Останин В.А. Финансы - файл n1.docx

Каждый новый шаг в познании сущности любого научного понятия, в том числе понятия «финансы», обуславливает необходимость проведения теоретических исследований, отсутствие которых приводит к застою в соответствующей отрасли знаний.

По мнению В.М. Родионовой, заслуженного деятеля РФ, доктора экономических наук, разработка сущности финансов осталась на уровне понимания, характерного для отечественной науки 80-х годов прошлого столетия. Именно тогда в понимании сущности финансов были достигнуты определенные успехи, например финансы уже не рассматривались как денежные средства, а были определены как экономические денежные отношения. Но единого мнения по поводу экономической природы категории финансов и ее сущностных признаках не сложилось.

В.М. Родионова посвятила проблеме изучения сущности финансов статью «Сущность финансов и их роль в рыночной экономике», которая была напечатана в журнале «Финансы» №6 за 2010 год. В своей статье автор также соглашается с экономистами в том, что финансы и деньги не тождественны, но имеют общее начало. Она отмечает, что денежный характер финансов сам по себе не достаточен для характеристики сущности экономической категории, раскрытия ее специфики. Необходимы и другие признаки, отражающие специфику финансов и позволяющие вычленить финансовые отношения из всей совокупности денежных отношений.

Один из таких признаков - распределительный характер финансов, т.к. финансовые отношения, в отличие от остальных денежных, появляются только на второй стадии воспроизводственного процесса, а точнее во время распределения стоимости в ее денежной форме. Такое особое место отдается второй стадии потому, что на первой и последней стадии (производства и потребления) данного процесса нет реального движения денежных средств, следовательно, они не могут быть местом возникновения финансовых отношений. На стадии производства происходит реальное движение стоимости - ее последовательный переход из товарной формы в производительную, а потом - снова в товарную. Осуществляется перенос стоимости на готовую продукцию, но реального движения денежных средств не происходит. Такую же ситуацию мы можем наблюдать и на последней стадии воспроизводственного процесса, когда осуществляется потребление стоимости в ее натурально-вещественной форме. Следуя такой концепции, В.М. Родионова утверждает, что существует неправомерность утверждения о представлении сущности финансов как о экономических отношениях, связанных с созданием, распределением и перераспределением общественного продукта.

Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадии воспроизводственного процесса, т.е. в распределении и обмене. На этих стадиях осуществляется распределение общественного продукта в двух формах: товарной и стоимостной. При этом распределение товарной формы общественного продукта, происходящее на третьей форме данного процесса, опосредуется распределением денежной формы стоимости, происходящим на второй стадии. Распределение денежной формы стоимости предшествует распределению товарной формы продукта, создавая необходимые условия и предпосылки для движения товаров. Но также можно отметить, что отнести обе стадии к сфере возникновения финансов нельзя, т.к. характер движения денежной формы стоимости на стадиях различен.

Важной чертой финансов, которая отличает их от других распределительных категорий, и одновременно является специфическим сущностным признаком можно назвать то, что финансовые отношения всегда связаны с формированием в руках субъектов хозяйствования и власти денежных доходов и накоплений, используемых на формирование денежных фондов или для расходов в нефондовой форме на основе одностороннего движения стоимости.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежным средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов, а товарооборот опосредуется денежными средствами. Финансовые ресурсы формируются у субъектов хозяйствования и субъектов власти за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Реальное формирование финансовых ресурсов начинается на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются, конкретные экономические формы реализованной стоимости.

Связь между денежными средствами и финансовыми ресурсами похожа на ту, что существуют между денежными и финансовыми отношениями: вторые - всегда часть первых.

Финансы активно воздействуют на процесс производства в силу того, что « распределения есть метод, орудие, средство для повышения производства» Ленин В.И. Полн. Сбор. Соч., т.43, с. 359.. Влияние финансов бывает как количественным, так и качественным. Количественное влияние характеризуется пропорциями мобилизуемых и используемых финансовых ресурсов, масштабами формируемых денежных фондов. Изменяя размеры денежных фондов, можно воздействовать на производство в желаемом направлении: ускорить развитие отдельных структурных подразделений экономики путем создания наиболее благоприятных финансовых условий, а также несколько замедлять темпы этого роста на основе отвлечения финансовых ресурсов на другие цели.

