Можно снизить штраф за неуплату ндфл, если у компании финансовые трудности. Штраф за просрочку уплаты ндфл Санкции за несвоевременную уплату ндфл

Налоговые агенты должны ежемесячно начисляют НДФЛ по облагаемым по ставке 13% доходам нарастающим итогом с начала года. За неуплату НДФЛ в 2016 году налоговых агентов ждет штраф. Причем штраф полагается не только за неуплату НДФЛ, но и за нарушение срока уплаты хотя бы на один день.

Важное в этой статье:

  • срок уплаты НДФЛ налоговым агентом в 2016 году
  • какой штраф предусмотрен за неуплату НДФЛ в 2016 году
  • как снизить штраф за неуплату НДФЛ налоговым агентом

В какой срок налоговый агент уплачивает НДФЛ в 2016 году

С 2016 года изменяется порядок уплаты НДФЛ налоговыми агентами . В 2015 году перечислять НДФЛ нужно было в тот же день, когда в банке получены деньги на выплату дохода физлицу, либо средства переведены со счета налогового агента на счет налогоплательщика.

Но уже с 1 января 2016г. перевести налог в бюджет нужно на следующий день после выплаты дохода физлицу (п. 6 ст. 226 НК РФ в ред. Федерального закона от 02.05.15 № 113‑ФЗ). С отпускных и пособий по временной нетрудоспособности (пособий по уходу за больным ребенком) налоговый агент уплачивает НДФЛ не позднее последнего числа месяца, в котором произведены выплаты.

Напомним, что в 2016 году применяется новая форма 2 НДФЛ за 2015 год.

См. также:

  • Как заполнить справку 2-НДФЛ образец.
  • Коды доходов по НДФЛ в 2016 году
  • Коды вычетов по НДФЛ в 2016 году

Штраф за нарушение срока уплаты НДФЛ налоговым агентом в 2016 году

НК РФ предусматривает штраф для налогового агента за неуплату НДФЛ, а также при его несвоевременной уплате (ст. 123 НК РФ). Размер штрафа составляет - 20% от суммы, которую налоговый агент должен был перечислить.

Кроме того, неуплата НДФЛ налоговым агентом грозит ему начислением пеней на сумму недоимки (п. 7 ст. 75 НК РФ). Для своевременной уплаты налога напомним, что КБК налогового агента по НДФЛ в 2016 году - 182 1 01 02010 01 1000 110.

Платежное поручение на штраф по НДФЛ

При заполнении платежного поручения на уплату штрафа нужно учесть ряд моментов. Так, КБК на штраф отличается от КБК на налог одной цифрой - 14-м разрядом. В нем цифра 1 меняется на цифру 3. В итоге при уплате штрафа нужно вписать в платежку КБК - 182 1 01 02010 01 3000 110.

Таблицу КБК на 2016 год по всем налогам вы найдете в отдельной статье на нашем сайте.

Как уменьшить штраф за неуплату НДФЛ в 2016 году

Налоговые и судебные органы могут уменьшить размер штрафа на основании пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ.

Форма 6-НДФЛ - обязательная форма налоговой отчетности, которая представляется . Их обязанность представлять в налоговую инспекцию документы, необходимые для контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов, предусмотрена НК (пп. 4 п. 3 ст. 24 НК РФ). Какая ответственность грозит за несдачу 6-НДФЛ (утв. Приказом ФНС от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@ ) или представление Расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, с ошибками, расскажем в нашей консультации.

Штраф за несвоевременную несдачу 6-НДФЛ

Если налоговый агент не сдаст вовремя в налоговую инспекцию Расчет 6-НДФЛ, он может быть привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа. Штраф за несдачу 6-НДФЛ составляет 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц просрочки со дня, установленного для представления формы 6-НДФЛ (п. 1.2 ст. 126 НК РФ).

Данная ответственность предусмотрена как в случае несдачи Расчета, так и его представления с нарушением срока. К примеру, форма 6-НДФЛ за 2018 год будет сдана только 02.04.2019, хотя должна была быть сдана не позднее 01.04.2019. Соответственно, за 1 день просрочки со сдачей Расчета штраф уже составит 1000 рублей. Правда, в этом случае можно попытаться добиться смягчения наказания.

Штраф за ошибки в 6-НДФЛ

Если налоговый агент сдал Расчет вовремя, но налоговая инспекция обнаружила в нем недостоверные сведения, это грозит штрафом в размере 500 рублей (п. 1 ст. 126.1 НК РФ).

