Международный опыт экономической безопасности предприятия. Зарубежный опыт обеспечения и повышения экономической безопасности Зарубежный опыт правового регулирования экономической безопасности

Цель национальной экономической безопасности состоит в обеспечении продолжительной, качественно насыщенной жизни населения на основе минимизации социально-экономических издержек, возникающих вследствие объективных угроз. Технологии регулирования экономической безопасности базируются на целевом прогнозном планировании и управлении процессами оптимизации и контроля критериальных показателей и ориентиров, содержащихся в государственных целевых программах и приоритетных национальных проектах.

Методологической основой формирования системы обеспечения экономической безопасности государства служат:

  • 1. камералистская концепция защиты внешнеэкономической безопасности;
  • 2. кейнсианская концепция защиты от внутренних макроэкономических угроз;
  • 3. институциональная концепция защиты от административных барьеров.

Камералистская концепция национальной экономической безопасности Фридриха Листа предполагает, что основная ответственность по ее обеспечению ложится на государственные органы, разрабатывающие законы об импортных квотах, и на таможенные и пограничные службы.

Альтернативный подход к трактовке национальной экономической безопасности сформулировал в 1930-х гг. английский ученый-экономист Джон Мейнард Кейнс. В соответствии с кейнсианской парадигмой главными угрозами национальной экономике являются безработица и экономический спад производства. Методы предотвращения угроз в соответствии с рекомендациями Кейнса - активное государственное регулирование хозяйственной деятельности на основе оказания финансовой поддержки и административного контроля над конкуренцией.

В соответствии с институциональной точкой зрения на экономическую безопасность, главными угрозами являются административные барьеры, а приоритетными мерами их предотвращения, должно стать принятие адекватных развитию рыночных отношений законов.

Расстановка приоритетов в защите национальной экономической безопасности определяется, прежде всего, степенью развития конкретной страны. Для так называемых стран ядра, или капиталистических, в наибольшей степени актуален подход Кейнса, для стран периферии и полупериферии - теория Э. де Со-то. Что касается концепции Ф. Листа, то в условиях глобализации экономики данная парадигма имеет для всех стран второстепенное значение. В этой связи можно сделать вывод, что в современных условиях формирования моделей экономической безопасности рассмотренные подходы взаимодополняют друг друга.

В мире накоплен определенный опыт в этой области, однако целостная институциональная система обеспечения безопасности сложилась к настоящему времени только в США. В достаточной степени развита такая система в Германии и Франции. Специфическим построением характеризуется модель безопасности Великобритании, где нет законодательно определенной институциональной системы, но фактически она существует.

Опыт стран Европейского Союза показывает, что обеспечение национальной экономической безопасности оказывает решающее влияние на закрепление за государством четкого места в глобальном мире, которое соответствовало бы его геостратегическим значению и потенциалу.

В Европейском Союзе (ЕС) термин «экономическая безопасность» относится к позиции объединения в мировой экономической системе. ЕС диктует важность европейской интеграции с целью достижения высокого уровня конкурентоспособности в условиях глобализации. Отдельно каждая страна-член Евросоюза обладает гораздо меньшим количеством экономических ресурсов, чем другие развитые и даже развивающиеся страны. Эффект синергии, достигаемый через взаимообмен ресурсами определяет способность Европейского союза обеспечивать высокий уровень экономической безопасности и конкурентоспособности. Конечная цель обеспечения экономической безопасности в ЕС - формирование полностью интегрированной Европы с одинаковым уровнем жизни во всех странах-участницах.

Большинство стран ЕС основной задачей политики безопасности в национальных доктринах определяют укрепление европейского пространства стабильности путем развития европейской интеграции и активной политики соседства Европейского Союза со странами Восточной Европы, Южного Кавказа, Центральной Азии и Средиземноморского региона. Тем не менее концепцию экономической безопасности Европейского Сообщества необходимо рассматривать в значительной мере в контексте экономической безопасности каждого отдельного государства, национальных доктрин, программ и концепций обеспечения национальной безопасности.

В Германии отдельного закона, посвященного концепции экономической безопасности не существует. Государственная философия экономической безопасности на практике реализуется преимущественно через законы, регламентирующие наиболее важные сферы рыночной деятельности и наделяющие государство существенными контрольными функциями. Так, основные интересы страны в сфере национальной безопасности, в том числе и ее экономической составляющей, представлены в форме официальной директивы министерства обороны.

Германия видит обеспечение своей экономической безопасности в поддержании экономического и социального прогресса, демократизации в Европе и во всем мире, защите от экономического шантажа, обеспечении свободы торговли и доступа к сырьевым ресурсам и рынкам в рамках справедливой мировой экономической системы. Во внутриэкономическом плане преследуется цель гарантировать здоровое хозяйственное развитие страны, материальное и социальное благополучие населения. Во внешнеэкономическом плане главный акцент, ввиду экспортной ориентированности экономики, делается на стабильность и совершенствование рынков сбыта.

Основными методами обеспечения безопасного развития экономики в Германии являются действия по поддержанию цивилизованного характера рыночных отношений, создание равных условий для конкуренции, недопущение монополизации в отдельных отраслях и поддержание стабильности национальной валюты.

В широком смысле, под экономической безопасностью во Франции понимается предупреждение и предотвращение экономических угроз путем представления новых схем, адаптации норм и структур международной безопасности и создания сети сотрудничества, в частности между государственным и частным секторами и между государствами.

Во Франции основным государственным документом, в котором затрагиваются отдельные положения обеспечения экономической безопасности, является Закон «О национальной безопасности» 1964 г. Понятие национальной экономической безопасности во Франции трактуется как создание благоприятных внутренних и внешних условий для повышения национального благосостояния и укрепления экономического потенциала страны. Экономическая безопасность в широком смысле обеспечивается всей совокупностью инструментов хозяйственного регулирования. С этой целью во Франции в процессе выработки и принятия экономических решений используются критерии, связанные со снижением уязвимости хозяйственной системы и сохранением экономического фундамента самостоятельной внешней политики. К таким критериям относятся: устранение серьезных диспропорций в уровне экономического развития субъектов хозяйствования; недопущение чрезмерной внешней зависимости в важнейших секторах экономики: сведение к минимуму рисков, связанных с зависимостью от внешнего мира.

Политика в области обеспечения безопасности в Великобритании тесно увязывается с оборонной политикой: обе они основываются на оценках национальных интересов и реализуются через их защиту. Под «национальными интересами» в сфере экономики понимаются народнохозяйственные интересы всего общества в целом, имеющие приоритет по отношению к другим формам общественных интересов.

Угрозы национальной экономической безопасности подразделяют на внешние и внутренние и ранжируются по степени важности и вероятности наступления, что позволяет концентрировать усилия по прогнозированию и предотвращению наиболее опасных, с точки зрения национальной экономической безопасности, рисков. При этом следует отметить, что в сфере предотвращения экономических угроз правительство традиционно опирается на частный бизнес, оказывая ему максимальную поддержку. Кроме того, в стране существует разветвленная сеть институтов, обеспечивающая эффективное взаимодействие парламента, правительства и крупного бизнеса при выработке и реализации решений, относящихся к обеспечению национальной экономической безопасности. В нее, в частности, входят такие организации как Конфедерация британской промышленности, Совет по торговле с Восточной Европой и ряд более специализированных организаций, представляющих интересы промышленников и предпринимателей.

