Покушение на возмещение ндс статья ук рф. Что это незаконное возмещение ндс

Каковы нетипичные признаки сомнительности контрагентов.
"Обналичка" со счета контрагента - признак недобросовестности.
Что помогает инспекторам доказать фиктивность возмещения НДС.

В распоряжении редакции журнала РНК оказался документ одного из региональных управлений ФНС России. Документ посвящен мероприятиям налогового контроля, которые осуществляются в рамках проведения камеральных проверок, связанных с возмещением НДС (ст. 176 НК РФ). Он был разослан контролерам на местах для использования в работе.
Содержащаяся в документе информация позволит узнать, каким образом налоговики выявляют незаконные схемы возмещения НДС из бюджета. К тому же в нем приведен перечень контрольных мероприятий, необходимых для сбора доказательственной базы.
Кроме того, УФНС выделило несколько новых признаков сомнительности контрагентов. Аналогичными критериями и рекомендациями руководствуются проверяющие и из других субъектов РФ.

Чиновники выделяют прямые и косвенные признаки сомнительности контрагентов

В документе чиновники сетуют на то, что в ходе камеральных проверок все чаще выявляются случаи, связанные с незаконным возмещением НДС из бюджета. Отдельные организации действуют исключительно с целью получения дохода за счет бюджета в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность.
В целях недопущения незаконного возмещения НДС налоговое управление призывает проверяющих на местах более тщательно выявлять проблемных контрагентов налогоплательщика. Причем УФНС выделяет прямые и косвенные признаки сомнительности контрагентов. Наличие совокупности таких признаков может стать для проверяющих сигналом о том, что компания использует незаконные схемы возмещения НДС.
По мнению чиновников, к прямым признакам сомнительности относятся, в частности, непредставление контрагентом налоговой и бухгалтерской отчетности, отказ руководителей и учредителей контрагента от участия в деятельности компании, нахождение этих лиц в розыске по ранее совершенным уголовным преступлениям, неоднократное изменение юридического адреса (миграция из одной инспекции в другую). А также местонахождение контрагента по адресу массовой регистрации, наличие массовых руководителей и учредителей, отсутствие трудовых ресурсов, необходимых для осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
Помимо стандартных критериев, УФНС приводит достаточно нетипичные признаки сомнительности контрагентов. Например, наличие единственного расчетного счета, который открыт в банке, находящемся далеко от офиса контрагента (в другом городе и даже регионе).
Также в числе нетипичных признаков указан случай, когда учредители и должностные лица контрагента проживают в одном субъекте РФ, а компания зарегистрирована в другом регионе страны.

Длительная отсрочка по оплате товаров, работ, услуг является новым сомнительным признаком

К косвенным признакам проблемности контрагента относится, в частности, представление нулевой налоговой и бухгалтерской отчетности, минимальная численность сотрудников (один-два человека), отсутствие компании по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, отсутствие на балансе контрагента основных средств и иного имущества. А также отсутствие в банковской выписке расходов (платежей), связанных с ведением деятельности (аренда, коммунальные платежи, Интернет и т.д.).
Наличие значительных оборотов по банковскому счету при уплате минимальных сумм налогов в бюджет также вызовет подозрения у контролеров. Как и идентичность денежных сумм, поступивших на расчетный счет и списанных с него в течение одного - трех рабочих дней. Или если расчетные счета налогоплательщика и его контрагента открыты в одном кредитном учреждении.
Обналичивание денег со счета контрагента (под видом приобретения ценных бумаг или выдачи займов в адрес физлиц) по-прежнему служит явным признаком, доказывающим его недобросовестность.
Помимо указанных признаков, налоговое управление приводит следующие косвенные критерии сомнительности контрагентов:
- покупателем товаров, работ, услуг контрагента является только налогоплательщик либо узкий круг лиц;
- государственная регистрация контрагента осуществлена незадолго до исполнения спорных сделок (в течение шести месяцев);
- регистрация контрагента на основании недостоверных паспортных данных, представленных учредителями и должностными лицами компании (в том числе по утраченным паспортам);
- отсутствие за прошлый отчетный период, то есть до подачи декларации к возмещению, платежей по НДС в бюджет либо сумма налога к уплате ранее составляла менее 10% от суммы, заявленной к возмещению;
- наличие взаимозависимости между участниками сделок, которые задействованы в цепочке поставки и продажи товаров (работ, услуг);
- подача уточненной декларации в ходе проведения камеральной проверки ранее поданной декларации, в которой сумма налога заявлена к возмещению, при этом вновь заявленная сумма возмещения налога уменьшилась более чем на 80%.
Опять же УФНС приводит несколько необычных косвенных критериев сомнительности контрагентов. Это, к примеру, длительная отсрочка по оплате реализованных в адрес налогоплательщика товаров, работ, услуг. В этом случае, по мнению налогового руководства, существует вероятность, что у покупателя нет намерения оплатить спорные товары (работы, услуги), поэтому сделку можно считать фиктивной. При этом длительной проверяющие считают отсрочку шесть месяцев и более. Кроме того, УФНС считает подозрительным, если склад, на котором хранится товар, приобретенный компанией у поставщика, находится в одном субъекте РФ, а продавец и покупатель в другом.