При этом не важно, сколько ошибок содержит форма 6-НДФЛ: штраф предусматривается не за каждое найденное несоответствие, а за сам факт сдачи Расчета с ошибками.

Если налоговый агент раньше налоговой инспекции обнаружил ошибки и сдал уточенный Расчет, штраф за недостоверные сведения платить не придется (п. 2 ст. 126.1 НК РФ).

О том, как сдать уточненку к Расчету 6-НДФЛ, мы рассказывали в .

Когда налогоплательщик проиграл судебную баталию и ему начислена недоимка по налогам (сборам), имеется ли возможность хотя бы снизить начисленную сумму штрафных санкций? На практике налоговики зачастую не учитывают обстоятельства, которые позволяют снизить размер штрафа минимум в 2 раза.

По общему правилу, при наличии смягчающих обстоятельств налоговый штраф должен быть уменьшен минимум в 2 раза (п.3 ст.114 НК РФ). Налоговая инспекция при вынесении решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения зачастую не учитывает у налогоплательщика наличие смягчающих обстоятельств для снижения штрафа (постановления Пленума ВАС РФ и ВС РФ от 11.06.1999 г. №41/9 и Конституционного суда РФ от 15.07.1999 г. №11-П).

Статьей 106 НК РФ предусмотрено, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность в НК РФ.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут компании и физические лица в случаях, предусмотренных гл.16 и 18 НК РФ (п.1 ст.107 НК РФ).

В соответствии с п.1 ст.112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

При этом непредставление документов, например, по причине болезни главного бухгалтера должно быть документально подтверждено, иначе данный факт будет отклонен судом (Решение АС Нижегородской области от 04.10.2016 г. №А43-23657/2016).

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

Тяжелое материальное положение является смягчающим обстоятельством только для физического лица (Постановление АС Московского округа от 06.09.2016 г. №А41-100873/2015).


3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Иными словами, перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, указанный в ст. 112 НК РФ, не является исчерпывающим.

Смягчающие ответственность обстоятельства за совершение налогового правонарушения устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном ст.114 НК РФ (п.4 ст.112 НК РФ).


Таким образом, судом, рассматривающим дело, так же как и налоговым органом при привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по результатам мероприятий налогового контроля, могут быть признаны смягчающими иные обстоятельства.

Как указано в п.19 постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 г. №41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ», если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в п.1 ст.112 НК РФ, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 НК РФ.

Судебная практика рассмотрения смягчающих обстоятельств, позволяющих снизить штраф

Согласно правовой позиции КС РФ, изложенной в постановлении от 30.07.2001 г. №13-П, суды при наложении санкции должны учитывать характер совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя, его имущественное положение и иные существенные обстоятельства. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу Конституции РФ недопустимо.

На практике налоговики в лучшем случае снижают штраф в 2 раза. Однако суды снижают штрафы в 10 раз и больше. Проанализируем, какие смягчающие обстоятельства позволяют существенно снизить штраф. Тяжелое финансовое положение компании позволило снизить размер штрафа за неуплату налога на прибыль и НДС с 846,9 тыс. рублей до 169,4 тыс. рублей, т.е. в 5 раз (Постановление АC Северо-Западного округа от 14.04.2017 г. №А13-7201/2015). А впервые совершенное правонарушение позволяет снизить штраф за неправомерный вычет НДС в 2 раза (Решение АС Ямало-Ненецкого АО от 17.04.2017 г. №А81-4/2017).

Штрафы налоговому агенту за неперечисление (несвоевременное перечисление) НДФЛ

В соответствии со ст.23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, и компания, являясь налоговым агентом, обязана при перечислении заработной платы удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика, уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.

Как показывает судебная практика, если речь идет об исполнении обязанностей налогового агента и, соответственно, снижении штрафа по ст.123 НК РФ, то суды оставляют без внимания такие причины налогового агента, как:

  • последствия ликвидации аварии в компании;
  • введение процедуры наблюдения сроком на шесть месяцев в рамках производства и связанная с этим приостановка деятельности организации;
  • снижение производительности работ;
  • отсутствие навигации и тяжелые погодные условия;
  • сложное финансовое положение;
  • важность налогоплательщика для города, в связи с созданием рабочих мест и обеспечением занятости населения.

Как отмечают суды, из положений ст.24 НК РФ следует, что налоговый агент должен не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из налогового законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния.

