Роль аптеки в системе здравоохранения. Роль фармацевтов в проведении гигиенического образования и воспитания

Одной из задач аптеки как учреждения системы здравоохра­нения является проведение просветительной работы среди на­селения, что регламентировано Министерством здравоохране­ния РФ. На аптеку возлагается "распространение среди населе­ния санитарно-гигиенических знаний и популярных сведений о лекарственных средствах".

Фармацевт обязан проводить просветительную работу, кото­рая является составной частью его деятельности. Для этого он получает многостороннюю подготовку в процессе обучения. Чтобы будущий фармацевт мог разбираться в сложном ком­плексе, каким является лекарство, правильно его применять и контролировать изготовление, преподаются теоретические ос­новы ботаники, биологии, микробиологии, химии, физики, ма­тематики, биофизики, биохимии, биофармации, технологии лекарств, биодинамики и др. На базе этих знаний фармацевт может проводить работу по гигиеническому воспитанию, ка­сающуюся лекарственного обслуживания населения.

Совместно с лечебно-профилактическими учреждениями ап­теки должны вести активную работу по повышению гигиени­ческого образования населения, объяснять значение мер пре­дупреждения инфекционных заболеваний, основ личной и об­щественной гигиены, гигиенического воспитания детей и др. Следует пропагандировать важность занятий физкультурой и спортом, вести борьбу со знахарством.

Важным моментом в деятельности сотрудников аптек явля­ется борьба с самолечением. В целях ранней диагностики, а также своевременного и правильного лечения заболеваний именно аптеки должны пропагандировать необходимость ран­него обращения к врачу.

Большое значение имеет освещение таких вопросов, как роль лекарств в лечении и предупреждении болезней, правильное употребление лекарственных препаратов, возможность возник­новения лекарственной болезни в результате неправильного применения лекарств, хранение лекарств в домашних условиях, значение этикеток и надписей на готовых лекарственных фор­мах и т. д. Следует уделять внимание роли витаминов в укреп­лении здоровья, правильному их применению. Необходимо разъяснить, какие предметы санитарии, а также первой помо­щи и ухода за больными должны быть в каждой семье. Аптеки, особенно сельские, должны знакомить население с полезными и ядовитыми растениями и привлекать его, в частности школь­ников, к сбору лекарственного растительного сырья. Следует знакомить население с простейшими методами очистки и обез­зараживания воды, хранения пищевых продуктов и т. д. Аптеч­ный работник должен знать основы эпидемиологии и методы дезинфекции для того, чтобы умело объяснить посетителям, ка­кими методами можно воспользоваться для борьбы с насеко­мыми, грызунами и другими переносчиками инфекционных за­болеваний.

Фармацевты в своей работе могут применять фактически все методы и средства по гигиеническому воспитанию.

В аптеках целесообразно сочетать устную, печатную и на­глядную формы пропаганды санитарных знаний в зависимости от конкретных условий.

Устная пропаганда предусматривает проведение лекций и бе­сед не только в аптеках, но и на промышленных предприятиях, в общежитиях, ДЭЗах, центрах медицинской профилактики и т. д. Можно использовать такую форму, как вечера вопросов и ответов, индивидуальные консультации, "Бюро справок". Все эти формы широко применяются во многих аптеках.

Печатная пропаганда в аптеках основана на использовании выпускаемой специальной литературы (плакаты, листовки, па­мятки), во многих аптеках оформляется "Доска вопросов и от­ветов". В аптекоуправлениях разработаны и отпечатаны тексты, разъясняющие действие лекарств и правила их применения.

Наглядная пропаганда предполагает показ медикаментов, ле­карственных растений, предметов ухода за больными, средств для оказания первой помощи, организацию тематических ста­ционарных и передвижных выставок. Приемлемы такие фор­мы, как организация "Уголка молодой матери", "Уголка здоро­вья", "Это полезно знать" и т. д., сочетающие наглядную и пе­чатную формы пропаганды гигиенических знаний.

На аптечной оберточной бумаге, коробках, пакетах содер­жатся главным образом такие сведения: "Точно выполняйте все назначения врача", "Не занимайтесь самолечением", "Читайте внимательно указания, как принимать лекарства", "Родители, давайте детям лекарство сами, точно соблюдая дозу", "Храните лекарства в недоступном для детей месте", "Точно соблюдайте указания относительно приема и хранения лекарств", "Перед употреблением взбалтывать", "Хранить в темном и прохладном месте", "Не оставляйте лекарство в открытом виде - оно пор­тится", "Не храните лекарство без обозначения" и т. д.

Аптечные работники, разъясняя посетителям аптеки вред са­молечения, должны советовать обращаться в соответствующие лечебные учреждения. С этой целью в торговом зале аптеки должен быть вывешен список ближайших лечебных учрежде­ний с указанием их адресов. Благодаря постоянному контакту с посетителями фармацевты могут наиболее широко проводить работу по гигиеническому воспитанию. Выдавая больному ле­карство, провизор-технолог должен дать рекомендацию по его хранению, определить сроки пользования лекарством, обратить внимание посетителя на возможность и признаки порчи ле­карства.

Необходимо шире знакомить население с задачами и функ­циями аптеки как учреждения системы здравоохранения с но­выми формами и методами работы аптек по улучшению лекар­ственного обслуживания населения, с развитием аптечной сети и фармацевтической промышленности в России, с достиже­ниями фармацевтической науки.

Большую роль в улучшении форм воспитательной работы в аптеках играют республиканские, областные, краевые и город­ские научные фармацевтические общества. На их совместных заседаниях с домами санитарного просвещения и научными ме­дицинскими обществами обсуждаются вопросы состояния про­паганды медицинских, гигиенических и фармацевтических знаний, намечаются комплексные планы мероприятий по ее осуществлению и улучшению с учетом общих и местных акту­альных задач здравоохранения.

Фармацевтические общества принимают участие в разработ­ке для врачей, педагогов, фармацевтов пособий и других мате­риалов по методике пропаганды знаний в области лекарствове­дения. Фармацевтические общества оказывают помощь цен­тральным и местным издательствам в определении тематики научно-популярной медицинской литературы, а также в выде­лении квалифицированных авторов, имеющих опыт популяри­заторской работы.

