Зачем нам нужна финансовая грамотность эссе. Эссе на тему «Финансовое воспитание детей

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12 г. Магнитогорска»

Работа на городской конкурс для учащихся«Основы финансовой грамотности»

ЭССЕ на тему: «Профессия финансист в современном мире».

Выполнила: Связинская Дарья

ученица 8 «А» класса

Руководитель: Гусева Анна Владимировна

учитель истории и обществознания

г. Магнитогорск

2012-2013 уч. Год

Мир профессий богат и разнообразен. Технический прогресс, появление новых отраслей на производстве, социальные потребности общества и многие другие факторы способствуют появлению новых профессий.

Одной из самых востребованных в современном обществе, в условиях развития рыночной экономики, является профессия финансиста. Кто же такой финансист?

Согласно энциклопедическим данным финансист – специалист в области финансовых операций, главной задачей которого является умение выгодно вкладывать средства, чтобы они приносили максимум прибыли при минимальных рисках.

Словарь банковских терминов дает такое определение: «Финансист – специалист, ведущий крупные денежные операции на легитимной основе».

В обоих случаях профессия финансист определяется в широком смысле. В более узком понимании, финансисты – это люди таких профессий как: банкиры, инвесторы, трейдеры, работники биржи, финансовые директора, работники налоговой инспекции, экономисты, бухгалтера, финансовые менеджеры, аудиторы.

Таким образом, «полем деятельности» для современного финансиста является рынок, инвестиции, реклама, внедрение нового товара, банки, биржи и т.д.

Финансисты востребованы везде, где нужно контролировать приход и расход денежных средств. Представитель данной профессии распоряжается не малыми деньгами, поэтому он должен заранее просчитывать каждый свой шаг, ведь любая ошибка, которую допустил работник финансовой сферы, может привести к серьёзным денежным потерям. В результате некомпетентности одного человека, пострадает фирма, предприятие, государство, работники и их семьи.

Работу финансиста можно назвать нелегкой. Он занимается крупными суммами денег, значит должен обладать высоким уровнем честности, ведь – деньги великое искушение. Представитель финансовой системы должен быть внимательным, должен хорошо быть знаком с экономической ситуацией в стране, разбираться в законодательстве, уметь анализировать поступающую информацию, он должен обладать стратегическим мышлением, любить цифры.

В обществе сложилось мнение, что профессия финансиста очень прибыльна, думаю, что это действительно так. Но, как и любая другая профессия, она требует огромного вклада умственных сил, внимания.

По данным социологов и психологов финансисты в большинстве случаев являются трудоголиками, часто работают в выходные, это люди, которые больше остальных подвержены стрессу. Не смотря на это, большинство молодых людей стремится пройти не простой путь от обычного клерка, до крупного финансового работника.

В нашей стране профессия финансиста стала востребованной и престижной относительно недавно. Проходит время, меняются приоритеты в обществе. Сегодня все больше выпускников выбирают эту профессию для себя и ВУЗам есть, что предложить. Тем более, что спрос на высококвалифицированных работников в области финансов сегодня есть, думаю что он будет расти и дальше.

Шумилова Анастасия, 14 лет,

2015-2016 учебный год,

город Стрежевой

Что такое воспитание? Воспитание – это воздействие общества на развивающегося человека. Значит, финансовое воспитание - это воздействие денег на развивающегося человека? Попробуем выяснить так ли это.

В современном мире дети по деньгам зависят полностью от своих родителей. Родители покупают им еду, одежду, платят за , какие-то секции, дают на личные расходы, когда дети просят, а некоторые родители выдают карманные деньги в определенный срок, не выдавая потом ни рубля.

Но все больше взрослых людей жалуются друг другу на то, что их дети с возрастом начинают тратить, а соответственно и просить все больше и больше , думая, что мама и папа никогда не откажут им. И взрослые не думают, что сами в этом виноваты, ведь в раннем возрасте разбаловали своих детей, ни в чем им не отказывая. Да, родители всегда хотят, чтобы ребенок ни в чем не нуждался, но во всем должен быть некий предел.

Если с самого раннего детства баловать детей: покупать им все, что хотят, водить их туда, куда они хотят, из этого ничего хорошего не выйдет. Детей нужно с детства готовить к взрослой жизни, и показывать, что за каждый рубль нужно отработать или сделать что-то полезное, ведь не даром говорят: «Кто не работает, тот не ест!», а также, не ходит в кино, в кафе, не покупает себе новые вещи и так далее.

Если ребенку давать деньги просто так, когда он попросит, он будет наглеть и просить побольше, а не все могут это потянуть. Если ребенку отказывать, он начнет злиться и грубить, ссылаясь на то, что у других все новое, а у него старое.


