Элементы финансовой отчетности. Классификация финансовой системы Основные элементы категории финансовая

Финансовые отношения - это сложная система отношений, возникающих в процессе выполнения экономическими категориями финансов своих функций: распределительной и контрольной.

Что же представляют собой финансовые категории и в чем их принципиальное отличие от других экономических категорий?

В чем же суть этой специфики? Специфика финансовых категорий заключается в том, что в основе их функционирования лежит определенный вид экономических отношений, а именно - финансовые отношения.

С другой стороны, не всякая экономическая категория является финансовой, так как в основе их функционирования могут лежать другие специфические экономические отношения, отличные от финансовых.

Финансовые категории в полной мере отвечают всем тем критериям, предъявляемым к экономическим категориям, о которых упоминалось ранее. Они представляют собой наиболее общие, фундаментальные понятия финансовой науки, отражают особую сферу экономических общественных отношений - финансовую. Они имеют четко выраженное специфическое общественное назначение - посредством их финансы могут выполнять свои функции. Финансовые категории независимо от конкретных форм их воплощения на практике являются порождением материального производства на определенной ступени его развития и поэтому имеют объективный характер.

Финансовые отношения представляют собой сложные отношения, возникающие в процессе функционирования всего комплекса финансовых категорий. Это делает возможным и объективно необходимым выражение всей совокупности финансовых отношений через систему финансовых категорий. Остановимся на ней подробнее.

Исходя из состава финансовых отношений, лежащих в основе финансов как экономической категории;

Исходя из стадий процесса общественного воспроизводства;

На базе субъектов финансовых отношений;

Исходя из стадий производственного цикла хозяйствующего субъекта и др.

Рассмотрим комплекс финансовых категорий, функционирующихв каждой из четырех групп финансовых отношений .

В процессе осуществления финансовых взаимоотношенийхозяйствующих субъектов с государством функционируют такие финансовые категории , как доходы и расходы, налоги и отчисления, ссудный процент, основные и оборотные средства .

В экономической теории все они рассматриваются только с одной стороны - как экономические категории. При этом происходит полное игнорирование их финансового характера.

Таким образом, многие финансовые категории пронизывают все сферы финансовых отношений хозяйствующих субъектов, что позволяет сделать определенные выводы и построить адекватную им систему финансовых категорий. Задача сложная, но вполне выполнимая.



Итак, система финансовых категорий , по нашему мнению, включает в себя следующие группы .

Прежде всего - это доходы . Доходы как финансовая категория представляют собой часть финансовых отношений, возникающих между различными субъектами этих отношений по поводу формирования централизованных и децентрализованных целевых фондов денежных средств этих субъектов. Они могут быть различными в зависимости от субъектов финансовых отношений: доходы предприятия, государства, частного лица, работника фирмы и т.п.

Доходы могут выступать в разных формах: в виде выручки, прибыли, налоговых поступлений, заработной платы, дивидендов, процентов и пр. Они являются элементарными финансовыми категориями, то есть доход как финансовая категория включает в себя целый комплекс более простых вторичных финансовых категорий (прибыль, налоги, дивиденды, зарплата, выручка, целевые поступления, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве, устойчивые пассивы, паевые взносы членов трудового коллектива и др.).

Второй важнейшей группой финансовых категорий является группа, объединенная в рамках такой категории, как расходы . Расходы как финансовая категория представляют собой часть финансовых отношений, возникающих между различными субъектами этих отношений по поводу использования их доходов и поступлений по целевому назначению. Сюда включаются амортизация, заработная плата, налоги, отчисления, различные платежи (в том числе и страховым компаниям), санкции, проценты и пр.

Третья группа финансовых категорий включает в себя целевые фонды денежных средств . Фонды денежных средств представляют собой такую финансовую категорию, характерной чертой которой является обособление части денежных средств в составе совокупного общественного продукта и связанных с ней финансовых отношений на основе целевого назначения и относительной самостоятельности их функционирования. Мы выделяем их в отдельную группу финансовых категорий, так как они полностью удовлетворяют требованиям, предъявляемым к экономическим (в том числе и финансовым) категориям: имеют специфическое общественное назначение, их существование объективно обусловлено, они являются своего рода кирпичиками фундамента финансовой науки, объединяющими относительно однородные явления.

К таким фондам относятся уставный фонд, объединяющий в себе фонды основных и оборотных средств, фонд накопления и фонд потребления, образующийся при распределении прибыли, страховые и резервные фонды, общегосударственные денежные фонды - бюджетный и внебюджетные (пенсионный, социального страхования, медицинского страхования и пр.), амортизационный фонд, отраслевые централизованные фонды денежных средств, фонд капитального ремонта, благотворительные фонды, фонды общественных организаций и др.

Из данной классификации финансовых категорий следует один важный теоретический вывод.

Вывод К. Маркса о том, что развитие простых категорий приводит к возникновению их групп как более сложного понятия, в свою очередь, из диалектического движения групп возникает ряд, а диалектическое движение рядов порождает всю систему в целом, полностью применим и к системе финансовых категорий. Иными словами, функционирование и движение простых финансовых категорий по мере развития товарно-денежных отношений и государства ведет к возникновению более сложных категорий.

Финансы как сложная и многообразная категория объединяют в себе движение всей совокупности категорий, отражающих финансовые отношения в целом. Эта система финансовых категорий характеризует внутреннюю структуру той части производственных отношений, которая связана с образованием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Иными словами, финансовая категория в хозяйственной практике функционирует в виде конкретных финансовых рычагов и стимулов, а также определенных финансовых показателей, характеризующих деятельность, как отдельного хозяйствующего субъекта, так и государства в целом.

Поэтому сущность любой финансовой категории должна анализироваться в двух аспектах :

во-первых , как финансовой категории;

во-вторых , как внешней реальности, то есть финансового инструмента, активно используемого людьми в процессе их производственной деятельности.