Качественная сторона влияния финансов на производство связана с превращением форм мобилизации финансовых ресурсов, механизмов образования и использования денежных фондов в стимулы развития экономики, повышения ее эффективности. В пример можно привести установление размеров фондов экономического стимулирования в зависимость от выполнения муниципального заказа, можно стимулировать выпуск нужных населению изделий. Перераспределение ресурсов в отраслевом и территориальном разрезах создаются условия для осуществления прогрессивных сдвигов в структуре производства, роста инвестиций, внедрения инноваций, повышения эффективности производства. Это также является влиянием финансов на производство.

Воздействие финансов на общественное производство может осуществляться по трем главным направлениям, которые включают:

  • · Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства;
  • · Финансовое регулирование экономических и социальных процессов;
  • · Финансовое стимулирование лучших результатов деятельности.

В рамках перечисленных направлений нужно определять и оценивать полученные результаты, в них отражается роль финансов в общественном производстве. Такая роль может быть различной в зависимости от изменения реальных условий, в которых происходит функционирование финансов, направлений их воздействия на общественное производство, увязки финансов с другими распределительными категориями и т.д.

Наличие дискуссионных проблем и «белых пятен» в исследовании основных вопросов финансовой науки обуславливают необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности и функций финансов. Более глубокое изучение экономической природы финансов, соответствующих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования этой категории на практике.

Как известно, в системе экономических отношений существенное место занимают отношения, регулируемые государством. Они относятся к особой экономической категории, называемой финансовыми отношениями .

Термин «финансы» берет свое начало от латинского «financia» - наличность, доход. В толковом словаре В.И. Даль определил термин «финансы» как «все, что касается до прихода и расхода государства».

В энциклопедическом словаре Брокгауза-Эфрона, 1909г. дается следующее определение финансов: «финансы - совокупность материальных средств, необходимых для удовлетворения потребностей государства и различных общественных союзов».

В последние годы подавляющее большинство авторов рассматривают финансы как экономическую категорию, выражающую реально существующие в обществе отношения, однако, вопросы о сущности и функциях финансов по-прежнему являются спорными.

Все многообразие дискуссий об экономической природе финансов можно разделить на три группы :

  • первая – вопросы сущности финансов и границ финансовых отношений;
  • вторая – дискуссии по поводу функций финансов;
  • третья группа – вопросы субъективности финансов, отнесения данной категории к категории базиса или надстройки.

В учебной и научной финансовой литературе приводятся различные определения финансов (таблица 1).

Таблица 1 - Дискуссионные вопросы сущности финансов
Автор Определения
Казак А.Ю., декан факультета, заведующий кафедрой финансов, денежного обращения и кредита УрГЭУ, доктор экономических наук, профессор. Финансы – это обусловленная фактом существования государства и необходимостью выполнения последним своих функций система денежных отношений, имеющих государственно-властную форму проявления, выражающая перераспределение стоимости СОП и целенаправленное формирование на этой основе общегосударственных денежных фондов (доходов) в соответствии с общественными потребностями.
Родионова В.М., зав. кафедрой «Финансы» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор. Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.
Сабанти Б.М., академик Международной академии высшей школы, доктор экономических наук, профессор. Финансы – это система денежных отношений по поводу формирования и использования фондов, необходимых государству для выполнения своих функций.
Шеремет А.Д., заведующий кафедрой учета, анализа и аудита МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор экономических наук, профессор. Финансы – это система денежных распределительных отношений, по поводу образования и использования фондов денежных средств, доходов и накоплений у участников общественного воспроизводства.

Исходя из первого определения, финансы, как стоимостная экономическая категория обладает следующими признаками :

  • Финансы всегда выражают только денежные отношения между различными субъектами общественного воспроизводства в рамках экономической системы.
  • Финансовыми становятся лишь те денежные отношения, которые обусловлены фактом существования государства, необходимостью обеспечивать выполнение последним своих функций.
  • Финансовые отношения имеют всегда перераспределительный характер.
  • При помощи финансов происходит формирование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов), расходование котрых происходит в соответствии с возложенными на государство функциями.

Романовский М.В., профессор Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, утверждает, что перечисленные признаки характеризуют государственные финансы .

Он признает факт выхода термина «финансы» за рамки узкого понимания только как государственных финансов и предлагает рассматривать данный термин и в широком смысле слова, как объединяющий две относительно самостоятельные науки о финансах – государственные финансы и финансы предприятий .

Здесь вторая наука изучает наиболее рациональные формы создания и использования денежных потоков, фондов и капитала в рамках кругооборота средств отдельного предприятия в целях обеспечения интересов сравнительно узкого круга учредителей (акционеров), а не общества в целом.

