны с процессом создания и движения стоимости. На стадиях производства и потребления движения стоимости не происходит, поэтому они не являются местом возникновения финансов. На третьей стадии распределительного процесса распределение приобретает форму движения товара. Само движение товара опосредуется движением денежных средств и стоимость не отчуждается, а меняет свою форму. На данной фазе определяющей является экономическая категория цена и на данном этапе происходит ценовое распределение стоимости. На второй фазе воспроизводственного процесса происходит распределение ВОП. Это распределение характеризуется тем, что оно приобретает форму движения денежных средств, переходящих из одних рук в другие и здесь происходит отчуждение стоимости в ее денежном выражении. Движение денежных средств происходит обособленно от движения товаров. На стадии распределения осуществляются специфические денежные отношения. Эта специфика выражается в отношениях, выражающих одностороннее движение стоимости. Денежные отношения получают общественные формы формирования. И тем самым они выражаются в определенных экономических категориях: - заработная плата; - цена; - кредит; - финансы. На третьей стадии воспроизводственного процесса денежные отношения имеют другую специфику: встречного движения материальных и денежных форм стоимости. Денежные отношения выражаются в разных формах расчетов: акцепт, аккредитив и т.д., и здесь в основном функционируют две категории: деньги и цена. В процессе переливания форм стоимости между субъектами хозяйствования формируются финансовые ресурсы. Необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений объясняется тем, что финансы необходимы для распределения стоимости общественного продукта. Только с помощью категории финансов осуществляется этот процесс. Финансы занимаются распределением созданной стоимости в денежном выражении. В зависимости от того, как мы распределим будет зависеть процесс воспроизводства. Необходимы определенные пропорции, а главная пропорция зависит от того как мы поделим национальный доход. Финансы как система впервые появляется на второй стадии воспроизводства - на стадии распределения. Распределение продукта происходит между владельцем этого товара и тем, кто его произвел. СОП (совокупный общественный продукт) = C + V + M C - основной капитал V - зарплата M - прибыль

Использование товарно-денежных отношений в народном хозяйстве России обусловливает применение таких стоимостных категорий, как финансы и кредит. Следует отметить, что экономические категории представляют собой теоретическое выражение абстракции общественных отношений между людьми в процессе производства и распределения материальных благ.

Финансы выступают объектом изучения финансовой науки, которая исследует закономерности развития общественных отношений, выраженных в данной стоимостной категории. Объектом изучения финансовой науки являются как общегосударственные (публичные) финансы, так и финансы отдельных экономических субъектов (предприятий и корпораций). С помощью публичных финансов исследуется процесс формирования и использования государственных доходов и расходов. Объектом изучения финансов хозяйствующих субъектов выступает образование и использование их капитала, доходов и денежных фондов (потребления, накопления и резервных).

Государство выступает не только как субъект собственности на определенную часть имущества, но и в качестве агента производства - хозяйствующего субъекта (финансовая поддержка из федерального бюджета приоритетных отраслей хозяйства, науки, экспорта товаров, закупок сельскохозяйственного сырья, подготовки кадров и др.).

Развитие денежных отношений, выраженных финансами, происходит по относительно частным закономерностям. Основными из них являются следующие. Во-первых, финансовые отношения непосредственно порождаются государством, в то время как другие стоимостные категории (деньги, цена, прибыль) обусловлены ведением товарного хозяйства. Поясним данную закономерность.

  • Развитие финансовых отношений - объективная необходимость, возникающая на определенном этапе развития общества в связи с появлением государства.
  • Объем денежных ресурсов, которыми располагает государство, в конечном итоге зависит от экономических условий.
  • Государство не может произвольно строить систему финансов, поскольку даже формы финансовых отношений определяются экономическими условиями и это влияет на развитие государственных доходов и расходов.
  • Государство может устанавливать только такие виды налогов и сборов, которые соответствуют действию объективных экономических законов и потребностям развития производительных сил. Например, Налоговым кодексом РФ с 01.01.2001 г. установлено 28 федеральных, региональных и местных налогов и сборов вместо 43 прежних.
  • Государство, учитывая большое влияние финансов на экономику, часто использует их для усиления воздействия на экономический рост (увеличение валового внутреннего продукта и занятости населения, снижение темпов инфляции и т. д.).

