Программа по финансовой грамотности населения. Запущена программа «Повышение финансовой грамотности предпринимателей и населения

Центральный банк, Международная финансовая корпорация, Торгово-промышленная палата и Центр профессионального развития «Norma» начали реализацию программы «Повышение финансовой грамотности предпринимателей и населения».

Программа включает два компонента:

  • предоставление бесплатного доступа субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства к онлайн-курсу «Основы финансовой грамотности» (direktor.uz);
  • организацию сертификационных экзаменов по курсу.

Бесплатный онлайн-курс «Основы финансовой грамотности» (direktor.uz) создан совместно с Центральным банком, Торгово-промышленной палатой и Международной финансовой корпорацией, - говорит директор Центра профессионального развития «Norma» Мумин Ашуров. - Весь материал изложен простым и доступным языком на примере предпринимателя, решившего открыть пункт общественного питания «Центр плова». Участники, успешно сдавшие очный экзамен, получат сертификаты, которыми можно будет воспользоваться при получении кредита в банке. Банки, как известно, больше доверяют финансово-грамотным предпринимателям.

Онлайн-курс научит предпринимателя разумно управлять деньгами. Курс удобен тем, что заниматься можно в любое удобное время. Читаете текст урока, смотрите видеолекцию, сдаете тест, после чего переходите к следующему уроку. И так 11 занятий.

Учебный материал рассчитан на людей, которые хотят:

  • начать свой бизнес;
  • иметь больше прибыли;
  • не остаться без денег в самый неподходящий момент;
  • уверенно управлять финансами.

Самое главное! Прошедшие курс получат знания для принятия обоснованных решений, чтения финансовой отчетности, защиты бизнеса от финансовых проблем, а также смогут разговаривать с банкирами на одном языке.

Именно сотрудники банка могут рассказать начинающему предпринимателю о ресурсе direktor.uz . Поэтому для сотрудников различных банков в ЦПР «Norma» был организован трехдневный тренинг. Авторы курса обучили их методике проведения:

  • групповых консультаций (занятий) по курсу «Основы финансовой грамотности предпринимателей»;
  • индивидуальных консультаций для граждан, обращающихся в банк.

Большинство руководителей субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства принимают экономические решения на основе интуиции и эмоций, а не финансовых знаний. Низкая финансовая грамотность предпринимателей и населения является препятствием для доступа к финансированию, не позволяет развиваться рынку банковских продуктов, - рассказывает представитель Юнусабадского филиала Туркистон банка Мухтар Муминов. - Создание ресурса direktor.uz позволит освоить начинающему предпринимателю навыки, необходимые для развития собственного дела.

В 2018 году Программа будет реализована в Республике Каракалпакстан, Самаркандской, Джизакской, Кашкадарьинской, Андижанской, Ферганской, Наманганской областях и г. Ташкенте.

Беседовал Олег Гаевой.

Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

В ситуации глобального финансового кризиса даже западные экономисты и общественные деятели поднимают вопрос о необходимости повышения финансовой грамотности населения и улучшения финансовой подготовки в школе. Для нашей страны этот вопрос является гораздо более актуальным в связи с тем, что у российских граждан практически отсутствует опыт жизни в условиях рыночной экономики. Как следствие, многие семьи не умеют рационально распорядиться своими доходами и сбережениями, правильно оценить возможные риски на финансовых рынках, часто становятся жертвами финансовых мошенников.

Поэтому был разработан специальный учебно-методический комплекс (УМК), включающий в себя следующие элементы:

  • учебная программа,
  • материалы для обучающихся по основным программам профессионального обучения,
  • методические рекомендации для преподавателя,
  • контрольные измерительные материалы (КИМы),
  • материалы для родителей.

Курс «Финансовая грамотность» для этого образовательного уровня построен на методике обучения в процессе действия (learning-by-doing). Это позволяет дать обучающимся не только базовые знания финансового характера, но и навыки грамотного финансового поведения.