С выходом новой формы декларации по НДС популярность использования компаний-"прокладок" возросла

В документе чиновники отмечают, что перечень признаков, на основании которых контрагент признается проблемным, является открытым. И может меняться под влиянием арбитражной практики и поправок, вносимых в законодательство. Руководство обращает внимание подчиненных и на тот факт, что многие компании, которые заявляют НДС к возмещению из бюджета, умышленно привлекают или создают фирмы-"однодневки" с целью получения необоснованной налоговой выгоды. При этом контрагенты-"однодневки", как правило, имеют прямые сомнительные признаки.
Впрочем, в настоящее время для хищения средств из бюджета все чаще используются контрагенты, имеющие отдельные косвенные сомнительные признаки (так называемые компании-прокладки). Эти контрагенты обычно представляют в установленные сроки бухгалтерскую и налоговую отчетность, располагаются по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, и уплачивают в бюджет незначительные суммы налогов. Такие поставщики и подрядчики путем создания фиктивного документооборота (например, в рамках посреднических договоров) выступают своеобразным буфером между проверяемым налогоплательщиком и "однодневками".
Отметим, что в связи с выходом новой формы декларации по НДС (утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@) использование компаний-"прокладок" становится более актуальным. При этом так называемые прокладки зачастую внедряются в деятельность налогоплательщика именно в качестве перепродавцов товаров, работ, услуг, а не в качестве посредников. Поскольку новая декларация по НДС предусматривает раскрытие всей информации о контрагентах, которая отражается в книге покупок и книге продаж.
Так, в разд. 8 "Сведения из книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период" декларации (п. 45 Порядка заполнения декларации, утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@) отражаются также ИНН и КПП посредника (агента, комиссионера, экспедитора, застройщика). А разд. 10 "Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур в отношении операций, осуществляемых в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции, отражаемых за истекший налоговый период" (п. 49 Порядка заполнения декларации) заполняют не только посредники на общей системе, но и посредники, которые освобождены от обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС (ст. ст. 145 и 145.1 НК РФ), и лица, которые не являются плательщиками НДС (в частности, компании на УСН).
Таким образом, теперь прямое использование фирм-"однодневок" (в том числе в качестве посредников) становится довольно опасным и нецелесообразным мероприятием.

По мнению УФНС, необходимо исследовать весь комплект документов, подтверждающих перемещение товара

С целью пресечения необоснованного возмещения из бюджета НДС налоговое руководство рекомендует проверяющим на местах проводить определенный перечень мероприятий налогового контроля. В том числе с использованием сведений из внешних источников (например, Интернет, запросы в банки и госорганы).
УФНС настаивает, что сбор и систематизация доказательственной базы, предметом которой является факт совершения фиктивных сделок, должны осуществляться по двум направлениям: исследование товарного потока (фактического наличия и перемещения товаров) и исследование финансового потока (движения денежных средств и векселей). При этом мероприятия по сбору доказательственной базы должны проводиться как в отношении прямого поставщика или подрядчика, так и по всей цепочке контрагентов, вплоть до производителя товаров (работ, услуг). Это необходимо, чтобы выявить круговую схему движения денежных средств, факт обналичивания и конечного получателя денег, то есть организатора схемы по незаконному возмещению налога (как правило, это проверяемый налогоплательщик).
По мнению чиновников, при проведении камеральной проверки у налогоплательщика (помимо основной "первички", свидетельствующей о совершении операций и оприходовании ТМЦ) необходимо истребовать весь комплект документов (ст. 93 НК РФ), подтверждающих перемещение товара. Это транспортные и товаросопроводительные документы. С помощью этих документов можно установить методы транспортировки, идентифицировать транспорт и лиц, осуществляющих транспортировку. А также установить сроки доставки товара и склад, на котором он хранится.
Эти сведения помогут проследить фактическое наличие и движение ТМЦ от грузоотправителя к грузополучателю, проверить правоустанавливающие бумаги на складские помещения (договоры аренды, свидетельства на право собственности), договоры хранения. При этом одним из мероприятий налогового контроля является допрос свидетелей (ст. 90 НК РФ) - должностных лиц проверяемого покупателя и его контрагентов по факту реального существования ТМЦ, их транспортировки и хранения.