Фармацевты, как научные, так и практические работники, должны привлекаться к проведению просветительской работы через научно-популярные журналы "Здоровье", "Наука и жизнь" и др., в которых печатаются материалы профилактического ха­рактера. Совместно с лечащими врачами и гигиенистами фар­мацевты участвуют в выпуске фильмов, клипов, чтении лекций по радио, подготовке телевизионных передач, тематических ве­черов, организуемых центрами медицинской профилактики.

Правильно организованная и поставленная на должный уро­вень работа по гигиеническому образованию в аптеках будет способствовать постоянному повышению уровня знаний не только у населения, но и у самих аптечных работников, что приведет к дальнейшему улучшению лекарственного обслужи­вания населения.

Введение

Несмотря на то, что любой рынок (в том числе фармацевтический) живет по определенным правилам, нацеленным на увеличение прибыли, в фармацевтике, как в одном из важнейших разделов медицинской науки, первое место отводится охране здоровья пациентов. Экономическая составляющая, безусловно, важна, однако она не должна выходить на первый план.

Аптекарь - это прежде всего медицинский консультант, который поможет разобраться в большом ассортименте лекарственных препаратов, БАД, изделий медицинского назначения и аптечной косметики, проведет грамотную консультацию и предотвратит возможные ошибки при лечении. Особенно эта функция фармспециалиста важна при быстром темпе современной жизни. Сегодня люди предпочтут сразу пойти в аптеку, чем сидеть в очереди на прием к врачу. К тому же многие терапевты в районных поликлиниках порой не успевают следить за новинками фармацевтического рынка или назначают препараты, активно продвигаемые медицинскими представителями фармкомпаний, что не всегда целесообразно и доступно пациентам по цене.

В связи с этим на плечи аптечного персонала ложится еще большая ответственность за здоровье приходящих к ним людей. И даже если приходящий в аптеку покупатель знает, препарат какой группы ему необходим, зачастую ему не хватает специфических профессиональных знаний (например, о противопоказаниях или о режиме приема), и помощь специалиста аптеки будет ему очень кстати.

Нередко фармацевтам и провизорам приходится брать на себя и другие роли - кассира, фасовщика и даже психолога, учитывая, что в аптеку приходят нервные и расстроенные своим заболеванием пациенты, которых надо успокоить, убедить в благополучном исходе лечения, приободрить.

Роль фармацевтического работника в системе здравоохранения

Активный интерес мирового сообщества к роли фармацевта в системе здравоохранения проявился во второй половине 1980-х годов. Именно в этот период во многих странах стало особенно заметным сужение традиционной сферы деятельности фармацевтов - изготовление лекарств по экстемпоральной рецептуре. Фактически к тому времени выпуск ЛС практически полностью стал осуществляться в условиях промышленного производства. Сфера реализации ЛС претерпела существенные изменения: в некоторых странах (Япония, США) прочно утвердилась практика их отпуска врачами; расширилась продажа в общей торговой сети (например, в супермаркетах); более популярной стала продажа ЛС по почте, в последние годы - через Интернет. Оптовой реализацией ЛС все больше занимаются бизнесмены, не имеющие фармацевтического образования.

Одновременно усложнялись другие сферы деятельности в фармацевтическом секторе, такие как разработка и производство препаратов, контроль их качества, снабжение, распределение, выбор и рациональное использование ЛС, государственное регулирование фармацевтического рынка и т.д. Возникла проблема фальсифицированных препаратов, что потребовало определенной переориентации системы контроля качества. В тех сферах деятельности, где традиционно доминировали специалисты с медицинским, химическим, экономическим образованием, ощущалась потребность в работниках, имеющих фармацевтическое образование. Таким образом, возникла ситуация, когда, с одной стороны, знания фармацевтов оставались невостребованными, а с другой - фармацевты в недостаточной степени привлекались в новые сферы деятельности. Недооценка значения работы фармацевтов неизбежно ведет к недостаточному использованию их потенциальных возможностей и профессиональных знаний, а также вынуждает этих специалистов преследовать лишь экономические интересы (больше продавать, продавать наиболее дорогие лекарственные средства и т.д.).

Следует отметить, что к середине 1980-х годов необходимость пересмотра кадровой структуры назрела во всех сферах здравоохранения. В 1985 г. Комитет экспертов ВОЗ для реализации стратегии «Здоровье для всех к 2000 году» призвал заново определить роль и функции всех категорий работников здравоохранения.

В 1988 г. в Мадриде (Испания) состоялось Европейское региональное совещание «Роль фармацевта в розничной и больничной аптеке», участники которого пришли к следующим выводам:

* врачи и фармацевты должны работать сообща; необходимы общие подходы к выбору ЛС; фармацевт - это консультант врача, он принимает участие в выборе ЛС и дает рекомендации относительно их рационального использования;

* фармацевты играют ведущую роль в предоставлении информации и рекомендаций пациенту, касающихся применения ЛС; фармацевты должны информировать пациентов о возможных побочных эффектах ЛС;

* фармацевты должны способствовать пропаганде здорового образа жизни.

На совещании МФФ «Качественные фармацевтические службы - польза для государства и общества» (Токио, 1993 г.) была сформулирована концепция фармацевтической помощи, согласно которой главными в работе фармацевта должны быть интересы пациента. Участники совещания предложили осуществлять фармацевтическую помощь как в отношении каждого пациента, так и всего населения. Это предполагает:

* предоставление пациентам достоверной и объективной информации о препаратах;

* участие фармацевтов в разработке законопроектов и регламентирующих правил, касающихся обеспечения населения ЛС;

* разработку методических указаний и критериев для составления формуляров;

* разработку систем распределения ЛС.

