Из каких частей состоят доходы бюджета. Формирование доходной части бюджета

Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

— документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

  • Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации
  • Легально контролирует действия правительства
  • Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности
  • Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 1):

Доходы государственного бюджета — завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета — исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом (рис. 2).

Рис. 1. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели:
  • Объем производства
  • Инветиции
  • Реальные доходы

Рис. 2. Основные направления доходов и расходов государственного бюджета

Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, имеющий силу закона.

Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.

Доходы государственного бюджета:

  • Налоги на доходы юридических и физических лиц
  • Поступления от реального сектора (налог на прибыль)
  • Поступление косвенных налогов и акцизов
  • Пошлины и неналоговые сборы
  • Региональные и местные налоги

Расходы государственного бюджета:

  • Промышленность
  • Социальная политика
  • Сельское хозяйство
  • Государственного управление
  • Международная деятельность
  • Оборона
  • Правоохранительная деятельность
  • Наука
  • Здравоохранение

Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.

В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета.

Расходование средств государственных бюджетов производится по направлениям и в размерах, определяемых федеральным законом, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов госвласти. Расходы государственного бюджета могут быть классифицированы по различным признакам , важнейшим из которых является финансирование государством своих функций : экономической, социальной, оборонной и пр.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:
  • содержание органов власти;
  • национальная оборона;
  • финансирование науки;
  • финансирование реального сектора;
  • образование госрезервов;
  • обслуживание и погашение госдолга (внутреннего и внешнего);
  • регулирование финансового потенциала субъектов государства (федерального или унитарного).
К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести:
  • господдержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь);
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • науку и социально-культурные мероприятия.

Основной принцип разграничения расходов между бюджетами — их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.

Расходы бюджета подразделяются также по принципу их участия в процессе расширенного воспроизводства.

По принципу участия в процессе расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие и расходы капитального характера .

Текущие расходы — это:

  • содержание органов власти, управления и правоохранительных органов;
  • текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу;
  • отдельные компенсационные расходы по отраслям экономики.

Расходы капитального характера делятся на:

  • новое строительство;
  • реконструкцию важных объектов государственной и муниципальной собственности.

Среди приоритетных расходов государственного бюджета выделяют:

  • социальные расходы;
  • военные расходы;
  • содержание судебной системы;
  • образование и здравоохранение.

Любому государству для выполнения своих задач и функций необходимы денежные средства, обеспечивающие финансирование всей государственной деятельности. Поэтому в собственность государства направляется часть национального дохода страны в виде различных по своей юридической природе поступлений, за счет которых формируются государственные доходы. Достаточная обеспеченность государства финансовыми ресурсами -- одно из необходимых условий эффективного функционирования системы государственной власти и, как следствие, успешного выполнения государством своих задач и функций. Поскольку само государство -- учреждение постоянное, то и потребности его в финансовых ресурсах также явление постоянное .

Под государственными доходами традиционно понимается часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также функционирования государственных органов .

Доходы государственного бюджета - это денежные средства, которые поступают в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и действующим законодательством в государственный бюджет .

Доходы бюджета понятие более узкое, чем доходы государства. Те не менее, в структуре государственных доходов доходы бюджета имеют решающее значение.

Материальной основой доходов государственного бюджета является национальный доход, т.е. та часть, которая подлежит централизации в бюджеты различных уровней. В бюджете содержится основная часть государственных финансовых ресурсов, принимающих форму доходов бюджета.

Организация системы доходов бюджета базируется на следующих определённых принципах :

Принцип достаточности. Доходы бюджета должны обеспечивать необходимые общественные потребности, возложенные на органы государственной власти и органы местного самоуправления. Данный принцип реализуется путём законодательного закрепления за каждым органом. Основным показателем, характеризующим степень выполнения этого условия, является величина бюджетного дефицита.

Принцип стабильности доходов бюджета. Нормативные акты, определяющие формирование бюджетных доходов (налоговое, бюджетное, таможенное законодательство и т.д.), должны устанавливаться на длительный срок, чтобы обеспечить стабильность поступлений в бюджет. При этом должна предусматриваться высокая доля собственных доходов, закреплённых на постоянной основе.

Принцип относительной автономности доходов бюджета каждого уровня. Базируется на чётком разграничении полномочий в области доходов и расходов между федерацией, её субъектами и органами местного самоуправления. В соответствии с закреплёнными за бюджетом конкретного уровня расходами должны закрепляться и его доходы в объёме, достаточном для их покрытия.