Функция налогового агента сводится к исчислению, удержанию из доходов налогоплательщика и своевременному перечислению в бюджет НДФЛ, но никоим образом не к распоряжению по своему усмотрению такими средствами.

В действительности, оставляя данный налог на предприятии, заявитель вместо исполнения обязанностей налогового агента незаконно использовал удержанные денежные средства в текущей деятельности компании.

Таким образом, вмененное компании налоговое правонарушение совершено умышленно, то есть компания осознавала противоправный характер своих действий.

В силу изложенного, довод компании о наличии на предприятии тяжелого финансового положения в целях признания такого обстоятельства, смягчающим налоговую ответственность и снижения размера наложенного штрафа суд не принимает. В рассматриваемом случае в действиях налогоплательщика суд усмотрел явное пренебрежительное отношение компании к исполнению своей обязанности как налогового агента на протяжении продолжительного периода, в связи с чем, применение пп.3 п. 1 ст.112 в корреспонденции с п.3 ст.114 НК РФ не будет соответствовать публичным интересам государства.

Цена вопроса в данном решении – штраф в размере 6, 6 млн рублей (Решение АС Сахалинской области от 17.04.2017 г. №А59-447/2017).

В подобном деле суд также не учел в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, добросовестность налогового агента и признание им вины в совершенном правонарушении, отсутствие неблагоприятных экономических последствий правонарушения и причиненного государству материального ущерба, тяжелое финансовое положение в проверяемом периоде, повлекшее несвоевременное перечисление НДФЛ, отсутствие умысла в совершенном правонарушении.

Судьи подчеркнули, что добросовестное исполнение обязанностей является нормой поведения. А средства, удержанные из доходов работников компании в качестве НДФЛ, не являются для налогового агента собственными и он не вправе самостоятельно ими распоряжаться.

Кроме того, судом было учтено, что ранее по результатам налоговой проверки компании уже принимался акт о привлечении к налоговой ответственности за неполное перечисление сумм НДФЛ (Определение АС Волгоградской области от 23.03.2017 г. №А12-41063/2016).

Добиться существенного снижения штрафа за неуплату НДФЛ даже при наличии нескольких смягчающих обстоятельств, в суде очень трудно (Постановления АС Северо-Кавказского округа от 30.01.2017 г. №А63-3695/2015, Уральского округа от 24.03.2016 г. №Ф09-1066/16).


Размер штрафа сам по себе не является достаточным основанием для его снижения. Как правило, налоговым агентам могут снизить штраф в 2 раза (за небольшую просрочку в перечислении НДФЛ). И исключением является снижение штрафа в 6,9 раза за несвоевременное перечисление НДФЛ (Постановление АС Дальневосточного округа от 05.10.2016 г. №Ф03-4598/2016).

«Пенсионные» штрафы

Можно ли снизить штраф за опоздание со сдачей пенсионной отчетности?

С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются гл.34 НК РФ.

Соответственно, при установлении ответственности и назначении наказания необходимо руководствоваться гл.15 НК РФ.

Однако, до 01.01.2017 г., по мнению специалистов ПФР, в пенсионном законодательстве не указаны обстоятельства, исключающие вину лица в связи с непредставлением страхователем в установленный срок отчетности, не определен порядок снижения сумм штрафов за данное правонарушение. Поэтому сумма штрафа не подлежит пересмотру и снижению.

Но, как свидетельствует судебная практика, размер штрафа можно существенно снизить. Нельзя однозначно сказать насколько будет снижен размер штрафа за позднюю сдачу отчетности. Суды по-разному оценивают наличие смягчающих обстоятельств.

В Постановлении от 19.01.2016 г. №2-П Конституционный суд РФ указывает на индивидуализацию содержания (объема) ответственности. То есть должны быть рассмотрены конкретные обстоятельства, которые послужили причиной несвоевременного представления отчетности для рассмотрения их судом при принятии решения о смягчении вины и снижении суммы штрафных санкций.

ПРИМЕР №1

Компания представила индивидуальные сведения по форме РСВ-1 с нарушением установленного срока на 4 месяца, что послужило основанием для привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 945 618, 26 рублей.

В качестве смягчающих обстоятельств компания привела в суде следующие факты:

  • отсутствие причинения существенного вреда государственным и общественным интересам, в связи с незначительностью нарушения срока предоставления сведений (4 месяца);
  • задолженности по страховым взносам не имеется;
  • совершение такого правонарушения впервые.