Финансовая грамотность: учебная программа. Профессиональное обучение

Учебная программа ориентирована на компетентностный подход в обучении и активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Программа предусматривает получение не только базовых знаний в финансовой сфере (предметные результаты), но также определённого набора умений, компетенций, личных характеристик и установок (метапредметные и личностные результаты) в соответствии с ФГОС.

Учебная программа (PDF, 297 Кб)

Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Профессиональное обучение

В результате изучения курса обучающиеся узнают, как составлять семейный бюджет и осуществлять финансовое планирование в семье, рационально тратить деньги и делать сбережения; в чём суть страховой защиты и принципов функционирования пенсионной системы; что значит правильно пользоваться банковскими кредитами и вкладами; как защититься от финансовых рисков и подготовиться к открытию собственного бизнеса.

Материалы для учащихся (PDF, 112.63 Мб)

Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. Профессиональное обучение

Главное достоинство и отличительная особенность методических рекомендаций по этому курсу состоит в том, что они базируются на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию обучающихся. Пособие поможет преподавателю в формировании у обучающихся необходимых умений, компетенций в финансовой сфере, личных характеристик и установок. В нём подробно описываются тренажёры – задачи, упражнения, практические задания с родителями, эссе, кейсы. Даются рекомендации по проведению оценочных процедур, командных игр, дискуссий, викторин и др.

Методические рекомендации для учителя (PDF, 2.34 Мб)

Финансовая грамотность: материалы для родителей. Профессиональное обучение


Пособие содержит материалы просветительского характера, в которых рассказано о том, как рационально распорядиться своими доходами и сбережениями, правильно оценить возможные риски на финансовых рынках и не стать жертвой финансовых мошенников. Один из наиболее важных видов работы в рамках курса - совместные задания для обучающихся и родителей, которые позволят родителям стать активными участниками процесса по финансовому обучению детей.

(PDF, 1.24 Мб)

Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. Профессиональное обучение

Контрольные измерительные материалы представляют собой сборник заданий ко всем темам курса. Материалы содержат задачи, открытые вопросы, тесты, где нужно выбрать один правильный ответ из нескольких предлагаемых, и задания с множеством правильных ответов. Преподаватель может использовать эти задания при составлении контрольной и зачётной работ. Все задания в КИМах сгруппированы парами - по два теста или по две задачи, посвящённые одной и той же проблеме.

Цель Проекта - содействовать формированию разумного финансового поведения российских граждан, их ответственность участия на рынках финансовых услуг, и повысить эффективность защиты их интересов как потребителей финансовых услуг.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи

Повышение финансовой грамотности российских граждан

(особенно учащихся школ и высших учебных заведений, а также активных и потенциальных пользователей финансовых услуг с низким и среднем уровнем доходов);

Укрепление основ для усиления защиты прав потребителей финансовых услуг

ИНФОРМАЦИЯ О ПРОГРАММЕ

Ориентация российской экономики на интенсивный сценарий развития требует наличия финансово грамотно и экономически активного населения. Эта активность должна проявляться, в том числе, через широкое участие различных категорий граждан в долгосрочных пенсионных, страховых и ипотечных программах, направленных на решение вопросов пенсионного накопления, социального и медицинского страхования, жилищного обеспечения и образования.

Вместе с ростом благосостояния российских граждан должно формироваться и их активное сберегательное поведение, основанное на использовании накопительных и страховых инструментов. Для формирования такого поведения требуется наличие достаточно высокого уровня финансовой грамотности, который должен служить основой для взаимодействия граждан с различными финансовыми институтами, осознанного использования ими продуктов банковского и страхового сектора, формирования стратегии пенсионного обеспечения.

В долгосрочном плане место финансовой грамотности населения определяется возросшим значением индивидуальных финансовых решений в обеспечении личного благосостояния каждого гражданина на всех этапах его жизни - при получении образования, создании семьи, рождении детей, обеспечении домохозяйства жильем, смене сферы деятельности и выходе на пенсию и т.п. Повышение личной ответственности за принимаемые финансовые решения происходит на фоне происходящего в последние десятилетия расширения потребительского сектора финансового рынка, увеличения количества и сложности финансовых продуктов при одновременном росте доходов и сбережений населения, что делает проблему повышения финансовой грамотности еще более актуальной.