Концепция экономической безопасности рассматривается в Испании в значительной мере в контексте экономической безопасности всего Европейского Сообщества. Вместе с тем, создана эффективная система обеспечения национальных интересов в экономической области. Ее основу составляют: гибкая законодательно-нормативная база; четкое разграничение компетенции министерств, ведомств и организаций в реализации нормативных положений, касающихся экономического развития; наличие на каждом этапе развития законодательно утвержденной программы экономических приоритетов, которая в принципе должна была исключить возможность раздачи адресных привилегий; наличие специальных государственных служб контроля.

В системе обеспечения экономического благосостояния и устойчивого развития страны важное место занимает определение приоритетных отраслей национальной промышленности, подпадающие под защиту протекционистских мер; регулирование процедуры стимулирования инвестиций; валютный контроль; тщательно разработанное законодательство об акционерных обществах.

В Италии государство уделяет большое внимание внешнеэкономической экспансии, которая осуществляется через экономическую и технологическую привязку Италии к ее зарубежным партнерам. При этом наиболее перспективными среди них можно назвать страны ОЭСР, а также развивающиеся страны Африки, Азии, Латинской Америки. Акцент делается также на итальянское присутствие за рубежом через развитие международной промышленной кооперации и, как и в Германии, диверсификацию поставщиков энергоносителей. При отсутствии официально сформулированной доктрины экономической безопасности выполнение международных обязательств Италии, связанных с участием в политических или экономических группировках является объективным ориентиром итальянского правительства. Вместе с тем государство в правовых рамках использует все доступные механизмы защиты интересов собственных производителей на внутреннем и внешнем рынках.

Анализ опыта таких стран Западной Европы как Нидерланды, Бельгия, Дания, Люксембург, Швейцария по обеспечению экономической безопасности показывает, что их основной стратегической целью по защите национальных экономических интересов является обеспечение устойчивого экономического роста и модернизации экономики в соответствии с условиями конкурентной борьбы на мировом рынке. Эти страны не имеют возможности существенно влиять на формирование структуры мировой экономики, вследствие чего вынуждены приспосабливаться к условиям развития мировой экономики, изменять сложившиеся структуры национальных экономик и пропорции их развития. При этом так называемые «малые страны» Евросоюза в качестве стратегических целей определяют формирование эффективной структуры и специализацию экономики.

Политика обеспечения экономической безопасности Чехии, Польши, Словакии и стран Балтии базируется на сближении национальных интересов с общеевропейскими интересами, а также политической, экономической и институциональной трансформацией в соответствии с западноевропейскими стандартами. В начале 90-х годов эти страны избрали практически одинаковую модель обеспечения экономической безопасности, которая включала следующие действия: оценку геополитической ситуации в регионе; определение вектора и стратегии развития; выстраивание и реализацию модели поведения, в том числе в сфере экономики, в соответствии с доминирующими тенденциями регионального и мирового эволюционного процесса; соотнесение базовых количественных и качественных показателей развития с общемировыми и региональными стандартами; корректировку курса экономических реформ. Главными угрозами экономической безопасности этой группы стран можно назвать: экономическую отсталость регионов Центральной Европы от западноевропейских стран, трудности перехода к рыночной экономике, проблемы формирования демократических и рыночных институтов, а в отдельных странах, например Польше, - ограничение импорта стратегически важного сырья.

Давая общую характеристику текущего состояния развития сектора экономической безопасности во всех рассмотренных странах, можно отдельно выделить относительно стабильные экономические системы (Великобритания, Италия, Испания, Нидерланды, Германия, Франция). Эти страны преимущественно сосредоточены на повышении эффективности экономики и одновременно поддерживают существующий уровень личной экономической безопасности своих граждан. О новых странах-членах ЕС (Болгария, Польша, Румыния, Словакия, Венгрия, Чехия) можно сказать, что они уже завершили реформы «первого поколения» (с акцентом на реструктуризацию и переподчинение) и вышли на завершающую стадию реформ структур безопасности.

Анализ подходов к экономической безопасности государства в странах Европейского Союза убедительно свидетельствует о том, что уровень безопасности зависит от множества факторов.

В конечном счете, успешное обеспечение странами Европейского Союза национальной экономической безопасности зависит от устойчивости и силы их национальных экономик. Только сильная экономика позволяет успешно защищать национальные интересы в условиях усиливающейся глобальной конкуренции и нарастания мирохозяйственных диспропорций. Следовательно, государство должно не только разрабатывать национальную концепцию безопасности, опираясь на мировой опыт, но, прежде всего, проводить реформирование экономической внутренней и внешней политики с целью защиты всех субъектов хозяйственной деятельности.

экономический безопасность лизинг инвестиционный

Слово молодым ученым

Литература

1. Бадоев С.Х. Анализ мирового рынка люксовых товаров // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Центр развития научного сотрудничества" (Новосибирск). 2015. №7. С. 24-28.

2. Березова И.С., Тихомирова И.И. Анализ рынка товаров и услуг класса люкс в России // Маркетинг и коммерциализация. 2015. №3. С. 279-281.

3. Боровик Н. Золотой фонд [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://profashion.ru/analytics/154255/

4. Носкова Е. Не яхта, так туфли [Электронный ресурс] // Российская бизнес-газета. 2015. №1017

(38). Режим доступа: https://rg.ru/2015/09/29/tovari.html

5. Холявко А. Золотое дно: российский рынок переживает тяжелейший кризис в истории [электронный ресурс] /Режим доступа: https://secretmag.ru/trends/tendencies/luxury.htm

6. Россияне меньше путешествуют и тратят за границей [электронный ресурс]/ Газета «Ведомо-

сти» 2014. №3699. Режим доступа:

http://www.vedomosti.ru/business/articles/2014/10/20/roskoshnyj-krizis

Badoev Soslan Khazbievich, Candidate of Economic Sciences, associate Professor of department of International relationships; North-Ossetian State University after K.L. Khetagurov (44-46, Vatutin st., Vladikavkaz city, 362025, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Zaseeva Kristina Telmanovna, student of department of International relationships; North-Ossetian State University after K.L. Khetagurov (44-46, Vatutin st., Vladikavkaz city, 362025, Russian Federation). E-mail: [email protected]

CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF LUXURY RUSSIAN COMMODITY MARKET

The condition and prospects for further development of luxury goods market in Russia are analyzed in this article. The author focuses attention on the crisis of the Russian luxury goods market and possible ways out of this crisis.

Keywords: luxury, Russian buyers, volume of luxury goods sales, crisis, luxury goods market, Russia.

УДК 339 DOI: 10.22394/2079-1690-2017-1-2-197-201

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Власенко аспирант кафедры менеджмента, Южно-Российский институт

Андрей управления - филиал Российской академии народного хозяйства

Владимирович и государственной службы при Президенте РФ

(344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected] Аннотация

Статья посвящена анализу зарубежного опыта обеспечения экономической безопасности. Особое внимание уделено выявлению и анализу факторов, влияющих на национальную безопасность и обеспечивающих социально-экономические условия для стабильного развития и поддержки предпринимательских структур. В результате предложена система мер, способствующая обеспечению экономической безопасности на макро- и микроуровнях.

Ключевые слова: зарубежный опыт, обеспечение экономической безопасности.