Компанией данное нарушение не оспаривалось, а в качестве причины была названа смена руководства и главных бухгалтеров, в связи с чем, была утеряна база расчета налогов.

Но данные доводы суд не принял, поскольку сам по себе факт уплаты взносов не влияет на правонарушение связанное с не представлением индивидуальных сведений, поскольку обязанность по уплате взносов и обязанность по представлению индивидуальных сведений являются различными.

Таким образом, решение ПФР оставлено в силе (Решение АС города Москвы от 24.03.2017 г. №А40-248810/2016).

В аналогичных делах (страхователи представили сведения индивидуального (персонифицированного) учета с нарушением установленного срока) суд признал соразмерной сумму штрафа в размере 1 000 рублей (Решение АС Ульяновской области от 10.01.2017 г. №А72-16860/2016), 8 000 рублей, т.е. снизил в 5 раз (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2017 г. №А60-57728/2016), 1 000 рублей, т.е. снизил в 8 раз (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2017 г. №А60-51998/2016).

В споре с фондом компании удалось снизить штраф со 131 000 рублей до 1 000 рублей, т.е. в 131 раз (Решение АС Республики Марий Эл от 01.12.2016 г. №А38-9108/2016). Арбитражный суд учел в качестве смягчающих ответственность следующие обстоятельства: признание совершения правонарушения, совершение правонарушения впервые, отсутствие негативных последствий для работников и бюджета, социально-значимый характер деятельности предприятия.

А в другом споре судьи, учитывая правовой статус и порядок финансирования страхователя, являющегося муниципальным бюджетным образовательным учреждением, посчитали возможным снизить размер штрафа с 33 000 рублей до 100 рублей, т.е. в 330 раз (Решение АС Алтайского края от 12.04.2017 г. №А03-3194/2017).


Значительного снижения штрафа удается добиться социально значимым компаниям. Например, суд принял во внимание то обстоятельство, что деятельность учреждения является социально значимой, направленной на сохранение здоровья населения, что оно обеспечивает работой 55 человек. Кроме того, суд отметил, что неуплата учреждением страховых взносов обусловлена его добросовестным заблуждением относительно применяемого тарифа (т.е. страхователь неправомерно применял пониженный тариф), неверным толкованием правовой нормы (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2017 г. №А50-18767/2016).

Можно ли учесть смягчающие обстоятельства при одновременном наличии отягчающих?

В НК РФ приведены лишь обстоятельства как смягчающие, так и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельством, совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. При этом лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа (п.2, п.3 ст.112 НК РФ).

А можно ли применить смягчающие обстоятельства при одновременном наличии отягчающих? Суды допускают такую возможность, поскольку установление отягчающих ответственность обстоятельств не является юридическим препятствием применения смягчающих обстоятельств (Постановление АС Центрального округа от 14.07.2015 г. №Ф10-2166/2015).

Налоговое законодательство не предусматривает запрет одновременного учета как отягчающих, так и смягчающих ответственность обстоятельств (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 08.02.2017 г. №А15-2171/2015).

Можно ли применить смягчающие обстоятельства для снижения размера пени?

Наличие смягчающих обстоятельств не поможет снизить размер пеней (Постановление КС от 17.12.1996 г. №20­П). Снижение суммы штрафа не несет за собой ущерба бюджету, поскольку согласно правовой позиции КС РФ (Постановление от 17.12.1996 г. №20-П, определение от 04.07.2002 г. №202-О), компенсацией потерь бюджета в связи с несвоевременной уплатой в бюджет налогов является пеня, которая представляет собой дополнительный и обязательный платеж в бюджет.

Арбитражные суды опираются на вышеприведенную позицию КС РФ (Постановление АС Московского округа от 02.02.2017 г. №А40-66585/2016). И размер сниженного штрафа не имеет значения, поскольку «…из совокупности положений указанных норм не следует, что при наличии смягчающих обстоятельств подлежит снижению помимо штрафа за совершение налогового правонарушения еще и размер пени, т.е. денежной суммы, подлежащей выплате в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки, которая является способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов» (Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2017 г. №А68-5374/2016).

Организация перечисляла НДФЛ, исчисленный и удержанный с заработной платы, на несколько дней позже дня выплаты указанного дохода. Если НДФЛ не уплачен в день или на следующий день после начисления, имеет ли право сразу выставлять штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога по ст. 123 НК РФ, или сначала она должна выставить требование об уплате недоимки?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Организация-работодатель в рассматриваемой ситуации может быть привлечена к ответственности на основании ст. 123 НК РФ за нарушение срока перечисления в бюджетную систему РФ сумм НДФЛ, исчисленного и удержанного с заработной платы, в порядке, предусмотренном НК РФ. Направление налоговым органом организации требования об уплате недоимки или иного аналогичного требования не является обязательным для этого.