Во-вторых, важным условием возникновения и развития финансов является сфера распространения товарно-денежных отношений в общей совокупности экономических связей. Чем шире представлена эта сфера, тем большее значение в хозяйственной системе имеют и финансы.

В-третьих, финансы выражают денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов (фонда бюджетных средств и денежных фондов хозяйствующих субъектов).

В-четвертых, регулирующая деятельность конкретной страны, связанная с практическим использованием финансов, обособляется в финансовую политику государства. Ее осуществляют специально уполномоченные на это органы финансовой системы (Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет и др.).

В-пятых, финансы в своей развитой форме включают не только общегосударственные финансы, но и финансы предприятий и корпораций, государственный кредит и страховые фонды.

Указанные закономерности позволяют определить финансовые отношения как относительно самостоятельную экономическую науку, связанную с практическим использованием финансов в общественном воспроизводстве, изучающую их содержание, формы проявления, закономерности, роль в хозяйственной системе.

История становления и развития финансов свидетельствует о том, что им свойственны следующие признаки:

  • денежный (стоимостный) характер финансовых отношений;
  • распределительный (перераспределительный) характер финансовых отношений;
  • фондовый характер денежных отношений, выражающих категорию «финансы»;
  • финансовые отношения всегда связаны с формированием доходов, принимающих форму финансовых ресурсов;
  • финансовые отношения, будучи объективными, тем не менее регулируются государством.

Дадим краткую характеристику каждого признака.

Финансовые отношения между экономическими субъектами и государством носят денежный (стоимостной) характер, позволяющий отделить финансы от натуральных сборов, доминирующих в эпохи рабства и феодализма. Появление финансовых отношений всегда сопровождается реальным движением денежных средств, что характерно для развитого рыночного хозяйства.

Финансы выражают распределение (перераспределение) стоимости валового внутреннего продукта (ВВП). Эти процессы характерны для второй стадии воспроизводственного процесса - распределение стоимости ВВП в денежной форме.

На данной стадии движение стоимости в денежной форме осуществляется обособленно от движения товаров, что вызвано ее отчуждением (переходом от одного владельца к другому - государству в форме косвенных налогов) или целевым разделением каждой части стоимости в рамках одного владельца - на фонды возмещения, потребления и прибыль. Следовательно, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение стоимости в денежной форме (Д-Д) без встречного эквивалента - товара. Следует отметить, что на третьей стадии (обмен) распределенная стоимость в денежной форме обменивается на товарную форму, т. е. происходит акт купли-продажи товара по рыночным ценам (Т-Д; Д-Т). Товарообменные операции обслуживаются двумя категориями:

Движение стоимости ВВП по стадиям воспроизводственного процесса

  • деньгами как всеобщим эквивалентом, в результате чего общественный продукт распределяется между субъектами воспроизводства;
  • ценой, на основе которой происходит количественное соизмерение стоимости в денежной и товарной формах. Других стоимостных инструментов для процесса обмена не требуется.

Сферой возникновения и функционирования финансов является вторая стадия общественного воспроизводства, где происходит распределение ВВП по целевому назначению (на фонды возмещения, потребления и прибыль) и субъектам хозяйствования. Благодаря финансам осуществляются многообразные процессы перераспределения стоимости общественного продукта во всех звеньях народного хозяйства и непроизводственной сфере. Распределение (перераспределение) стоимости ВВП с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих форму финансовых ресурсов. Они составляют материальную основу финансов. Финансовые ресурсы образуются у хозяйствующих субъектов (предприятий и корпораций) из выручки от продажи товаров (работ, услуг), а у государства за счет налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц в бесспорном порядке. Финансовые ресурсы государства принимают форму бюджетных и внебюджетных фондов, имеющих строго целевое назначение.

Итак, финансовые ресурсы выступают материальным носителем финансовых отношений в хозяйственной системе.

3. Использование финансовых ресурсов осуществляется через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и не фондовая форма их использования (например, сметная форма финансирования в бюджетных организациях).

Финансовые фонды - важная составная часть общей системы денежных фондов, создаваемых в народном хозяйстве России (например, ссудный фонд, фонд оплаты труда, резервные фонды). Фондовая форма функционирования финансовых ресурсов позволяет:

  • теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями государства;
  • сконцентрировать финансовые ресурсы на приоритетных направлениях развития общественного воспроизводства;
  • полнее увязать общественные и личные интересы в целях развития производства.