В условиях усиления международной интеграции и глобализации, при одновременном усилении кризисных воздействий и нестабильности национальных экономик обеспечение экономической безопасности государства и защита его экономических интересов является важным условием развития как страны в целом, так и ее предпринимательских структур. В этой связи актуализируется необходимость пересмотра эффективности системы управления экономической безопасность с учетом передового мирового опыта и поиска его новых моделей.

Учитывая, что наиболее экономически самостоятельными странами по уровню ВВП являются США - 18124,7 трл.долл., Китай - 11211,9 трл.долл., Япония - 4210,4 трл.долл., Германия -

3413,5 трл.долл., Франция - 2464,8 млрд.долл., Индия - 2288,7 млрд.долл., Италия - 1848,7 млрд.долл., Бразилия - 1534,8 млрд.долл., Канада - 1462,3 млрд.долл., Южная Корея - 1321,2 млрд.долл., Испания - 1242,4 млрд.долл., Австралия - 1200,8 млрд.долл. , то их опыт формирования механизма управления экономической безопасностью представляет особый интерес для построения отечественной системы управления.

Анализ существующих зарубежных подходов к определению экономической безопасности демонстрирует, что одновременно с теоретическим его осмыслением развивались государственные экономические стратегии и формировался механизм государственного управления. В зависимости от континента, специфики экономического развития, мировых интеграционных процессов и менталитета населения, а также приоритетов национальных интересов отличаются позиции стран в сфере обеспечения экономической безопасности.

При этом существует тесная взаимосвязь между решением проблем (нейтрализацией угроз] социально-экономического развития, повышением уровня экономического роста и консолидацией интересов всех слоев общества и экономических субъектов. В целях решения проблем возникших у стран в связи с мировым финансово-экономическим кризисом (уменьшение объема ВВП, безработица, понижение уровня золотовалютных резервов, увеличение дифференциации доходов населения] и управления экономической безопасностью правительства ряда зарубежных стран предпринимают активные меры по регулированию национальной экономики.

Ключевыми правительственными органами управления, к полномочиям которых относится обеспечение экономической безопасности, сбалансированного развития промышленности, внешней и внутренней торговли, являются в США - Министерство торговли, в Японии -Министерство внешней торговли и промышленности, в Китае - Министерство промышленности и информатизации, в Великобритании - Министерство торговли и промышленности.

Интересно, что в ряде развитых стран (США, Япония, Китай] обеспечение экономической безопасности приравнивается к защите национальных интересов и национальной безопасности в приоритетных сферах жизнедеятельности граждан. Поэтому основополагающими документами, определяющими ключевые направления в этой сфере, являются стратегии или концепции национальной экономической безопасности.

Анализ стратегических документов США свидетельствует о том, что экономическая безопасность рассматривается в качестве основного элемента национальной безопасности. Причем в Стратегиях 2010 г. и 2015 г. глобализация представлена не только в качестве преимущества экономического развития, а также как угроза внутреннему экономическому росту страны и ее экономических субъектов. Кроме того, в США механизм обеспечения экономической безопасности основывался на мероприятиях, определенных в Законе о неотложных мерах и Антикризисном плане.

Относительно управления экономической безопасностью в восточных странах (Япония, Китай] стоит отметить, что изначально эти страны развивались с учетом своей специфики и закрытости от глобализационных процессов. Причем именно в Японии вопросы экономической безопасности и ее обеспечения были подняты на национальный правительственный уровень . До 2000 года в отличие от западных стран в качестве ключевых внешних угроз назывались обеспеченность энергетическими, минеральными и продовольственными ресурсами и безопасность транспортных путей. Причем внутренней экономической безопасности внимание не уделялось. Однако глобализация, усиление межнациональных взаимоотношений и мировой финансово-экономический оказали влияние на изменение парадигмы экономической безопасности в сторону проамериканской концепции, активной финансовой политики в целях сохранения платежной системы страны, совершенствование структуры экономики и защиты окружающей среды. В качестве яркого примера копирования стоит привести доктрину Кайфу, основанную на американской доктрине нового мирового порядка Дж. Буша , антикризисные меры японского правительства, программные документы высоких должностных лиц Японии.

В Китае начиная с 2013 г. политические, военные и экономические аспекты обеспечения безопасности рассматриваются в комплексе. Как отмечено в «Белой книге по вопросам обороны» к интересам, которые могут оказаться под угрозой, отнесены источники сырья и энергоресурсов, стратегические морские линии коммуникаций, права китайских граждан и организаций за рубежом . Именно вопросы внутренней экономической безопасности находятся на первом месте в данной стране.

Интересно, что в данном документе от 2015 г. описывается потенциальный противник Китая, обозначен курс на провозглашение глобализационных интересов и возможностей, а также понимается вопрос национальных экономических интересов за пределами страны. Кроме того,

С л о в о м о л о д ы м у ч е н ы м

руководством страны в качестве приоритетов обозначен курс на обеспечение устойчивого и сравнительно быстрого развития экономики страны (бао цзэнчжан], определена «схема» («технология»] решения этой задачи путем ускорения перехода к новой модели роста и урегулирование структуры (тяо цзегоу], проведения реформ по «ключевым звеньям» (туй гайгэ], повышение уровня открытости и улучшение жизни населения (бао миншэн] .

В Индии основные мероприятия по обеспечению экономической безопасности направлены на повышение ликвидности финансово-банковской сферы, поддержку национальных производителей, экспортеров, стимулирование внутреннего потребления. Кроме того, принятие правительственного плана по снижению дефицита бюджета позволило в 2012/2013 гг. снизить дефицит бюджета до 4,1 %, изменить в 2010 гг. агентству Standart&Poors прогноз по долгосрочному и краткосрочному рейтингам до «стабильного» и осуществлять индийским компаниям зарубежные коммерческие заимствования.

Кроме опыта развитых стран, особого внимания заслуживает такие страны как Бруней и Сингапур, сумевшие за короткий период времени обеспечить экономический рост страны. Так, начиная с 2000-х годов в Брунее отличительной чертой экономической деятельности стала активизация предпринимательской деятельности государства и промышленности. Например, в 2001 году реформировано Управление экономического развития Брунея, разработана и принята стратегия социально-экономического развития «Вавасан Бруней 2035», определено несколько крупных проектов с участием государственных капиталовложений (например, в промышленности - предприятия нефтехимии и возобновляемых источников энергии, фармацевтической и пищевкусовой, в сфере услуг - информационно-коммуникационные технологии, логистика, в инфраструктуре - строительство нового порта и модернизация аэропорта], осуществляется реализация крупнейшего инвестиционного проекта с участием государства, созданы очаги индустриального развития. Кроме того, в пятилетнем плане внимание уделено развитию приоритетных видов бизнеса и, в первую очередь, информационно-коммуникационным технологиям. Причем, для сравнения стоит отметить, что на эти цели направлено 12,1 % всех ассигнований бюджета, а на образование в течение пяти лет - 13,6 %.

В Сингапуре обеспечение экономической безопасности осуществляется путем ускоренной индустриализации с ориентацией на внешний рынок и опорой на иностранный капитал. Причем ранее индустриализация осуществлялась за счет собственных финансовых ресурсов, не прибегая к крупным заимствованиям за рубежом. Однако Стратегический экономический план определил, что Сингапур по уровню ВВП на душу населения должен выйти к 2020 году на уровень Нидерландов, к 2030 году на уровень США.