Дети должны знать, что родители деньги не печатают, а зарабатывают личным трудом. А значит, тратить эти деньги нужно на самое главное для всей семьи.

Бывает так, что семья многодетная или малоимущая, и если воплощать все капризы детей в реальность, то совсем ничего не останется на важные и нужные вещи.

Если семья хорошо обеспеченная, то там больше всех балуют детей. Им никогда не отказывают ни в чем, ведь дети знают, что у папы с мамой много денег, на все хватит, а значит, и им дадут денег в любое время. С каждым годом их запросы растут. Сегодня сын хочет игрушечную машинку, а через несколько лет ему уже нужна новая большая машина. Сегодня дочь хочет домик для куклы, а скоро попросит отдельную квартиру в центре города. И если вовремя это не остановить, дети станут полными эгоистами, и не будут знать конца своим желаниям.

Нужно с детства уметь говорить детям: «Нет». Они должны понимать, что у родителей есть и свои желания, и другие дети (если в семье действительно больше одного ребенка), и выполнять все их прихоти они не могут, по крайней мере, это будет не уважительным по отношению к другим членам семьи. А если вы запустите своих детей, то, когда они вырастут, вам будет очень тяжело справляться с их желаниями и ими самими.

Что посеешь, то и пожнешь!

Аканова Диана, 14 лет,

8 «А» класс, МОУ «СОШ №5 с УИОП»

2015-2016 учебный год,

город Стрежевой

Эссе на тему «Финансовое воспитание детей»

Отношение к деньгам во многом определяет финансовое благополучие человека. И если с детства ребенку рассказать о правилах обращения с финансами, то ему будет гораздо проще адаптироваться в обществе и обеспечить себе материальное благополучие. Как правило, уже в младшем подростковом возрасте дети должны иметь элементарные знания о деньгах.

Многие родители сетуют на то, что их дети не ценят деньги, не знают их истинной значимости и просят неоправданно большие суммы на ежедневные расходы и на покупку дорогих игрушек или гаджетов. В то же время, если спросить этих родителей - как часто они говорят о деньгах и финансах с детьми, то положительный ответ можно услышать от редкого человека. Между тем, не прививая детям культуру обращения с деньгами, очень трудно добиться от них правильного отношения к финансам.

Финансовая грамотность детей, в первую очередь зависит от их родителей, того какую культуру обращения с деньгами они передали своим детям. Дети, в первую очередь, учатся на примере родителей. Не на том, что они им говорят, а на том, как родители поступают в том или ином случае. Поэтому, прежде чем поучать ребёнка, есть смысл задуматься о собственных поступках. Как соотносятся ваши поступки, с тем, чему вы учите ребёнка.

Исследователи Американского института бухгалтеров из своего опроса сделали следующие выводы:

Чем раньше вы начнете прививать детям основы финансовой грамотности, тем лучше. Проследите, когда ваше чадо начнет выражать осознанные желания, связанные с материальными затратами. Это значит, что пришло время поговорить о том, откуда берутся деньги, в каком количестве и на что они тратятся. Пусть ребенок узнает размер обязательных трат за месяц, за квартал, за год, а также обязательные ежемесячные траты. Это поможет ему сложить общую картину финансового положения семьи, понять, что такое и принять участие в его обсуждении.


Не стоит думать, что ребенок ничего не понимает в деньгах. А если вы в этом уверены - измените ситуацию: используйте любую возможность для разговора о деньгах. Объясните, как можно купить квартиру или машину, взять или дать в долг, что такое инвестирование. Расскажите, что случится с деньгами, если положить их на депозит или купить на них дорогую игрушку. Это поможет ребенку понять принцип рациональности , а родителям - больше узнать характер ребенка.

Сделайте разговоры о деньгах регулярными, но не делайте приобретение денег фетишем. Покажите детям, что деньги - это не самоцель, а возможность. Финансовая независимость освобождает человека от многих жизненных проблем, если правильно относиться к деньгам. Тратить деньги любой сможет, а вот грамотно вложить - единицы.

Как всегда, лучше всего работает личный пример. Если родители не обладают финансовой грамотностью, то и дети вряд ли ее освоят. Поэтому научитесь разбираться в терминах, понятиях и основных способах вложения денег, чтобы эти знания затем передать детям. Как правило, тот, кто учит - одновременно учится у своих учеников. Осваивая вместе с детьми основы финансовой грамотности, вы сами станете гораздо лучше разбираться в этой теме.

Надо помнить о том, что развитие представлений ребенка о финансах не зависит от его умственных особенностей, возраста или вашего материального благополучия. Отношение к деньгам формируется, исходя из вашей собственной любви к этим заветным бумажкам.