Осмотр в рамках "камералки" поможет установить фактическое наличие товара

В рамках камеральной проверки УФНС советует провести осмотр офисов и складов компании (п. 1 ст. 92 НК РФ). Основанием для этого является постановление, утвержденное руководителем инспекции или его заместителем (абз. 2 п. 1 ст. 92 НК РФ). Чиновники настаивают, что важно осмотреть документы и предметы, которые находятся в местах непосредственного хранения товара, приобретенного по сомнительным сделкам.
В протоколе желательно зафиксировать следующие сведения: описание товарной продукции, ее серийный номер, штрихкод. К протоколу можно приложить копии сопроводительной документации (технический паспорт, инструкция по эксплуатации, сертификаты и т.п.), а также фото- и видеоматериалы.
Также целесообразно провести выборочный осмотр товара (упаковок, ящиков), расположенных в разных местах склада. Это исключит предоставление для осмотра так называемых образцов товара, не соответствующих реальной номенклатуре и количеству, заявленным налогоплательщиком. Далее чиновники рекомендуют на основании истребованных сертификатов соответствия на продукцию установить производителей ТМЦ.
Кроме того, для выявления незаконного возмещения налога УФНС рекомендует инспекторам на местах провести следующие мероприятия налогового контроля:
- проанализировать перспективы дальнейшей реализации спорного товара или использования его в деятельности, облагаемой НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом исследуются договоры купли-продажи;
- установить способы и сроки расчетов за приобретенные проверяемым покупателем товары (работы, услуги), определить источники финансирования деятельности налогоплательщика (наличие собственных денежных средств, использование ценных бумаг, получение займов, проведение взаимозачетов);
- направить запросы в кредитно-финансовые учреждения о предоставлении информации о движении денежных средств по всем расчетным счетам налогоплательщика (п. 2 ст. 86 НК РФ) и его контрагентов (в том числе второго и третьего звена).

Раскрывая практику криминальных банкротств не могу обойти стороной используемые в таких банкротствах схемы незаконного возмещения НДС. В чем разница между необоснованной налоговой выгодой и незаконным возмещением НДС (налога на добавленную стоимость), ответственность за которое квалифицируется Уголовным Кодексом РФ по ст. 159 УК РФ? Попробуем разобраться в настоящей статье.

Итак, ставшая классической схема вывода имущества предприятия-банкрота на аффилированное ООО: создаем новое ООО, продаем на него все свое имущество (но без фактической оплаты, естественно), и в сумме, скажем, с семью нулями, составляющую размер оплаты по договору купли-продажи, естественным образом находим НДС (так как в соответствии со ст. 146 НК РФ, реализация товаров является объектом налогообложения, общий порядок исчисления и уплаты НДС урегулирован положениями гл. 21 НК РФ). Естественно, у продавца возникает обязанность по исчислению и уплате налога, который уже был заложен в сумму продажи. Со своей стороны, в силу ст. 21 НК РФ покупатель имеет право подать заявление на возмещение этого НДС, т.к. он был им уплачен продавцу.

Тут, как вы понимаете, у недобросовестных налогоплательщиков на каком-то этапе возникает умысел воспользоваться существующей ситуацией, чтобы помимо вывода имущества поиметь с государства копейку-другую, так сказать, на новый старт. Заведомо зная, что продавец не получил и никогда не получит денег за продажу имущества, и исчисленный налог не будет уплачен, покупатель предъявляет в ФНС как-бы уплаченный им НДС к возмещению, т.к. формально основания для этого имеются. И тут из ничего появляются деньги, которое государство в лице Федерального казначейства должно перечислить на счет нашего покупателя, ну или во всяком случае покупатель хотел бы, что бы так оно и было… Дело в том, что сотрудники ФНС как правило весьма пристально проверяют такие схемы (обязательным условием принятия ФНС решения о возмещении является проведение камеральной налоговой проверки), и в случае, если окажется, что продавец не перечислил им предъявляемый к возмещению НДС, в возмещении отказывают. Само собой разумеется, что покупатель бежит в суд с заявлением об оспаривании отказа, но что там происходит не является темой обсуждения.

Факт в том, что в результате определенных действий у кого-то возникает право требовать деньги у государства. При этом, с учетом того, что этот кто-то не понес фактических затрат, а само государство не получило денег, из которых в дальнейшем было бы осуществлено само возмещение, такая схема считается незаконной и направленной исключительно на хищение бюджетных денежных средств. А где мы слышим слово хищение, там в уме представляем статью 159 УК РФ (хищение путем обмана, где с хищением все понятно, а обманом выступает введение в заблуждение ФНС).

Несмотря на то, что данный состав преступления является материальным, т.е. для его квалификации требуется наличие причинно-следственной связи между преступными действиями и их последствиями в виде ущерба (напомню, сегодня крупным ущербом является сумма свыше 1 млн. руб., за хищение которой дают до 6 лет лишения свободы. В ближайшем обозримом будущем, в связи с желанием правительства декриминализовать экономические преступления, эта сумма может быть кратно увеличена на законодательном уровне), в соответствии с ч. 3 ст. 30 УК РФ даже не смотря на отказ ФНС в возмещении НДС, и соответственно отсутствии ущерба как такового, такие действия расцениваются как покушение на преступление.