Соответственно, для достижения указанных результатов в качестве приоритетных направлений определены мероприятия, направленные на развитие человеческих ресурсов, промышленность и сферу услуг, повышение международного статуса и международной конкурентоспособности, создание благоприятной среды для инноваций и экономической реконструкции, сохранение национального единства и уменьшение уязвимости страны. Кроме того, экономическая стратегия содержит мероприятия по стимулированию диверсификации национальных предприятий, повышению уровня их технологического развития и достижению статуса регионального делового центра.

В результате, превращение Сингапура в страну с высокими международными рейтингами и уровнем обеспечения экономической безопасности достигнуто благодаря реализации целенаправленной экономической стратегии правительства, ориентированной на решение внутренних проблем, повышение международного статуса страны, создание сильного и эффективного кластера предпринимательских структур, приток иностранного капитала для поднятия технологического уровня национального производства, адресную стимулирующую налоговую политику (например, ставки корпоративного налога снизились с 26 % в 1999-2000 гг. до 22 % в 2003-2004 гг., 20 % - в 2005-2007 гг.; до 18 % в 2008-2009 гг. и до 17% в 2010-2015 гг., введены налоговые льготы, созданные с 2005 года фирмы получают полное освобождение от уплаты налогов на три года и т.д.], подготовку высококвалифицированных кадров.

Аналогичное изменение приоритетных направлений внутренней политики происходит в таких странах как США, Япония, Германия, Франция, а также передовых компаниях мира, которые переходят к новой инновационной экономической политике, к экономике, способной обеспечить всеобщее качество производимой продукции на основе серьезного развития базы знаний.

Так, США увеличили расходы федерального бюджета на образование в период 2000 -2016 гг. на 50%. Хотя мировой финансово-экономический кризис значительно повлиял на возможности государств по повышению уровня своей экономической безопасности, а также принятие и реализацию правительствами этих стран дополнительных антикризисных мер.

Стоит отметить, что в качестве основных форм обеспечении экономической безопасности в зарубежных странах на национальном уровне предпринимаются следующие меры :

Экономический патронат хозяйственной деятельности, в рамках которой обеспечивается поддержка ключевых товаропроизводителей и отраслей;

Экономическая кооперация, в рамках которой может происходить взаимодействие несвязанных отраслей и направлений производства (например, финансового сектора и промышленности], совместное функционирование национальных хозяйств и обмен экономическими ресурсами между различными отраслями, сферами деятельностями, государствами и регионами;

Экономическое противоборство, суть которого заключается в увеличении уровня конкурентоспособности, достижении и обеспечении превосходства в определенной сфере деятельности;

Экономическое регулирование внутренних процессов экономического развития страны.

Вместе с тем, в связи с усилением глобализационных процессов, возрастанием угроз экономической безопасности и увеличением разновидностей экономических преступлений повышается роль предпринимательских структур в обеспечении экономической безопасности на микроуровне . Поэтому в сложившихся условиях интересным является изучение опыта развитых зарубежных стран в обеспечении экономической безопасности предпринимательских структур, применении инструментария нивелирования противоправных действий, а также вопросов противодействия экономическим преступлениям.

Например, в США, во-первых, существует программа профилактики и борьбы с экономическими преступлениями во взаимодействии правоохранительных органов страны с государственными и частными учреждениями, охранными и детективными бюро, благодаря которой разрабатываются программы по борьбе с преступностью и предотвращению широкого спектра угроз для бизнеса. Во-вторых, в целях обеспечения защиты общих интересов бизнес-сообщества в случае увольнения сотрудников, заслуживающих судебного преследования за совершенные экономические преступления, компании информируют бизнес-сообщество об особенностях личности и поведения этого человека. В-третьих, в компаниях создаются структуры внутренней безопасности, где работают сотрудники специальных государственных организации, или осуществляется тесное сотрудничество с государственными службами безопасности . Такой опыт США по созданию крупномасштабной системы коллективной безопасности американского бизнеса позволяет регулярно обмениваются информацией по наиболее актуальным вопросам бизнес-угроз для защиты американских граждан с начала 90-х гг. в рамках договоренности Государственного департамента и более 500 американских корпораций.

В Германии к компетенции Министерства внутренних дел страны относится совершенствование законодательства, регулирующего порядок проведения мероприятий по предотвращению утечки информации, составляющей коммерческую или промышленную тайн предпринимательских структур. При этом предпринимательские структуры совместно с независимыми и частными детективными и охранными агентствами активно сотрудничают с национальной службой безопасности и участвуют в создании современных структур охраны и безопасности . Созданные по инициативе и при поддержке спецслужб детективные и охранные фирмы и агентства, службы безопасности обмениваются соответствующей информацией с полицией и контрразведкой, в некоторых случаях даже выполняют совместные мероприятия по обеспечению экономической безопасности.

Во Франции активное развитие получила тенденция организации независимых частных служб экономической безопасности промышленных и коммерческих фирм и финансовых институтов, занимающихся предотвращением злоупотреблений торговой маркой, выявлением фактов недобросовестной конкуренции, промышленного шпионажа и контрразведки, обеспечением безопасности в банковской системе и т.п. Обязательным условием образования данных учреждений является то, что их учредителями могут выступать только лица имеющие гражданство Франции или Европейского союза. Бывшие сотрудники французской полиции могут взять на себя такие функции только с письменного разрешения Министра внутренних дел страны.

Относительно обеспечения внутренней безопасности предпринимательских структур, стоит отметить, что в США и в Великобритании в компаниях проводится профилактическая деятельность с сотрудниками, чье поведение вызывает подозрения на предмет неправомерного

Слово молодым ученым

поведения или наличия экономических интересов, которые могут нанести ущерб фирме. Кроме того, сотрудники компаний при приеме на работу проходят отбор, проверку и испытания для обеспечения внутренней безопасности.

В целом, следует отметить, что в зарубежных странах уделяется внимание не только декларированию общенациональных угроз и задач в сфере экономической безопасности, а также созданию благоприятных условий для развития предпринимательских структур и привлечения иностранных инвестиций. При этом значение имеет обеспечение экономической безопасности внутри промышленных и коммерческих фирм, их тесное сотрудничество с правоохранительными органами и независимыми организациями, оказывающими услуги в этой сфере. Кроме того, в современных условиях глобализации наметилась явная тенденция фокусировки внимания зарубежных стран на управлении экономической безопасностью посредством государственного регулирования экономики.

Таким образом, можно сделать вывод, что создание соответствующей институциональной структуры, организационно-методической справочной документации, определение механизма и инструментов управлению экономической безопасностью, а также привлечение заинтересованных субъектов (органы управления, бизнес-структуры, граждане] к обеспечению экономической безопасности страны являются основными критериями ее эффективности и результативности в зарубежных странах.

Литература

1. ВВП стран мира в 2016 году http://visasam.rU/emigration/vybor/vvp-stran-mira.html#i-2

2. Гордиенко Д.В. Оценка уровня экономической безопасности государств азитско-тихо-океанского региона // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 13 (202]. С. 39-55.

3. Доктрины национальной безопасности США, Франции и Японии (2000]. [Элек тронный ресурс] Режим доступа: http://www.budgetrf.ru/Publications/

Magazines/VestnikSF/2000/vestniksf117-05/vestniksf117-05030. ^т#^_14, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. (дата обращения: сентябрь 2016 г.].