Такой подход имеет важное значение для эффективного использования финансовых категорий на практике.

Таким образом, финансы обладают некими признаками, которые выделяют их из множества других денежных отношений. Финансы - это совокупность денежных отношений, одним из участников которых является государство, посредством которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для выполнения государством принятых на себя конституционных функций по решению экономических, социальных, политических и иных задач.


Тема 2. Генезис и эволюция финансов. Классическая теория финансов

Можно выделить две крупные стадии, характерные для становления и развития науки о финансах. Первая, начавшаяся во времена Римской империи и закончившаяся в середине XX века, нашла свое теоретическое оформление в так называемой классической теории финансов. На смену этой стадии пришла вторая, логику, которая выражает неоклассическая теория финансов. Суть первой теории состоит в доминанте государства в финансах; суть второй теории - в доминанте финансов частного сектора (точнее, речь здесь идет преимущественно о финансах с позиции крупных компаний и рынков капитала).

Ввиду исключительной продолжительности первой стадии принято выделять в ней отдельные периоды. Один из ведущих теоретиков финансовой науки XIX в., профессор Гейдельберского университета К. Рау (1792 - 1870) выделил три периода в ее развитии:

Ненаучное состояние;

Переход к научной обработке;

Научный (рациональный) период.

Период ненаучного состояния был самым продолжительным - историки финансовой науки относят начало этого периода ко времени Древней Греции и Рима. В те годы господствовал патриархальный взгляд, согласно которому государство рассматривалось в части аккумулирования средств на общественные нужды как обыкновенное частное лицо. Доходы государства складывались из нескольких источников, основным из которых была плата за пользование государственными землями, рудниками, рынками, пристанями и т.п. Направления расходования государственных средств также не отличались большим разнообразием. В то время не было нужды в сложной финансовой системе, так как виды и направления государственных расходов были весьма немногочисленными.

Значительный вклад в систематизацию знаний о финансах был сделан итальянскими учеными; более того, по мнению известного петербургского ученого А. И. Буковецкого, именно в городах Верхней Италии в XV в. произошло собственно зарождение финансовой науки. Так, вопросами систематизации знаний в области финансов занимались такие видные ученые, как Д. Карафа (? - 1487), Н. Макиавелли (1480 - 1540), Дж. Ботеро (1540 - 1617) и другие.

Это были годы раннего меркантилизма, открывшего эпоху первоначального накопления капитала. Основная идея этого течения выражалась в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь.

Труды итальянских ученых дали толчок к появлению подобных работ и в других странах. Впервые определенную систематизацию финансов выполнил французский ученый Ж. Боден (1530 - 1596), выделивший семь основных источников государственных доходов: домены, воинская добыча, подарки друзей, дань союзников, торговля, пошлины с воза и вывоза, налоги с поданных. Английский философ и экономист Т. Гоббс (1588 - 1679) активно пропагандировал идею косвенного налогообложения, У. Петти (1623 - 1687) разрабатывал идею о стимулировании развития хозяйственной жизни путем разумной налоговой политики, Дж. Локк (1632 - 1704) предлагал заменить все налоги одним - поземельным.

Несмотря на бурное развитие способов, и методов пополнения государственной казны, имевшее место к началу XVII века во многих феодальных государственных, наука о финансах еще не стала общепризнанной. Более того, один из величайших мыслителей того периода, Н. Макиавелли, выражая сомнение в самой возможности существования финансовой науки, аргументировал свою позицию тем, что подобной науке следовало бы иметь какие-нибудь неопровержимые истины, положения, но поскольку их нет, а все сводится лишь к известному навыку и ловкости в обирании граждан, то нет и самой науки. По меткому выражению В. А. Лебедева, теория финансов Средневековья сводилась к следующему несложному положению: «бери, где можно и как можно больше».

Лишь к середине XVIII в. с появлением работ физиократов постепенно начало формироваться понимание того, что подобная разбойничья политика государства в области финансов бесперспективна, что государственное хозяйство должно руководствоваться общими экономическими законами.

XVIII век вообще считается переломным в плане становления и укрепления науки о финансах - именно второй половиной XVIII в. многие ученые датируют появление систематизированной финансовой науки как самостоятельного направления. В эти годы как раз и начался так называемый научный, или рациональный, период в ее развитии. Хотя толчок этому был дан работами физиократов, первые представители систематизированной финансовой науки немецкие ученые Й. Юсти (1720 - 1771) и Й. Зонненфельс (1732 - 1817) были специалистами в области камеральных наук. К камеральным относили науки, имевшие отношение к государственной казне, то есть извлечению доходов для нужд государства: сельское хозяйство, горное дело и др. Финансовая наука входила в этот перечень, поскольку аккумулировала общие сведения о способах получения доходов для нужд государства.

В своей работе «System der Finanzwesens» (1766) Юсти рассматривал сущность финансовой науки в более широком аспекте, поскольку привел в ней учения о доходах государства, его расходах, об управлении камеральными делами, о кредите. Именно Юсти впервые предложил определенные правила для разработки налоговой политики (в дальнейшем большую известность получат правила, сформулированные А. Смитом):

Налоги не должны вредить человеческой свободе и промышленности;

Налоги должны быть справедливы и равномерны;

Налоги должны иметь основательные поводы;

Не должно быть очень много касс и много служащих по взиманию налогов.

Заслуга Юсти и в том, что в отличие от большинства камералистов он уделял существенное внимание не только пополнению казны, но и государственным расходам и предлагал следующее руководящее правило: расходы должны сообразовываться с доходами и всем имуществом, а также приносить обоюдное благо для государя и его подданных.

С работой Юсти перекликается работа Зонненфельса «Grundsatze der Polizei, Handlung und Finanz» (1765), трактовавшего финансовую науку как собрание правил для взимания государственных доходов наиболее выгодным способом. Зонненфельс особо обращал внимание на умеренность сборов с подданных, кроме того, в отличие от Юсти, который отдавал предпочтение доменным доходам, нежели налогам, он ратовал за налоги, считая их нормальным источником доходов государства.