Чем же незаконное возмещение НДС отличается от необоснованной налоговой выгоды? Ответ в примере: ООО приобретает ГСМ у поставщика и предъявляет НДС к возмещению, поставщик же - однодневка, которая и не планирует платить налоги. Тогда покупателю отказывают, мотивируя в частности тем, что им не осуществлена должная осмотрительность, т.е. покупатель обязан был убедиться в добросовестности поставщика перед покупкой. В отсутствии умысла и некой «схемности», криминальными такие действия не считаются.

Незаконное возмещение НДС опустошает карман государства, поэтому фискальные органы ввели процедуру проверки предприятий на благонадежность. Бюджеты всех уровней государства образуются за счёт налоговых платежей юридических и физических лиц. Контроль учёта своевременности оплаты платежей в казну обеспечивает налоговая служба. Налоги – главная составляющая финансовой и экономической стабильности страны. Большую часть бюджетного объёма обеспечивают всего четыре вида налога. На добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции. НДС обеспечивает заполняемость казны на 45% и возмещается государством.

Плательщиками налога являются:

  1. Юридические лица.
  2. Государственные органы. При условии, что учреждение действует в собственных интересах.
  3. Индивидуальные предприниматели.

Перечисленные лица оплачивают налог с реализации товаров, услуг внутри РФ или с товара, ввозимого через таможню. При условии, что не используют в бухгалтерской отчётности режимы ЕСХН, УСН.

Перечисленные лица могут воспользоваться правом на возврат налога, если они являются его плательщиками и соблюдают правила, установленные законодательством. Государство не предполагает автоматического возврата налога. Процедура инициируется заявителем: руководителем, бухгалтером.

Данные финансовых институтов показывают, что суммы, подлежащие возврату, превышают суммы, перечисленные в бюджет.

Процедура предусматривает несколько этапов:

  1. Бухгалтерия формирует пакет документов.
  2. Направляет его в инспекцию.
  3. Налоговая проводит проверку и принимает решение.

Вернуть деньги компания может только получив одобрение налоговиков.

Документы, необходимые для осуществления процедуры:

Форма заявления для налоговой выбирается в зависимости от конечной цели.

При прохождении проверки инспектор может запросить дополнительную документацию, подтверждающую правомерность заявленных требований. Законодательство отвело налоговикам три месяца для принятия решения. Запрос налогового инспектора, поступивший через 90 дней, может быть оставлен бухгалтером без рассмотрения. Налоговые органы часто нарушают сроки проверок, искусственно затягивая принятие решения. Нарушение следует обжаловать в вышестоящей инстанции или в суде.

Инспекция не может оштрафовать за отказ в предоставлении дополнительных сведений. Например, требование объяснить убытки, низкую зарплату.

Налоговый орган, завершив камеральную проверку, в течение недели оформляет решение о возмещении или отказе в возврате НДС. Извещает организацию в течение 5 дней с момента вынесения решения.

Положительное решение инспекции обязывает налоговиков на следующий рабочий день направить поручение на возмещение налога в казначейство.Отказ налоговой необходимо обжаловать в суде.

Зачисление на расчётный счет компании производится в течение 5 дней с момента получения казначейством уведомления. Нарушение законодательства позволяет бухгалтерии на 12 день просрочки начислить штрафные проценты.

Мероприятия, проводимые инспекцией, в обоснование принятого решения:

Налоговая может как осуществить указанные мероприятия, так и ограничиться камеральной проверкой.

Мошеннические схемы

Недобросовестные лица применяют полулегальные и нелегальные схемы, пользуясь несовершенством законодательства. Незаконный возврат стал формой прибыльного бизнеса для чиновников и граждан.

От деятельности таких компаний страдают добросовестные налогоплательщики.

Оптовая компания Н. закупала товар с мизерной наценкой у компании М., размещая его на складе. Объем реализованного товара был намного меньше объёма купленного, причем разница в ценнике также была минимальна. Налоговая назначила выездную проверку, обнаружив ежеквартальные декларации на возврат НДС.

Проверка выявила:

  • товар приобретался у поставщиков, которые впоследствии ликвидировались;
  • реализация осуществлялась фирме, имеющей признаки недобросовестности.

Фискальный орган не смог проверить документацию компании М. и конечного приобретателя. Инспекция сделала выводы о наличии схемы, отказала компании в вычетах.Генеральный директор Н. обратился в арбитраж и доказал законность операций, признав решение налоговиков незаконным.

Вернуть деньги при отказе инспекции возможно только при наличии судебного решения. Адвокат, специализирующийся на экономических делах, способен быстро и безболезненно получить нужное решение.