4. Игнатова Т.В., Рябова Т.Ф. Современные механизмы обеспечения национальной экономической безопасности на основе формирования рыночной конъюнктуры // Пищевая промышленность. 2016. № 5. С. 24-28.

5. Кашин В. Второй мир: «Враждебные западные силы». [Электронный ресурс] // Ведомости. Режим доступа: http://periscope2.ru/2013/04/18/7345/, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. (дата обращения: сентябрь 2016 г. ].

6. Колесниченко Е.А., Гильфанов М.Т. Методические аспекты оценки и обеспечения экономической безопасности предприятия // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 11. С. 56-62.

7. Османов Ж.Д., Моисеев П.С. Особенности обеспечения экономической безопасности в зарубежных странах // Социально-экономические процессы. 2015. Т.10, №11. С. 99-104.

8. Фомин А.М. Экономическая безопасность государства // Международные процессы. 2010. Т. 8. № 3(24]. С. 118-133.

9. Черкасова Т.П., Мишурина О.В. Проблемы реализации механизма обеспечения экономической безопасности России в контексте инновационного развития // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 3. С. 255-259.

Vlasenko Audrey Vladimirovich, postgraduate student; South-Russia Institute of Management -branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Push-kinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation], E-mail: [email protected]

FOREIGN EXPERIENCE OF FORMING OF THE CONTROLING MECHANISM ECONOMIC SAFETY

The article is devoted to analysis of foreign experience of economic security. Special attention is paid to the identification and analysis of factors affecting national security and ensuring economic and social conditions for stable development and support of entrepreneurial structures. Consequently, the proposed system of measures that promote economic security at the macro and micro levels. Keywords: experience of foreign countries, ensuring an economic safety.

Введение

Япония - первая страна Дальнего Востока, которая ярко продемонстрировала умение приспосабливать мировой управленческий и технологический опыт к условиям азиатского общества, его национальным интересам. Главное состоит в том, что японцам удается сохранять основы своей культуры, традиционных институтов и отношений, видоизменяя их лишь в той мере, в какой этого требуют задачи повышения эффективности и конкурентоспособности страны и ее граждан в постиндустриальную эпоху и глобального развития. Особое внимание уделяется культуре управления, макроэкономического регулирования. Важным элементом приспособления японской экономики к новым условиям стал перевод (при сохранении контроля) ряда производственных мощностей за границу - в страны с емкими рынками, с более дешевой рабочей силой и благоприятными валютными курсами. Япония превратилась в крупнейшего в мире кредитора, имеет вторые в мире (после КНР) золотовалютные резервы (850 млрд. долл.).

В результате была достигнута высокая конкурентоспособность японского общества. Среди его черт: стабильность, устойчивое развитие, низкий уровень инфляции и высокая норма сбережений населения, благоприятные условия инвестирования, качественное образование и здравоохранение, высокий уровень жизни, выдающиеся показатели продолжительности жизни и др.

При территории в 378 тыс. кв. км. и населении в 127 млн. человек, на долю Японии приходится до 12% мирового промышленного производства (3-е место в мире по объёму ВВП), каждый четвертый созданный в мире автомобиль или телевизор и каждое второе торговое судно - японские. Японцы не только хорошо, но и много работают. В стране одна из самых высоких в мире продолжительность рабочего времени, составляющая 2088 часов в год (в США - 1924 часа, в ФРГ - 1655 часов), а отпуск - обычно длится не более недели.

Японцам свойственна двойственность мировоззрения: спокойная адаптация к западному образу жизни и в то же самое время защита национальных ценностей и обычаев. В результате зачастую возникает ситуация, когда внешний рисунок поведения, облик, одежда - заимствованы, а мотивация жизненных решений - традиционна. На работе и в политике внешне японец может вести себя «по-европейски», но внутренне - находится в системе традиционный ценностей. И только дома или во время путешествий, он позволяет себе в полной мере быть самим собой. В противоположность неограниченному активному началу западной культуры в Японии издревле культивируется мудрость созерцания, ведущего к постижению законов внутреннего и внешнего мира человека. Для японца добродетелью является умение человека контролировать свои чувства и не показывать их внешнему миру. Улыбка по-японски - это приятное выражение лица, скрывающие истину.

Японский пример показывает, что путь к успеху - это не отказ от своей культуры, а выбор стратегии развития, включающей приемлемое соотношение культур. Выдающийся японский гуманист Акутагава Рюноскэ писал: «Издалека в нашу страну пришли идеи Конфуция, других выдающихся китайских мыслителей и даже иероглифы. И ведь не иероглифы подчинили нас, а мы подчинили их себе. Не то наш язык мог бы стать китайским. Но мы одержали победу не только над иероглифами. Наше дыхание, как морской ветер, смягчило даже учение Конфуция и учение Лао-Цзы. Будду постигла такая же судьба. Наша сила не в том, чтобы разрушать. Она в том, чтобы переделывать».

1. Национальные интересы и стратегия обеспечения национальной безопасности Японии

Японское общество на протяжении веков выработало особый тип развития, основанный на сохранении исторической преемственности. Такой подход к собственному историческому наследию, вероятно, следует искать в многовековой практике культурного взаимодействия с цивилизационными центрами, по отношению к которым Япония занимала периферийное положение (Китай, США). Соседство с ними при отсутствии прямой политической зависимости поставило перед японцами проблему сохранения самобытности в условиях массированных культурных и технических заимствований и побудило выработать практику своеобразного соединения внешних по своему происхождению нововведений с местными условиями. Все это определило своеобразный характер взаимоотношений традиций и инноваций в японском генезисе вообще. Имеет значение и то, что японское общество долгие столетия было замкнуто от внешнего мира, являлось этнически однородным.

В основе развития японского общества и его управления лежат традиции, преемственности и корпоративизма, нисходящие к конфуцианскому социально-психологическому и этическому стереотипу «ва» («равновесие», «гармония»). В управленческой культуре Японии выделяется командно-коллективистский (или корпоративно-коллективистский) принцип, опосредуемый соответствующими нормами этого общества. Традиционная система отношений стремится обеспечить участие в принятии решений максимального числа членов группы. Далее, желательно, чтобы решения принимались на основе консенсуса всех ее членов. Главная цель - согласие. Таким образом, функциональность выступает как важная черта японского патернализма.

Однако, коллективизм на Востоке неотделим от иерархии. Японская компания может быть сплоченной, но уж никак не демократичной. Приводные ремни, соединяющие руководителей и подчиненных, не разорвать. Информация следует сверху вниз и снизу вверх по вертикали в строгом соответствии с протоколом. Нельзя срезать углы и переходить дорожку. С появлением электронной почты в системе наметились послабления, однако психология единства, нежелание выделяться, по-прежнему незыблемы.

В этой связи можно упомянуть японскую концепцию «Просвещенных национальных интересов». Просвещенные национальные интересы это те, которые выражающие интересы всего общества, участвующего в их формулировании и ставящего общественные интересы выше частных или групповых интересов. Внешняя политика Японии также формируется с точки зрения национальных интересов и добрососедских отношений, в первую очередь, с государствами АТP. Концепция «просвещенных национальных интересов» как бы аккумулирует базовые ценности японского общества и предлагает неуклонно реализовывать их (преимущественно в толерантной, но настойчивой форме), как во внутренней, так и во внешней политике.