Принцип оптимального сочетания поступлений налоговых и неналоговых доходов на разных фазах экономического цикла. Реализация данного принципа состоит в установлении такого соотношения налоговых и неналоговых доходов, которое с макроэкономической точки зрения наиболее целесообразно в конкретной экономической ситуации.

Доходы государственного бюджета формируются за счёт:

Налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;

Неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

Доходов целевых бюджетных фондов.

В соответствии с последней редакцией бюджетного кодекса доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений . Налоговые доходы составляют около 84 % Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы -- 7 %, доходы целевых бюджетных фондов -- 9 %.

Налоговые и неналоговые доходы

Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги.

Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Федерации, и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Налоги представляют собой часть национального дохода, мобилизуемого во все звенья бюджетной системы. Это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определённые сроки. Исторически возникновение относится к периоду разделения

Государство без налогов существовать не может, поскольку они - главный метод мобилизации доходов в условиях господства частной собственности и рыночных отношений.

В соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.91г. с последующими изменениями и дополнениями налоги подразделяются на прямые, которые платит непосредственно налогоплательщик, и косвенные, оплачиваемые потребителем товаров и услуг, поскольку они входят в цену этих товаров и услуг. К прямым налогам относятся: налог на прибыль (доход) организаций, налог на имущество, подоходный налог с физических лиц и др. Косвенные налоги отличаются простотой взимания и включают: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины.

Налоговые доходы включают в себя :

1. налоги на прибыль;

2. налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

3. налог с продаж;

4. налоги на совокупный доход;

5. налоги на имущество;

6. налог на операции с ценными бумагами;

7. платежи за пользование природными ресурсами;

8. налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

Неналоговые же доходы бюджетов имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основах. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.

Неналоговые доходы, равно как и налоговые устанавливаются органами представительной власти РФ и субъектов РФ. Перечень неналоговых доходов един для бюджетов всех уровней и устанавливается законом о бюджетной классификации. Виды неналоговых доходов определяются Бюджетным кодексом РФ.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, к неналоговым доходам относятся :

1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

2. доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

3. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и др.);

4. доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (кроме ссуд и бюджетных кредитов)

По источникам поступления безвозмездные перечисления могут быть от:

1. нерезидентов;

2. других бюджетов бюджетной системы;

3. государственных внебюджетных фондов;

4. государственных организаций;

5. наднациональных организаций;

6. прочее.

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы могут быть в форме дотаций, субвенций, субсидий, средств по взаиморасчетам, и др.

Доходы региональных и местных бюджетов

Региональные бюджеты - центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации .

Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.

Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

Налог на имущество предприятий;

Налог на игорный бизнес;

Транспортный налог.

К собственным доходам относятся также доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.

Основные направления использования средств региональных бюджетов:

Обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;

Проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;

Обеспечение реализации региональных целевых программ;

Формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;

Обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;

Оказание финансовой помощи местным бюджетам;

Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.

Велика роль региональных бюджетов в финансировании промышленности, энергетики и строительства - более 32% расходов консолидированного бюджета России, жилищно-коммунального хозяйства - 30%, здравоохранения - 33%, культуры и искусства - 34%.

Местный бюджет - бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Собственные доходы не являются основными источниками формирования местных бюджетов. В состав собственных доходов местных бюджетов входят:

Земельный налог;

Налог на имущество физических лиц.

А также средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.

Местные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет. Однако, поступления местных налогов и сборов в местные бюджеты незначительны. Их доля за последние 5 лет не превышала 12-15% общей суммы доходных источников местных бюджетов.

Основным доходным источником для бюджетов поселений является земельный налог, который с 2005г. полностью зачисляется в местные бюджеты (от 30% до 60%). Существенную роль в создании стабильной финансовой базы муниципальных образований играют неналоговые доходы. Существенную роль в доходах бюджетов МО играют в последнее время доходы от предпринимательской деятельности. В основном это доходы от платных услуг, предоставляемых населению бюджетными учреждениями образования, здравоохранения, культуры и др. Доходы от предпринимательской деятельности являются важным источником финансирования бюджетных учреждений. При этом следует иметь в виду, что социально гарантированный минимум услуг должен предоставляться населению бесплатно и финансироваться за счет средств местных бюджетов.

В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления: от НДС, от акцизов, от налога на прибыль (доход) предприятий, от подоходного налога с физических лиц.

Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и объема его собственных доходов.

По объему и экономическому значению ведущее положение в доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами местных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности производства на подведомственной им территории.

Федеральный бюджет РФ формируется за счет доходов от внешнеэкономической деятельности, от налогов на товары реализуемые на территории РФ, налоги и сборы, налоги на товары ввозимые на территорию РФ, доходы от использования имущества и т.д. Поэтому из года в год, правительство РФ утверждает законом о доходах в федеральный бюджет, а потом уже будет фактическое исполнение бюджета по состоянию за определенный будущий период.

Динамика доходов федерального бюджета РФ (2010-2014 гг.) представлена на рис. 1. , , , ,

Рис. 1.

График демонстрирует рост доходов федерального бюджета в период с 2010-2014 года, но уже в 2014 году, доход значительного отличается от предшествующих, хотя должен быть выше по утвержденному закону на 13,570,5 млрд. руб., чем в 2014 году.

С 2010 по 2011 год, доход увеличился на 136,8%, с 2011 по 2012 год прирост составил 113%, а уже с 2012 на 2013 год составляет 101,2%. Как мы видим прирост с каждым последующим годом все выше, но вот в период с 2013 по 2014 доходы резко низко упали почти в 2 раза по сравнению с прошлым годом, а это на 54,6%.

Такой низкий показатель, в первую очередь может быть обусловлен низкими доходами от внешнеэкономической деятельности, так же из-за ограниченного товара ввозимые на территорию РФ и прочее.

Структура доходов федерального бюджета РФ в 2010-2014 гг. представлена в Приложении 1.

Структура дохода федерального бюджета за период 2010-2013 года остается не изменой. Основная доля дохода федерального бюджет составляет доходы от внешнеэкономической деятельности и налоги, сборы и регулярные платежи за использование природными ресурсами. За прошедшие 4 года отмечается незначительный рост дохода в секторе налоги на товары, реализуемые на территории Российской Федерации.

Структура бюджета осталась прежней по доходности по секторам за 2014 год. Однако наполняемость бюджета снизилась в общей сложности в 2 раза, в том числе снизились доходы от внешнеэкономической деятельности на 40%, так же снизились налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами на 32%, и налоги на товары реализуемые на территории Российской Федерации снизились на 32%.

Налоговые доходы составляют 94-95% общих доходов федерального бюджета и соответственно именно их динамика является определяющей.

Прогнозируемые изменения в структуре налоговых доходов представлены в табл. 1.

Таблица 1 Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2011-2015 гг. (% к итогу)

Согласно Проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» , как видно из представленной таблицы 1, бюджетные проектировки предполагают заметное увеличение доли косвенных налогов: доли НДС с 30,1% в 2012 г. до 36,2% в 2015 г. и доли акцизов с 3,2 до 5,9%. Столь значительное увеличение доли акцизов связано, прежде всего, с индексацией ставок отдельных видов акцизов в рассматриваемый период. Рост поступлений НДС в соответствии с материалами пояснительной записки связан в том числе с заложенным в прогнозе ростом доли начисленного налога в ВВП и ростом его собираемости. В то же время прогнозируется снижение доли доходов от внешнеэкономической деятельности с 42,1% в 2012 г. до 34,5% в 2015 г. Это обусловлено, прежде всего, снижением средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, прогнозируемым снижением цены на нефть марки «Юралс» и соответственно уменьшением объемов вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, установлением льготных ставок вывозных таможенных пошлин для месторождений сверхвязкой нефти и на нефть Приразломного месторождения, снижением средних ставок вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары в связи с вступлением России в ВТО. На фоне прогнозируемого снижения цен на нефть доля НДПИ также будет постепенно снижаться с 20,4% в 2012 г. до 18,6% в 2015 г. Бюджетными проектировками предусмотрено некоторое увеличение доли налога на прибыль с 3,2 до 3,8%.

Государственный бюджет - это основной финансовый план государ­ства на текущий год, представляющий собой роспись его доходов и рас­ходов и имеющий силу закона; а также это все денежные средства, име­ющиеся в наличии у государства.

Бюджет разрабатывается Правительством РФ и утверждается Федеральным Собранием РФ.

Бюджет состоит из двух частей - доходной и расходной .

Доходная часть бюджета формируется за счет налогов, займов, до­ходов от госсобственности и эмиссии денег.