Финансово-экономические кризисы 2008-09 гг. и 2014-2015 гг. выявили дополнительные риски, связанные с недостаточным уровнем финансовой грамотности населения в России. Излишняя задолженность по потребительским кредитам, отсутствие минимального финансового запаса в домохозяйствах на случай непредвиденных обстоятельств является следствием недостаточной подготовленности граждан к принятию ответственных финансовых решений и способности к планированию на перспективу.

В период кризиса в России обострилась и проблема защиты прав потребителей финансовых услуг, включая низкую информированность населения в финансовой сфере, неумение распознавать и пресекать попытки реализации мошеннических схем, отсутствие кодекса поведения финансовых учреждений и недостаточный потенциал надзорных органов для опережающего мониторинга ситуации.

В условиях финансово-экономического кризиса более явно обозначилась необходимость государственного воздействия на такие долгосрочные проблемы, как:

  • слабое знание гражданами базовых принципов функционирования и инструментов финансового рынка;
  • недостаточная способность граждан к принятию обоснованных решений, направленных на повышение личной (семейной) финансовой устойчивости;
  • необоснованно завышенные ожидания населения в отношении объемов государственной поддержки в случае финансовых потерь.

Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости проведения системной государственной политики, направленной на повышение финансовой грамотности населения, развитие системы финансового образования и укрепление защиты прав потребителей финансовых услуг, повышение их доступности для граждан. Непременным условием реализации этой политики должно стать создание устойчивых институтов на федеральном и региональном уровне, вовлеченных в программы финансового образования и информирования населения, выстраивание системы оценки как уровня финансовой грамотности различных категорий граждан страны, так и эффективности тех мероприятий, которые направлены на его повышение.

БАНК РАЗРАБОТОК

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА

Результаты мониторинга готовности Региональных центров к проведению обучения Педагогов

Мониторинг результатов обучения Педагогов

Мониторинг хода оказания услуг по Контракту и результатов обучения школьников по программам финансовой грамотности

Результаты мониторинга готовности межрегиональных и региональных центров к проведению обучения Педагогов (2018 год)

Результаты мониторинга реализации программ повышения финансовой грамотности в 2018 / 2019 учебном году, обучения Педагогов и школьников по программам финансовой грамотности

Результаты мониторинга подведения итогов II фазы оказания услуг по Контракту

Результаты мониторинга готовности межрегионального и региональных центров к проведению обучения Педагогов (2019 год)

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Сайт «Национальная программа повышения финансовой грамотности населения»:

В условиях рыночной экономики, учитывая ее взлеты и кризисы, для каждого человека важное значение имеет обеспечение личной денежной безопасности. Общество понимает эти реалии, поэтому государство должно создать программы, повышающие уровень финансовой грамотности россиян.

Зачем повышать?

В основном будущее российской экономики определяет молодежь. Именно поэтому особое значение приобретает повышение их образованности в сфере управления деньгами. Решение этой проблемы возможно только при тесном сотрудничестве государства с коммерческими и финансовыми институтами, учреждениями в сфере образования и общественными организациями, которые способны повлиять на развитие этого процесса в своей сфере.

Более трети жителей страны вообще не брали кредиты в банках за последние несколько лет, опасаясь резкого перепада инфляции денег.

Исходя из вышеперечисленного, получается, что большая часть россиян распоряжается своими средствами без правильного подхода и совета специалиста. Все денежные вопросы решаются в домашних условиях за чашкой чая с друзьями. Которые, так же как и хозяева не особо разбираются в хитросплетениях решений.

Рыночная экономика страны, тем не менее, не стоит на месте, а наоборот движется вперед быстрыми темпами. Познания же людей остаются на старом уровне и не добавляются, что становиться критичны для самой страны и ее экономики в целом.