В дальнейшем работа в оформлении нового научного направления значительно интенсифицировалась - уже к концу XIX в. главным образом усилиями представителей немецкой экономической школы сложилось вполне однозначное толкование термина «финансы» и сформировалась структура одноименного научного направления. Произошло окончательное оформление так называемой классической теории финансов, представлявшей собой свод административных и хозяйственных знаний по ведению финансов государства и публичных союзов; в основе этих знаний - систематизация и развитие методов добывания и расходования необходимых средств.

Одно из наиболее коротких и емких определений этого направления дал профессор Павийского университета (Северная Италия) Л. Косса, труды которого в области финансов были весьма популярны в Европе в конце XIX - начале XX в.: «Финансовая наука - есть теория государственного имущества. Она обучает лучшим правилам, по которым следует составлять его, управлять и пользоваться им».

Следует обратить внимание на две особенности сформировавшейся финансовой науки. Во-первых, финансы однозначно трактовались как средства государства: в дальнейшем сферу их приложения расширили - под финансами стали понимать средства, принадлежащие публичным союзам (муниципалитетам, графствам, землям, общинам и др.). Во-вторых, финансы не сводились только к денежным средствам; под финансами понимались любые средства государства, полученные в виде денег, материалов, услуг.

Период становления и развития классической теории финансов, продолжавшийся почти двести лет, закончился в середине XX в. Накануне Второй мировой войны и сразу же после нее ситуация в мировой экономике начинает резко меняться - по мере развития рыночных отношений роль государства и публичных союзов в экономике снижается. Развитие и интернационализация рынков капитала, повышение роли транснациональных корпораций, процессы концентрации в области производства, усиление значимости финансового ресурса как основополагающего в системе ресурсного обеспечения любого бизнеса привели в середине XX в. к необходимости теоретического осмысления роли финансов на уровне основной системообразующей ячейки любой экономической системы, то есть на уровне хозяйствующего субъекта. Усилиями представителей англо-американской финансовой школы теория финансов получила абсолютно новое наполнение по сравнению с изложенными выше взглядами ученых XVIII - XIX вв.

Неоклассическая теория финансов

Сороковые и пятидесятые годы ХХ в. можно назвать началом принципиально новой стадии в развитии финансовой науки в трактовке ее логики и содержания. Именно в эти годы получает свое оформление неоклассическая теория финансов, суть которой состоит в теоретическом осмыслении и обосновании роли и механизмов взаимодействия рынков капитала и крупнейших национальных и транснациональных корпораций в международных и национальных финансовых отношениях.

С определенной долей условности можно утверждать, что неоклассическая теория финансов базируется на четырех исходных тезисах (посылках):

Экономическая мощь государства, а значит, и устойчивость его финансовой системы в значительной степени определяются экономической;

Мощью частного сектора, ядро которого составляют крупные корпорации;

Вмешательство государства в деятельность частного сектора минимизируется;

Из доступных источников финансирования, определяющих возможности развития крупных корпораций, основными являются прибыль и рынки капитала;

Интернационализация рынков капитала, товаров, труда приводит к тому, что общей тенденцией развития финансовых систем отдельных стран является стремление к интеграции.

В наиболее общем виде неоклассическую теорию финансов можно определить как систему знаний об организации и управлении финансовой триадой: ресурсы, отношения, рынки. Ключевыми разделами, послужившими основой формирования этой науки и (или) вошедшими в нее составными частями, являлись: теория полезности, теория арбитражного ценообразования, теория структуры капитала, теория портфеля и модель ценообразования на рынке финансовых активов, теория ценообразования на рынке опционов и теория предпочтений ситуаций во времени.

Обращение внимания на рынки капитала и крупнейшие компании не случайно. Как показывает мировой опыт, в реальной рыночной экономике особую роль играют акционерные общества. Удельный вес их в общем числе предприятий различных форм собственности может быть сравнительно небольшим, однако значимость с позиции вклада в создание национального богатства страны исключительно высока. Так, в США в настоящее время 10 % компаний являются акционерными обществами, 10 % - товариществами, 80 % - небольшими компаниями, находящимися в индивидуальной собственности; вместе с тем на долю каждой из выделенных групп компаний приходится соответственно 80, 13 и 7 % общего объема реализации продукции и услуг. Еще более существен уровень концентрации капитала и значимости отдельных компаний в развитых странах Азии (например, в Южной Корее), где буквально считанное число суперкорпораций контролирует, по сути, всю национальную экономику. Точно так же велика роль финансовых рынков; именно эти рынки являются катализатором многих экономических потрясений (например, Великая депрессия в США в 30-е годы, недавние финансовые кризисы в Южной Америке, Азии, Японии и др.).