Рассматривая вопрос о сущности финансов, необходимо остановиться на характеристике их функций. В финансовой науке функция рассматривается чаще всего как проявление сущности экономической категории в действии. Именно с этой позиции и следует рассматривать функции финансов.

В литературе насчитывается более десяти функций финансов, исходя из предлагаемого содержания финансов, как экономической категории. Наиболее часто встречаются такие функции, как распределительная, контрольная, воспроизводственная, стимулирующая, образования фондов денежных средств, перераспределительная, обслуживания кругооборота фондов, образования денежных доходов и накоплений, использования фондов денежных средств, регулирующая, стабилизационная и другие.

Большинство экономистов, как наиболее значимые, называет распределительную и контрольную функции. Так, например, Родионова В.М. выделяет только эти функции. Дробозина Л.А. кроме них называет еще регулирующую и стабилизационную. Архипов А.И. и Сенчагов В.К. добавляют стимулирующую функцию финансов. Лаврушин О.И. отрицает контрольную функцию финансов.

Казак А.Ю. утверждает, что финансы, как экономическая категория, выполняют следующие функции .

Формирование денежных фондов . Посредством проведения государственной налоговой политики (через налоговое законодательство, в соответствии с которым все налогоплательщики обязаны уплачивать налоговые платежи) формируются различные денежные фонды: централизованный (государственный бюджет), децентрализованные (на региональном и местном уровнях), целевые и т.д.

Использование денежных фондов . Аккумулируемые государством средства перераспределяются в ходе реализации политики государственных расходов на материальное содержание госаппарата (чтобы он мог эффективно выполнять возложенные на него функции), на создание и поддержание в обществе рациональной и эффективной структуры общественного производства, проведение экономической, социальной, военной политики и т.д. Эта функция реализуется через расходную часть государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов.

Контрольная . Она реализуется одновременно либо с первой, либо со второй функциями. Она заключается в необходимости контроля государства за аккумулированием и использованием общегосударственных денежных фондов. Конкретное проявление контрольной функции осуществляется в ходе деятельности финансовых органов, реализующих на практике финансовую политику государства.

Если рассматривать представленные функции, как функции государственных финансов, то по аналогии можно охарактеризовать и функции финансов предприятия (организации).

Итак, финансы – сложная экономическая категория, рассматриваемая, как в широком, так и в узком смысле слова . При этом сама эта категория объективна и существует независимо от волеизъявления государства. Существование финансов объясняется объективными потребностями общества в финансовых отношениях.

Введение

Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фон- дов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация кото- рых присходит через особые фонды, - это финансовые отношения.

Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выра- жают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

    недостаточные темпы развития экономики;

    диспропорции развития экономической системы;

    отставание в адаптации к изменениям к изменениям на внешних това- рных и финансовых рынках;

    излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;

    низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Финансовую систему будем рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъекта­ми воспроизводственного процесса по распределению и перераспре­делению совокупного общественного продукта.

Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Так, западные крупные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р.Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта.

    Финансы: Учебник/ под ред. Ковалева В.В., «Проспект», М., 2001.

    Финансы: Учебное пособие/ под ред. Ковалева В.В., «Финансы и статистика», М., 1998.

Марксисты, видят под финансовой политикой в первую очередь совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны.

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Курсовая работа определяет постановку следующих задач:

    раскрытие основных сфер и звеньев финансовой системы;

    рассмотреть значение и сущность государственного бюджета;

    рассмотрение главного звена финансовой системы – государственного бюджета на примере Российской Федерации;

    выявить основные функции, выполняемые финансами предприятий;

    на основе данных о динамике доходов и расходов федерального бюджета сделать соответствующие выводы.

Использованная информация. При написании работы были использованы следующие источники информации:

    монографические статьи;

    учебники и учебные пособия;

    журналы периодической печати;

    всемирная сеть Интернет.

1.Экономические основы построения финансовой системы государства.

Имея ввиду финансовую систему, рассматривается вся совокупность финансовых отношений, как система, в которой выделяются отдельные сферы и звенья финансовых отношений.

9.Финансы: Рабочая программа/ под ред. Филина а.Г., «мгта», м., 2002.

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.

Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.

В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуют в совокупности единую финансовую систему. Последняя имеет следующий вид.