Непонимание этих проблем обществом, толкает руководство страны на крайние меры. Всеми возможными способами добиться повышения образованности людей.

Что для этого делается?

Ведется пропаганда, обращенная на умное расходование средств населения. На обучение умениям правильно обходится с .

Проходят обучающие семинары, направленные на получение знаний в области банковских услуг. На умение разбираться в ценных бумагах и их доходности.

Работа программы повышения финансовой грамотности

Специальные центры обучают людей тому, как не поддаваться на ухищрения мошенников, как обезопасить свои вклады в банковские структуры, как получать прибыль с пенсионных выплат и многому другому.

Она рассчитана на все возрастные категории населения и преподается даже в школах, где насчитываются специальные факультативные предметы для обучения детей. Естественно в школе на подаются лишь основы всего того, что предстоит узнать детям в более старшем возрасте.

В вузах также отводится немало лекционных занятий на достижение должного уровня познаний в данной сфере. При этом экономический вуз наиболее детально прорабатывает со своими подопечными тонкости банковского дела и денежных решений. Это делается для повышения .

На пути реализации программы созданы также и мониторинговые группы, отслеживающие перемены в познаниях финансовой сферы людьми. И хотя результаты пока еще плачевны, работа ведется по всем возможным направлениям.

Подключены все средства массовой информации. Телевидение занимается показом социальных роликов побуждающих людей прислушаться и объясняющих всю нужность таких знаний. Газеты и раздаточные материалы во всю излагают позицию валютных рынков. Издательства занимаются печатной продукцией, в которой описаны все основные пункты познаний этой науки.

Кроме того подключены все региональные органы управления. В них проводятся мастер-классы для предпринимателей и начинающих свой бизнес людей. Рассматриваются и способы их избегания. На такие встречи приезжают опытные люди в вопросах финансов.

Пенсионеры получают доходчивую информацию в пенсионных фондах. Одним словом идет всесторонняя информативная нагрузка на население. Чтобы как можно быстрее достучаться до их разума и привлечь к обучению навыкам денежных вопросов.

Взрослое население в рамках программы обучают умению в различные структуры и разными способами, что они приносили прибыль.

Когда программа принесет желаемый эффект?

И хотя программа начала свою работу еще в 2009 году, до сих пор люди отказываются доверять системе, считая, что их опять обманывают. За рубежом такие свособы используют достаточно давно, наверное, поэтому их население намного образованнее в денежных вопросах. Мы же пока отстаем и показываем в этом слабину.

Однако хочется надеяться, что все-таки в скором времени программа даст положительные результаты и Россия как страна станет более образованной с точки зрения экономики населения. На сегодня такая программа вводится и в Украине, но наверняка ее ожидают те же трудности с принятием ее населением, как и в нашей стране.

В основном программы направлены на повышения образованности подрастающего поколения. Если делать ставку исключительно на молодежь, программа эффективно заработает только через 15-20 лет. Тогда это уже взрослое поколение самостоятельно будет обучать своих детей финансовой грамотности, причем имея в этой области хорошие знания.

Изменения, произошедшие за последние десятилетия в экономике, а также политике России, не оставили россиянам выбора – чтобы нормально жить в новых условиях, им пришлось волей-неволей овладевать азами финансовой грамотности. Сегодня быть финансово грамотным стало необходимостью практически для каждого члена общества, чтобы уметь правильно оценивать ситуацию на рынке, получая от этого выгоду, принимая правильные решения.

Финансовая образованность людей в России находится сегодня, к сожалению, на довольно низком уровне. Всего лишь небольшая часть населения способна сориентироваться в финансовой сфере и её продуктах.

Основы финансовой грамотности не изучаются в школах, не преподаются в ВУЗах, кроме профильных. В некоторых учреждениях наблюдаются робкие попытки вводить такой предмет, однако, подобное явление массового распространения не получило. Разноплановые программы в регионах, связанные с повышением финансовой грамотности населения, значительных результатов не дают. Поэтому имеет смысл задуматься, как решить данную проблему, занимаясь самостоятельно.