В ходе 3-го Ежегодного Совещания Европейского Форума фармацевтических ассоциаций и ВОЗ, состоявшегося в мае 1994 г. в Копенгагене (Дания) с целью повышения эффективности систем здравоохранении, были приняты следующие принципы:

* ЛС нельзя рассматривать исключительно в качестве товара;

* снабжение населения лекарствами должно осуществляться только через аптечные учреждения;

* на всех стадиях распределения ЛС необходимо осуществлять контроль со стороны профессионалов;

* обязанность фармацевта - руководствоваться строгими этическими правилами и нормами профессионального поведения и осуществлять личный контроль за распределением лекарств среди населения;

* фармацевт должен быть свободен от экономического влияния на осуществление своей деятельности со стороны нефармацевтов;

* специальное фармацевтическое образование дает провизору исключительное право:

Лично отвечать за реализацию продукции фармацевтического производства на рынке;

Возможность гарантировать в интересах сохранения здоровья и безопасности населения адекватный контроль за качеством, хранением, безопасностью и вопросами снабжения населения лекарствами;

Управлять аптекой.

Руководство ВОЗ/ДАП «Добротная аптечная практика в коммунальных и больничных аптеках» можно рассматривать как свод профессиональных задач, стоящих перед национальными фармацевтическими ассоциациями и правительствами.

Согласно Руководству главная задача аптечной практики заключается в обеспечении лекарствами, другими изделиями медицинского назначения и услугами здравоохранения, а также в оказании помощи людям и обществу в их наилучшем применении.

Добротная аптечная практика (GPP) ВОЗ требует, чтобы:

* первой задачей, стоящей перед фармацевтом, было благосостояние больного независимо от его местонахождения;

* основной деятельностью аптеки являлось обеспечение больных лекарствами и другими изделиями медицинского назначения, соответствующей информацией, советами, а также для фиксирования побочных эффектов от применения лекарств;

* составной частью деятельности фармацевта являлось содействие рациональному и экономному назначению и правильному использованию ЛС;

* каждый элемент аптечной услуги был ориентирован на отдельную личность, был четко определен и эффективно доведен до каждого участника.

«Фармацевтическое обслуживание, предоставляемое фармацевтами, направлено на оптимизацию результатов для пациентов и является основой эффективного, рационального и безопасного использования лекарств. Это руководство является своевременным и доступным ресурсом для фармацевтов, преподавателей и студентов во всем мире, предназначенным для развития служб, нацеленных на пациентов, и навыков в области удовлетворения потребностей местных пациентов», - заявил Тон Хоек, Генеральный секретарь и Главный исполнительный директор Международной фармацевтической федерации.

Должностные обязанности фармацевта и провизора в аптеке:

Осуществляет прием рецептов и требований медицинских организаций, отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Изготавливает лекарства, проверяет их качество простейшими методами внутриаптечного контроля.

Участвует в приемке товара, его распределении по местам хранения, обеспечивает условия хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения в соответствии с их физико-химическими свойствами и действующими правилами хранения.

Оказывает консультативную помощь фасовщикам по расфасовке лекарственных средств.

Проводит санитарно-просветительную и информационную работу среди населения о лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, их применении и хранении в домашних условиях.

Оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях.

Более того, в своей работе аптекари должны руководствоваться не только собственными этическими нормами и моральными качествами, но и законодательными актами, постановлениями и приказами правительства, которые регулируют деятельность фармспециалистов. Например: Федеральный закон «О лекарственных средствах», Закон РФ «О защите прав потребителей», Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и многими другими.

Фармацевты и провизоры должны помнить, что их место работы - аптека - это не только особая специализированная организация системы здравоохранения, но и своеобразное торговое учреждение. И здесь зачастую неизбежен конфликт интересов - коммерческой выгоды и удовлетворения истинных потребностей покупателей. Чтобы предотвратить его, специалистам всегда надо соблюдать баланс и помнить о том, что главная задача - сохранить здоровье пациентов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Роль психологии в деятельности фармацевта

1. Провизор (фармацевт) и посетитель аптеки

Психология взаимоотношений

Специфика работы в торговом зале аптеки состоит в том, что работникам приходится постоянно общаться с большим количеством различных людей. Поэтому здесь должны работать люди, не только имеющие склонность к такому труду, но и обладающие способностью к общению.

Психологическими требованиями для таких работников являются: уравновешенность, собранность, острота ощущений и восприятий, скорость реакции, хорошая память, внимание и наблюдательность.

Поэтому провизорам (фармацевтам), работающим в постоянном контакте с больными, должны быть присущи следующие психологические качества:

1. Чувствительность к различию формы, цвета, величине товара аптечного ассортимента.

2. Чувствительность к человеческой речи (для установления нормального контакта с больным).

3. Хорошая зрительная память (для информации о лекарствах и быстрого нахождения необходимого лекарственного препарата или других товаров медицинского назначения).

4. Сосредоточенность внимания (при обслуживании конкретного больного).

5. Устойчивость внимания (сохранение работоспособности на протяжении рабочего дня).

6. Хладнокровие и выдержка (при разрешении конфликтных ситуаций).

7. Эмоциональная устойчивость и уравновешенность.

8. Старательность и добросовестность.

9. Владение речью.

Провизору (фармацевту) надо уметь дифференцировать посетителей аптеки, с тем, чтобы безошибочно выбирать тон и направление в разговоре с больным.

Прежде всего, посетителей аптеки надо разделять по полу и возрасту. Женщины больше знают лекарства, их действие. Им чаще приходится лечить близких и они все хотят узнать о препаратах.

Мужчины, наоборот, стараются скорее покинуть аптеку, поэтому их надо «задержать» и объяснить, как принимать, хранить лекарство и т.д. Пожилые люди часто хотят поговорить, посоветоваться и провизор обязан удовлетворить их желания.

Больных надо разделять также по типу нервной системы: к стеснительным проявить участие и внимание, к раздражительным отнестись спокойно и предупредительно, к обидчивым - тактично, к грубым - сдержанно, хладнокровно, сохраняя собственное достоинство.

Кроме того, больных надо дифференцировать, исходя из состояния болезни: начало болезни, разгар болезни, период выздоровления (инкурабельные больные, хронические).

Провизор должен быть со всеми одинаково вежлив и приветлив, стараясь как можно быстрее обслужить всех. Ему необходимо строить свою речь так, чтобы оказать действие на мысли и чувства больного. Разговор должен носить форму краткого диалога и содержать только те слова, которые убедят больного в эффективности лечения.