4. Финансовые отношения всегда связаны с формированием и использованием доходов, принимающих форму финансовых ресурсов. Ни одна из стоимостных категорий (кроме финансов) не характеризуется таким материальным носителем.

5. Финансовые отношения, будучи объективными, тем не менее регулируются государством посредством:

  • налогов и налоговых льгот;
  • финансовых санкций за несоблюдение налогового законодательства;
  • процентов по государственным ценным бумагам;
  • учетной ставки Центрального банка России;
  • величины взносов во внебюджетные фонды и др. Денежные отношения, выражаемые финансами, сводятся государством в единую систему формирования и использования фондов финансовых ресурсов.

Выделение существенных признаков финансов позволяет дать им следующее определение.

Финансы выражают систему денежных отношений, регулируемых государством в целях формирования и использования фондов финансовых ресурсов для удовлетворения различных общественных потребностей.

Данное определение является наиболее общим, характеризующим финансы как стоимостную категорию. Наряду с общегосударственными важное звено финансовой системы России составляют финансы предприятий различных форм собственности (хозяйственных товариществ и обществ, государственных унитарных предприятий, производственных кооперативов, финансово-промышленных групп и других коммерческих организаций). Финансы предприятий и корпораций выражают систему денежных отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и необходимых для формирования и использования капитала, доходов и денежных фондов. К последним относятся фонды потребления, накопления и резервные. Денежный фонд - обособившаяся часть денежных средств хозяйствующего субъекта, получившая целевое назначение и относительно самостоятельное функционирование.

Денежные средства - это более широкое понятие, чем денежные фонды, которые составляют только часть денежных средств, находящихся в обороте предприятия. Денежные потоки - целенаправленное движение денежных средств в текущей, инвестиционной и финансовой сферах деятельности предприятия (корпорации). Будучи частью производственных отношений, финансы относятся к экономическому базису общества.

В отличие от финансов кредит - форма движения ссудного капитала. Он предоставляется заемщикам банками на платной и возвратной основе. Ссудный капитал образуется из различных источников: за счет временно высвобождающихся из оборота средств хозяйствующих субъектов, населения, банков и бюджета. Формирование ссудного капитала из указанных источников свидетельствует о тесной связи финансов и кредита, поскольку они являются денежными отношениями. Однако существуют различные способы предоставления финансовых и кредитных ресурсов экономическим субъектам.

Необходимость и сущность финансов.

Необходимость финансов возникла в капиталистическом государстве в связи с налаживанием регулярного товарно-денежного обмена и ростом потребностей государства в финансовых ресурсах. Быстрый рост расходов капиталистических государств стал толчком развития финансов. Материальную основу финансов составляет национальный доход в денежном выражении. Необходимость финансов в условиях рыночного хозяйства можно объяснить следующими причинами.

1) товарно-денежные отношения и закон стоимости. Реализация продукции, товаров и услуг хозяйствующими субъектами осуществляется путем купли и продажи за деньги.

2) Финансы охватывают все стадии воспроизводственного процесса: производство, обмен, распределение, потребление - и могут оказывать регулирующее воздействие на все его составляющие. Финансы способствуют:

Созданию всем хозяйствующим субъектам условий для самофинансирования и, регулируя частично структуру расходов и цен предприятий с помощью налогов, регламентации амортизационной политики, налоговых вычетов и льгот, установлению минимального уровня оплаты труда и собственного капитала;

Обеспечению заинтересованности всех хозяйствующих субъектов в осуществлении инвестиционной и инновационной деятельности путем соответствующих налоговых вычетов;

Созданию условий доверия для всех экономических субъектов к государству и кредитной системе для обеспечения аккумулирования временно свободных денежных средств и их перераспределения.

Функции финансов.

1) Распределительная (распределяет созданный продукт; с помощью этой функции создаются фонды);

2) Перераспределительная (перераспределение созданного продукта, т.е. вторичное распределение между членами общества);

3) Регулирующая (финансы могут как стимулировать производство, так и угнетать его);

4) Контрольная (благодаря финансам общество имеет возможность наблюдать все финансовые потоки в государстве для того, чтобы вовремя повлиять на тот или иной товары).