Часнык Яна, 14 лет,

8 «А» класс, МОУ «СОШ №5 с УИОП»

2015-2016 учебный год,

город Стрежевой

Финансовое воспитание детей

Финансовое образование с каждым днём становится всё более востребованным. Оно необходимо любому человеку, проживающему в цивилизованной стране. Интерес к финансовым знаниям проявляют люди самых различных профессий, и самого разного достатка. Кто-то ищет новые знания, чтобы научиться, как «свести концы с концами» и выжить, кто-то задумывается: «куда девать деньги?». Потребности и возможности у всех разные, но путь один – освоение науки под названием экономика.

Все мы понимаем, что дети наше будущее, дети должны стать лучше своих родителей, которые на собственном опыте убедились, что без понимания хотя бы азов экономики, в нашем мире, с каждым днём, становится жить всё сложнее. Как же передать это детям? Как уберечь их от ненужных потерь и долговой ямы? Выход один: с самого раннего детства нужно прививать детям экономические знания, объяснять, откуда берутся деньги и как ими следуют распоряжаться. Ведь дети, в первую очередь, учатся на примере родителей. Не на том, что они им говорят, а на том, как родители поступают в том или ином случае. Поэтому, прежде чем поучать ребёнка, нужно задуматься о собственных поступках. Нужно объяснить простые понятия, научить видеть взаимосвязь вещей, нужно объяснить, почему так делать нельзя, а вот так, надо поступать. Постепенно, нужно приучать ребёнка обращаться с деньгами. Возможно, в игровой форме. Я считаю, что первое время можно ходить с ним в магазин, объяснять, что покупается, в каком количестве, почему это, а не то, и тогда со временем ребёнок научится делать это самостоятельно. Я думаю, что нельзя покупать ребёнку всё, что он просит, даже если у вас есть такая финансовая возможность, нужно ввести ограничения, постепенно приучать ребёнка к финансовой дисциплине, бюджетированию, планированию расходов. Приучить находить оптимальное решение своей проблемы.

В наше время, достаточно широкое распространение получила услуга оплаты своих покупок посредством . И порой, ребёнок видит: родители отдали карту, им вернули её обратно, после чего получили всё, что хотели. Выходит, всё даром? Конечно же, нужно объяснить ребёнку, что вы заплатили деньги за покупку, просто эти деньги виртуальные, но, тем не менее, они вполне реальны, и чтобы они были, их нужно заработать. Объясните, что жить нужно по средствам, то есть тратить меньше, чем зарабатываешь. Также следует добавить, что каждый разумный человек должен иметь накопления, то есть ежемесячно откладывать часть своих доходов.

Ребёнок растёт, и со временем превращается в девушку или юношу. На встаёт вопрос о выборе специальности, куда пойти учиться. Нужно объяснить, что выбор профессии, весьма важен. Профессия – это не только способ проводить время, но и доход, причём доход должен быть достаточным, чтобы удовлетворить потребности человека.

Начинать финансовое образование ребенка следует с малых лет, объясняя ему каждую деталь, помогая научиться правильному обращению с деньгами, экономии и грамотному распределению доходов, только тогда вы гарантируете, что вашему ребенку не придется «сводить концы с концами» или задумываться: «куда девать деньги?»

Середина Анастасия, 17 лет,

10 «ГУМ» класс, МОУ «СОШ №5 с УИОП»

2015-2016 учебный год,

город Стрежевой

Бережное потребление и экономика

В нашем мире трудно прожить без экономии и бережного потребления. И, конечно, же каждый человек не против сэкономить денег. Люди приспосабливаются ходить в магазин по необходимости, покупать некоторые товары со скидкой, отказывать себе в каких-то дорогостоящих товарах, заменяя их более дешевыми, носят одну вещь по нескольку лет, не покупают дорогостоящую технику. Я люблю экономить и тоже не прочь купить товар по акции, если есть возможность всегда нужно ее использовать. С бережным потреблением все еще легче, чем с экономией денежных средств, просто нужно любить вещи и ухаживать за ними, и тогда они прослужат вам не один год.

Однажды Бенджамин Франклин сказал замечательную фразу: «Остерегайтесь и мелких напрасных расходов, ибо маленькая течь может потопить большой корабль». И ведь он абсолютно прав: мелкие ненужные покупки, вроде безделушек и различных сувениров, могут очень сильно опустошить нашу семейную казну, и мы, сами того не замечая, можем остаться без денег. Нужно совершать все покупки обдуманно и грамотно, сравнивая цену и качество нужного нам товара, и, конечно же, необходимо беречь уже имеющиеся вещи.