Логичность мыслей достигается формулой: состав, применение, эффект.

Эффективность лечения в большей степени зависит от соблюдения больным правил приема и хранения лекарства. Поэтому, называя состав и применение лекарства, провизор обязан объяснить больному, почему прием должен быть до, а не после еды, а частота приема через каждые 4, а не 6 часов и т.д. Это даст больному возможность активно участвовать, в лечении, верить в него.

Психологи установили, что человек запоминает только 1/5 часть услышанного, поэтому провизору необходимо четко, а может быть, и дважды объяснить способ и время приема лекарства.

Не надо жалеть времени на разъяснение порядка и частоты приема, хранения медикаментов.

Особенно если лекарство назначено детям, пожилым или малограмотным людям, а также, если оно выписано впервые. Если же лекарство назначается повторно и фармацевтический работник уверен, что больной знает, как его применять, то достаточно ограничиться пожеланием скорейшего выздоровления. За счет такой дифференциации посетителей аптеки можно найти время для беседы с больным, который в этом особенно нуждается.

В разговоре с больным необходимо избегать общих фраз, научных терминов, длинных предложений, надо четко и просто излагать свои мысли.

При общении с больным недопустимы проявления раздражительности, обиды, спешки, нетерпеливости, заносчивости, неприязни. Тактичный и сдержанный разговор с больным имеет немаловажное значение для установления личных симпатий между больным и провизором.

Больной обычно находится в состоянии подавленности, болезнь и связанные с ней опасности нервируют его, вызывают повышенную ранимость. В таких ситуациях фармацевт (провизор) должен уметь развеять мысли, гнетущие больного, завоевать его доверие, сдержать себя, свою реакцию на возможную грубость больного, извинить его.

Особое внимание и теплоту следует проявлять к онкологическим больным, к больным с заболеванием крови и другими болезнями, плохо поддающимися лечению. Если такие больные или их родственники получают лекарства из аптеки, то препараты следует выдавать без аннотации, из которых больной может узнать свой диагноз. В случае, если больной спрашивает, от какой болезни выписано лекарство, рекомендуется не называть болезни, я лучше указать влияние препарата на отдельные органы, симптомы заболевания (тонизирует нервную систему, снижает кровяное давление, укрепляет сердце и т.д.).

Для установления хорошего контакта с больным большое значение следует придавать речи, тембру, интонации голоса, мимике. Слишком быстрая речь, даже если она убедительна, не произведет должного впечатления. Провизор должен владеть своим голосом, иметь достаточный лексикон. Не надо кричать или говорить шепотом: и то и другое - признак неуважения и бестактности. Утомляет и монотонность речи. Надо помнить, что интонация голоса - посланник радости или огорчения, тепла или холода. Больным приятно слышать приветливое обращение.

Эмоции больного во многом зависят от того, как провизор ответит на вопрос: «Имеется ли в аптеке нужное лекарство? Фразу «Нужного Вам лекарства в аптеке нет» можно сказать по-разному и вызвать разную реакцию у больного. Если в аптеке нет нужного лекарства, необходимо сначала согласовать вопрос с врачом о замене данного препарата другим, равноценным по действию; направить больного в справочное бюро или другую аптеку, в которой данный препарат имеется оставить рецепт на гарантию, заполнить открытку на отсутствующее лекарство с тем, чтобы известить больного при его поступлении. Словом, приложить максимум усилий, чтобы больной получил необходимое ему лекарство. Больной должен видеть, что провизор делает все от него зависящее, чтобы обеспечить его лекарственным препаратом.

Анкетным опросом заведующих аптек о типе нервной системы провизора-технолога, занятого приемом рецептов и отпуском лекарств, и сопоставлением с нареканиями посетителей установлено, что больше всего жалоб (83%) на грубое отношение к больному выпало на долю флегматиков (33%), меланхоликов (19%) и холериков (28%) и лишь небольшой процент (3%) на долю сангвиников. Из этого следует, что заведующим аптек следует знать и помнить о типе нервной системы сотрудников при расстановке кадров.

Одним из важных принципов деонтологии, с помощью которого создается первое впечатление об аптеке, является внешний вид аптечного работника. Следует помнить, что внешний вид провизора - своего рода визитная карточка аптеки: по тому, насколько провизор аккуратен, подтянут можно судить об аптеке в целом. Небрежность провизора вызывает не только чувство досады у больного, но и сказывается на самом провизоре: у него плохое настроение, повышенная нервозность, недовольство собой и всеми окружающими, неуверенность в себе. А ведь иногда первое впечатление, произведенное провизором на больного, определяет их дальнейшие взаимоотношения.

Фармацевту необходимо придавать большое значение аккуратности, опрятности. Косметика должна подчеркивать красоту лица, быть умеренной и эстетичной, иначе она может сделать лицо вульгарным. Работникам аптек стоит воздержаться от яркого лака для ногтей, обилия украшений, от пышных причесок, выбивающихся из-под шапочки. Одежда должна быть строго установленной формы, но по фасону халат может быть индивидуальным, со строгой, но модной отделкой. Халат и шапочку можно украсить эмблемой «змея и чаша». Обязательно следует носить сменную обувь, которая должна отвечать трем качествам: быть красивой, удобной и соответствовать аптечной форме.

Провизор должен стараться быть привлекательным, поскольку обаяние содержит в себе, прежде всего, уважение к другому. А.П. Чехов писал: «Какое наслаждение уважать людей». Быть воспитанным и обаятельным - значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. «Ничто не ценится так дорого и ничто не обходится так дешево, как вежливость» - писал Сервантес.

2. Методы общения провизора (фармацевта ) с посетителями аптеки

Социально-психологический подход к взаимоотношениям провизора (фармацевта) и больного (посетителя аптеки) позволяет определить их как особую форму доверительного общения.

Установление психологического контакта с больным состоит в умении приспособиться к нему, познать и понять его особенности.

Фармацевтический работник должен строго научно дифференцировать больных и соответственно выбирать метод общения с ними. При этом рекомендуется использовать следующие методы психотерапевтического воздействия на больного.

