Квартал Шкапина-Розенштейна: бизнес-класс без излишеств? Квартал Шкапина-Розенштейна: история, которую снесли.

"Самым неблагополучным кварталом Петербурга" в свое время окрестили улицы Шкапина и Розенштейна . Аварийные дома, обрушение зданий, смертельная экологическая обстановка, пожары, бунты бомжей... И вот, наконец, долгожданное решение городских властей: снести все эти дома и полностью реконструировать квартал. Администрации Адмиралтейского района до 2 октября поручено завершить расселение жилых домов.

По словам начальника жилищного отдела Адмиралтейского района Дианы Чапуриной, из 1082 семей, которые оказались "подвергнуты" расселению, на данный момент осталось 23 семьи, до сих пор не переехавших. В райжилотделе уверяют, что новое жилье предоставляется в соответствии с нормативами, что большинство граждан только довольны - из жуткого "гетто" люди попадают в благоустроенные квартиры, пусть даже не столь близкие к центру, как прежние. Если учесть, что на Шкапина было множество коммуналок и никакие риэлтеры никогда не смогли бы их расселить (кто будет покупать в этой местности квартиры, хоть десять "евроремонтов" в них сделай?), то, пожалуй, для многих это действительно так.

Тем не менее до сих пор идут судебные процессы - люди хотят большего, чем им предлагает власть. "Аппетиты" граждан психологически, пожалуй, вполне объяснимы - в течение многих лет они жили в неблагоприятном районе, обзавелись кучей болячек, по улицам боялись ходить ночью... Ведь еще в 1968 году Лен-горисполком принял первое решение о расселении улицы Шкапина в связи с неблагополучной санитарной обстановкой - результатом деятельности ныне почившего в бозе "Красного треугольника".

Стоимость одной лишь рекультивации земли здесь, согласно оценкам специалистов, составляет почти 2 млн долларов за гектар. Нет сомнения: не случись обрушений и необходимости что-то экстренно решать - людям никто и никогда не заплатил бы ни копейки компенсации за погубленное здоровье, за здоровье детей, которые вынуждены были гулять на здешних чудовищных детских площадках. Так что же удивительного, если от своего сомнительного "счастья" люди хотят получить как можно больше?

Несмотря на то что еще в сентябре прошлого года губернатор Валентина Матвиенко посоветовала жилищному комитету "не миндальничать" с отказниками, они упираются по сей день. Собственники жилья требуют доплат, исходя из рыночной стоимости квартир, требуют компенсаций за переезд (ведь, по известной поговорке, это половина пожара). Те же, чья площадь является неприватизированной, упираются просто так - и судятся. Доказывают, к примеру, что квартиры нужно давать не на одну, а на три семьи, и т. д. Впрочем, Диана Чапурина убеждена, что все разрешится к общему удовольствию.

Но наличествует еще и такой момент. Есть распоряжения администрации Адмиралтейского района о предоставлении ряду граждан из "нехорошего места" квартир в других районах - в Кировском (пр. Народного Ополчения, 167/21) и Красногвардейском (ул. Осипенко, 4, корпус 1). Вот тут-то и обозначилась проблема.

Заселиться в эти дома оказалось невозможно, потому что они не переведены на постоянное электроснабжение и не приняты на баланс районными жилищными агентствами. И понятно, что люди, в последние годы прожившие на улице Шкапина порой без электричества и воды, не хотят вселяться в дома (пусть даже новые), в которых нет постоянного электроснабжения - потом можно долго его дожидаться... Когда эта проблема будет решена, начальник отдела строительства Красногвардейского района Андрей Галахов ответить затруднился.

Возможно, что расселение - действительно вопрос нескольких дней. Возможно - опять затянется, ведь в свое время глава жилищного комитета Юнис Лукманов уже объявлял торжественно, что ВСЕ жильцы со Шкапина переедут в новые дома с января по март 2006 года. Летом же со ссылкой на официальных лиц по телеканалам прошли репортажи о ЕДИНСТВЕННОЙ нерасселенной квартире на Шкапина...