Например, если экономить на ненужных вещах, можно осуществить мечту на скопленные вами деньги. Ведь человек живет ради мечты или цели в жизни, и что может быть приятнее ее исполнения? Лучше ограничить количество покупок сегодня, чем ограничить свои возможности завтра.

Не стоит и чрезмерно экономить на всем и копить дома вещи давно уже отслужившие свой срок. Как гласит народная мудрость - скупой платит дважды. Нужно всегда знать меру, знать на чем можно экономить, что можно использовать не один год. Подходить ко всему с головой, а не ограничивать себя совсем.

О всем вышеперечисленном можно сказать, что экономить и бережно относится к вещам очень важно в нашей жизни, но и переусердствовать нельзя.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

«Бодайбинский горный техникум

Номинация: Эссе

Эссе по теме:

«Финансовая грамотность- это важно»

Подготовила преподаватель

ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»

Гнатюк Марина Владимировна

Бодайбо

2018

Тема моего конкурсного эссе: «Финансовая грамотность- это важно», выбрана не случайно. В моей работе, значительно важно доказать, что быть финансово- экономически развитым очень важно для жизни человека, живущего в современном обществе и его жизнедеятельности. Каждый день своей жизни человек, так или иначе, встречается с денежными потоками в форме оплат за ЖКХ, различных платежей, кредитов, и бывает, что не осознает до конца как ими грамотно можно воспользоваться в своих целях ради собственных интересов. В течение своей жизни через человека и его экономические действия проходят достаточно много различных финансовых потоков, которые современному человеку нужно научиться вовремя, отслеживать и обеспечивать их контроль во избежание упадка собственных финансовых ресурсов и жизненного благополучия. Он должен осознавать и грамотно воспринимать осознанные и целенаправленные решения по использованию и управлению своими деньгами. И потому финансовая грамотность является одним из важнейших показателей жизненного экономического благополучия и успеха человека в его жизнедеятельности.
Что же такое финансовая грамотность? Это необходимый уровень приобретенных знаний и практических навыков в области финансов и экономики, который позволяет объективно оценить жизненную ситуацию на финансовом и экономическом рынке и принимать взвешенные и целенаправленные суждения, требующие безотлагательного решения.
Финансовая грамотность помогает объективно подойти к принятию взвешенных решений человека, она уменьшает риски и, тем самым, повышает уровень финансовой безопасности всего живущего в современном мире общества людей. Она помогает нам осмысливать свои финансовые действия более планомерно и рационально, планировать и предугадывать свое экономическое будущее во имя финансового благополучия. Конечно, недооценивать ее нельзя, ведь от нее зависят материальные блага жизни человека, и в целом всего сообщества. Только финансовая грамотность учит нас в современном мире как правильно копить свои сбережения и приумножать их, ради собственного финансового счастья. Хотя говорят, что счастье не в деньгах. Но на этом построен наш современный экономический мир. Мы и только мы должны стать хозяевами своих экономических благ и финансовых потоков. Финансовые накопления- часть экономических потоков населения, которые люди в течение всей свой жизни откладывают для реализации своих будущих затрат, а также удовлетворения экономических потребностей человека в современном мире; и представляют распределение между полученными доходами и фактическими расходами. Молодое поколение, живущее в экономическом темпе современного общества, должно научится управлять своими накоплениями. Если это не удастся сделать, то конечно им будет очень сложно, практически невозможно жить в современном обществе.
Давайте, рассмотрим такой жизненный пример. Молодая девушка, закончив Бодайбинский горный техникум, отправилась получать образование в высшее учебное заведение, которое находится в другом городе Иркутской области. Когда она жила совместно со своими родителями, то конечно родители полностью обеспечивали и контролировали ее, в том числе финансово. Она ни в чем не нуждалась. Она не осознавала, что такое финансы, и как ими распоряжаться. Однако, в новой для нее неизведанной среде, в другом городе, она оказалась неподготовленной к собственной финансовой состоятельности. Деньги, которые она получала от родителей, она с тратила с большим размахом на различные развлечения, в том числе магазины, ночные клубы, не понимая, что деньги, когда- то могут закончиться. И что мы видим, в итоге, она осталась без средств к существованию. Девушка, оказалась финансово неграмотной, она не смогла рационально распределить свои доходы и расходы. Очень часто такое поведение может войти в привычку, что особенно не желательно для молодого поколения. Человек становится взрослым, но его привычки, позиции так и остаются прежними. Такое же поведение финансовой несостоятельности он может передать и своим будущим детям. Ведь именно родители должны прививать ребенку основные правила общения с деньгами. Но, являясь финансово неграмотными, они не смогут научить своего ребенка правильному распределению финансового дохода и благополучия.
Поэтому, на своих уроках в Бодайбинском горном техникуме, я провожу практические занятия, которые направлены на развитие полезных навыков обращения с финансами. Обучаю молодежь на этом примере.
Нужно всегда помнить, что молодое поколение- это будущие участники финансового и экономического рынка, заемщики, вкладчики, кредиторы и налогоплательщики. Поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать с раннего возраста, еще в школе, на уроках обществознания, когда ребенок только начинает формироваться как личность. Вот здесь закладываются основы финансовой грамотности. В этот момент нужно показать ребенку правильное финансовое поведение в реальных жизненных ситуациях через различные игры практического характера. Чтобы ребенок был подготовлен к жизни в современном обществе, понимал и осознавал свои действия финансового характера.
Конечно финансовые знания, которые были приобретены на этапе формирования личности, помогут молодым людям быть более самостоятельными и ответственными во взрослой жизни, тем самым они смогут контролировать свои денежные сбережения и поступать финансово грамотно. Незаменимые знания помогут в дальнейшем облегчить им жизнь в экономической сфере жизни общества. Главное, чтобы знания не оставались только теорией, которой они не смогут воспользоваться, а были применимы в реальной жизни, и могли действовать на практике. В этом заключается наша задача, помочь молодому поколению сформировать у них навыки практического развития финансового мышления, которые помогут им развиваться в дальнейшей жизни.