1. Общая психотерапия: информация, разъяснение, успокоение, эмоциональная поддержка и т.п.

2. Специальная психотерапия: убеждение и внушение.

3. Социальная терапия: сопереживание, совместная радость в ходе улучшения здоровья, радость выздоровления, активная медикаментозная помощь.

Правильный психологический подход к больному - это своего рода уже психотерапия.

При общении с посетителями аптек фармацевтический работник должен проявить следующие качества:

1. Уважение к личности больного:

Внимательность;

Вежливость;

Культура обслуживания;

Доброжелательность, чуткость.

2. Взаимопонимание.

3. Терпимость:

Выдержка;

Спокойствие, ровное настроение;

Приятное выражение лица;

Умение противостоять утомлению.

Провизору (фармацевту) надо уметь различать посетителей по группам заболеваний, возрасту, типам отношения к своей болезни, к лечению, к лекарству и по реакции больного на них.

Больные по восприятию своего заболевания подразделяются на три группы.

К первой относятся те, которые недооценивают серьезности своего заболевания. Поэтому провизор (фармацевт) должен обратить внимание на отношение больного к своему лечению, на соблюдение режима, времени приема лекарства.

Ко второй - больные, которые переоценивают серьезность своего заболевания. Провизор (фармацевт) должен их успокоить, вселить веру в лекарство, в его целебную силу.

Третью группу составляют люди адекватно воспринимающие свою болезнь. Таких больных провизор (фармацевт) должен окружить теплом и заботой, и конечно, безотказной квалифицированной медикаментозной помощью.

Дифференциация больных поможет провизору определить форму контакта с ними. Существует две формы контактов:

1. Руководство больным.

2. Сотрудничество (партнерство) с ним при лидерстве провизора.

Стиль беседы с больным соответствует форме контакта. Лидерский (руководящий) стиль беседы необходим больным, которые нуждаются в опеке, которые испытывают сомнения, являются слабовольными, разочарованными в лечении, во враче, не верящими в лекарство и т.д.

Партнерство необходимо в общении с эмоционально напряженными больными, охваченными страхом, инкурабельными. В этом случае рекомендуется применять один из методов психотерапии - метод рассеивания страхов.

Одним из самых сильных методов психотерапевтического воздействия является метод убеждения. Убеждение есть основа рациональной психотерапии. Используя этот метод, провизор на основании логических доводов и эмоционального убеждения «обращает больного в свою веру».

Поэтому структура первичной беседы с больным должна быть следующей:

1. Установление контакта, атмосферы доверия, откровенности, взаимоуважения и взаимоудовлетворения общением.

2. Предоставление больному доступной информации о составе рецепта, фармакологическом действии входящих в пропись ингредиентов.

3. Объяснение больному о способах применения лекарства и правил его хранения в домашних условиях.

4. Нацеливание больного на эффективность лекарственного препарата, описание ему ожидаемого результата («благодаря сосудорасширяющему действие препарата должно нормализоваться кровяное давление»).

5. Обсуждение проблемы лекарственной терапии, беспокоившей больного.

6. Подведение итогов беседы. При этом очень важно для провизора решить вопрос, как его принял больной. Для этого надо применить контроль «с помощью обратной связи»: расспросить больного и уточнить воспринятую им информацию. Особенно это важно для посетителей с выраженными эмоциональными расстройствами (страх, тревога, возбудимость, угнетенность и т.д.).

Вся беседа с больным должна носить коммуникативный характер и включать информацию, разъяснения, обучение, убеждение, эмоциональную поддержку.

Информационная эффективность общения провизора и больного зависит от правильности понимания больным сообщенных ему провизором сведений. При этом коммуникативная сторона взаимоотношения провизора и больного часто осложняется следующими факторами:

Неумением провизора вызвать расположение больного;

Дефицитом времени (как у провизора, так и у больного);

Отсутствием интереса у больного к общению с провизором;

Репликами стоящих в очереди к провизору других больных или здоровых посетителей.

Провизор может быть усталым, но свое утомление он не должен показывать больному, быть ровным и внимательным.

3. Облик современного провизора

Провизор не только специалист, но и гражданин, общественный деятель, помимо фармации он должен разбираться в важнейших вопросах общественной жизни страны. Не признавая научной и медицинской деятельности вне гражданственности, И.П. Павлов с гордостью писал: «Что ни делаю, постоянно думаю, что служу этим, насколько позволяют мне мои силы, прежде всего моему Отечеству».

Образование провизора должно быть возможно более полным, глубоким и совершенным.

Однако само по себе такое образование окажется недостаточным, если оно не будет постоянно сопровождаться воспитанием (самовоспитанием) нравственности и стремлением к активной, продуктивной, полезной деятельности.

Истинный провизор - высоконравственный человек и действует во имя дела и долга перед больным, перед избранной им профессией, во имя долга перед обществом.

Главной оценкой затраченного провизором труда и энергии служит более эффективная и совершенная помощь больному. Причем это способствует как накоплению профессионального опыта, так и повышению авторитета провизора.

Авторитет провизора имеет важное значение для налаживания общения с больным. Авторитет любого медицинского работника базируется на глубоких познаниях в своей области, умении спокойно, правильно и быстро понять больного. Немаловажны здесь личное обаяние, прямота, доброжелательность, искренность, сердечность, природная скромность - все то, что определяет моральный облик человека.

Призвание провизора, как любого медицинского работника, состоит в энтузиазме, безвозмездном даровании здоровья и счастья страдающему.

Слово провизора - один из чудеснейших целителей. Однако при неправильном использовании оно может превратиться в орудие, губящее больного. Правильно выбранное и ко времени использованное, слово является воспитателем больного, исправляет ошибки в его поведении. Наряду с этим слово обучает больного, совершенствуя и обогащая знания, навыки и опыт как в охране здоровья, так и в борьбе с болезнью.

Гуманизм медицинского работника в психологическом отношении был и остается ведущим фактором в общении с больным.

аптека психологический больной фармацевт

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Роль общения в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Средства общения и способы коммуникативного воздействия. Развитие навыков профессионального общения. Стадии установления психологического контакта. Виды ролевого поведения.