Финансовая система

Централизованные Децентрализованные

финансы финансы

- государственный бюджет - финансы коммерческих пред-ий

- внебюджетные фонды - финансы некоммерческих пред-ий

- государственный кредит - финансы общественных

- страхование объединений

а) социальное

б) личное

в) имущественное

г) страхование ответственности

д) страхование предприн-их рисков

Контент страницы

Родионова Вера Михайловна (1964-1967) - заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор. В 1950 г. поступила в МФИ на финансово-экономический факультет. В 1954г. окончила Московский финансовый институт по специальности «Финансы». В нашем вузе работает с 1957 г.: вначале ассистент, затем старший преподаватель (1961), доцент (1965), профессор (1987) кафедры «Финансы». В 1961-1964 гг. – заместитель декана финансово-экономического факультета; 1964-1967 гг. – декан кредитно-экономического факультета. С 1989 г. по 2004 г.- зав. кафедрой «Финансы». В настоящее время Вера Михайловна является директором Центра бюджетной политики, проводит масштабные исследования по проблемам оздоровления государственных финансов, реформирования бюджетной системы России, развитию государственных внебюджетных фондов. С 1963 г. В.М. Родионова участвует в подготовке учебников и учебных пособий по финансам, финансам промышленности, бюджетной системе страны. Под ее руководством подготовлены и изданы учебники для вузов по финансам, бюджету и бюджетной системе. Вера Михайловна Родионова – признанный ученый, автор глубоких научных исследований, посвященных вопросам теории финансов и развитию бюджетной системы России. Является автором и ответственным редактором «Постатейного научно-практического комментария к Бюджетному кодексу РФ» (2001), автором и руководителем раздела «Бюджет» в «Финансово-кредитном энциклопедическом словаре» (2002), 5-го тома «Энциклопедии рыночного хозяйства» (2003), научных сборников по проблемам бюджетного федерализма (2002) и совершенствования бюджетной системы Российской Федерации (2003). Активно участвует в экспертизе проектов законодательных актов, поступающих на рассмотрение в Федеральное Собрание РФ, а также в разработке новых нормативных актов, регламентирующих построение и функционирование бюджетной системы России. Общий объем публикаций – свыше 250 п.л. Внесла большой вклад в подготовку научных кадров: под руководством Веры Михайловны подготовлены 32 кандидата и 3 доктора экономических наук. Является членом Ученого совета Финуниверситета и диссертационного совета по специальности 08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит (экономические науки), в которых она активно работает более 30 лет. Член редколлегии журналов «Финансы» (больше 20 лет) и редакционного совета журнала «Финансы и кредит». В.М. Родионова награждена двумя медалями, нагрудным знаком «Отличник высшей школы», является почетным профессором Мичуринской государственной академии. В 2002 г. за заслуги в области образования ей присвоено звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».

состав финансов всю совокупность денежных распределительных отношений, возникающих на всех стадиях воспроизводственного процесса.

Главным аргументом сторонников воспроизводственной концепции является тот, что без финансов не может осуществляться сам процесс производства и поэтому неверно относить финансы к категории распределения. Но сторонники распределительной концепции вовсе не отрицают тот факт, что финансы активно влияют на весь воспроизводственный процесс. Более того, одна из наиболее ярких сторонниц распределительной концепции В.М. Родионова пишет, что финансы являются категорией воспроизводства, а утверждение о возникновении и функционировании финансов призвано лишь подчеркнуть место и границы действия финансовых отношений, их специфику в системе экономических отношений, а не область и направления их влияния.9 Трудно не согласиться с этим утверждением, так как поскольку стадия распределения оказывает активное влияние на все другие стадии воспроизводственного процесса, то и финансы, будучи распределительной категорией, не могут не влиять и активно влияют на весь процесс воспроизводства.

Спорными являются вопросы о границах финансовых отношений, определяющих внутреннее содержание данной категории. Некоторые авторы ограничивают финансы только перераспределительными отношениями, приравнивая финансовые отношения в основном к бюджетным. Такая точка зрения могла бы иметь право на существование лишь на первых этапах зарождения финансов, когда не было финансов предприятий, внебюджетных фондов, государственного кредита и других звеньев финансовой системы. В настоящее время именно благодаря финансам осуществляется первичное распределение общественного продукта и образуются денежные фонды, без которых невозможен процесс воспроизводства.

Существует также мнение, что кредитные отношения являются частью финансовых отношений. Однако, несмотря на сходство этих двух категорий и их родственную экономическую природу, кредит всѐ - таки является самостоятельной экономической категорией и имеет иную сущность, выполняет другие функции. Кредит, так же как и финансы, действует на стадии распределения, а условием его существования

9 Финансы. Учебник под ред. проф. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1992 г. С.26.