Тема 1. Личный финансовый план – О сколько нам открытий чудных..!!

Субботин Иван Александрович

МКОУ «Субботинская СОШ» Солнцевского района Курской области, 9 класс

Руководитель: Леонидова Инна Николаевна

План

1. Введение

2.Основная часть

3.Заключение

4.Список литературы

    Введение

«Отыщи всему начало и ты многое поймешь»

К.Прутков

Эпиграф соответствует теме эссе. Я выбрал тему эссе «Личный финансовый план» потому, что – это начало всех начал, первый шаг на пути к финансовой грамотности. Сегодня я школьник и все финансовые вопросы решают родители, а завтра - студент, самостоятельный человек и мне самому придется заниматься финансами. Рано или поздно любой человек, которому не все равно, что происходит с его деньгами сейчас, и что будет происходить с ними в ближайшем и далеком будущем, задается тривиальным вопросом – как мне правильно обращаться с моими финансами?

Я впервые серьезно задумался над тем, как повысить финансовую грамотность. Как правильно распоряжаться деньгами, является одним из самых важных вопросов в современной жизни. Уже сейчас, многие из нас хотели бы знать, как приумножить свое состояние. Копить или тратить - что поможет стать богаче и счастливее?

Сокровищница житейской мудрости богата поговорками, пословицами и афоризмами, которые говорят о пользе как накопления, так и траты денег: «Лучше полезть в карман за словом, чем за деньгами» (В. Брынцалов), «Деньги должны оборачиваться. Чем быстрее тратишь, тем быстрее получаешь» (П. Капица). « Деньгами надо управлять, а не служить им».

Проще всего получить желаемую вещь - попросить родителей купить ее. Но этот способ работает не всегда: родители могут и отказать. Можно попробовать купить самому. Обычно у меня есть карманные деньги, часть из которых уходит на обеды или дорогу, а часть незаметно расходится на мороженое, кино, чипсы, газировку. Как взять расходы под контроль и накопить на мечту? Нужно составить личный финансовый план.

2.Основная часть

Термин finansia возник в XIII-XV вв. переводится с латинского как наличные средства, доход. В торговых рядах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы - это деньги. Но это слишком простое, примитивное определение финансов. Ведь финансы - это не только наличные деньги, и денежные средства на счетах в банках, и чеки, и аккредитивы, и др. финансовые инструменты.

Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте. Есть люди, которые откладывают и копят деньги, чтобы они водились, потому, что «копейка рубль бережет ». И есть те, которые придерживаются правила тратить, потому, что «деньги должны работать ».

И у того, и у другого подхода к распоряжению деньгами есть свои плюсы и минусы.

Что лучше - копить или тратить?

Я думаю, что каждую из этих моделей поведения можно назвать выгодной, если учесть следующие факторы:

1. Что дает накопление?

Накопление обеспечивает возможность остаться при деньгах в случае возникновения непредвиденной ситуации .

Например, в случае поломки бытовой техники, болезни или иных неожиданных расходов вы всегда будете иметь в своем распоряжении нужную сумму денег;

Накопление дает возможность приобретать вещи или услуги, не прибегая к помощи займов и кредитов, - а значит, позволяет экономить значительную сумму денег, которая идет на выплату процентов по кредиту;

Накопление дает возможность делать значительные приобретения .