Налоговики, усмотрев в действиях юридического лица наличие незаконных действий, обязаны:

  1. Проверить наличие товара на складе.
  2. Опросить свидетелей о деятельности компании.
  3. Доказать отсутствие факта отгрузки продукции на склад и со склада.

Внимание. Налоговые инспекторы пренебрегают своими обязанностями,принимая незаконные решения. Отсутствие доказательств умысла в действиях должностного лица – основание для обжалования решения инспекции в суде.

Компания Р. закупила комплектующие к электронному оборудованию по цене 2 000 рублей за набор. Заполнила декларацию на таможне, указав цену в соответствии с контрактом. Таможенники,признав заявленную стоимость заниженной, произвели корректировку до 4 200 рублей за комплект. Компания Р. уплатила налог исходя из цены 4 200 рублей. Импортер реализовал комплектующие без наценки за 4 200 рублей, подал декларацию. Налоговики признали документы законными и разрешили возмещение из бюджета.

Общество Р., получив деньги на расчетный счет, направляет иск в арбитражный суд о признании действий таможенных органов по корректировке цены незаконными и выигрывает его.После чего стоимость комплектующих корректируется в обратную сторону до 2 000 рублей и таможенный орган возмещает излишне взысканный налог. После чего импортер прекращает свою деятельность в связи с реорганизацией.

Компенсация налога в двойном размере незаконна. Однако действия таможенников также говорят о явном превышении полномочий. Можно только предположить, что в данной схеме был задействован чиновник, позволивший её осуществление.

Компания – заемщик оформила договор поставки продукции с посредником и перечисляет последнему предоплату, используя полученный в банке кредит. Посредник переправляет всю сумму компании однодневке. Заемщик получил право на возмещение НДС. Компания однодневка под любым предлогом возвращает полученную сумму на счет заёмщика, которая рассчитывается по кредитному обязательству.

Налоговики считают такую схему мошеннической, ввиду отсутствия возможности проверить покупку товара. Однако действия компании основаны на действующем законодательстве, позволяющем возмещать НДС с выплаченных авансов – п.12 ст.171 Налогового кодекса.Налоговая служба считает, что в таких схемах непосредственное участие принимают банки, выдавшие кредиты под авансирование.

Отсутствие доказательств невыполнения условий договора между компаниями в соответствии с гражданским кодексом не позволяет признать сделку незаконной. Многие компании используют данную схему для вполне реальных прибыльных проектов.

Занижение стоимости товара на таможне и незаконные действия налоговых служб

Компания, зарегистрированная в офшоре, приобрела у производителя станки и реализовала российской компании по заниженной цене. Российский импортер, ориентируясь на заключенный договор, перечисляет таможенную пошлину и НДС.ВРоссии станки продаютсякомпании «Нота» с признаками однодневки с минимумом наценки и как следствие, минимальным НДС. «Нота»реализует продукцию по рыночной стоимости, не выплачивая никаких налогов.Выручка с продажи товара переводится в офшор в целях рефинансирования и закупки следующей партии.Чиновники ФНС считают такие операции мошенническими

Чиновники налогового аппарата часто превышают полномочия, отказывая в возврате налога на основании косвенных доказательств.

Косвенные доказательства незаконного возврата НДС:

  1. Реализация товара по завышенной цене.
  2. Предприятие не закупает оборудование, но регулярно возмещает НДС.
  3. Отсутствует какое-либо строительство для собственных нужд, но НДС возмещается.
  4. Большой оборот, но небольшие суммы налогов.
  5. Проведение частых встречных проверок.
  6. Заниженная таможенная стоимость.
  7. Авансовый платёж заемными средствами по договору поставки.

Чиновники налоговой службы откажут в возврате НДС в случае обнаружения косвенных доказательств нарушения. Налоговая инспекция, обнаружив косвенные доказательства применения серой схемы, выносит формальное решение.

Рассмотрим самые распространённые причины отказов:


Наличие формальной причины в решении чиновников незаконно.

Управляющий компании, директор вправе оспорить неправомерный отказ. Косвенное доказательство не является причиной отказа в возмещении.Возникшие сомнения трактуются в пользу налогоплательщика – п.7 ст. 3 НК.Согласно статистике, в 90% случаев суды встают на сторону бизнеса.

Требование государства пополнять бюджет активизировало деятельность фискальных и правоохранительных органов. Инспекции штампуют формальные отказы практически всем. Такое решение инспекции может быть причиной возбуждения уголовного дела и в отношении добросовестных владельцев бизнеса.

В случаях вызова в налоговую или в правоохранительные органы следует позаботиться о защите. Своевременное обращение к адвокату по уголовным делам решит многие вопросы. Избавит владельца бизнеса, управленца от лишних хлопот и проблем.