  • 3. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот. Формы эмиссии. Сущность и механизм банковского мультипликатора. Эмиссия наличных денег.
  • 4. Денежный оборот: понятие, содержание, структура. Особенности денежного оборота в различных моделях экономики. Законы денежного обращения и методы государственного регулирования денежного оборота.
  • 2) До в рыночной модели экономики:
  • 5.Основы и принципы организации безналичных расчетов. Формы безналичных расчетов. Развитие форм безналичных расчетов в России.
  • 6. Денежные системы: понятие, основные элементы, классификация. Денежная система России. Европейская денежная система как разновидность международных денежных систем.
  • 7. Инфляция: сущность, причины, формы проявления и последствия инфляции. Инфляционное таргетирование. Особенности и динамика инфляционных процессов в России.
  • 8. Необходимость, сущность и стадии движения кредита. Функции кредита. Формы и виды кредита. Роль кредита в развитии экономики. Границы кредита. Ссудный процент.
  • 9 Вопрос. Платежный баланс: понятие, показатели, структура. Платежный баланс Российской Федерации.
  • 11.Валютные отношения и валютная система: понятие, категории, элементы и эволюция. Валютная система рф.
  • 12. Понятие, признаки, структура и эволюция банковских систем. Особенности современных банковских систем. Банковская система рф.
  • Раздел IV. «Финансы»
  • 1. Социально-экономическая сущность финансов, признаки и функции финансов.
  • 2. Финансовая система, характеристика сфер и звеньев финансовой системы
  • 3. Финансовый рынок и его роль в мобилизации и перераспределении финансовых ресурсов. Основы функционирования финансового рынка в рф
  • 4. Управление финансами: понятие, объекты, субъекты, цель управления. Органы управления финансами.
  • 5. Финансовая политика государства: содержание, задачи, типы и виды финансовой политики. Финансовая политика России на современном этапе развития.
  • I. Основные результаты и проблемы бюджетной политики
  • II. Основные цели бюджетной политики на 2014 год и среднесрочную перспективу
  • Вопрос 6 Содержание, значение и задачи финансового планирования, методы финансового планирования. Виды финансовых планов.
  • Вопрос 7. Финансовое регулирование социально-экономических процессов.
  • 8. Финансовый контроль, содержание, задачи, виды финансового контроля. Государственный и негосударственный финансовый контроль.
  • 1.По отношению к ветвям государственной власти:
  • 9. Социально-экономическая сущность бюджета, его роль. Бюджетное устройство и бюджетная система рф.
  • 10. Доходы и расходы бюджетов. Бюджетный дефицит (профицит), сбалансированность бюджетов.
  • Бюджетный дефицит (профицит), сбалансированность бюджетов.
  • 11. Государственные (муниципальные) займы, их сущность и значение в развитии экономики. Государственный (муниципальный) долг. Управление долгом.
  • Вопрос 12. Внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонды обязательного медицинского страхования, действующие в рф.
  • Фонд социального страхования рф
  • Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования в рф
  • 6. Денежные системы: понятие, основные элементы, классификация. Денежная система России. Европейская денежная система как разновидность международных денежных систем.

    Денежная система - это форма государственной организации денежного обращения ,сложившаяся исторически и закреплнацзаконодат либо междунар нормами.

    В результате определяются элементы денежной системы:

      национальная денежная единица, принятая в качестве масштаба цен;(Денежная единица - установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров и услуг.)

      виды денежных знаков (денежные билеты и монеты), порядок их выпуска в обращение (эмиссия);(Виды денег - это номиналы банкнот и монет, которые находятся в обращении.)

      методы организации обращения;

      порядок, ограничения и регулирования денежного обращения.(Осуществляется государственно-кредитным аппаратом (ЦБ РФ, Минфин, казначейство и т. д.).)

      Масштаб цен(Масштаб цен - означает меру выражения стоимости при реализации или оценке каких-либо благ в денежных единицах данной страны.)

    В зависимости от вида обращаемых денег выделяют 2 основных типа системы денежного обращения:

      Система денежного обращения металлических денег – когда в обращении находятся полноценные золотые и/или серебряные монеты, которые выполняют все функции денег, а кредитные деньги могут свободно обмениваться на денежный металл в монетах или слитках

    Исторически сформировались 2 разновидности системы обращения металлических денег:

      Биметаллизм – денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закреплена государством за 2 металлами (медь и серебро, серебро и золото).

    Разновидности:

    (Система параллельной валюты Система двойной валюты Система хромающей валюты)

      Монометаризм – денежная система, при которой один металл выполняет роль всеобщего эквивалента.

    Разновидности:

    (Золотомонетный стандарт Золотослитковый стандарт Золотодевизный стандарт)

    В зависимости от того, сколько металла принято в качестве всеобщего эквивалента и базы денежного обращения

      Система обращения кредитных и бумажных денег – не могут быть обменены на золото, а само золото вытеснено из обращения. Особенности данной системы:

      Отмена официального содержания денежных единиц. Золото полностью вытеснено из внешнего и внутреннего оборота

      Сохранение золотого резерва преимущественно в ЦБ, а также у частных лиц, в виде золотых монет, слитков, украшений (процесс тезаврации)

      Переход к не разменным на золото кредитным деньгам

      Национальная денежная единица – банкнота ЦБ

    Классификация денежных систем по критериям:

      В зависимости от принятой денежной единицы

      1. Системы с фиксированным содержанием металла в денежной единице

        С косвенно-фиксированным содержанием металла – ее металлическое содержание определяется по валютному курсу относительно той денежной единицы, у которой имеется фиксированное содержание металла

        Без металлического содержания – современная денежная система

      В зависимости от масштаба цен

      1. Денежная система с архаическим (восточным) масштабом цен 1:60:360

        С классическим (западноевропейским) масштабом цен 1:20:240

        С десятичным масштабом цен (современная) 1:10:100

      В зависимости от вида денег находящихся в обращении

      1. Металлические денежные системы

        Денежная система, основанная на неполноценных и неразменных на металл деньгах

      В зависимости от масштаба распространения

      1. Внутренние (национальные) денежные системы

        Международные денежные системы

        1. Мировые (доллар, СДР, фунт стерлингов)

          Региональная денежная система (европейская – Евро)

      В зависимости от хождения валюты

      1. Нахождение валюты одной стран (доллар, фунт стерлинга)

        На хождение валюты, не принадлежащей ни одной стране (Евро)

        На хождение своей и чужой валюты

    Денежная система России была образована в 1993 года, когда была введена денежная единица «рубль». Официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль, состоящий из 100 копеек, введение на территории РФ других денежных единиц запрещено законом о ЦБ. Соотношение между рублем и золото или другими драгоценными металлами законом не установлено. Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятие на территории РФ обладает банк России, он отвечает за состояние денежного обращения, с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране. Законную платежную силу имеют следующие виды денег: банкноты и металлические монеты, обеспечиваемые всеми активами банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений находящихся на счетах в банке России.