Важную роль играет система пожизненного найма, гарантирующая японцам безбедное существование в обмен на повиновение «вечно правому» большинству. 70% японцев строят свое существование на банковских кредитах и займах. Деньги за купленный дом выплачиваются полностью лишь к пенсии; больше половины общества возвращает долги всю жизнь, в случае потери работы - теряется все.

Начинает меняться менталитет японцев, особенно в крупных городах. Часть молодежи выезжает за границу на учебу, все больше предприятий нанимает смешанный персонал. Ценность группы, безусловно, сохраняет значение, но проявляется и индивидуализм. Около 2 млн. молодых людей сегодня предпочитают не связывать себя сразу на всю жизнь, а попытаться реализовать себя в разных сферах, меняя места работы - их называют «фурита» (от англ. - «свобода» и нем. - «работать»). Однако эта небольшая, обычно состоятельная прослойка, воспринимающая постмодернистские подходы к управлению и жизни, пока не велика и со временем обычно инкорпорируется в традиционную управленческую систему - ее противоречивость хорошо показана в романах Мураками.

Задачи и цели концепции обеспечения национальной безопасности Японии были разработаны и сформулированы в середине 1980г. Доктрина «комплексного обеспечения национальной безопасности» должна была обосновать, с одной стороны, многокомпонентность средств достижения национальной безопасности, а с другой - увязать национальную безопасность своей страны со всем западным миром. В отличии от всех предыдущих концепций и доктрин она была выражена в четких категориях.

В прежних доктринах безопасность страны рассматривалась лишь в контексте национальных интересов Японии, доктрину же КОНБ пронизывала идея «глобальной», «неделимой» безопасности всех стран «рыночной зоны» перед лицом угрозы со стороны Советского Союза. В этой связи в Голубой книге МИД Японии отмечалось, что «страны, имеющие общие ценности в политике и экономике, должны выработать целостную, единую и фундаментальную стратегию».

Концепция безопасности Японии складывалась под воздействием сложного переплетения целого комплекса различных факторов. К ним относились, прежде всего, правящих кругов Японии, которые рассматривали безопасность страны как своего рода производную от стабильности капиталистической системы в целом.

На позицию Японии сильное влияние оказывала высокая степень интеграции в военно-политическую систему США в Азии. Наличие военных баз и объектов, которые США имели на территории Японии, давали США весомое средство давления на правительство Японии.

Весьма важное значение имели так-же торгово-экономические связи между ними. Рост значения рынков США и других развитых капиталистических стран непосредственно был связан с глубокими изменениями в структуре японской экономики в условиях научно-технической революции.

Сильнейшая привязанность к американской экономике заставляла Японию пытаться предотвратить в введение в США протекционистских мероприятий путем уступков в политической и военной областях. Поддержка политического курса Вашингтона и удовлетворения его требований относительно наращивания военного потенциала и расширения функций Японии в совместной с США военно-стратегической системе являлись, таким образом, своего рода платой, которую Япония вынуждена была вносить в целях сохранения необходимых для нее торгово-экономических отношений с США. В то же время Япония сравнительно охотно шла на удовлетворение требований Соединенных Штатов, поскольку они в принци

Экономическая безопасность в современном мире представляет собой сложную многоуровневую систему (см. рис. 1), построенную по принципу глобальности охватываемых проблем:

1 уровень Мировое хозяйство

2 уровень Государство

3 уровень Регион (город, район)

4 уровень Предприятие (организация)

5 уровень Личность

Эффективное функционирование этой системы предполагает:

Определение базовых угроз экономической безопасности для системы;

Разработку критериев экономической безопасности системы в целом;

Установление специфических угроз экономической безопасности на каждом уровне;

Разработку специальной подсистемы критериев экономической безопасности на каждом уровне;

Формирование базовых составляющих системы в целом и на отдельных уровнях. 1

Постановка и определение стратегической цели экономической безопас-

ности не станут действенным инструментом политики и целенаправленных действий, если не будут конкретизированы соответствующие задачи и меры по ее обеспечению. В этой связи государство должно осуществить комплекс мер прежде всего по выводу экономики из кризиса, что явится гарантией экономической безопасности страны. Причем реализовываться эти меры должны во всех сферах экономики. Это значит, что реализация мер, направленных на обеспечение экономической безопасности, должна проходить в русле осуществления активной структурной и социальной политики, усиления активности государства в инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической сфере и продолжения институциональных преобразований.

Стратегия экономической безопасности и государственная экономическая политика – категории и инструменты государственного регулирования экономики, которые должны находиться во взаимозависимости и взаимодействии друг с другом. С одной стороны стратегия экономической безопасности является частью экономической политики, отражая ее стратегические целевые ориентиры желаемого качества регулируемой макроэкономической системы. С ругой стороны, оценки количественных параметров, характеризующих желаемое состояние экономики, определяют ограничения на использование тех методов проведения экономической политики, возможные результаты применения которых способны ухудшить (снизить) уровень экономической безопасности.

Многие страны разрабатывают стратегии экономической безопасности. Например, в США в качестве главной задачи и конституционной обязанности президента в области национальной безопасности ставится защита населения страны, ее территории и образа жизни американцев. Эти базовые элементы национальной безопасности не носят чисто экономического характера, но тем не менее экономика здесь занимает ключевое место: необходимо ее оживлять, повышать конкурентоспособность продукции, открывать новые рынки, создавать новые рабочие места. В начале 1990-х годов администрация США впервые разработала экспортную стратегию, включающую 65 конкретных рекомендации по стимулированию расширения экспорта американских товаров. В 1999г. подготовлена «Стратегия национальной безопасности США для нового столетия». В ней, как и прежде, помимо укрепления безопасности, понимаемой как боеготовности армии, поддержка демократии в других странах, в качестве основной выдвигается задача содействия экономическому процветанию Америки. А в Китае, например, наряду со стратегическим планированием широко используются институты рыночной экономики. Китай, сохраняя свою философско-культурную самобытность, вовсе не отрицает европейские ценности рыночных отношений, а применяет их в адаптированном варианте с учетом специфики своей стороны. Несмотря на благоприятные экономические индикаторы руководство страны придает очень серьезное значение проблеме экономической безопасности 1 .

Меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые на федеральном уровне, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической деятельности Российской Федерации. Механизм обеспечения экономической безопасности страны – это система организационно-экономических и правовых мер воздействия на предотвращение экономических угроз.

Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности; выработку пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей, переступив которые общество может вступить в зону нестабильности и социальных конфликтов; деятельность государства по выявлению и упреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики 1 .

Мониторинг представляет собой информационно-аналитическую систему наблюдений за динамикой показателей экономической безопасности страны. Такая работа проводится во многих странах мира, а для России она играет осо-

бое значение в связи с возрастанием роли и требования к государственной статистике, ее объективности, компетентности и глубине охвата объектов наблюдения, качества информации и т.д.

Что касается оценки пороговых и фактических значений показателей безопасности экономики, то это относительно новое направление исследований в отечественной экономической науке. Для реализации стратегических целей и решения задач количественные критерии, позволяющие судить об уровне опасности или безопасности экономики. Такими критериями являются количественные параметры, или пороговые значения, состояния экономики. приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о настроении угроз социально-экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений – о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, фактически о реальном подрыве экономической безопасности.