    реферат , добавлен 09.06.2010

    Особенности профессиональной деятельности сотрудников силовых структур. Исследование особенностей общения сотрудников правоохранительных органов. Анализ результатов диагностики стилей общения сотрудников, выявления предпочитаемой формы поведения.

    дипломная работа , добавлен 27.07.2010

    реферат , добавлен 13.11.2015

    Значение профессионального общения в сфере деятельности сотрудников органов внутренних дел. Психологические закономерности общения сотрудников данной сферы. Технологии эффективного воздействия на партнера по общению в ситуациях служебной деятельности.

    реферат , добавлен 25.12.2014

    Функции и специфика общения. Структура общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона. Вербальные и невербальные средства общения. Факторы, способствующие установлению контакта. Свойства характера, психологические установки, эмпатия.

    реферат , добавлен 08.02.2011

    Понятие делового общения. Устный и письменный способы обмена информацией. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная функции общения. Этические и культурные требования к выступлению с речью. Установление контакта с аудиторией, жесты и мимика оратора.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2011

    Предмет и задачи психологии. Особенности житейской психологии. Формирование нервной системы. Этапы развития психологической науки. Основные представления о сознании с точки зрения гештальтпсихологии. Свойства соматической нервной системы человека.

    курс лекций , добавлен 14.01.2011

    Категории делового общения и принципы, применяемые в деловых беседах, правила хорошего тона. Специфика управленческого общения в организации, стили руководства, их признаки. Культура проведения профессиональных переговоров, конфликты, пути их разрешения.

    реферат , добавлен 25.01.2010

    Изучение влияния типа нервной системы на развитую степень проявления внимания. Психодиагностическое исследование типов нервной системы и свойств внимания. Свойства темперамента. Характеристика подросткового возраста. Формирование усидчивости и поведения.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2014

    Функции общения. Роль сознательного, бессознательного, вербальных и невербальных компонентов в профессиональном общении сотрудников таможенных органов. Виды профессионального общения сотрудников ОВД. Личностная типология "трудных" для общения людей.

В настоящее время в системе общественного здравоохранения Украины происходят определенные изменения. Парламентом страны приняты в первом чтении проект закона «Об обязательном социальном и медицинском страховании» и проект новой редакции закона «О лекарственных средствах». Можно предположить, что после введения в действие соответствующих законов роль фармацевта (здесь и далее под термином «фармацевт» (от англ. pharmacist) подразумеваются провизоры и фармацевты) в системе общественного здравоохранения существенно повысится. В частности, законопроект «О лекарственных средствах» предусматривает внедрение в повседневную практику аптечных учреждений стандартов Надлежащей фармацевтической (аптечной) практики.

Активно ведутся дискуссии о том, что деятельность фармацевта не должна ограничиваться только реализацией лекарственных средств и других товаров медицинского назначения. Практика свидетельствует, что немало больных обращаются в аптеку с целью олучить у фармацевта необходимую консультацию относительно выбора и применения лекарственного средства. Пока в нашей стране на законодательном уровне не закреплены функциональные обязанности и полномочия фармацевта. Между тем, мировое сообщество разработало рекомендации, касающиеся деятельности фармацевта в системе общественного здравоохранения. В их азработке непосредственное участие принимал Андрей Мешковский , российский провизор, в течение нескольких десятилетий проработавший в Секретариате ВОЗ по поручению Минздрава СССР, который любезно согласился высказать на страницах «Еженедельника АПТЕКА» официальную точку зрения ВОЗ о роли фармацевта в общественном здравоохранении.

— Какое место в деятельности ВОЗ занимает разработка рекомендаций в области фармации?

— Достаточно заметное. В настоящее время основными направлениями ВОЗ являются разработка стандартов качества, эффективности, безопасности, рационального использования лекарственных средств, а также проведение мероприятий, направленных на расширение доступа малообеспеченных слоев населения к жизненно необходимым лекарственным средствам, разработка рекомендаций по осуществлению национальной политики в сфере обеспечения населения лекарственными средствами. С 1992 г. в Европейском региональном бюро ВОЗ (Копенгаген, Дания) действует Специальная фармацевтическая программа для стран Центральной и Восточной Европы, цель которой — оказание помощи странам бывшего социалистического лагеря и СССР.

— Что побудило экспертов ВОЗ начать разработку рекомендаций относительно сферы деятельности фармацевта в системе общественного здравоохранения?

— Активный интерес к роли фармацевта в системе общественного здравоохранения эксперты ВОЗ проявили во второй половине 80-х годов ХХ ст. Очевидно, обращение к этой проблеме было вызвано обеспокоенностью многих работников аптечных учреждений относительно своего места в системе медицинского обслуживания. Эта обеспокоенность в первую очередь была обусловлена наметившейся в индустриально развитых странах тенденцией рассматривать фармацевта почти исключительно как продавца лекарственных средств, поскольку функции, связанные с их изготовлением и в значительной степени информирование о них врачей взяли на себя производители фармацевтической продукции. Как представляется, эти тенденции не соответствуют интересам ни фармацевтов, ни общества в целом. Недооценка значения работы фармацевтов неизбежно ведет к недостаточному использованию их потенциальных возможностей и профессиональных знаний, а также вынуждает этих специалистов преследовать лишь экономические интересы (больше продавать, продавать наиболее дорогие лекарственные средства и т.д.).

— Почему ВОЗ приступила к решению этого вопроса лишь в 80-е годы — спустя почти 40 лет своего существования?

— Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, сфера деятельности ВОЗ в отношении лекарственных средств расширялась постепенно. Во-вторых, лишь в 80-е годы были созданы необходимые условия для обсуждения этой проблемы на международном уровне Именно в этот период во многих странах стало особенно заметным сужение традиционной сферы деятельности фармацевтов — изготовление лекарств по экстемпоральной рецептуре. Фактически к тому времени выпуск лекарственных средств практически полностью стал осуществляться в условиях промышленного производства. Сфера реализации лекарственных средств претерпела существенные изменения: в некоторых странах (Япония, США) прочно утвердилась практика их отпуска врачами; расширилась продажа в общей торговой сети (например, в супермаркетах); более популярной стала продажа лекарственных средств по почте, в последние годы — через Интернет. Оптовой реализацией лекарственных средств все больше занимаются бизнесмены, не имеющие фармацевтического образования. Используя несовершенство законодательства, во многих странах появились многочисленные, не имеющие фармацевтического образования, посредники между производителями и розничными аптечными учреждениями.