    Европейская денежная система прошла в своем развитии 3 основных этапа:

      Подготовительный этап (1950 – 1978) – Исторически элементы европейской денежной системы начали формироваться в конце 1940х годов, начале 50-ых, в форме многосторонних соглашений о валютных компенсациях, а в 1950 году создание Европейского Платежного Союза для осуществления многосторонних клиринговых расчетов

    Основной субъект производства. Предпринимательская деятельность - основа финансов предприятий . Сущность финансов предприятий , принципы их организации. Финансовые категории. Влияние организационно-правовых форм хозяйствования и отраслевых особенностей на организацию финансов предприятий . Финансовый механизм и его элементы на предприятиях. Место финансов предприятий в финансовой системе государства и их роль в экономических отношениях по поводу воспроизводства капитала . Концепция реформирования предприятий.  

    Эти общие черты создают единую финансовую категорию, включающую различные финансовые отношения , которые имеют свою специфику и выделяются из общей совокупности финансов.  

    В учебнике подробно описана концепция функционирования финансов, на которой базируется изучение финансовых категорий, закономерностей и направлений развития, обеспечения разных секторов экономики необходимыми финансовыми и кредитными ресурсами, финансово-кредитной и налоговой систем в государственном, муниципальном и предпринимательском секторах экономики, сферах страхования, домашних хозяйств , а также международной сфере. Кроме того, рассматриваются роль и задачи законодательных, представительных и исполнительных органов власти и управления в процессе реализации финансовой политики на современном этапе.  

    Государственный и муниципальный кредиты отличаются от классических финансовых категорий. Прежде всего они носят, как правило, добровольный характер (в истории государств, в том числе СССР, известны случаи и принудительного размещения государственных займов). Далее, для государственного и муниципального кредитов характерными признаками являются возвратность и платность. В классических формах финансов движение финансовых ресурсов происходит в одном направлении.  

    В чем отличие государственного кредита от классических финансовых категорий  

    Натуральные запасы, индивидуальные или групповые, сверх сложившихся норм потребления на случай непредвиденных событий не рассматриваются в смысле страхования как финансовой категории и представляют собой резервы семьи, хозяйства и т.п. Крупа, сахар в чулане, консервы с дачного участка, новый костюм, запас семян на случай засухи и т.п. лишь косвенно связаны со страхованием как финансовой категории. Указанные явления и вообще процесс формирования резервов , имеющих натуральную форму, относятся к предмету других статистик. Они изучаются статистикой личного потребления , статистикой других секторов экономики . Однако формирование резервов в натуральной форме, так называемое самострахование, имеет отношение к финансам, поскольку процесс формирования страховых фондов связан с финансовыми потоками либо отражается на их объемах в СНС.  

    При ответе на второй и третий вопросы надо исходить из того, что существовало минимум пять объективных причин 1) деньги были слишком редким явлением 2) психология рядового счетного работника неконструктивна, он пишет то, что видит или в жизни, или в документе 3) прибыль как важнейшая категория, исчисляемая бухгалтером, не получила должного признания, купец оперировал больше потребительскими, чем финансовыми, категориями 4) из всех функций денег преобладала функция средства платежа , деньги нужны были в первую очередь, чтобы взыскивать и вносить, а не для вложения в хозяйственные обороты, следовательно, учет хозяйственных процессов строился на натуральной, а не на денежной основе 5) многие века в психологии людей преобладали не количественные, а качественные представления (сказать, что я живу хорошо, было гораздо важнее и понятнее, чем сказать, что я живу на 300 дукатов).  

    Налоги, участвуя в перераспределении национального дохода , выступают специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание. Кроме общественного содержания налоги имеют материальную основу, т.е. представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизуемую государством. В современных условиях налоги выполняют три функции фискальную , социальную и регулирующую, каждая из которых имеет внутреннее содержание, признаки и черты данной финансовой категории.  

    Таким образом, как финансовая категория социальное страхование представляет собою часть денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода с целью формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном труде.  

    Охарактеризуйте отношения, которые выражает государственный кредит как финансовая категория.  

    Основные финансовые категории рассматриваются не только на примере Российской Федерации , но и ведущих зарубежных стран.  

    Наибольшее внимание Маркс и Энгельс уделили важнейшей финансовой категории - налогам. Изучая их сущность, они постоянно подчеркивали, что для всех трудящихся налоги являются орудием дополнительной эксплуатации. При оценке налогообложения К. Маркс отдавал предпочтение прямым и прежде всего подоходному налогу , выступая за прогрессивные формы обложения. Косвенные налоги как наиболее тяжелые он называл прогрессивными налогами навыворот.  

    Конец XIX и начало XX вв. характеризуются распространением теории предельной полезности как реакции на марксистское учение. Она затронула и финансовую сферу . Ее представители несмотря на большое разнообразие в оценках выступили против трудовой теории стоимости , заменив ее анализом цены, определяемой предпочтением покупателей. Важнейшие финансовые категории - государственные расходы и налоги - рассматривались ими как многочисленные индивидуальные сделки между государством и частными лицами при этом предельная полезность государственных услуг должна сочетаться с предельной полезностью налогов.  

    В первую очередь следует отметить книги А. Бирмана, в которых впервые на достаточно высоком уровне были поставлены проблемы финансов предприятий . В его трудах впервые разработаны вопросы использования финансовых категорий в условиях хозяйственного расчета , который в интерпретации автора имел элементы рыночного хозяйства в условиях социализма.  

    При изучении финансовых категорий используют приемы анализа и синтеза - двуединый прием познания, один из элементов процесса абстрактного мышления.  