является наличие в обществе товарно-денежных отношений. Но главными принципами кредитования являются возвратность, срочность и платность, тогда как финансы в основном действуют на противоположных принципах (исключая бюджетное кредитование). С помощью финансов распределяется совокупный общественный продукт и национальный доход, а с помощью кредита перераспределяются временно свободные денежные средства на принципах кредитования.

Дискутируется также вопрос об отнесении к финансовым отношений, связанных с формированием, выдачей и использованием заработной платы. Так, например, Родионова В.М. считает, что главным отличием отношений, связанных с формированием, выдачей и использованием заработной платы от финансовых отношений является двухсторонний характер движения стоимости. Сначала работник отдаѐт свой труд, а затем в равном размере получает заработную плату.10 По мнению Сабанти Б.М., «Финансы – это всегда денежные отношения, в которых одним из субъектов выступает государство. … Когда рабочий получает оплату за свой труд, то эти отношения между рабочим и работодателем – не финансы.».11 В то же время П.И. Вахрин, А.С. Нешитой, Н.П. Баранникова, Н.И. Строкова и другие авторы, рассматривая группы финансовых отношений, выделяют в качестве отдельной группы отношения между предприятиями и работниками при выплате заработной

платы.12 Следующей группой дискуссий являются дискуссии о функциях

финансов. В литературе можно насчитать более десяти функций финансов. Наиболее часто встречаются такие функции, как распределительная, контрольная, воспроизводственная, стимулирующая, образования фондов денежных средств, перераспределительная, обслуживания кругооборота фондов, образования денежных доходов и накоплений, использования фондов денежных средств, регулирующая, стабилизационная и другие.

Большая часть экономистов среди других функций называет две функции финансов: распределительную и контрольную. Так, например, Родионова В.М. выделяет только эти функции. Дробозина Л.А. кроме них называет ещѐ регулирующую и стабилизационную. Архипов А.И. и Сенчагов В.К. добавляют стимулирующую функцию финансов. Однако

10 Финансы. Учебник под ред. проф. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1992 г. С. 14

11 Сабанти Б.М. Теория финансов. Учебное пособие. М.: Менеджер. 2000 г. С. 5.

12 Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы. Учебник. М.: ИВЦ «Маркетинг». 2000 г. С. 15.

есть и другие подходы. Так, например, А.И. Балабанов и И.Т. Балабанов считают, что в условиях рыночной экономики финансы потеряли своѐ распределительное назначение. Их назначением стало воздействие финансового механизма на эффективность хозяйственного процесса. По их мнению: «Считать, что финансы в условиях рыночной экономики выполняют распределительную функцию, - это то же самое, что считать, будто бы зарплата, которую человек тратит на разные нужды выполняет распределительную функцию».13 Лаврушин О.И. отрицает контрольную функцию финансов, считая, что, «контрольный момент в финансовых отношениях не может претендовать на специфичность, поскольку контрольные (точнее стимулирующие) мотивы свойственны всем экономическим отношениям…Финансовый контроль - скорее роль финансового учреждения, нежели функция финансов как экономической

«стимулирующей, распределительной функцией обладают не только финансы, но и практически все другие категории – цена, заработная плата, прибыль и т.д. Общественное же назначение финансов как экономической категории выражается в трѐх функциях: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов, контроль (с известными

оговорками)»15 Однако при исследовании вопроса о функциях финансов довольно

часто функции финансов заменяются их ролью в общественном воспроизводстве. Такая трактовка искажает смысл понятия «функция». Поскольку функция экономической категории отражает сущность этой категории в действии, выражает еѐ общественное назначение, то функция должна отражать специфичность этой категории и раскрывать еѐ экономическую природу. С этой точки зрения финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную. Обе эти функции отражают сущность финансов и направления их действия на практике в рамках финансовых отношений. Что касается других функций, то можно сказать, что финансы действительно активно влияют на воспроизводство, с их помощью возможно стимулирование развития или сворачивания

13 Балабанов А., Балабанов И. Финансы. Санкт-Петербург. 2000 г. С. 14.

14 Вопросы сущности и функций финансов в системе производственных отношений социализма. М.: 1988 г. С. 38.

15 Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. М.: Юрайт. 2001г. С. 56.

экономических процессов, без финансов невозможно образование денежных доходов и накоплений и т.д., но все эти процессы связаны с финансами через распределительную и контрольную функции. Например, денежные доходы и накопления представляют собой лишь материальновещественное воплощение финансов, реализуемое посредством действия распределительной функции финансов.