Если вы не в состоянии с месячной зарплаты купить новый телефон, то откладывание определенной суммы денег определенно даст вам эту возможность;

Помимо финансовой накопление обеспечивает психологическую защищенность, создает своеобразную «подушку безопасности». («Про запас» еще называют финансовой «подушкой безопасности» - резервный фонд, который поможет пережить кризисные времена).

Человек, который регулярно откладывает деньги, не беспокоится о том, удастся ли протянуть до следующей зарплаты, как выжить в случае увольнения или других непредвидимых ситуациях.

2. Что дает свободное распоряжение деньгами?

- подход к деньгам «сколько есть, столько и трачу» дает возможность регулярно чувствовать «вкус жизни», ощущать праздник, не чувствовать себя ущемленным и вынужденным откладывать;

Свободное распоряжение деньгами создает определенный психологический настрой - «у меня все хорошо, у меня есть деньги, и я могу их тратить».

Человек, который излучает позитивный настрой, получает в ответ позитив. В то же время откладывание денег «на черный день» зачастую чревато тем, что «черный день» действительно наступает;

- свободное обращение с деньгами позволяет деньгам «работать» и притягивать другие деньги. Трата денег освобождает пространство для прихода новых денег .

Что же подходит именно моей семье? Скорее всего-накопление.

Считается, что откладывать нужно не менее 10% месячного дохода.

Если у вас на полке скопилось больше денег, чем вы позволяете себе тратить, разрешайте себе тратить.

Тратьте на то, что вам действительно нужно. Замечайте свои потребности и позволяйте себе их реализовывать. Ведь жизнь происходит именно сейчас. Важно не просто осваивать тот или иной способ, но и понимать, зачем вы его выбираете. Что он может вам дать? Чего сейчас вам не хватает, чтобы распоряжаться деньгами наиболее эффективно?

Иногда стоит просто выбрать золотую середину, уравновесить потребность тратить и желание обезопасить себя.

Что же такое финансовый план? Обратимся к В.В. Чумаченко, А.П. Горяев УМК «Основы финансовой грамотности».

Финансовый план (личный финансовый план) – это разработанный для конкретного человека (семьи) план действий по реализации финансовых целей (получение образования, покупка недвижимости, поездка заграницу), включая подбор различных инвестиционных, страховых, пенсионных, кредитных продуктов.

Кому нужен личный финансовый план?

Всем, кто стремится увеличить свои доходы, как за счет увеличения стоимости активо в , так и за счет снижения различных статей расходов, а также имеет долгосрочные финансовые цели (например, личные пенсионные накопления).

Зачем нужен ЛФП?

Для структурирования данных о величине получаемых доходов, а также для мониторинга регулярных расходов с целью исключения спонтанных покупок и растрат и повышения финансовой дисциплины.

Итак, я принял решение, что финансовый план мне необходим. С чего же начать?

1.Определение цели . Цели могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными, в идеале при составлении плана нужно учитывать и те и другие. Не важные, важные и очень важные или глобальные. Помимо этого цели должны быть конкретными и лучше выраженные в денежном эквиваленте.

Не нужно желать себе того, чего вы вряд ли достигнете. Лучше сосредоточиться на более реальных вещах. Конечно, цель может быть слегка завышена. Так у вас будет стимул искать дополнительные возможности, чтобы осуществить свою мечту.

Пример из жизни.

Моя семья – мама, папа, я и мой брат 10-классник. Родители планируют, что я после окончания школы поступлю в престижный ВУЗ. А это значит высокую цену за образование. Со своими текущими доходами родители осознают, что не смогут обеспечить задуманное. Следовательно, осуществлять накопления нужно уже сейчас. Составление личного бюджета семьи первый шаг в этом направлении.

2.Оценка текущей финансовой ситуации . Знаете ли вы, сколько тратите денег в месяц, на что их тратите и помните ли, куда потратили деньги, которые были у вас в кармане (на карте) на прошлой неделе. Если Вы не можете ответить конкретно на эти вопросы, значит, вы абсолютно не контролируете движение своих финансовых средств, и очередная незапланированная покупка может привести вас к ситуации, когда в кармане окажется пусто, а зарплата была неделю назад.

Что же делать?

Чтобы узнать, как расходуется ваш бюджет, нужно вести учет доходов и расходов в письменном виде, не в голове, а именно на бумаге.

Теоретически все понятно. Попробую применить полученные знания на практике.

Предварительный бюджет моей семьи.

Доходы семьи: зарплата папы - 26000 руб., мамы- 14000руб. Всего: 40000 руб.