    Для исследования финансовых отношений и процессов применяется качественный и количественный анализ . Формируя определенное понятие финансовой категории или финансового явления, этот анализ дает нам их качественную характеристику , т.е. вкладывает в это

    Ответственность сторон при расчетах.

    В процессе расчетов, участвующие 3 стороны могут нарушить какие-либо обязательства. Например:

    Поставщики, при нарушении графика поставки платят неустойку за недопоставленную в срок продукцию, при срыве графика платят штраф от всей суммы продукции, если поставили не все, что должны были также выплачивают неустойку.

    Покупатели, при несвоевременной оплате выплачивают пеню (процент от невыплаченной суммы на каждый день).

    Банк, при нарушении срока зачисление и перевода сумм, при ошибках в расчетах, адресах и.т.п, банк должен возместить сумму ущерба.

    В Росси начиная с 1992 года, когда началась реформа, постоянно осуществляется совершенствование безналичных расчетов, Это выразилось в том, что увеличился объем безналичных расчетов от 50-60 % до 70- 80 % и вместе с этим уменьшение теневой экономики. Прекратились такие действия, как отправка фальшивых авизо.

    Раздел 2: Теоретические основы финансов.

    Лекция 1: Сущность и функции финансов.

    Отношение финансов и категория финансов сформировались одновременно с возникновением государства, при развитии денежных отношений и при разделении общества на социальные группы, похожие на классы. Наибольшее развитие отношения финансов приобретают при капитализме (кон. XVI - нач. XVII в.) . Финансы - это неотъемлемая часть денежных отношений, а деньги являются материальной основой финансовых отношений. Если деньги - это всеобщий эквивалент, то финансы - это экономический способ распределения и перераспределения ВВП, национального дохода, это также средство контроля за образованием и расходованием фондов денежных средств.

    Финансы (от лат. , доход, наличность,) – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

    Следовательно, финансы выражают денежные отношения, возникающие между:

    - предприятиями , в процессе приобретения товарно-материальных ценностей и в процессе реализации товаров и услуг;

    - между предприятиями и вышестоящими организациями , при создании централизованных денежных средств и при их распределении;

    - между государством и предприятиями, при уплате налогов ;

    - между государством и гражданами ;

    - между отдельными звеньями бюджетной системы ;

    - между страховыми организациями и клиентами ;

    - денежные отношения, определяющие кругооборот фондов внутри предприятия .

    2) Функции финансов проявляются в 3-х функциях:


    1) распределительная функция, в рамках которой происходит первичное и вторичное распределение доходов. Первичные формируются в материальной сфере, там где создается национальный доход, и распределяются на доходы физических лиц, участвующих в производстве товаров и услуг,и доходы хозяйствующих субъектов. Затем происходит вторичное распределение или перераспределение, оно касается также доходов физических лиц и учреждений, работающих в нематериальной сфере;

    2) контрольная функция, в финансовых отношениях контроль занимает значительное место, и организация его зависит от государственного устройства. В России осуществляется президентский контроль, правительственный контроль (в рамках которого есть министерство),финансовый контроль. В структуру министерства финансов входит казначейство – это организация, прямой обязанностью которой является распределение и контроль за бюджетными денежными средствами. Также, в рамках министерства образован финансовый контроль по вертикали управления; парламентский контроль; парламентом может назначаться специальный контроль, в рамках которого образована счетная палата (во главе Степашин) . Особенность: только счетная палата имеет право контролировать ЦБ, так как в странах с рыночной экономикой он отделен от правительства.

    3) стимулирующая (регулирующая) функция , выражает регулирование государством финансовых отношений, путем изменения налоговой системы, предоставлением льгот и.т.п

    Финансовая система – это совокупность различных звеньев финансовых отношений, каждые из которых характеризуются особенностями в формировании и использовании фонда денежных средств, и различной ролью в общественном воспроизводстве.

    Финансовая система имеет 2 подсистемы . В первую входят общегосударственные финансы, которые должны обеспечивать потребности расширенного воспроизводства, на уровне народного хозяйства в целом.

    Звенья 1 подсистемы:

    Внебюджетные фонды;

    Государственный кредит;

    Система страхования (страховые фонды) .

    2 подсистема включает в себя финансы хозяйствующих субъектов. В этой подсистеме, финансы используются для обеспечения воспроизводства на уровне отдельных предприятий или организаций. Хозяйствующие субъекты подразделяются по организационно-правовым формам (государственные, частные, акционерные, гражданские и.т.д – см. нормативный документ) .

    Лекция 2: Государственный бюджет.

    Сущность финансов

    Предпосылки возникновения финансов.

    Современный мир - это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене.

    В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются и используются фонды денежных средств. При этом не имеет значение, в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, то ли в форме кредитных карточек, или на значащихся, на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы. Система образования и использования фондов денежных ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства и составляет финансы общества. А совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует финансовые отношения. Они сложны, разнообразны и напоминают кровеносную систему живого организма, через которую осуществляется движение товаров и услуг, своеобразный обмен веществ между экономическими клеточками общественного организма. Финансы – историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Термин finansia возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (следовательно, можно сказать, что эти отношения носили фондовый характер); в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата. Выделяют следующие предпосылки финансов:

    Первая предпосылка. В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезанна, и, самое главное, произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог единолично распоряжаться. Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей. Таким образом, финансы выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории. Но какова же здесь роль государства? Некоторые экономисты исходя из того, что финансовые отношения закрепляются законодателем в соответствующих нормативных актах определяют главенствующую роль государства в формировании данных отношений и, следовательно, относят финансы к правовой, т.е. надстроечной категории. Но дело в том, что правовой акт только фиксирует содержание объективно существующих экономических отношений, доказывая, что финансы, в первую очередь, экономическая категория (и относится к базису) и только потом – правовая категория, т.е. государство, по меткому выражению экономиста Э. А. Вознесенского, «одевает» финансовые отношения в правовую форму, придает им соответствующую государственно–властную форму при сохранении их объективно экономического характера. Однако уменьшать роль государства нельзя. Государство активно воздействует на финансы в зависимости от политического устройства, основных задач, текущих условий и других причин. Через свою финансовую политику государство может влиять на экономику, оказывая на нее как положительное, так и отрицательное влияние. Так как, несомненно, финансы являются исторической категорией (имеют стадии возникновения), то можно выделить два основных этапа развития финансов.