Тем временем печально знаменитая бывшая Везенбергская (так улица Шкапина называлась прежде, а построены здесь были дома для работников "Треугольника") неожиданно ухитрилась стать не просто отравленной аварийной территорией, но и своего рода фактом петербургского культурного пространства. Этому немало способствовали нашумевшие съемки фильма о бомбежках Берлина.

В молодежных кругах стало модным совершать вылазки на знаменитую улицу, фотографировать руины, парадные, дворы, промзону "Красного треугольника". В ходе этих вылазок ребята обнаруживали удивительные вещи - то подпольный цех по сортировке цветных металлов, то разоренный музей того же "Красного треугольника".

Вот зарисовка молодой писательницы Марии Ряховской: "Мы доехали до улицы Шкапина. Район Балтийского вокзала. Заброшенные дома. Идешь поздно вечером, поднимаешь голову и смотришь на десятки окон вверх. Пустые квартиры. В них ветер. Вдруг раскроется дверь, и с плачем, хохотом и воем вывалится пьяная компания. Кинут бутылкой в окно, оно выплюнет брызги стекол. Скроются так же внезапно, как и появились. Банда Азазелло! Странно, в этих покинутых домах не отключали электричество и воду.

А еще на этой дикой улице Шкапина был один черный дом, с подтеками, оставшимися от пожара, с вынутыми внутренностями. Только четыре стены, как после бомбежки в сорок втором году. Куда девалось остальное? Может, прилетел инопланетный корабль с краном, снял крышу, вынул квартиры с населением и улетел, сыпля огненными искрами? Такие дома я видела в кино, когда показывали разрушенную немцами Варшаву".

К слову, помимо расселения жилых домов в повестке дня - еще не до конца решенный вопрос нежилого фонда, "частников", многочисленных магазинчиков, кафешек (кстати, были среди них и вполне приличные) и прочих предприятий малого бизнеса.

Так или иначе, с карты города это закопченное пятно скоро будет стерто. А что будет дальше? Бизнес-центры? Офисы? Престижная деловая зона в непосредственной близости от знаменитой "Балтийской жемчужины"?..

Автору этих строк вспоминается один знакомый художник. Он писал здесь пейзажи - но необычные. Освобождал мысленным взором здешнее пространство от хлама, грязи и копоти, оставлял линии и плоскости - брандмауэры, кирпичные строения, решетки оград - и вписывал в них плющ, арки, каменные вазы с декоративными кустарниками, скамеечки, фонтанчики и флюгеры, стоянки для велосипедов.

Получались удивительные картины, напоминающие то ли Финляндию, то ли Швецию, - стильное место, куда с удовольствием можно было бы ездить на работу или для того, чтобы поиграть в боулинг. В том числе и бывшим жителям этого квартала - приезжать и радоваться, что бывшая "малая родина" стала чистой и красивой, достойной называться частью городского центра. А не безликой "бизнес-зоной", которых и так сегодня плодится в избытке.

Метро «Балтийская» → Пройти пешком вдоль площади Балтийского вокзала → Пройти пешком по Библиотечному переулку 310 метров (4 минуты) → Повернуть налево на улицу Шкапина - Пройти пешком 380 метров (4 минуты) → Повернуть направо и пройти пешком менее 100 метров (1 минута)

На территорию комплекса ведут пять проездов с ул. Шкапина и Розентштейна. Рядом пролегает Митрофаньевское шоссе, удобный доступ на ЗСД и Московский проспект.