Третья группа дискуссий охватывает вопросы субъективности (объективности) финансов и влияния государства на финансовые отношения. Так, например, Вознесенский Э.А. пишет об императивности финансов, понимая под императивностью одностороннее волеизъявление государства. Сабанти Б.М. рассматривает финансы как систему денежных отношений, имеющих императивный характер и выражающих процесс перераспределения доходов и фондов участников воспроизводства в соответствии с социальной политикой государства. Аналогичную позицию занимают Врублевская О.В., Романовский М.В. Лаврушин О.И. считает, что позиция императивности финансов уязвима и, что финансы носят облигаторный (обязательный), индиспенсабельный характер. Однако, облигаторность (обязательность) финансов, по мнению О.И. Лаврушина, это нечто большее, чем форма; данные черты относятся к их глубинным качествам, к сущности финансовых отношений.16 Все вышеперечисленные термины (императивность, облигаторность, индиспенсабельность) означают определѐнную степень влияния и роли государства в организации финансовых отношений.

В некоторых публикациях подчѐркивается, что непосредственной причиной возникновения финансов является деятельность государства и его органов и что именно государство создаѐт новые распределительные финансовые отношения. С такой позицией трудно согласиться. Безусловно, государство оказывает активное влияние на финансы и их появление связано с появлением и развитием государственности. Но государство воздействует лишь на формы проявления финансов, сама эта категория объективна и существует независимо от волеизъявления государства. Существование финансов объясняется объективными потребностями общества в этой категории.

16 Лаврушин О.И. О сущности финансов социалистического общества. Финансы СССР. 1987 г. № 3. С. 53-59.

Схематично группировка дискуссионных вопросов по теории финансов отражена в таблице 2.

Таблица 2

Группы дискуссий об экономической природе финансов

1. Сущность финансов и границы финансовых отношений

1.1 Концепции сущности финансов

Распределительная

Воспроизводственная

Финансы возникают на второй стадии воспроизводственного процесса – при

В состав финансов включается вся совокупность денежных

распределении стоимости совокупного общественного продукта.

распределительных отношений, возникающих на всех стадиях

воспроизводственного процесса. (в основном дискутируется стадия обмена)

1.2. Дискуссии по поводу групп (границ) финансовых отношений

Финансы ограничены только перераспределительными

Кредитные отношения являются частью

Отношения, связанные с формированием,

отношениями (финансовые отношения приравниваются в

финансовых отношений

выдачей и использованием заработной платы

основном к бюджетным)

2. Функции финансов

Вахрин П.И., Моляков Д.С.

Распределительная

Контрольная

Родионова В.М.,

Злобин И.Т.

Дробозина Л.А.

Распределительная

Контрольная

Регулирующая

Стабилизационная

Архипов А.И. и

Распределительная

Контрольная

Стимулирующая

Сенчагов В.К.

Романовский М.В. и

Формирование денежных фондов

Использование денежных фондов

Контроль (с известными оговорками)

Врублевская О.В.

(доходов)

Балабанов А.И. и

Считают, что в условиях рыночной экономики финансы потеряли свое распределительное значение, выделяют те же функции,

Балабанов И.Т.

что и Романовский М.В. и Врублевская О.В.

Лаврушин О.И.

Отрицает контрольную функцию финансов, считая, что «контрольный момент в финансовых отношениях не может

претендовать на специфичность, поскольку контрольные мотивы свойственны всем экономическим отношениям…

Финансовый контроль – скорее роль финансового учреждения».

Воспроизводственная

Перераспределительная

Обслуживание

Образование денежных

кругооборота фондов

доходов и накоплений

3. Субъективность финансов и влияние государства на финансовые отношения

Вознесенский Э.А.

Финансы императивны. Императивность – одностороннее волеизъявление государства.

Сабанти Б.М.

Финансы – система денежных отношений, имеющих императивный характер и выражающий процесс перераспределения доходов и

фондов участников воспроизводства в соответствии с социальной политикой государства.

Лаврушин О.И.

Позиция императивности финансов уязвима, финансы носят облигаторный (обязательный, индиспенсабельный характер.)

Родионова В.М.

Самсонов Н.Ф.