Важность экономической грамотности

Обладая необходимыми знаниями в экономике и в сфере финансов, человек имеет возможность грамотно, с пользой для себя использовать собственные сбережения и финансовые средства в целом. Финансовая грамота позволяет полноценно осуществлять учет средств, избегать ненужных трат, а также долгов, учит планировать бюджет, что важно для его сохранения. Привычка тратить денег больше, нежели можно себе позволить, становится одной из причин, приводящих к бедности. Помимо этого, зная основы финансовой грамотности, жители страны могут с легкостью ориентироваться в самых различных денежных премудростях, которые сегодня предлагает экономическая среда, накапливать и страховать собственные деньги.

Также от общего уровня образованности россиян будет во многом влиять экономическое положение страны. Борьба с финансовой необразованностью важна как в отношении каждого человека, так и в целом для государства. Осуществление программных разработок, связанных с достижением образованности людей, становится ключевым моментом в позиции государства, и не только для Российской Федерации, но также и для большинства развитых государств. Образованность будет способствовать снижению риска личных задолженностей населения по потребительским кредитам, а также рисков, связанных с мошенническими действиями участников рынка.

Неконтролируемые займы вкупе с потребительскими кредитами подрывают семейное и личное благосостояние граждан, неся в себе потенциальную социальную опасность. Поэтому в настоящее время особенно актуальна финансовая грамотность в сферах отношений по страхованию, банковских вкладов (депозиты), денежных переводов, в том числе услуги интернет-банкинга, кредитов (займы), виртуальных валют, инвестиций денег в строительство жилья, ценных бумаг, паевых инвестиционных фондов, а также накопительной части пенсий. Что такое финансовая грамотность? Под понятием финансовой грамотности подразумевается способность населения:

  • эффективно управлять собственными финансами;
  • производить учет расходов, а также доходов и осуществлять долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование;
  • уметь оптимизировать соотношение между потреблением и сбережениями;
  • разбираться в тонкостях финансовых продуктов, а также услуг (рынок ценных бумаг, коллективные инвестиции), а также владеть актуальными данными о ситуации, которая складывается на финансовых рынках;
  • обоснованно принимать решения по отношению к финансовым продуктам, а также услугам и нести за них осознанную ответственность;
  • компетентно планировать, а также осуществлять пенсионные накопления.

Читайте также: ЗАО и ОАО: в чем разница

Существуют два ключевых момента, характерных для человека финансово грамотного.


Способы повышения грамотности в отношении финансов

Существует несколько способов, как повысить финансовую грамотность. Можно применять один из приведённых методов, но лучше воспользоваться сразу несколькими.

  1. Делай как я . Совсем необязательно учиться у докторов экономических наук. Значительно больше пользы будет от мастер-классов действующих профессионалов, потративших огромное количество времени на непосредственное изучение практических вопросов. Чтобы стать успешным предпринимателем необходимо учиться у бизнесмена, маркетологом – у маркетологов, писателем – у писателя и так далее.
  2. Самостоятельное обучение. Если возможности контактировать непосредственно со специалистами выбранного направления отсутствуют либо есть желание воспользоваться сразу несколькими источниками знаний, то можно воспользоваться огромным количеством статей вкупе с видеороликами, обучающими программами вкупе с уроками в Сети. К тому же подобный способ — хорошая возможность сэкономить деньги и время. Только стоит помнить, что многое в Сети является откровенным бредом, который не имеет ничего общего с реальностью. Однако есть и хорошие материалы, иногда абсолютно уникальные.
  3. Обучение на собственном опыте. Финансовая грамотность – отрасль достаточно не изученная, появившаяся относительно не так давно. Поэтому на свет постоянно выводятся новые законы и правила, поэтому замечательный способ добиться личного успеха – это стать первооткрывателем. Исключительно на чужих знаниях далеко уехать не получится и развивать умение анализировать информацию придется в любом случае, дополняя перенятый у профессионалов опыт собственными наработками, неустанно совершенствуясь.