Важным элементом механизма обеспечения экономической безопасности является деятельность государства по выявлению и упреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики. Современное социально-политическое положение России определяет исключительную актуальность постоянной государственной деятельности в этой области.

Кроме реализации механизма укреплению экономической безопасности могла бы способствовать также деятельность в следующих направлениях:

1. В экономической сфере в целом:

Гарантированное обеспечение снабжения страны основными продовольственными товарами за счет внутреннего производства;

Упорядочение экономического сотрудничества хозяйствующих субъектов различных регионов страны в интересах повышения устойчивости функционирования национального хозяйства;

2. Во внешней торговле и внешнеэкономической деятельности:

Сочетание в торговой политике курса либерализации с совершенствованием механизма государственного регулирования импорта и экспорта в соответствии с общепринятой международной практике;

Расширение экономического сотрудничества на многосторонней основе;

Выполнение программы развития экспорта в целях совершенствования товарной структуры с ориентацией на расширение ассортимента и повышение степени переработки вывозимой продукции;

Развитие экспорта услуг при использовании большого интеллектуального потенциала России;

Содействие рассредоточению внешних рынков сбыта и источников снабжения по основным экспортным и импортным товарам при одновременном предпочтении в торговле надежным странам;

3. В области международного инвестиционного сотрудничества:

Совершенствование государственного регулирования притока иностранного капитала;

Систематическое отслеживание деятельности иностранных и современных предприятий с точки зрения выполнения ими требований национального законодательства и принятых при их создании обязательств;

Применение достаточно эффективных санкций против таких предприятий в случае нарушения ими законодательства и обязательств;

Корректировка соответствующих нормативных документов;

4. В валютно-финансовой сфере:

Преодоление кризиса внешней платежеспособности и сбалансирование внешнеэкономических расчетов страны при ограничении роста задолженности и принятии мер по прекращению оттока капиталов из России;

Поддержание на определенном уровне запасов золота, свободно конвертируемой валюты и других ликвидных ценностей;

Упорядочение кредитно-финансовых отношений с зарубежными странами.

Можно полагать, что большинство мер по обеспечению экономической безопасности России, предусмотренных в программе до 2010г., будут реализованы. Лишь в этом случае каждая из этих мер найдет свое место в решении главных социально-экономических задач, станет ясно, зачем она проводится, что дает стране. Некоторые же меры, как бы они ни были привлекательны с позиций общей рыночной модели, если они противоречат достижению намеченных параметров социально-экономического развития, то могут и подождать. Не экономика и люди для реформ, а реформы для людей и экономики. Только в такой политике залог экономической безопасности страны.

Заключение

Национальные интересы России, как и любой страны, включают основополагающие цели: государственная независимость и процветание народа, защита и благополучие территории его жизнедеятельности, сохранение и развитие культурно-духовных ценностей. Сегодня экономическую безопасность следует рассматривать как важнейшую систему экономики, которая определяет способность реализации национально-государственных интересов независимо от «форс-мажорных» ситуаций, устойчивую, стабильно развивающуюся дееспособность хозяйствующих субъектов, достойные условия жизнедеятельности населения, устранение возникающих угроз. Это относится как к внутренней, так и к внешнеэкономической деятельности.

Важнейшим условиям реализации национальных интересов в этой области является переход экономики на модель устойчивого развития с определенным уровнем государственного регулирования экономических процессов.

В России имеется разветвленная система институтов обеспечения экономической безопасности. Для эффективности и действенности ее функционирования нужна отлаженная организационная концепция, действенные инструменты регулирования и координации, способность к саморазвитию и самокоррекции.

В целом правительство страны поддерживает экономическую безопасность на достойном уровне. Но экономика наряду с мерами осуществляемыми государством, должна защищать себя сама высокой производительностью труда, качеством продукции, конкурентоспособностью и т.д.

Делая вывод из проделанной работы, можно утверждать, что экономическая мощь, стремление к освоению новых рынков, активная наступательная позиция по всем азимутам и сферам российских национальных интересов должны быть долгосрочными приоритетами экономической безопасности российского государства. Утверждение России в качестве полноправного члена мирового сообщества, формирование свободных от конфронтации отношений с ведущими странами Запада, ее вхождение в международные экономические организации должны происходить без какого-либо ущемления ее национально-государственных интересов; на фоне реинтеграционных процессов на всем постсоветском пространстве Евразии и параллельно с восстановлением ее статуса как мировой экономической державы.

Список литературы

    Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения). // Достижения науки и техники в АПК. – 1997. - №2. – С. 43.

    Абалкин Л.И. Россия: поиск самоопределения: Очерки. – М.: Наука, 2002. – С. 6.

    Афонцев С. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу. // Мировая экономика и международные отношения. – 2002. - №10.

    Буруев В.В. Проблемы государственной экономической безопасности. // Финансы. – 2003. - №8. – С.54.

    Гумеров Р. Как обеспечить продовольственную безопасность страны? // Российский экономический журнал. – 1997. - №9.

    Дугин А. Евразийство: от философии к политике. – Независимая газета. – 2001. – 30 мая. – С. 8.

    Иванов Е. Экономическая безопасность России. // Мировая экономика и международные отношения. – 2001. - №11. – С.

    Константинов Г.А. Обеспечение экономической безопасности правового государства: теоретико-методологические проблемы. // Власть и управление. – 2002. - №2. – С. 11.

    Корков Г.В. Экономическая безопасность России. М.: ВНИИВС, 1996. Гл. 1. – С. 213.

    Маглакелидзе Т. Некоторые проблемы экономической безопасности. // Финансы. – 2003. №8.

    Маглакелидзе Т. О задачах и критериях обеспечения экономической безопасности. // Общество и экономика. – 2001. - №1. – С. 110.

    Наздратенко Е. Состояние рыбохозяйственного комплекса: угрозы экономической безопасности страны и пути их нейтрализации. // Российский экономический журнал. – 2002. - №2.

    Назаренко В. Задачи восстановления АПК и продовольственная безопасность России. // Российский экономический журнал. – 1999. - №5 – 6.

    Петренко И.Н. О причинах актуализации исследований экономической безопасности России. // Российский экономический журнал. – 2003. - №3. – С. 87.

    Петренко И.Н. Экономическая безопасность России: денежный фактор. – М.: «Маркетинг ДС», 2002; - С. 61.

    Потрубач Н.Н., Цыбин И.С. Налоговая составляющая экономической безопасности России. // Социально-гуманитарные знания. – 2002. - №3. – С. 146.

    Сенчагов В. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России. // Вопросы экономики. – 2001. - №8. С. 72.

Таблица 2.

Взаимодействие основных индикаторов экономической безопасности

Таблица 3

Сопоставление фактических и прогнозных индикаторов экономической безопасности России с их пороговыми значениями

Объем ВВП, млрд.руб. а

Сбор зерна (млн.т.)

Инвестиции в основной капитал, в % к ВВП.

Расходы на оборону, в % к ВВП

Доля затрат на гражданскую науку, в % к ВВП.

Доля инновационной продукции в % ко всей промышленной продукции

Доля населения с уровнем денежных доходов ниже прожиточного минимума, % ко всему населению.

Уровень монетаризации (М2 на конец года в % к ВВП).

Внешний долг, % к ВВП.