5. Роль финансов в социально-экономическом развитии общества

Роль и значение финансов менялись на разных этапах развития общества. Значение финансов многократно усиливается при переходе от командно-административных к рыночным условиям хозяйствования. Исчезает излишняя регламентация финансово-хозяйственной деятельности предприятий, появляется свобода выбора направлений использования денежных средств, пропорций их распределения, форм оплаты за поставляемые товарно-материальные ценности и реализованную продукцию. Хозяйствующие субъекты, население и государство могут стать участниками финансового рынка с правом выбора контрагента. Значительно расширяется сфера действия финансовых отношений, появляются новые финансовые инструменты.

В рыночных условиях предприятия наделены большей самостоятельностью при распределении выручки от реализации, использовании финансовых ресурсов. При первичном распределении с помощью финансов создаются фонды возмещения потреблѐнных в процессе производства средств производства. При этом предприятия могут выбрать один из нескольких методов начисления амортизации, форму безналичных расчѐтов при оплате сырья, рассчитать оптимальный запас оборотных средств, выбрать стратегию финансирования основной деятельности, использовать другие финансовые методы и инструменты, оказывающие в конечном счѐте влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия.

После вычета из денежной выручки фонда возмещения расходов, уплаты определѐнных налоговых платежей, на предприятиях создаѐтся фонд оплаты труда, а оставшаяся часть выручки представляет собой чистый доход (прибыль) предприятия. После уплаты налоговых платежей, взимаемых с прибыли в бюджет, предприятия могут распределять оставшуюся чистую прибыль по своему усмотрению. С помощью финансов на предприятиях создаются целевые фонды денежных средств, используемые на социальное и экономическое развитие.

В ходе вторичного распределения или перераспределения образуются государственный бюджет и внебюджетные фонды, безусловно имеющие немаловажное значение для экономики страны. С помощью этих фондов осуществляется финансовое регулирование и стимулирование производства, финансируются общегосударственные программы, содержание непроизводственной сферы, оборона и управление, достигается концентрация денежных ресурсов на главных направлениях научно-технического прогресса.

Обслуживая процесс распределения национального дохода, финансы

действуют как важный экономический рычаг совершенствования

пропорций между фондом накопления и фондом потребления, а также внутри них. С помощью финансов происходит перераспределение финансовых ресурсов между территориями страны, отраслями экономики, I и II подразделениями общественного производства. Осуществляя перераспределение между отраслями производства, финансы способствуют ускоренному развитию приоритетных отраслей, обеспечивающих, в свою очередь, развитие научно-технического прогресса, перераспределение средств между территориями способствует выравниванию их экономического и социального развития.

Без участия финансов невозможно социальное развитие общества, так как средства на финансирование всех социальных мероприятий получены при распределении национального дохода через бюджет и социальные внебюджетные фонды. Из бюджета финансируется вся непроизводственная сфера, выделяются средства на социальное обеспечение.

В современных условиях роль финансов в социально-экономическом развитии общества проявляется по следующим основным направлениям:

- активизация политики накопления отечественного капитала;

- использование бюджетной и налоговой политики в целях укрепления экономики и еѐ развития;

- государственная поддержка производственных инвестиций и финансирование инвестиционных программ, обеспечивающих сохранение

и развитие научно-технического потенциала страны;

- использование для целей производственного инвестирования возможностей финансового рынка;

- усиление социальной направленности государственного бюджета;

- достижение социальной справедливости по отношению к различным категориям, слоям и социальным группам граждан.

6. Финансы в зарубежных экономических теориях

Генезис науки о финансах насчитывает несколько веков. Тематика работ зарубежных авторов в области финансов посвящена в основном государственным финансам. Финансы хозяйствующих субъектов, а точнее, финансы корпораций, рассматриваются в такой науке, как финансовый менеджмент. В современной зарубежной финансовой литературе, как правило, не рассматриваются вопросы сущности и функций финансов как экономической категории, исследуются лишь аспекты практического применения финансов, финансовой политики и еѐ реализации посредством финансового механизма.

Тем не менее, в некоторых трудах рассматриваются теоретические аспекты сущности и функций финансов. Среди дискуссий западных экономистов по проблемам сущности финансов можно выделить две

наиболее общие концепции: сторонники первой рассматривают финансы как элемент базиса; сторонники второй – считают финансы элементом надстройки. Главным вопросом дискуссий является вопрос об объективности или субъективности финансов и их роли в создании и функционировании государства.

Зарубежные авторы называют различные функции финансов, например, так же как и в отечественной литературе, довольно часто упоминаются распределительная и контрольная функция. Кроме того, зарубежные авторы выделяют такую функцию финансов, как обеспечение существования государства. Эта функция служит для выполнения государством своих функций и реализуется через финансовую систему путѐм создания централизованных фондов денежных средств, их распределения и использования.