Понятие и состав финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы - доходы и поступления субъектов хозяйствования и государства в лице его органов, которые используются на цели расширение воспроизводства и на удовлетворение других потребностей. Финансы и финансовые ресурсы - не тождественные понятия. Финансовые ресурсы не определяют сущность финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансовая наука изучает не ресурсы, а общественные отношения, возникающие на основе образования, распределения и использования ресурсов.

Состав финансовых ресурсов:

1) собственные средства: а) на уровне предприятий и домохозяйств - прибыль, зарплата, доходы домохозяйств; б) на уровне государства - доходы от госпредприятий, приватизации, а также от внешнеэкономической деятельности;

2) мобилизованные на рынке: а) на уровне предприятий и домохозяйств - продажа-покупка ценных бумаг, банковский кредит; б) на уровне государства - эмиссия ценных бумаг и денег, государственный кредит;

3) средства, поступившие в порядке перераспределения: а) на уровне предприятий и домохозяйств - проценты и дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими владельцами; б) на уровне государства - обязательные платежи (налоги, сборы, пошлины).

Финансовая система Российской Федерации и характеристика ее звеньев.

Финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений:

Государственную бюджетную систему;

Внебюджетные специальные фонды;

Государственный кредит;

Фонды страхования;

Финансы предприятий различных форм собственности.

Первые три блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Финансовый механизм и его виды.

Финансовый механизм – инструмент финансовой политики, представляющий собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

В зависимости от степени регулирования со стороны государства финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий .

Директивный связан с отношениями, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и т. д.). Регулирующий определяет основные направления функционирования финансовых отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация внутрихозяйственной деятельности на предприятиях).

Структура финансового механизма включает в себя:

Финансовое регулирование;

Финансовое стимулирование;

Финансовые рычаги;

Нормативное и правовое обеспечение;

Информационное обеспечение.

Финансовое регулирование представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства.

Финансовое стимулирование является одним из методов регулирования народно-хозяйственных пропорций.

Финансовые рычаги представляют собой приемы, при которых финансы воздействуют на экономику государства и прежде всего на его нижнее звено – предприятия.

Правовое и нормативное обеспечение включают в себя:

Законы (Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, Единую бюджетную классификацию, Закон о госбюджете и пр.);

Указы Президента РФ (по налогообложению);

Постановления Правительства РФ;

Приказы и письма министерств и ведомств;

Устав юридического лица.

Механизм финансового регулирования дает возможность государству сформировать такие условия для субъектов финансового механизма, которые бы принудили их действовать в соответствии с необходимыми для общества направлениями. Такое регулирование проводится с помощью инструментов фискальной, бюджетной, налоговой политики и др.

Типы финансовой политики.

Выделяют следующие типы финансовой политики: классический, регулируемый, неоклассический, планово-директивный и монетарный.

Основа классической финансовой политики - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Регулируемый тип. Главный механизм налогового регулирования - подоходный налог. Основные рычаги вмешательства государства в экономику - государственные расходы, формирующие дополнительный спрос. Управление финансами осуществляют самостоятельные специализированные и службы. Они осуществляют планирование бюджета, контроль за поступлением налогов, управление государственным долгом.

Неоклассический тип - произошел возврат к основным принципам классической финансовой политики, существенно пересмотренным и модифицированным. В результате такого регулирование становится многоцелевым. То есть кроме экономического роста и занятости, государство регулирует социальную политику, структурную перестройку государства. Существенное внимание уделяется вопросам денежного обращения. Главной целью становится уменьшение объёмов национального дохода, перераспределяемого через финансовую систему; снижение бюджетного дефицита; стимулирование объёмов сбережений, стимулирование развития предпринимательства. Снижения налогового бремени.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех не используемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти. Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве.

Монетарная политика - это согласованная деятельность органов государственной власти по управлению денежными потоками, которые, используя определённые специфические механизмы работы, направлены на достижение определённых макроэкономических целей».

Основными инструментами монетарной политики являются учётная ставка центрального банка, валютный курс и масштаб цен. Особое место в ней уделено государственному регулированию финансового рынка.

Министерство финансов как орган управления финансами в Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) - федеральное министерство РФ, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов в РФ.

Министерству финансов РФ подчиняются пять федеральных служб: Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство.