Незаконный возврат НДС стал бизнесом для некоторых чиновников. Практика рассмотрения уголовных дел отмечает увеличение случаев незаконного изъятия денежных средств при участии сотрудников налоговых служб.Компании беспрепятственно проходят все камеральные проверки, согласовывают выплаты с вышестоящим начальством. Конечный результат позволяет обналичивать суммы и распоряжаться ими по своему усмотрению.

Недобросовестные налогоплательщики используют в своих схемах компании однодневки,которые регистрируются под конкретную сделку, а затем ликвидируются. Лицо, обладающее функциями управленца, беспрепятственно подпишет необходимые договоры, счета-фактуры и другую документацию, озвучит заготовленную версию при проверке.

Признаки фиктивных компаний:

  1. Юридический адрес компании имеет признак массовости.
  2. Дата создания юридического лица. Однодневки создаются на короткий срок, для проведения одной-двух сделок.
  3. Отсутствие затрат на аренду офиса, хозяйственные нужды.
  4. Руководитель компании фигурирует в качестве управленца в массе других фирм.
  5. При создании компании использовался паспорт гражданина без его ведома.
  6. Директор не наделен управленческими функциями.
  7. Суровая реальность требует внимательности при подписании договоров между контрагентами. Проверка руководителей фирмы на добросовестность избавит от лишних забот.

Незаконное возмещение квалифицируется по статье 159 УК РФ (мошенничество). Статья предусматривает до 10 лет лишения свободы.

Практика. Группа лиц занималась незаконным возмещением НДС из бюджета. Сумма ущерба составила более 400 млн рублей. Следствие выявило несколько эпизодов мошеннической деятельности группы. Самое серьезное наказание получил бывший руководитель налоговой службы, обеспечивавший беспрепятственное прохождение проверок. Окончательный приговор суда обеспечил бывшему чиновнику 14 лет колонии.

Обвинения, предъявляемые участникам дел о хищении денег из бюджета, одни из самых серьезных. Самостоятельная защита в следствии и суде ничего хорошего не сулит. Только своевременная помощь адвоката по соглашению способна разрешить ситуацию.

Арбитражные суды, изучая материалы дела, выявляют добропорядочность заявителя, наличие деловой цели. Все доводы сторон в процессе должны основываться на законе и подтверждаться документами.

Налоговая отказала компании «Магистраль» в возмещении денег из бюджета из-за наличия признаков неблагонадежности поставщика ООО «Тандем»:


Суд отменил решение налоговиков, обосновав выводы недоказанностью недобросовестности компаний. Предоставление нулевых отчётов не может служить доказательством необоснованной налоговой выгоды.

Производственному предприятию «Даль» было отказано в возврате НДС. Таможенную пошлину за ввезенный в Россию товар оплатило третье лицо ООО «Стандарт». Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований производственного предприятия. Директор компании обратился к адвокату, который составил апелляционную жалобу.

Апелляция отменила решение в связи с нарушением норм законодательства, всоответствии п.2 ст. 328 НК РФ.Таможенные пошлины могут оплачиваться из заёмных средств, право предприятия «Даль» на вычет не может зависеть от источника их поступления. Использование заёмных средств для оборота компании закреплено действующим законом.

Решения судов, опровергающие выводы фискальных органов, служат доказательством благонадёжности организации. При его наличии уголовные дела не возбуждаются. Позаботьтесь о своей безопасности.

"Налоги" (журнал), 2007, N 2

На практике известные трудности вызывает вопрос квалификации незаконного возмещения НДС как хищения (в первую очередь мошенничества) либо налогового преступления или их совокупности. Необходимо отметить, что при оценке незаконного возмещения НДС правоприменитель, пожалуй, впервые столкнулся с проблемой разграничения этих составов, так как до появления такого рода преступления подобной проблемы не возникало.

Анализ судебно-следственной практики показывает, что изначально по юридически тождественным действиям принимались различные решения. При этом встречаются три теоретически возможных варианта квалификации содеянного: уклонение от уплаты налогов (ст. ст. 198 или 199 УК РФ), мошенничество (ст. 159 УК РФ) или совокупность указанных преступлений. Налоговое преступление имеет место в том случае, если право на возмещение реализуется в виде сумм НДС от экспорта или по внутренним оборотам, возмещенным в порядке зачета задолженности по налоговым платежам или освобождением от уплаты налогов в ближайшие три отчетных периода. Однако теоретического обоснования они не получили.

Характеризуя объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, на наш взгляд, следует отметить, что в литературе по вопросам, связанным с оценкой формы деяния этого состава, на сегодняшний день нет единой точки зрения. Большинством авторов высказывается точка зрения, что налоговые преступления могут быть совершены как путем действия, так и путем бездействия <1>. Отдельные авторы склоняются к мнению, что среди способов налоговых преступлений имеются как активные, так и пассивные виды, которые направлены на то, чтобы в конечном итоге обеспечить уклонение лица от уплаты налогов и (или) сборов, то есть его бездействие <2>. На наш взгляд, совершение уклонения от уплаты налогов путем "включения в декларацию (бухгалтерские документы) заведомо искаженных данных о доходах или расходах" является характерным примером сформулированного в теории уголовного права "смешанного бездействия" <3>. В данном случае правильным будет определение такого вида бездействия, сформулированного Н.А. Бабием: "сочетание активной и пассивной форм деяния, когда для обеспечения бездействия лицо совершает какие-либо активные действия" <4>.