Обоснование вывода:

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ (п. 1 ст. 24 НК РФ).

В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства.

В частности, п. 6 ст. 226 НК РФ обязывает налоговых агентов перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ с дохода в виде оплаты труда не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику данного дохода.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей несет ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 5 ст. 24 НК РФ).

Так, ст. 123 НК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Как следует из приведенной нормы, она определяет наступление ответственности даже в случае, если налоговый агент перечислил удержанный у налогоплательщика налог в бюджетную систему РФ, но сделал это с нарушением установленного срока (смотрите, например, письма Минфина России от 12.04.2013 N 03-02-07/1/12347 и от 19.03.2013 N 03-02-07/1/8500).

Таким образом, организация-работодатель в рассматриваемой ситуации может быть привлечена к ответственности на основании ст. 123 НК РФ за нарушение хотя бы на один день срока перечисления в бюджетную систему РФ сумм НДФЛ, исчисленного и удержанного с заработной платы, в порядке, предусмотренном НК РФ.

Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу (п. 3 ст. 108 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации дело о допущенном организацией правонарушении может быть рассмотрено исключительно в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ, соответственно, выявлено данное правонарушение может быть только в результате проведения налоговой проверки (ст. 100.1 НК РФ, п. 37 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Факт выявления налогового правонарушения в ходе налоговой проверки фиксируется в акте налоговой проверки (пп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ). По результатам рассмотрения акта и иных материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может вынести решение о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - Решение) (п. 1, пп. 1 п. 7 ст. 101 НК РФ). Оно вступит в силу по истечении одного месяца со дня его вручения лицу, в отношении которого Решение было вынесено (его представителю), а в случае подачи апелляционной жалобы - в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ (п. 9 ст. 101 НК РФ). На основании вступившего в силу Решения лицу, в отношении которого оно вынесено, направляется в установленном ст. 69 НК РФ порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 3 ст. 101.3 НК РФ).

Как видим, направление налоговым органом налоговому агенту требования об уплате недоимки или иного аналогичного требования не является обязательным для привлечения его к ответственности на основании ст. 123 НК РФ. При этом штраф по ст. 123 НК РФ изначально предъявляется к уплате налоговому агенту посредством направления ему соответствующего требования.

К сведению:

Лицо, в отношении которого проводилась (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом оно вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения месячного срока, установленного п. 6 ст. 100 НК РФ для представления письменных возражений по акту, может быть принято, в частности, решение о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (пп. 1 п. 7 ст. 101 НК РФ). Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Указанное решение может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном НК РФ (смотрите главу 19 НК РФ) и соответствующим процессуальным законодательством РФ (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Более подробно с порядком такого обжалования Вы можете ознакомиться с использованием следующих материалов:

Энциклопедия решений. Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц;

Энциклопедия решений. Досудебное обжалование ненормативных актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц;

Энциклопедия решений. Сроки подачи жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган;

Энциклопедия решений. Порядок подачи жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган;

Энциклопедия решений. Требования к форме и содержанию жалобы (апелляционной жалобы), подаваемой в вышестоящий налоговый орган;

Энциклопедия решений. Порядок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим налоговым органом и виды принимаемых решений;

Энциклопедия решений. Сроки принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе). Когда можно обращаться в суд.

Энциклопедия решений. Ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ);

Энциклопедия решений. Перечисление налоговыми агентами удержанного НДФЛ в бюджет. Сроки уплаты;

Энциклопедия решений. Обстоятельства, смягчающие ответственность по ст. 123 НК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член АПР Иванкова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий


Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Налог на доходы необходимо оплачивать как прямым налогоплательщикам (ИП, самозанятым лицам), так и налоговым агентам в случаях, предусмотренных законодательством РФ (стат. 226 НК). При нарушении установленных сроков, а также неполном погашении обязательств взимается штраф за несвоевременную уплату НДФЛ. Какая денежная ответственность предусмотрена нормативно-правовыми актами? Существуют ли способы ее уменьшения? Рассмотрим все нюансы ниже.