Основные задачи: выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Основные функции:

Разработка проектов законов по вопросам развития бюджетной системы, основ бюджетного процесса, разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления;

Разработка проектов законов в области налогообложения, а также форм документов, учета и отчетности, связанных с их реализацией;

Разработка проекта закона о федеральном бюджете и организацию его исполнения, составление отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

Координация бюджетной и денежно-кредитной политики;

Управление государственным долгом Российской Федерации и эмиссию государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации;

Ведение книги учета государственных долгов и регистрации эмиссии государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

Разработку нормативных актов в области бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

Финансовый контроль - это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

Цель - своевременное получение всей информации о ходе процесса управления финансами на микро и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений.

Основные задачи:

Обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;

Выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств;

Рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;

Соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;

Повышение эффективности финансовой политики государства.

Основные элементы: объект и субъект; информационное, правовое и методическое обеспечение; механизм; принципы; меры ответственности всех участников процесса контроля. Инфраструктура финансового контроля включает в себя: финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля и т.п.

Наиболее важным элементом в системе финансового контроля являются субъекты контроля, так как они в соответствии с действующим законодательством непосредственно осуществляют контроль и несут ответственность за свои действия.

Субъектами финансового контроля являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права.

Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления, а также органов, осуществляющих финансовый контроль, и их должностных лиц.

Доходы бюджета.

Государственные доходы - это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

Доходная часть государственного бюджета состоит из трех основных частей:

Налогов

Неналоговых доходов

Доходов целевых бюджетных фондов

К неналоговым доходам относятся доходы:

От использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

От продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

От платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями;

В виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

Иные неналоговые доходы.

В систему налоговых платежей в государственный бюджет включаются: прямые налоги и косвенные налоги.

Прямые налоги - это налоги, взимаемые непосредственно у источника их образования. К прямым налогам относятся: налог на прибыль; подоходный налог с физических лиц; налоги на совокупный доход.

Косвенные налоги - основная часть налоговых поступлений государственного бюджета (это налоги на потребителя). Они состоят из НДС, акцизов и таможенных пошлин и сборов. Они оказывают влияние на уровень цен (включены в цену) и на структуру потребления.

Прямые налоги взимаются и в государственный (федеральный), и в региональные, и в местные бюджеты. Это зависит и от территориального расположения предприятия и от его масштабности (налог на прибыль). К прямым налогам кроме налога на прибыль относятся также подоходные налоги на физических лиц (граждан). Прямые налоги - вторая составная часть всех поступающих в бюджет доходов. К косвенным налогам , составляющим до 70−90% от всех налоговых поступлений в государственный бюджет, относятся: налог на добавленную стоимость (НДС); акцизы ; таможенные пошлины и сборы . При этом важное значение в этой группе имеет НДС (до 40% в группе косвенных налогов).

Расходы бюджета.

Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Делятся на капитальные и текущие .

Капитальные расходы бюджетов , предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности, классификацией расходов бюджетов РФ.В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития.

Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов (а) органов исполнительной власти и (б) органов местного самоуправления. Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а порядок их расходования устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах:

Средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

Трансфертов населению, включающих в себя ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ и ее субъектов, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

Ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

Бюджетных кредитов юридическим лицам (включая налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);

Субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

Инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

Кредитов иностранным государствам

Средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Самофинансирования

означающий приоритет собственных источников финансирования как стратегии управления финансовыми ресурсами предприятия в целях накопления капитала, достаточного для финансирования расширенного воспроизводства.

Функции кредита.

1. Перераспределительная - перераспределение стоимости может происходить по территориальному и отраслевому признакам. Для кредита не имеет значение расположение кредитора и заемщика. Такие перераспределения стоимости называются межтерриториальными. Межотраслевое перераспределение при помощи кредитора происходит когда стоимость передается от кредитора представляющего одну отрасль заемщику предприятию др. отрасль.

2. Замещение действительных денег. Перечисление денег с одного счета на другой в связи с безналичными расчетами за товар и услуги, зачет взаимной задолженности дает возможность сократить налично-денежные платежи, улучшить структуру денежного оборота. В настоящее время действительные деньги (из золота и серебра) не обращаются. В обращении находятся денежные знаки выпускаемые на основе кредита.

Виды и формы кредита.