<1> Середа И.М. Преступления против налоговой системы: характеристика, ответственность, стратегии борьбы. Иркутск: ИОГНИУ "Институт законодательства и правовой информации", 2006; Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. М., 2001. С. 402 - 404; Кучеров И.И. Расследование налоговых преступлений: Дис. ... к. ю. н. НИИ МВД РФ. М., 1996. С. 79; Маслова И.Н. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов // Налоговый вестник. 1998. N 9. С. 154.
<2> См., например: Верин В.П. Преступления в сфере экономики. М., 1999. С. 97 - 104; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.И. Радченко. М., 1996. С. 331 - 335; Григорьев В.А., Кузнецов А.В. Проблемы квалификации налоговых преступлений по признакам объекта и объективной стороны.
<3> См.: Пионтковский А.А. Учение о преступлении по советскому уголовному праву. М., 1961. С. 139.
<4> Бабий Н.А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть. Конспект лекций. Минск, 2000. С. 60.

Применительно к незаконному возмещению НДС преступное деяние характеризуется неисполнением возложенной на лицо обязанности по уплате налогов вследствие "постановки" государства в положение должника, сопровождаемое активными действиями по включению ложных сведений в налоговую декларацию и иные документы, подтверждающие право на возмещение НДС по ставке 0 или 18%.

В этой связи объективная сторона в данном случае характеризуется возможностью совершения указанных деяний только в форме бездействия, что также указывает на отграничение этого состава от состава ст. 159 УК РФ.

После принятия ныне действующего Уголовного кодекса РФ в правоприменительной практике при квалификации налоговых преступлений возникли проблемы, связанные со способами их совершения. Эти проблемы были предопределены законодателем, который в диспозициях статей, предусматривающих ответственность за налоговые преступления, установил конкретные способы их совершения.

Исходя из формулировки статьи, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организаций может быть совершено одним из следующих способов:

а) путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, т.е. непредставление в нарушение закона сведений о полученных доходах и произведенных расходах, о которых организация была обязана и могла представить сведения;

б) путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, т.е. сознательное умышленное внесение в декларацию или такие документы не соответствующих действительности записей.

От "классических" способов уклонения от уплаты налогов рассматриваемое нами деяние по незаконному возмещению отличает то, что, как было сказано выше, у государства возникает обязательство перед налогоплательщиком по возмещению ему средств уплаченного НДС.

Право на зачет по обязательствам перед федеральным бюджетом представляется на основании результатов рассмотрения налоговыми органами пакета предоставленных налогоплательщиком документов, включая налоговую декларацию. Таким образом, совершение действий по незаконному возмещению НДС путем зачета изначально предполагает подачу декларации по факту возникновения обязанности по уплате федеральных налогов, в том числе и НДС, а впоследствии подачу специальной декларации как основание для возмещения. Следовательно, первый из указанных в диспозиции ст. 199 УК РФ способов не относится к рассматриваемому нами виду преступлений.

Применительно к возмещению НДС следует указать, что право на возмещение имеет не любое юридическое лицо, а только то, которое в отчетном периоде осуществляло операции, предусмотренные ст. 146 НК РФ. В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами субъектами - плательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели; а также лица, признаваемые плательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (ст. 143 НК РФ). Если понятие "организация" применительно к налоговым преступлениям неоднократно рассматривалось в диссертационных исследованиях и монографических работах <5>, то на содержании понятия "лицо, перемещающее товар через таможенную границу РФ", имеющем непосредственное отношение к рассматриваемому виду преступления, совершаемого путем незаконного возмещения НДС, следует остановиться.

<5> См.: Середа И.М. Преступления против налоговой системы: характеристика, ответственность, стратегии борьбы. Иркутск: ИОГНИУ "Институт законодательства и правовой информации", 2006; Нудель С.Л. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика налоговых преступлений. Дис. ... к. ю. н. СГА. М., 2004; Ларичев В.Д. Уклонение от уплаты налогов с организаций: квалификация составов // Российская юстиция. 1997. N 6; Яни П. Квалификация налоговых преступлений // Законность. 1998. N N 1, 2; Бембетов А.П. Предупреждение налоговых преступлений. Дис. ... к. ю. н. М.: ВНИИ МВД России, 2000.

В соответствии со ст. 11 ТК РФ перемещением через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств признается совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом. Эти действия могут совершаться физическими (гл. 23 ТК РФ) и юридическими лицами (гл. 24 ТК РФ) <6>.