Одновременно усложнялись другие сферы деятельности в фармацевтическом секторе, такие, как разработка и производство препаратов, контроль их качества, снабжение, распределение, выбор и рациональное использование лекарственных средств, государственное регулирование фармацевтического рынка и т.д. Возникла проблема фальсифицированных препаратов, что потребовало определенной переориентации системы контроля качества. В тех сферах деятельности, где традиционно доминировали специалисты с медицинским, химическим, экономическим образованием ощущалась потребность в работниках, имеющих фармацевтическое образование. Таким образом, возникла ситуация, когда, с одной стороны, знания фармацевтов оставались невостребованными, а с другой — фармацевты в недостаточной степени привлекались в новые сферы деятельности.

— Каким образом удалось привлечь внимание мировой медицинской общественности к данной проблеме?

— Инициатором выступило профессиональное объединение — Международная фармацевтическая федерация (FIP — Federation International Pharmaceutique), в течение длительного времени сотрудничающая с ВОЗ в качестве неправительственной организации, которая активно поддержала ее программу по лекарственным средствам. Успеху этой инициативы способствовало укрепление в 80-х годах связей между FIP и Секретариатом ВОЗ. К этому времени установилась практика регулярных встреч Генерального директора ВОЗ с руководством FIP. Сотрудников штаб-квартиры ВОЗ неоднократно приглашали для участия в заседаниях Совета FIP. Кстати, мне тоже довелось принимать участие в этих заседаниях.

Следует отметить, что к середине 80-х годов необходимость пересмотра кадровой структуры назрела во всех сферах здравоохранения. В 1985 г. Комитет экспертов ВОЗ для реализации стратегии «Здоровье для всех к 2000 году» призвал заново определить роль и функции всех категорий работников здравоохранения.

— Таковыми являются итоговые доклады совещаний ВОЗ, Резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения 1994 г. (ВАЗ 47.12) и методические рекомендации по Надлежащей фармацевтической практике (GPP). К этому времени проведены совещания ВОЗ по данной проблеме:

  • Европейское региональное совещание «Роль фармацевта в розничной и больничной аптеке», Мадрид (Испания), 1988 г.

  • Первое (глобальное) совещание «Содержание фармации и функции фармацевтов», Нью Дели (Индия), 1988 г.

  • Второе совещание «Качественные фармацевтические службы — польза для государства и общества», Токио (Япония), 1993 г.

  • Третье совещание «Подготовка будущих фармацевтов: разработка учебных программ», Ванкувер (Канада), 1997 г.

  • Четвертое совещание «Роль фармацевта в самолечении», Гаага (Нидерланды), 1998 г.

Необходимо хотя бы вкратце охарактеризовать каждый из документов, которые были приняты на этих совещаниях.

Выводы Европейского регионального совещания «Роль фармацевта в розничной и больничной аптеке» можно представить следующим образом:

  • врачи и фармацевты должны работать сообща; необходимы общие подходы к выбору лекарственных средств; фармацевт — это консультант врача, он принимает участие в выборе лекарственных средств и дает рекомендации относительно их рационального использования.

  • фармацевты играют ведущую роль в предоставлении информации и рекомендаций пациенту, касающихся применения лекарственных средств; фармацевты должны информировать пациентов о возможных побочных эффектах лекарственных средств

  • фармацевты должны способствовать пропаганде здорового образа жизни.

Первое (глобальное) совещание «Содержание фармации и функции фармацевтов». Его участники подтвердили выводы Мадридской встречи, касающиеся роли фармацевта в розничной и больничной аптеке, и сформулировали рекомендации относительно сферы деятельности фармацевтов помимо аптечной сети. По их мнению:

  • подразделение министерства здравоохранения, ответственное за фармацевтическую службу, должно иметь такое же значение, как и другие подразделения

  • фармацевты с опытом работы должны участвовать в разработке законодательства о лекарственных средствах

  • руководство закупками, хранением и распределением лекарственных средств должны осуществлять фармацевты, а не врачи. Фармацевты, пройдя соответствующую подготовку, должны возглавлять национальные контрольно-аналитические лаборатории, их можно привлекать к работам по регистрации и пострегистрационному контролю качества лекарственных средств, к участию в клинических испытаниях и т.п.

  • фармацевты должны быть членами «бригады работников здравоохранения», совместно с другими специалистами участвовать в научных исследованиях, подготовке медицинских кадров, распространении информации, работе международных организаций.

Второе совещание «Качественные фармацевтические службы — польза для государства и общества». Была сформулирована концепция фармацевтической помощи, согласно которой главными в работе фармацевта должны быть интересы пациента. Участники совещания предложили осуществлять фармацевтическую помощь как в отношении каждого пациента, так и всего населения. Это предполагает:

  • предоставление пациентам достоверной и объективной информации о препаратах;

  • участие фармацевтов в разработке законопроектов и регламентирующих правил, касающихся обеспечения населения лекарственными средствами

  • разработку методических указаний и критериев для составления формуляров

  • разработку систем распределения лекарственных средств.

Третье совещание «Подготовка будущих фармацевтов: разработка учебных программ». Важным итогом совещания является составление современных требований к фармацевту, получивших название «фармацевт 7 звездочек»:

* работник системы здравоохранения, член команды

* способен принимать ответственные решения

* специалист по коммуникации — посредник между врачом и пациентом

* готов к лидерству в интересах общества

* руководитель, способный управлять ресурсами и информацией

* готов учиться всю жизнь

* наставник, участвующий в подготовке молодых фармацевтов.

Анализ этих требований свидетельствует о том, что акцент сделан не на необходимости получения более глубоких специальных знаний в области фармации, а на усовершенствовании личностных качеств, которые наряду с приобретаемыми профессиональными навыками позволят специалисту занять достойное место среди работников системы общественного здравоохранения.