    Вначале – неразвитая форма финансов, когда основная масса денежных средств (2/3) расходовалась на военные цели, и финансы практически не оказывали воздействия на экономику. Другой характерной чертой этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена – бюджетного, и количество финансовых отношений было ограниченно. Все они были связанны с формированием и использованием бюджета. По мере развития товарно-денежных отношений возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования. В настоящее время независимо от политического устройства и уровня экономического устройства того или иного государства финансы вступили в новую стадию своего развития. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. Наряду с традиционными государственными финансами значительное развитие получили местные финансы, внебюджетные специальные правительственные фонды, финансы государственных предприятий. Возникли совершенно новые сферы финансовых отношений, такие как финансы межгосударственных сообществ.

    Функции финансов как проявление их сущности

    Распределительная функция

    Распределительная функция заключается в том, что финансовые ресурсы предприятия подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Её результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала. Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы: 1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; 2) доходы предприятий сферы материального производства.

    Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное:- с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

    Наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

    Перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

    В результате перераспределения образуется вторичная, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

    Контрольная функция

    Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д. Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

    Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. Распределительная и контрольная функции – это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения. Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов. Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Другие функции Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.

    Финансы государства

    Финансы государства – экономические денежные отношения, возникающие в результате движения денег. На основе этих отношений в государстве существуют денежные потоки и функционируют денежные фонды. Все финансовые отношения государства можно объединить в пять групп: а) бюджеты различных уровней: федеральный, республиканские, краев и областей; местные, т.е. финансовые отношения, связанные с образованием и использованием общегосударственного и региональных фондов денежных средств; б) кредитно-банковская система - финансовые отношения, образующие ссудный фонд государства, используемый как основной источник заемных средств; сюда входят отношения, связанные с безналичными расчетами, и др.; в) страхование - финансовые отношения, направленные на сокращение и устранение риска в деятельности предприятий, государственных и других органов; г) фондовый рынок - финансовые отношения, связанные с обращением государственных, корпоративных и других ценных бумаг; д) финансы государственных унитарных предприятий.

    Сфера государственных финансов состоит из следующих звеньев:

    · государственный бюджет; · государственный кредит. · внебюджетные фонды.

    Государственные финансы - денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворение социально - культурных потребностей общества, нужд обороны и управления.

    Государственный бюджет - главное звено финансовой системы, представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти, является основным финансовым планом страны, утверждается Федеральным собранием как закон. Через государственный бюджет государство концентрирует значительную долю национального дохода для финансирования отраслей народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления.

    Государственный кредит - денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов.

    Внебюджетные фонды - специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно используемых на основе организационной самостоятельности фондов.

    Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

    ·специальные целевые налоги, займы и доходы от проведения денежно -вещевых лотерей;

    ·субсидии из бюджета; ·дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы;

    ·добровольные взносы и пожертвования.

    Цель внебюджетных фондов - стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики. Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных властей. Они финансируют расходы, не включаемые в бюджет, формируются за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. небюджетные фонды создаются двумя путями:

    · выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;

    · формирование внебюджетного фонда собственными источниками доходов для определенных целей.

    Целевые внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

    Источниками формирования внебюджетных фондов являются

    Обязательные платежи, установленные законодательством РФ,

    решениями местных органов власти;

    Добровольные взносы физических и юридических лиц;

    Прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой

    фондами - юридическими лицами;

    Другие доходы, предусмотренные соответствующими

    законодательными актами.

    Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Основной метод- это специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

    17Бюджетная система государства. Федеральный (государственный) бюджет, основные источники доходов и направления расходов. Принцип фискального федерализма. Внебюджетные фонды государства.

    Государственный бюджет является механизмом, который позволяет государству проводить социальную и экономическую политику в нашей стране.

    Через государственный бюджет осуществляется влияние на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

    Бюджет – это система образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

    С помощью государственного бюджета государственные власти получают денежные ресурсы для содержания армии, государственного аппарата и т. д.

    Государственный бюджет – это финансовый план государства, с помощью которого органы власти получают реальную экономическую возможность осуществлять властные полномочия.

    В то же время бюджет является категорией, которая свойственна различным отношениям. С зарождением и формированием государства связано возникновение и развитие бюджета. Для государства бюджет – это инструмент обеспечения непосредственно своей деятельности, и в то же время он является важным элементом для проведения социальной и экономической политики.

    Задачи бюджета:

    1) перераспределение ВВП;

    2) финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;

    3) государственное регулирование и стимулирование экономики;

    4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

    Через формирование и использование централизованных фондов денежных средств на уровнях государственной и территориальной власти проявляется распределительная функция бюджета.

    Государство с помощью государственного бюджета регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя средства бюджета на развитие и восстановление отраслей, регионов. И в связи с этим государство может ускорять или сдерживать темпы производства, усиливать или ослаблять рост капиталов и сбережений, изменять структуру спроса и предложения.

    Перераспределение ВВП через бюджет имеет две стадии.

    1. Образование доходов бюджета.

    В процессе образования доходов бюджета происходит изъятие части ВВП в пользу государства. В связи с этим возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

    Доходы бюджета преследуют единственную цель, заключающуюся в формировании доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны обезличенность и денежная форма. Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Источники налоговых доходов: прибыль, заработная плата, ссудный процент, рента, добавленная стоимость, накопления и др.

    Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате экономической деятельности государства или при перераспределении уже полученных государством доходов по уровням бюджетной системы.