Большое внимание финансовым вопросам уделяли в своих трудах А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Кейнс, А. Лернер, Э. Хансен, Ф. Хайек, Й. Шумпетер, Р. Харрод, П. Самуэльсон, Г. Мюрдаль, М. Фридман, Р. Лукас и др.

С середины и почти до конца 19 века финансовая наука находилась под влиянием марксистского учения. Больших специальных работ, посвящѐнных финансам государства, у К. Маркса и Ф. Энгельса нет, но многие финансовые проблемы капитализма нашли отражение в ряде главных работ и многочисленных статьях, посвящѐнных характеристике английских, прусских и французских бюджетов. К. Маркс отрицал возможность государства и его финансов изменить соотношение между прибылью, процентами, рентой и заработной платой. При анализе циклических кризисов перепроизводства К. Маркс не допускал их ослабления с помощью экономической, в том числе и финансовой политики государства.

К. Маркс и Ф. Энгельс изучали также и финансы России. Особое внимание финансовому состоянию страны учѐные уделяли после отмены крепостного права. Они отмечали, что финансовое состояние страны во второй половине Х1Х века напоминает им предреволюционную Францию. К. Маркс называл членов русского правительства «алхимиками русских финансов», а Ф. Энгельс писал: «Русские бюджеты не стоят той бумаги, на которой они написаны».17

Конец 19 и начало 20 века характеризуются распространением теории предельной полезности как реакции на марксистское учение. Она затронула и финансовую сферу. Еѐ представители, несмотря на большое разнообразие в оценках, выступили против трудовой теории стоимости, заменив еѐ анализом цены, определяемой предпочтением покупателей.

17 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 36. С.316.

Важнейшие финансовые категории – государственные расходы и налоги – рассматривались ими как многочисленные индивидуальные сделки между государством и частными лицами. При этом предельная полезность государственных услуг должна сочетаться с предельной полезностью налогов.

До первой мировой войны экономическая наука, придерживаясь в целом принципа свободы предпринимательства, выступала против вмешательства государства и его финансов в экономику страны. Регулирование производства и распределения стало осуществляться уже в годы Первой мировой войны. Этот процесс усилился в годы мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Потребность капиталистического производства в государственном регулировании явилась толчком для появления экономической теории английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946)». Дж. Кейнс разработал принципиально новую теорию финансов, направленную на регулирование экономики в условиях монополизации производства. Последователи Дж. Кейнса в 50 – 60-е годы внесли в его теорию динамичный элемент, что дало возможность создать теорию экономического роста.

Одновременно с теориями неокейнсианцев в послевоенные годы (особенно с середины 50-х) оживились неоклассические теории, пропагандирующие идеи свободного предпринимательства при ограничении государственного регулирования.

По мере ухудшения условий воспроизводства и усиления инфляционных тенденций возрастает критика кейнсианского и неокейнсианского направлений, на которые возлагалась ответственность за экономические трудности. При такой сложной экономической ситуации из неоклассической школы выделилось неоконсервативное направление, которое разрабатывает теорию «экономики предложения». Еѐ финансовая концепция исходит из того, что экономический рост определяется сбережениями и накоплениями.

Вопросы для самоконтроля:

1. В каких общественно-экономических формациях существуют финансы и почему?

2. Назовите специфические признаки финансов как экономической категории.

3. Какие группы финансовых отношений Вы знаете?

4. Назовите условия существования финансов.

5. В чѐм необходимость существования финансов?

6. Какие централизованные и децентрализованные фонды денежных средств создаются с помощью финансов?

7. Назовите функции финансов и дайте их характеристику.

8. В чѐм суть распределительной концепции сущности финансов?

9. В чѐм суть воспроизводственной концепции сущности финансов?

10. Какие функции можно выделить у финансов, на Ваш взгляд? Почему?

11. Обоснуйте отнесение финансов к объективной (субъективной) категории.

12. Какие группы денежных отношений Вы относите к финансовым?

13. Сравните экономические, денежные и финансовые отношения. Приведите примеры по каждой группе отношений.

14. Сравните между собой несколько дефиниций финансов, представьте собственную позицию.

15. Обоснуйте роль финансов в экономическом и социальном развитии общества и еѐ возрастание в условиях рыночной экономики.

16. Сравните трактовку финансовых вопросов в различных зарубежных экономических теориях.