<6> Федеральный закон Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ "Таможенный кодекс Российской Федерации" (с изм. на 23 декабря 2003 г.) // Российская газета. 2003. 3 июня.

Несмотря на то что в соответствии с НК РФ у лица, являющего плательщиком НДС, возникает по истечении налогового периода обязанность подачи декларации определенного вида по этому налогу, к незаконному возмещению имеет отношение только та, которая подается по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0% (форма по КНД 1151002) <7>. В качестве одного из признаков состава рассматриваемого преступления должно рассматриваться включение заведомо ложных сведений именно в декларацию. Иные декларации, подаваемые как по НДС, так и по другим видам федеральных налогов, по уплате которых у налогоплательщика ранее возникла задолженность или которые предстоит платить в будущих периодах, содержат достоверные сведения, следовательно, рассматриваться в качестве признака объективной стороны ст. 199 УК РФ не могут.

<7> Приложение N 2 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2005 г. N 163н "Об утверждении форм налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов и косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации" // Российская газета. 2006. 15 февр.

Уклонение от уплаты налогов с организации путем незаконного возмещения НДС характеризуется наличием во всех случаях двух альтернативно описанных в ст. 199 УК РФ признаков объективной стороны: включение заведомо ложных сведений и в налоговую декларацию, и в иные документы. Это вытекает из содержания ст. 165 НК РФ, устанавливающей порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0%. В частности, в статье представлен перечень документов, необходимых для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы. Представляется, что именно такие документы могут быть отнесены к иным в соответствии со ст. 199 УК РФ.

Иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, - это любые документы, объективно необходимые для исчисления и уплаты налогов, о которых говорится в соответствующих статьях Налогового кодекса РФ и нормах действующего налогового законодательства как об обязательных для представления налогоплательщиком. Обязанность последнего по представлению документов налоговым органам и их должностным лицам вытекает из требований закона, содержащихся в пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ <8>.

<8> Нудель С.Л. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика налоговых преступлений. Дис. ... к. ю. н. СГА. М., 2004.

Рассмотрим особенности квалификаций незаконного возмещения НДС с целью получения зачета по погашению недоимки или зачету текущих платежей, т.е. уклонения от уплаты налогов с организации. Квалифицирующими признаками в соответствии с ч. 2 ст. 199 УК РФ является совершение данного преступления:

  • группой лиц по предварительному сговору. В соответствии со ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией), влечет более строгое наказание на основании и в пределах, предусмотренных Уголовным кодексом РФ;
  • в особо крупном размере. В соответствии с примечанием к ст. 199 Уголовного кодекса РФ, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации признается совершенным в особо крупном размере, если сумма неуплаченных налогов и (или) сборов в пределах трех финансовых лет подряд превышает 1,5 млн руб., при условии, что их доля превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов либо превышает 7,5 млн руб.

Следует отметить, что, учитывая изменения и дополнения, внесенные в ст. 199 УК РФ Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ, в случае обнаружения правоохранительными или налоговыми органами сфальсифицированных документов бухгалтерской или налоговой отчетности до их представления в налоговые органы при условии, что сумма неуплаченных налогов в результате внесения в эти документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах превысит 1,5 млн руб., при условии, что их доля превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов либо превысит 7,5 млн руб., ответственность может наступить за приготовление к преступлению, так как данное преступление в соответствии со ст. 15 Уголовного кодекса РФ является тяжким <9>.

<9> Нудель С.Л. Указ. соч.

В том случае, если неправомерное возмещение НДС произошло по результатам одной операции (или совокупности операций), по которым представлены в налоговый орган одна декларация и соответствующий пакет документов для возмещения налога, но различными способами (частично путем возврата денежных средств из бюджета, частично путем погашения недоимки по налогам, частично путем зачета текущих платежей по налогам), то имеет место совокупность преступлений (ч. 2 ст. 17 УК РФ).

Представление в целях неправомерного возмещения сумм НДС в налоговый орган отдельной налоговой декларации по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0%, 10% и пакета документов для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0%, 10%, содержащих заведомо ложные сведения, если это не привело к неправомерному возмещению сумм НДС из бюджета, подлежит квалификации как покушение на уклонение от уплаты налогов с организации (ч. 3 ст. 30 и ст. 199 УК РФ), если целью представления документов являлось незаконное погашение недоимки или зачет текущих платежей по налогам в крупном размере (в сумме, составляющей за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающей 7 млн 500 тыс. руб.).

Покушение имеет место только в том случае, если незаконное возмещение налога не произведено (т.е. преступление не доведено до конца) по обстоятельствам, не зависящим от виновного лица (ч. 3 ст. 30 УК РФ), в частности в возмещении сумм налога отказано налоговым органом.

Е.В.Милякина

заместитель начальника центра

по исследованию проблем

экономической безопасности