Инфраструктура

На первых этажах секций, обращённых к улице, запроектированы коммерческие блоки с отдельным входом. Здесь предполагают открыть офисы, кафе, непродовольственные магазины, сервисные пункты, аптеку. Паркинг в стилобатной части комплекса «Панорама 360» разделён на 2 отсека и рассчитан на 324 машиноместа, дополнительные открытые стоянки расположатся вдоль внутриквартальных проездов. Зона отдыха и детские площадки будут обустроены на эксплуатируемой кровле стилобата, на отдельном участке – спортивная площадка с набивным покрытием. В новом квартале планируют построить детский сад с бассейном. По соседству с новостройкой находится крупный сетевой гипермаркет, в шаговой доступности известный торгово-развлекательный комплекс с кинозалом, боулингом, катком, фитнес-клубом, многочисленными магазинами, ресторанами и барами. Недалеко от «Панорамы 360» расположены Польский сад и парк Екатерингоф.

В галерее Art re.FLEX открылась фотовыставка «Городская топология. Шкапина». О том, почему название одной из питерских улиц дано в родительном падеже, и как наш город выглядел непосредственно после блокады, у авторов выставки Натальи Захаровой и Игоря Лебедева разузнала корреспондент «Фонтанки».

radio-noizz.livejournal.com

В галерее Art re.FLEX открылась фотовыставка «Городская топология. Шкапина». О том, почему название одной из питерских улиц дано в родительном падеже, и как наш город выглядел непосредственно после блокады, у авторов выставки Натальи Захаровой и Игоря Лебедева разузнала корреспондент «Фонтанки».

Об улице Шкапина петербуржцы начали говорить в 2003-м, когда недалеко от Обводного канала немецкие кинематографисты снимали кино под названием «Бункер». Они сочли, что для съемок разрушенного союзниками Берлина лучшего места, чем современная питерская улица не найти. Да что там немцы, падкие на российскую экзотику! Даже отечественный режиссер Александр Буравский свой телевизионный фильм «Ленинград», посвященный блокаде, снимал здесь неподалеку – на территории завода «Красный треугольник».

Район этот и правда был не из престижных: фотограф Наталья Захарова, чья семья жила на Шкапина в течение пяти поколений, рассказывает, что крыс в их доме можно было встретить даже на седьмом этаже. Крысы были не единственным злом – неблагоприятная экологическая ситуация сочеталась с неблагополучной историей заселения – после революции в этот, тогда еще отдаленный от центра район, выселяли криминальный элемент.

В шестидесятые-восьмидесятые «Шкапуха» считался бандитским районом. И только визит европейских кинематографистов заставил петербуржцев, как высокопоставленных, так и не очень, обратить внимание на это колоритное место. Сразу же после окончания съемок администрация города, недовольная тем, что имидж Петербурга был подпорчен в глазах Европы, взялась за реконструкцию района - улиц Розенштейна, Шкапина и Обводного канала, а фотограф Наталья Захарова принялась фотографировать разрушаемые дома.

До начала расселения Наталии и в голову не приходило фотографировать собственную улицу. Казалось бы – радуйся, что сможешь улучшить свои жилищные условия за счет государства. Ан нет, Наталья почти физически ощущала страх родного дома, который стоял в ожидании разрушения как смертник, приговоренный к казни. Этот страх даже мешал ей спать.

Не знаю, способны ли вещи испытывать какие-то чувства, но зрители при созерцании работ Натальи Захаровой ощущают настоящий ужас. От этих, вполне реалистических фотографий, обработанных в авторской манере, остается ощущение полноценного фильма ужасов, в котором вполне себе одушевленные вещи и дома представляют для человека реальную опасность. И это не имеет отношения к ленинградскому фотоандеграунду, который в семидесятые снимал обшарпанные стены домов и бродящих среди них полупьяных люмпенов. Там фактура не пугала, а навевала ощущение новизны художественного взгляда на мир. А у Захаровой, на акварельно размытых фотографиях дома-призраки разевают рты-подъезды в немом крике и пялятся пустыми глазницами окон. Нечто похожее было, пожалуй, только у Николая Матренина. На снимках совсем нет людей, и только надписи на стенах выдают их былое присутствие. Это взгляд изнутри. Приблизительно так должны выглядеть фотографии, которые сделал бы единственный выживший после глобального катаклизма человек.