При расчетах с бюджетом налоговые агенты обязаны соблюдать официальные сроки оплаты, регламентированные стат. 226 НК. Предприятиям-работодателям мало правильно исчислить и удержать налог, необходимо еще вовремя рассчитаться с государством. Штраф за неуплату налоговым агентом может применяться, если налог не был удержан/перечислен или удержан/перечислен не в полном объеме. Стат. 123 НК установлены санкции в размере 20 % от подлежащей уплате суммы при несоблюдении обязанностей по удержанию/уплате налоговых сумм.

Обратите внимание! Обязательное основание для взимания штрафа за несвоевременное перечисление НДФЛ – отсутствие препятствий для удержания, то есть наличие дохода в денежной форме. Нельзя удержать налог и, следовательно, нет причин для применения санкций, если работником был получен доход в натуральном эквиваленте или в форме материальной выгоды. В этой ситуации о невозможности удержать налог требуется уведомить ИФНС.

Кроме того, налогоплательщику грозит штраф за несдачу 2-НДФЛ в обязательные сроки. А также за нарушение сроков представления отчетности по форме 6-НДФЛ. За несвоевременные расчеты с бюджетом предусмотрены пени по НДФЛ за каждый день просрочки (стат. 75 п. 7 НК). Величина пеней равна 1/300 актуальной ставки рефинансирования ЦБ (п. 4 стат. 75 НК).

Если же нарушения выявлены сотрудниками налоговых органов при проведении проверки, предприятие и его руководители/владельцы могут быть привлечены помимо налоговой (стат. 120, 123 НК), также к административной (стат. 15.11 КоАП) и уголовной ответственности (стат. 199.1 УК).

Размеры штрафов за 2-НДФЛ в 2017 году:

  • Налоговым агентам за опоздания по уплате начисленных сумм НДФЛ – 20 % от рассчитанных сумм (стат. 123 НК) и пени по размеру, указанному выше.
  • Налогоплательщикам за несвоевременную уплату НДФЛ штрафные санкции в 2017 году зависят от намерений неплательщика – при неполной уплате/занижении базы взимается 20 %, при умышленных действиях – 40 % от суммы к оплате в ИФНС. Дополнительно за все дни просрочки начисляются пени.
  • За нарушение сроков представления отчетности – взимается штраф за справку 2-НДФЛ в размере 200 руб. за каждый бланк; за форму 6-НДФЛ – 1000 руб. за каждый просроченный месяц (стат. 126 п.1, 1.2).

Важно! Взыскание в отношении нарушителей штрафных санкций не освобождает налогоплательщика от необходимости погашения налоговых обязательств по НДФЛ. ИФНС вправе списать требуемые суммы в одностороннем порядке (стат. 46, 47 НК).

Как законно уменьшить штраф по НДФЛ

Налоговый Кодекс в стат. 123 устанавливает виды наказаний для налоговых агентов. А существуют ли способы легитимно снизить размер санкций? Ведь своевременно исполнить обязательства не всегда возможно по разным причинам. К примеру, нет денежного дохода сотрудника, чтобы из него удержать НДФЛ. Определяя размер штрафа, налоговые органы должны принимать во внимание наличие всех смягчающих обстоятельств (стат. 111, 112 НК), к примеру:

  1. Деяние вызвано техническими ошибками бухгалтерии (Постановление № А19-913/07-41-Ф02-4575/07 ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.07.07 г.).
  2. За отчетный период неоднократно менялось руководство предприятия (Постановление по делу № А65-20641/2008 ФАС Поволжского округа от 13.05.09 г.).
  3. Налоговый агент сам признал свою вину (Постановление № Ф05-2839/1 МО от 15.04.14 г.).
  4. Отсутствие долгов по налогам (Постановление № Ф04-5550/2009 (19560-А45-42) ФАС Западно-Сибирского округа от 14.09.09 г.).
  5. Социальный статус предприятия (Постановление по делу № А35-4417/07-С10 ФАС Центрального округа от 15.12.09 г.).
  6. Иные смягчающие обстоятельства.

Согласно стат. 114 п. 3 НК наличие хотя бы одного вида смягчающих обстоятельств представляет возможность налогоплательщику рассчитывать на уменьшение штрафа минимум в 2 раза и более – Постановление № 41 Пленума ВС РФ и № 9 Пленума ВАС РФ от 11.06.99 г. Если же органы ФНС не приняли во внимание особые обстоятельства налогоплательщика или налогового агента, предприятие/ИП может составить возражения на решение ИФНС и потребовать рассмотрения материалов через суд для снижения до минимальных размеров штрафов за неуплату в срок сумм налогов.