    2. Использование (расход) бюджетных средств.

    Расходы бюджета – это денежные средства, которые направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

    Бюджетополучатели – это организации производственной и непроизводственной сферы, которые могут получать и распределять средства бюджета; они финансируются через бюджетные расходы.

    В основном расходы бюджета носят безвозвратный характер.

    За счет расходов бюджета происходит перераспределение средств бюджета по уровням бюджетной системы через дотации, бюджетные ссуды, субвенции и др.

    Структура расходов бюджета устанавливается в бюджетном плане и зависит, как и доходы бюджета, от экономической и иной ситуации в стране.

    Контрольная функция бюджета действует вместе с распределительной и дает возможность осуществления обязательного государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

    Бюджетная система – это главное звено финансовой системы государства, является составляющей частью бюджетного устройства.

    Бюджетная система – это совокупность бюджетов государств, административно-территориальных образований, государственных учреждений и фондов, которые самостоятельны в бюджетном отношении. Она основана на правовых нормах, экономических отношениях и государственном устройстве. Построение бюджетной системы зависит от формы административного и государственного устройства страны. Все государства подразделяются, в зависимости от степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями на: унитарные, федеративные и конфедеративные. Унитарное государство – форма государственного устройства, при котором административно-территориальные образования не имеют собственной государственности и автономии. Бюджетная система унитарного государства состоит из государственного и местных бюджетов.Федеративное государство – это система государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, политически самостоятельны в рамках компетенций, распределенных между центром и ними, и имеют собственную государственность. Бюджетная система федеративного государства состоит из федеративного бюджета, бюджета членов федерации и местных бюджетов. Конфедеративное государство – это постоянный союз суверенных государств, преследующий достижение политических или военных целей. Его бюджет формируется из взносов, входящих в конфедерацию. У государств-членов конфедерации существуют свои бюджетные и налоговые системы.

    Бюджетная система состоит из бюджетов следующих уровней (ст. 10 БК РФ):

    1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

    2) бюджеты субъектов РФ (РФ) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

    3) местные бюджеты, в том числе:

    а) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

    б) бюджеты городских и сельских поселений.

    Доходы и расходы федерального бюджета

    Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

    Налоговые доходы федерального бюджета составляют:

    федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;

    таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

    государственную пошлину.

    Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

    доходов от использования имущества;

    доходов от продажи имущества;

    части прибыли унитарных предприятий.

    В доходах федерального бюджета также учитываются:

    прибыль Банка России;

    доходы от внешнеэкономической деятельности;

    доходы от реализации государственных запасов и резервов.

    Доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым законом о федеральном бюджете на очередной год.

    Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

    обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

    функционирование федеральной судебной системы;

    осуществление международной деятельности;

    национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

    фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

    государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

    государственная поддержка атомной энергетики;

    ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

    исследование и использование космического пространства;

    формирование федеральной собственности;

    обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

    компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

    федеральная инвестиционная программа;

    официальный статистический учет.

    При формировании бюджетов всех уровней предусматривается создание резервных фондов. Резервный фонд в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

    Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной власти субъектов Российской Федерации при их утверждении на очередной финансовый год.

    Резервные фонды используются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

    Порядок расходования из этих фондов определяется правительством. Кроме того, федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда президента Российской Федерации в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Бюджетным кодексом РФ установлено, что средства резервного фонда президента РФ расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами президента РФ.

    Не допускается расходование средств резервного фонда президента РФ на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности президента РФ.

    Данные о доходах и расходах федерального бюджета за 1997-2003 гг. представлены в табл. 1. Федеральный бюджет имел значительный дефицит в 1997-2000 гг. В 2001 г. была предпринята попытка обеспечить сбалансированность бюджета. На 2003 г. запланирован профицит федерального бюджета в объеме 72,2 млрд. руб.

    Основными расходными статьями федерального бюджета являются:

    обслуживание государственного долга (20% всех расходов),

    национальная оборона (19,0%),

    финансовая помощь бюджетам других уровней (15,6%).

    Фискальный федерализм

    Фискальный федерализм - принцип разделения полномочий между федеральными и региональными властями в финансовой сфере, основанный на главенстве федерац

    Результатом исследования китайской системы межбюджетных отношений стало формулирование основных принципов построения системы фискального федерализма, способствующего функционированию рынков, задачей которой является достижение экономической эффективности.

    Важнейшими из указанных принципов являются следующие :

    1) Равенство прав всех субъектов федерации в их отношениях с федеральным правительством, а также равенство прав всех муниципальных образований в их отношениях с органами власти субъекта федерации. 2) Независимость бюджетов на различных уровнях государственного управления, т.е. наличие собственных доходов, закрепленных за тем или иным бюджетом в законодательном порядке, возможность определять направления и объемы расходования бюджетных средств, невозможность изъятия дополнительно полученных доходов вышестоящими органами власти через систему трансфертов или разделения доходов, возможность на получение компенсации за дополнительные расходные полномочия, введенные решениями вышестоящих уровней власти, возможность устанавливать налоговые льготы по собственным налогам и сборам.

    3) Закрепленная в законодательном порядке на долгосрочной основе прозрачная система распределения расходных и доходных полномочий между бюджетами различных уровней.

    4) Соответствие расходных полномочий бюджетов различных уровней и их доходных источников.

    5) Любое распределение финансовых ресурсов между субъектами федерации или муниципальными образованиями должно основываться на объективной и прозрачной системе критериев, законодательно закрепленных на долгосрочной основе. Другими словами, система распределения финансовой помощи не должна быть построена на торге между субъектами межбюджетных отношений по поводу объемов финансирования.

    6) Все спорные вопросы по поводу организации бюджетного процесса, распределения доходов и финансовой помощи между бюджетами различного уровня должны решаться в ходе законодательно установленной процедуры.