1. Банковский кредит. Банковский кредит представляет собой, с одной стороны, денежную сумму, предоставляемую банком на определённый срок и на определённых условиях, а с другой стороны - определённую технологию удовлетворения заявленной заёмщиком финансовой потребности. Во втором случае банковский кредит представляет собой упорядоченный комплекс взаимосвязанных организационных, технико-технологических, информационных, финансовых, юридических и иных процедур, которые составляют целостный регламент взаимодействия банка в лице его сотрудников и подразделений с клиентом банка по поводу предоставления денежных средств. Осуществляется в форме выдачи ссуд, учёта векселей и других формах.

1) По сроку погашения: - краткосрочные; - среднесрочные; - долгосрочные.

2) По способу погашения: - погашаемые одной суммой в конце срока; - погашаемые равными долями через равные промежутки времени; - погашаемые неравными долями через различные промежутки времени.

3) По способу взимания ссудного процента: - плата в момент погашения ссуды; - плата равномерными взносами в течение всего срока действия кредитного договора; - оплата в момент выдачи кредита.

4) По наличию обеспечения: - доверительные (необеспеченные) ссуды; - обеспеченные ссуды; - ссуды под финансовые гарантии третьих лиц.

5) По целевому назначению: - общественного характера; - целевые кредиты.

6) По форме предоставления кредита: 1. Ссуды в безналичной форме: - зачисление безналичных денег на соответствующий счет заёмщика, в том числе реструктуризация ранее выданного кредита и предоставление нового;- кредитование с использованием векселей банка;- в смешанной форме (сочетание 2-х предыдущих вариантов).2. Ссуды в налично-денежной форме (как правило, физическим лицам).

7) По технике предоставления кредита: - одной суммой;- в виде овердрафта;- в виде кредитной линии.

8) По способу предоставления кредита: - индивидуальный кредит (предоставляемый заёмщику одним банком);- синдицированный.

9) По категориям потенциальных заёмщиков: - Аграрные ссуды; - Коммерческие ссуды;- Ссуды посредникам на фондовой бирже; - Ипотечные ссуды владельцам недвижимости; - Межбанковские ссуды; - Кредит для юридических лиц; - Кредит для физических лиц.

2. Коммерческий, потребительский, государственный. Коммерческий кредит - разновидность кредита, суть которого состоит в передаче одной стороной (кредитором) другой стороне (заёмщику) денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками. Современный коммерческий кредит - это кредит, предоставляемый предприятиями друг другу.

Потребительский кредит - кредит, предоставляемый непосредственно гражданам (домашним хозяйствам) для приобретения предметов потребления.

Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. , государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.

Международный кредит - движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты процентов.

Принципы кредитования.

Кредит - это система экономических отношений в связи с передачей от одного собственника другому во временное пользование ценностей в любой форме (товарной, денежной, нематериальной) на условиях возвратности, срочности, платности.

Основными принципами кредитования являются: возвратность, срочность и платность. Возвратность предполагает, что переданные в долг ценности в оговоренной заранее форме (кредитном соглашении), чаще всего денежной, будут возвращены продавцу кредита (кредитору). Нарушение принципа возвратности может нанести непоправимый ущерб кредитору, поэтому в современных условиях в кредитных соглашениях принято оговаривать способы страхования кредитного риска. Целевая направленность кредитования обеспечивает возвратность и платность ссуды. Срочность кредитования - это естественная форма обеспечения возвратности кредита. Она означает, что ссуда должна быть не просто возвращена, а возвращена в строго оговоренный в кредитном соглашении срок. Обеспеченность кредита - дополнительный принцип кредитования, который всегда включается в кредитное соглашение. С принятием закона "О банках и банковской деятельности" коммерческие банки получили возможность выдавать своим клиентам кредиты под различные формы его обеспечения. Принцип платности кредита означает, что заемщик денег должен внести определенную единовременную плату за пользование кредитом или платить в течение оговоренного срока.

Методы кредитования.

В современной российской практике применяются два основных метода кредитования: целевая ссуда и кредитование расчетного счета . Сущность первого метода состоит в том, что ссуда выдается на удовлетворение определенной целевой потребности в финансовых ресурсах. Целевая ссуда может быть предоставлена в форме возобновляемой и не возобновляемой кредитной линии. При втором методе ссуды предоставляются в пределах установленного банком для заемщика лимита. Данный лимит используется заемщиком по мере потребности путем оплаты предъявляемых к его расчетному счету платежных документов в течение определенного периода.

Финансы как стоимостная категория – совокупность объективно обусловленных экономических отношений, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках государства и субъектов хозяйствования для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворение соц. и других потребностей.