По сравнению с ними работы Игоря Лебедева напоминают спокойный взгляд стороннего наблюдателя – какого-нибудь инопланетянина, исследующего наш мир до и после катастрофы. Он фиксирует дома и живущих в них людей, которые, несмотря на грязь, крыс и запах резины, исходящий с завода «Красный треугольник», могут веселиться и заниматься своими мелкими земными делами. Виды разрушенных домов не представляются достойными какого-то особого внимания, просто потому, что и до катастрофы их жизнь не казалась ему чем-то особенным. Не случайно Игорь, снимавший улицу Шкапина по дороге на основную работу, называет свои фотографии сканированием территории. Он даже иногда подшучивал над шкапинскими аборигенами, называя себя работником КУГИ, фотографирующим их дома перед расселением.

Но, несмотря на разницу во взглядах, сходятся фотографы в одном – эти странные петербургские места надо было сохранить. Для Игоря это уникальное культурное пространство, которое следовало бережно модернизировать. А для Натальи – дом родной, который безумно жалко…

СПРАВКА:
Квартал Шкапина-Розенштейна, объявленный городскими властями «депрессивным», будет застраивать компания «Главстрой-СПб». Градостроительный совет Петербурга уже одобрил концепцию, разработанную архитектурным бюро «Земцов, Кодиайнен и партнеры». На сравнительно небольшой территории площадью 5 га планируется разместить 320 тысяч квадратных метров офисных зданий. Архитекторы обещают, что высота новых зданий по внешним фасадам не будет превышать 27 метров, с незначительными вставками до 32 метров. Высота внутриквартальной застройки ограничена архитектором на уровне 42 метров. Доминантой комплекса станет здание, максимально удаленное от Обводного - высота его будет 63 метра.

Инвестиции в проект, по словам менеджера «Главстроя» Сергея Миллера, составят 10 миллиардов рублей (425 миллионов долларов). Строительство должно быть полностью завершено к 2014 году.

Елена Некрасова,
Фонтанка. ру

ЖК «Шкапина-Розенштейна» - современный жилой комплекс квартальной застройки в Адмиралтейском районе, строящийся на территории ограниченной ул. Шкапина, ул. Розенштейна и Обводным каналом. Строительство проекта компанией «Главстрой СПб» разбито на 4 очереди. Окончание строительства намечено на 2014 год.

Кроме жилых помещений на территории ЖК «Шкапина-Розенштейна» планируется строительство бизнес-центров класса, А или В, трехзвездочной гостиницы, торговых помещений и паркинга предварительно на 700 машиномест. Площадь застройки составляет 200 тысяч квадратных метров, в реализацию проекта инвестировано около 300 миллионов долларов. Доминантами квартала «Шкапина-Розенштейна» будут 63-метровыми семнадцатиэтажками. Такая высотность не входит в противоречие с законом - участок находится вблизи от более жестко регулируемой зоны центра, но не входит в нее.

Ранее между улицами Шкапина и Розенштейна находился квартал бывших доходных домов, построенных в начале XX века в стиле модерн. Уже в советское время они были признаны аварийными, а в 2005–2007 годах пошли под снос. В том же году данный участок по аукциону достался компании «Главстрой-СПб».

Напомним, что согласно проекту ЖК «Шкапина-Розенштейна», на территории площадью 6,1 га рядом с Обводным каналом должно быть построено 65 тыс. кв. м жилья, 35 тыс. кв. м офисных и торговых площадей, а объем инвестиций оценивается в 8 млрд рублей

Алексей ЯРЭМА

Ложь, повторённая многократно, становится правдой, учил глава нацистской пропаганды Йозеф Геббельс. При губернаторе Валентине Матвиенко жертвой этого правила стал целый квартал старого Петербурга. В массовое сознание удалось внедрить мысль, что квартал между улицами Шкапина и Розенштейна – это трущобы, которые не представляют никакой архитектурной ценности. Но это – ложь. И она не становится правдой от того, что губернатор Матвиенко повторяла её многократно.