Участники совещания отметили необходимость внесения соответствующих изменений в учебные программы подготовки специалистов данного профиля. По их мнению, для реализации этих задач необходимо сотрудничество всех заинтересованных сторон (учреждений, организаций и предприятий), в том числе на международном уровне.

Четвертое совещание «Роль фармацевта в самолечении». К моменту проведения этого совещания обсуждавшаяся на Токийской встрече концепция фармацевтической помощи получила дальнейшее развитие в правилах Надлежащей фармацевтической практики (GPP). Ключевой вопрос совещания — оказание фармацевтами содействия людям, изъявившим желание лечиться самостоятельно, — участники совещания рассматривали как часть GPP. Было отмечено, что во многих странах наметилась тенденция к увеличению числа больных, предпочитающих самолечение.

Обязанность фармацевта, согласно рекомендациям участников совещания, — установить доверительные отношения с пациентом и рекомендовать ему высококачественные лекарственные средства, а также взаимодействовать с другими работниками здравоохранения, государственными и общественными организациями, представителями фармацевтической промышленности и т.п.

Участники Четвертого совещания предложили фармацевтам внедрить в практику принципы GPP.

Резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения (ВАЗ) «Роль фармацевта в поддержке Пересмотренной стратегии ВОЗ в области лекарственных средств». Выводы Токийского совещания (1993 г.) были вынесены в 1994 г. на обсуждение высшего международного форума в сфере охраны здоровья — Всемирной ассамблеи здравоохранения. Преамбула Резолюции Ассамблеи (ВАЗ 47.12 от 10 мая 1994 г.) содержит важный вывод о том, что «фармацевт может играть ключевую роль в системе общественного здравоохранения». В Резолюции ВАЗ обоснована необходимость участия фармацевтов в разработке соответствующих постановлений и правил, регулирующих работу в фармацевтической сфере.

Странам — членам ВОЗ было предложено определить роль фармацевтов в реализации Национальной лекарственной политики в рамках стратегии «Здоровье для всех»; в полной мере использовать знания фармацевтов на всех уровнях системы здравоохранения, в особенности в разработке Национальной политики в области лекарственных средств.

— Какие основополагающие принципы Надлежащей фармацевтической практики лежат в основе работы аптечных учреждений?

— Правила GРР распространяются на розничную торговлю лекарственными средствами и представляют собой способ реализации концепции фармацевтической помощи. При этом главными направлениями деятельности фармацевта должны быть отпуск лекарств и изделий медицинского назначения надлежащего качества, а также предоставление информации о лекарственных средствах. Неотъемлемой частью работы фармацевта должна быть пропаганда рационального назначения высококачественных лекарственных средств и правильного их использования.

Таким образом, фармацевт должен иметь возможность влиять на решение вопросов, касающихся использования лекарственных средств. Взаимоотношения с работниками здравоохранения, в частности с врачами, должны быть партнерскими, основываться на взаимном доверии, особенно в вопросах, касающихся фармакотерапии.

Согласно Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на охрану здоровья, поэтому обеспечение безопасного применения ЛС является одной из первоочередных задач государства. Однако агрессивная реклама ЛП и бесконтрольный отпуск безрецептурных препаратов из аптек не позволяют в полной мере реализовать обязанности государства по безопасному использованию медикаментов.

Кроме того, не доказана абсолютная безопасность ни одного лекарственного препарата, в том числе тех из них, которые подлежат безрецептурному отпуску. Это обязывает фармацевтического работника при отпуске препаратов безрецептурного отпуска более внимательно подходить к выбору ЛП посетителем аптеки и дать квалифицированную консультацию.

Кроме того, известно психологическое воздействие врача и провизора на пациента при общении с ним, что подтверждается эффектом «плацебо», а также такими заболеваниями, как ятрогении (нарушение психики больного в результате неправильного поведения врача и фармацевта). Это подтверждает тезис о значимости информации, получаемой посетителями в аптеке и роли провизора, влияние которого многократно возрастает при отпуске безрецептурных препаратов.

Вопрос о роли фармацевтов (провизоров) неоднократно поднимался на совещаниях и съездах, которые были проведены Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и Международной фармацевтической федерацией (МФФ - FIP) начиная с 1988 года на региональном и международном уровнях. При этом во всем мире специалистов с высшим образованием называют «фармацевт», а со средним образованием - «помощник (ассистент) фармацевта».

К документам ВОЗ о роли фармацевтов относят доклады пяти совещаний ВОЗ, Резолюцию Ассамблеи 1994 г. (ВАЗ 47.12) и методические рекомендации относительно надлежащей фармацевтической практики (GPP). К настоящему времени проведено пять совещаний ВОЗ по данной проблеме: - Европейское региональное совещание, Мадрид, 1988 г. «Роль фармацевта в розничной и больничной аптеке». - Первое (глобальное) совещание, Нью-Дели, 1988 г. «Содержание фармации и функции фармацевтов». - Второе совещание, Токио, 1993 г. «Качественные фармацевтические службы - польза для государства и общества». - Третье совещание, Ванкувер, 1997 г. «Подготовка будущих фармацевтов: разработка учебных программ». - Четвертое совещание, Гаага, 1998 г. «Роль фармацевта в самолечении и самомедикации».

На совещании в Ванкувере были сформулированы современные требования к фармацевтическому работнику, получившие название «Фармацевт 7 звезд», что следует рассматривать как обязательный минимум для фармацевта во всем мире:

  • работник системы здравоохранения, член команды;
  • способен принимать ответственные решения;
  • специалист по коммуникации - посредник между врачом и пациентом;
  • готов к лидерству в интересах общества;
  • руководитель, способный управлять ресурсами и информацией;
  • готов учиться всю жизнь;
  • учитель, участвует в подготовке будущих поколений фармацевтов.

Как видно из перечисленных требований, акцент сделан не на какие-либо специальные знания, а на черты личности, которые вместе с навыками постоянного овладения новыми знаниями позволят специалисту занять достойное место в системе охраны здоровья граждан.