Расходы семьи: коммунальные услуги - 4000руб., питание- 12000 руб., покупка одежды- 6000руб., транспортные расходы- 6000руб, покупка лекарств –3000руб., интернет- 1000руб. Всего: 32000руб. Родители определили для себя долгосрочную цель, связанную с получением образования: в течение 2,5лет накопить 150000 руб. на мое обучение в ВУЗе. Остаток составил 8000рублей. Возможные пути размещения денежного остатка: размещение в банке под процент (депозит), или хранение сбережений дома.

С экономической точки зрения первый вариант предпочтительнее, но с учётом того, что низкая ставка по вкладу в отделении Сбербанка, хранить сбережения родители будут дома. Цель будет достигнута, если зарплата и стоимость обучения за эти годы будет стабильной.

Я тоже определил для себя финансовую цель. Попробую составить свой личный финансовый план.

Итак, сейчас я учусь в 9 классе. Через 2,5 года я окончу школу и буду поступать в ВУЗ. К этому времени я хочу накопить 50тыс. руб., чтобы купить себе ноутбук и хороший сотовый телефон. Они мне пригодятся для моей учебной деятельности. Как я смогу это сделать? На карманные расходы родители ежемесячно дают мне 2000рублей. Если я буду тратить по 1000руб. в месяц, то накоплю за 2,5 года: 2,5 *12 = 30000(руб.). А если еще прибавить к этому деньги подаренные родителями, бабушкой и родственниками на мое день рождение - 30000руб. Общая сумма составит 60000руб. Все отлично, если не будет инфляции! Значит, с 1 января 2019 года начну

копить деньги на свою «мечту». Оставшуюся сумму-10000руб. поделю таким образом, чтобы часть ее шла на «подушку безопасности», а часть - на приятные расходы. Вот это и есть мой личный финансовый план.

Иметь отложенные деньги полезно, так как это сберегает душевное равновесие и позволяет экономить и приобретать.

Иметь деньги, которые вы можете свободно тратить на свои личные нужды (спорт, кино, театры, одежду, каток, и т. д), не менее важно.

Вчера в телевизионной передаче «Отражение» рассматривался вопрос о повышении заработной платы бюджетникам. По опросу населения оказалось у многих граждан зарплата составляет 12000руб? Как можно прожить на эту сумму? Может найти дополнительный заработок, если это возможно? Ситуация, конечно сложная. Можно ли назвать этих людей безграмотными в финансовых вопросах или здесь что-то другое?

В Интернете я нашел 12 полезных советов управления деньгами для ребенка. Я уверен, что эти советы пригодятся и взрослому человеку.

1.Старайтесь планировать бюджет и следовать ему.

2. Будьте аккуратными в трате денег, старайтесь не растратиться.

3. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.

4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.

5. Попросите открыть банковский счет на ваше имя и можете регулярно вкладывать на него деньги вместо копилки.

6. Если у вас есть желание приобрести дорогую вещь, которая вам не по карману, найди более дешевую альтернативу. Это тоже отличное решение и, к тому- же, за меньшие деньги.

7. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок, так вы сможете накопить сбережения.

8.Купите игру Монополия (или аналог) и регулярно играйте в неё, это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.

9. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.

10. Старайтесь не «брать взаймы». Нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие деньги. Удержитесь и от желания жить в кредит.

6. Журналы «Финансы», «Финансовый директор»

Положение о конкурсе эссе на русском языке в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи 2018 года.

1.Общие положения, цели и задачи Конкурса

1.1 Настоящее Положение регламентирует порядок проведения Конкурса на лучшее эссе на русском языке в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи 2018 (далее – Конкурс).

1.2. Конкурс эссе проводится среди учеников школ, колледжей и техникумов, студентов профессиональных образовательных организаций, а также высших учебных заведений.

1.3. Конкурс проводится в целях формирования у молодого поколения навыков управления личными финансами, понимания необходимости бережного потребления, повышения уровня финансовой культуры и грамотности.

2. Участники Конкурса.

К участию в Конкурсе приглашаются учащиеся общеобразовательных организаций (школ), студентов профессиональных образовательных организаций, а также высших учебных заведений России в возрасте от 10 до 22 лет.

От 10 до 13 лет;

От 14 до 17 лет;

От 18 до 22 лет.

В каждой возрастной группе предполагается один победитель, занимающий призовое место. Количество лауреатских мест - не более 7 для набравших более 2,5 баллов для каждой из групп.

3. Оргкомитет Конкурса и Конкурсное жюри.

3.1 Организация и работа Оргкомитета Конкурса

Оргкомитет конкурса формируется Оргкомитетом проекта Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи 2018.