Расходная часть бюджета - затраты, которые осуществляет государ­ство для выполнения своих экономических, социальных и политико-административных функций.

Соотношение доходной и расходной части - сальдо государствен­ного бюджета.

Бюджетный профицит - положительное сальдо. Бюджетный де­фицит - отрицательное сальдо. Сбалансированный бюджет - доходная часть бюджета равна расходной. Дефицит приводит к возникновению государственного долга. Государственный долг делится на внутренний (задолженность государства гражданам, предприяти­ям и организациям своей страны) и внешний (долг гражданам, орга­низациям и правительствам других стран).

Внутренний долг делится на рыночный (проценты по гособлигациям) и нерыночный (задол­женность бюджетным организациям). По срокам погашения долг делится на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет).

Реструктуризация государственного долга - изменение сроков, суммы и процентов выплаты долга.

Помимо бюджета государство формирует внебюджетные фонды :

    пенсионный фонд,

    фонд медицинского страхования,

    фонд страхования по безработице.

Эти фонды формируются за счет страховых взносов, отчисляемых предприятиями.

Бюджетная политика - разработка стратегии управления доходной и расходной статьями госбюджета.

2.15. Мировая экономика

    совокупность национальных экономик, связанных международны­ми экономическими отношениями.

Структуру мировой экономики составляют развитые страны («пер­вый эшелон»), развивающиеся страны («второй эшелон», в том чис­ле Российская Федерация), страны с переходной экономикой («третий эшелон»). На долю первых стран приходится 14% государств, на долю вторых - 71%, на долю третьих - 15%.

К международным экономическим отношениям относят:

    международное разделение труда;

    международное движение товаров и услуг;

    международное движение рабочей силы и капитала.

Международное разделение труда - специализация стран на про­изводстве определенного типа товаров. Она определяется: природны­ми условиями, степенью научно-технического прогресса, традициями и культурой производства.

Международная торговля определяется экспортом (вывоз товаров и услуг), импортом (ввоз товаров и услуг), сальдо торгового баланса (разница между импортом и экспортом).

Государства стремятся регулировать международную торговлю по­средством осуществления мер:

1) протекционизма (защиты отечественных производителей):

    тарифные методы - импортные и экспортные тарифы, таможен­ные союзы;

    нетарифные методы - установление квот (норма сбыта какого-либо товара), установление специфических стандартов, эмбарго (пол­ный запрет на торговлю с определенной страной);

2) фритредерства (от англ. free trade - свободная торговля) - отсут­ствие каких-либо ограничений во внешней торговле;

3) умеренной торговой политики - совмещение протекционизма и фритредерства.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально- вещественным воплощением - денежный средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы являются, с одной стороны, результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения. Доходы (как поступления в бюджет) - это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Доходы подразделяются на текущие и капитальные. К текущим доходам относятся налоговые и неналоговые поступления.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны. Уплата налогов производится в определенной очередности. Сначала плательщики вносят свои поимущественные налоги и пошлины. На сумму внесенных платежей уменьшается налогооблагаемый доход (прибыль) физических и юридических лиц, после чего плательщики уже во вторую очередь обязаны рассчитаться с бюджетом по местным подоходным налогам, если таковые взимаются. На сумму этих налогов снижается размер дохода (прибыли), с которого уплачиваются все остальные налоги.

Доходы бюджета можно подразделить на три крупные группы:

1. Закрепленные, т.е. предписаны к тому или иному уровню бюджета.

2. Регулирующие или отчисления по регулирующим доходным источникам. Ежегодно расписывается процентное соотношение распределения тех или иных налогов по уровням бюджетов.


3. Дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно территориальными органами власти, плюс дотации и субвенции (строго целевые дотации), которые поступают в нижестоящие бюджеты из вышестоящих.

Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач.

Официальные трансферты (в государственном бюджете) -- это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления (имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репарации), полученные от других учреждении государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций.

Поступления безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из негосударственных источников включаются в категорию доходов (например, средства частных организаций, направляемых на строительство больниц). Необходимо иметь в виду, что при исчислении дефицита (или профицита) Международный валютный фонд рекомендует объединять полученные официальные трансферты с категорией «доходы» и рассматривать их как операции, которые сокращают, а не финансируют дефицит. В то же время категория «полученные официальные трансферты» выделяется в классификации в отдельный раздел, чтобы можно было осуществлять любую необходимую перегруппировку данных.