Уровень инфляции, в %

Продолжение таблицы 3

Пороговые значения индикаторов экономической безопасности

Уровень пороговых значений индикаторов экономической безопасности

Уровень индикаторов до кризиса

Уровень индикаторов в год кризиса (конец 1998г.)

Уровень индикаторов в 2000 году

Уровень индикаторов по прогнозу и бюджету на 2001 год

Объем золотовалютных резервов, млрд. долл.

Внутренний долг, в % к ВВП.

Дефицит федерального бюджета в % к ВВП.

Соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения (раз)

а Пороговые значения рассчитаны в ценах 1998 г.

б В числителе пороговое значение в ценах 1998 г., в знаменателе – в ценах 2001 г. с учетом погодовых индексов-дефляторов. 1998-2001 гг. – в текущих ценах соответствующего года.

в В весе до обработки.

г В сравнении с величиной прожиточного минимума, используемого до 2000 г. 1999 – 2001 годы – в сравнении с прожиточным минимумом, установленным в 2000 г.

д Июнь 2000 г.

1 Петренко И.Н. Экономическая безопасность России: денежный фактор. – М.: «Маркет ДС»; 2002; Маглакелидзе Т. Некоторые проблемы Экономической безопасности. // Финансы. – 2003. - №8; Афонцев С. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу. // МЭМО. – 2002. - №10 и другие.

2Гумеров Р. Как обеспечить продовольственную безопасность страны?//РЭЖ. – 1997. - №9; Назаренко В. Задачи восстановления АПК и продовольственной безопасности Росс. // РЭЖ. – 1999 - №5-6; Назаренко Е. Состояние рыбохозяйственного комплекса: угрозы экономической безопасности страны и пути их нейтрализации // РЭЖ. – 2002. - №2.

1 Петренко И.Н. О причинах актуализации исследований экономической безопасности России. // Российский экономический журнал. – 2003. - №3. – С.87.

1Т. Маглакелидзе О задачах и критериях обеспечения экономической безопасности. // Общество и экономика. – 2001. – №1. – С. 110.

1Бурцев В.В. Проблемы государственной экономической безопасности. // Финансы. – 2003. - №8. – С. 54.

1Абалкин Л.И. Россия: поиск самоопределения: Очерки. – М.: Наука, 2002. – С. 6.

1Константинов Г.А. Обеспечение экономической безопасности правового государства: теоретико-методологические проблемы. // Власть и управление. – 2002. - №2. – С. 11.

2 Иванов Е. Экономическая безопасность России. // МЭМО. – 2001. - №11. – С. 44.

1 Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения). // Достижения науки и техники в АПК. – 1997. - №2. – С. 43.

1 Сенчагов В. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России. // Вопросы экономики. – 2001. - №8. – С. 72.

1 Потрубач Н.Н., Цыбин И.С. Налоговая составляющая экономической безопасности России. // Социально-гуманитарные знания. – 2002. - №3. – С. 146.

1 Дугин А. Евразийство: от философии к политике. – Независимая газета. – 2001. – 30 мая. – с.8.

1 Петренко И.Н. Экономическая безопасность России: денежный фактор. – М.: «Маркет ДС», 2002. – с.61.

Обеспечение национальной экономической безопасности является одной из наиболее важных проблем, связанных с мировым развитием государств в ХХI веке. Безусловно, данная проблема имеет универсальный характер, так как затрагивает интересы любого государства. При этом конкретные способы проявления этой проблемы и методы решения зависят от уровня развития государства (включая социальные, политические и культурные особенности), места в мировой экономике, степени участия в региональных интеграционных процессах, а также – в общемировом интеграционном процессе. Понятие национальной экономической безопасности обычно отождествляется с нахождением допустимых границ внешнеэкономической зависимости, обеспечивающих жизнеспособность основных воспроизводственных процессов . При этом с позиций системного анализа понятие безопасности страны можно определить как состояние ресурсного, финансового, научно-исследовательского, технологического, производственного и кадрового потенциала отраслей национальной экономики, а также институциональных, правовых, организационно-экономических отношений государственных органов управления, предприятий и организаций промышленного комплекса, торговли, инфраструктуры, гарантирующее способность функционировать на инновационной основе, устойчивость и независимость развития страны при самом неблагоприятном развитии международной ситуации и понижении геополитического статуса.
Современной России, в условиях очевидного усиления единства мирового хозяйства и активного включения в процесс международного разделения труда, необходимо постоянно контролировать этот процесс и управлять им посредством взвешенной экономической политики. Безусловно, любое государство при широком вовлечении в мирохозяйственные связи принимает меры, чтобы не оказаться в односторонней зависимости от внешних поставок и внешних рынков сбыта, когда¬ случайное либо умышленное нарушение этих связей влечет за собой дестабилизацию национального воспроизводственного процесса со всеми экономическими и политическими последствиями.
На наш взгляд, в связи с особой значимостью проблемы национальной экономической безопасности, Правительству РФ целесообразно использовать позитивные результаты мирового опыта в этой области с учетом специфики современного положения России. Например, опыт послевоенного экономического развития доказал, что те страны, которые в качестве основы социально-экономического развития выбрали принципы рыночной экономики и подчинили усилия государственной власти интересам создания и развития социального рыночного хозяйства, сумели в достаточно короткий исторический срок преодолеть трудности восстановления разрушенной экономики и обеспечили динамичный рост и эффективное международное экономическое сотрудничество. При этом использование внешних экономических ресурсов было определяющим. Так, будучи получателями иностранной помощи и центром привлечения иностранного капитала, страны Западной Европы по мере достижения хозяйственной зрелости и роста экономического потенциала становились экспортерами товаров, а затем и капиталов в США. В итоге экономическое взаимодействие вышло на уровень хозяйственной взаимозависимости этих стран, выражающей тенденцию к интеграции в мировом хозяйстве в целом. К тому же по мере того, как усиливалась и видоизменялась взаимозависимость национальных хозяйств, все более явно ощущалась необходимость международной координации этого процесса посредством согласования экономической политики и активизации деятельности международных органов по ее координации.
К сожалению, усилия со стороны России по созданию единой системы международной экономической безопасности в 80-х и в начале 90-х годов ХХ века сталкивались с серьезными трудностями. К тому же разрыв в уровнях развития, трудности сохранения устойчивости рыночной экономики, политическая нестабильность поставили перед Россией сложные задачи, требующие времени и значительных политических усилий для налаживания взаимодействия с ЕС на новой основе. Тем не менее, следует учитывать, что для стран ЕС всегда приоритетны только собственные проблемы и преференции, поэтому России необходимо проявлять инициативу в решении проблем создания новой модели международного экономического сотрудничества.
Исторический опыт государств, добившихся успехов в социально-экономическом развитии, подтверждает, что основой консолидации интересов всех слоев общества служит создание условий, обеспечивающих возможности реализации ими в наиболее полной мере присущего цивилизованному человеку стремления к повышению благосостояния. В этой связи определенный интерес для России имеет опыт США. Между тем еще накануне XXI столетия особое внимание в США стало обращаться на научную сферу, которая все больше становится решающим фактором американского лидерства в мировой экономике и, как всегда, поддержание достигнутого уровня конкурентоспособности и достижение новых рубежей на мировом рынке считается важнейшей составной частью политики всех без исключения федеральных правительств США в последние годы.