Функции Оргкомитета:

Сбор заявок и конкурсных работ от участников с помощью платформы сайт;

Формирование Конкурсного жюри с привлечением Партнеров Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи 2018, представителей Министерства финансов РФ и других организаций;

Определение критериев оценки и организация экспертизы работ, материалов и документов, представленных на конкурс, в том числе проверка работ на наличие плагиата;

Обеспечение контроля за соблюдением порядка и условий проведения Конкурса;

Разработка и реализация программы поощрения победителей Конкурса.

3.2 Работа Конкурсного жюри

После завершения приёма работ эссе отправляются на проверку на соответствие условиям конкурса и на плагиат, голосование членов конкурсного жюри начинается через неделю после завершения подачи заявок и материалов и проводится в один тур. Каждый член конкурсной комиссии отдает по одному голосу за конкурсную работу в каждой возрастной группе.

Жюри определяет победителей конкурса на призовые места и места лауреатов. По итогам Конкурса присуждаются три призовых места (по одному в каждой возрастной категории) и девять мест лауреатов (по 3 в каждой категории).

Конкурсные работы, не соответствующие условиям Конкурса, комиссией не рассматриваются. Конкурсные работы не рецензируются и не возвращаются. Апелляции по участию в конкурсе и его итогам не принимаются.

4. Условия участия в Конкурсе.

Прием работ на Конкурс осуществляется с помощью портала сайт, где участникам необходимо заполнить анкету и загрузить эссе на русском языке объемом от 1000 до 2500 символов с пробелами в форматах.doc или.docx. Текст должен быть представлен шрифтом Times New Roman, 12 размера, обычного начертания с полуторными интервалами. В конкурсной работе участник должен раскрыть следующую тему: «5 советов себе: как построить свое успешное будущее».

Участник обязуется подать на Конкурс уникальную работу, написанную им лично.

Эссе должно соответствовать заявленной теме и предъявляемым требованиям. При подаче заявки на участие в конкурсе участник должен заполнить анкету на сайте, указав свои ФИО, возраст, контактный e-mail, населенный пункт, учебное заведение и класс/курс, а также авторское название эссе.

5. Порядок и условия проведения Конкурса.

5.1 Сроки проведения Конкурса

Конкурс и подача заявок проводится с 1 марта по 22 апреля 2018 года. Подведение результатов Конкурса с размещением информации на сайте сайт состоится 1 июня 2018 года. Конкурсные материалы, поступившие позднее 22 апреля 2018 года, к участию в Конкурсе не допускаются.

Награждение победителей состоится в рамках отдельного мероприятия.

5.2 Номинации и призовые места

Конкурс проводится в номинациях «Лучшее эссе на русском языке» в трех возрастных группах (10-13, 14-17 и 18-22 лет). Жюри голосованием определяет одного победителя в каждой возрастной группе и распределяет лауреатские места в соответствии с набранным количеством баллов.

Победители конкурса получают памятные сувениры от Партнеров Недели и грамоты участника.

5.3 Порядок рассмотрения и оценки конкурсных работ

При рассмотрении работ Конкурсным жюри учитываются следующие параметры: самостоятельность мышления, кругозор, последовательность изложения, корректность советов с финансовой точки зрения, убедительность аргументации, грамотность, богатство языка, точность слов, выразительность, доступность, стилистика, нормативность словоупотребления, правильность фразового построения, логико-композиционное построение, доказательность, образность, эмоциональность, неформальный подход к теме. Каждый параметр оценивается по шкале от 0 до 3 баллов (см Приложенную таблицу 1).

Текст эссе не должен содержать нецензурные выражения, призывы к насилию и свержению власти, оскорбления властей (как России, так и других стран), дискриминацию по расовому и половому признакам, пропаганду идей национал-социализма (фашизма), пропаганду войны, иной информации, распространение которой преследуется по закону.

Текст также не должен содержать клеветнические, угрожающие и прочие сообщения, способные нарушить права третьих лиц и противоречащие законодательству России.

Оргкомитет Конкурса вправе без предупреждения автора не допускать к участию в Конкурсе эссе работу, не соответствующую вышеуказанным требованиям.

Оргкомитет Конкурса эссе имеет право на публикацию любых конкурсных работ полностью или частично без уведомления авторов и без выплаты им какого-либо вознаграждения, а также на использование работ в исследовательских целях. Участие в Конкурсе эссе означает согласие с условиями конкурса.

Таблица 1

Пример заполнения таблицы компетенций для одного участника. (Максимальный итоговый балл - 3).

* Критерии проставления оценки в компетенции «грамотность».