В 2007 году администрация Матвиенко перешла от «штучных» сносов в историческом центре к тактике «выжженной земли» — уничтожению целых кварталов Старого Города. Первым примером невиданных по масштабу сносов стал исторический квартал между Везенбергской и Лейхтенбергской улицами (ныне – Шкапина и Розенштейна), где были снесены сразу 23 здания эпохи эклектики и модерна. Новое строительство на их месте начнётся уже этой весной. Об этом сообщила дирекция застройщика – ООО «Главстрой-СПб» (структура Олега Дерипаски).

Всем бояться: Дерипаска вышел из кризиса

После трёхлетнего тайм-аута «Главстрой» намерен всё же упразднить «кризисную» парковку, учреждённую застройщиком на месте сноса из-за нехватки средств на строительство, и уже прошёл стадию рассмотрения своего проекта на Градостроительном совете.

При губернаторе Матвиенко старый город сносят целыми кварталами

Проект, разработанный мастерской архитектора Валерия Каплунова, предусматривает снос единственного уцелевшего до наших дней исторического ансамбля – фабрики искусственной шерсти и пряжи Ю.К. Клейбера, старейшего и уникального по объёмно-пространственному решению комплекса в квартале, с последующим строительством на гигантском пустыре трёх новых кварталов, включающих жилые площади, бизнес-центры и торговые здания.

Несмотря на то, что прорисовки фасадов до сих пор окончательно не утверждены, при известном пристрастии Дерипаски к «крупным остеклённым поверхностям» и прочей постиндустриальной псевдоархитектуре, ожидать тактичного включения новых зданий в ткань исторической застройки было бы опрометчиво. Но даже с учётом этого, в представленных на Градсовет материалах особенно шокировал третий квартал, спроектированный на заднем плане, в зоне, примыкающей к железнодорожной ветке. По существу — это не более, чем очередной римэйк типовой застройки городских окраин, скомпонованный «методом свободной планировки», что даже в виде макета представляет собой жуткий диссонанс с окружающей исторической застройкой.

Квартал на месте снесенных аварийных домов планируется застроить жилыми домами, бизнес-центрами и торговыми зданиями

Теперь, после официального утверждения, «Главстрой» намерен облагодетельствовать город этим диссонансом уже в реале.

Модерн промышленной революции

Однако возникает закономерный вопрос: как вообще стало возможным такое развитие событий, по каким причинам или вследствие чьей злой воли огромный массив ценнейшей исторической застройки вот так просто стёрли с лица земли? Чтобы ответить на этот вопрос, придётся «открутить колесо истории» слегка назад.

Застройка Везенбергской (Шкапина) и Лейхтенбергской (Розенштейна) улиц сформировалась, за исключением разве что фабрики Ю.К.Клейбера, в 1898-1914 годах. Это была эпоха промышленной революции, бурного развития окрестных предприятий, в первую очередь Русско-американского товарищества «Треугольник», невиданного бума в жилищном строительстве, расцвета стиля модерн, а затем и неоклассицизма конца 1910-х.

Везенбергская ул. (Шкапина), дома 3 и 5 – жилые дома. Модерн. Арх. Товстолес Н. И., 1909 и 1911, соответственно. Снесены в 2007-м

На месте прежних построек появились капитальные современные дома в 5-7 этажей, с метровыми стенами, перекрытиями бетонным заполнением по металлическим балкам. Благоустроенные по современным меркам здания возводили многие талантливые архитекторы, включая Николая Товстолеса, Григория Котенкова, Леонида Котова (они построили почти половину домов по Везенбергской) и даже Мариана Лялевича и Бориса Зонна. Здесь сохранялись единственные в городе постройки И.К.Бредаля, Б.А.Иванова. Такие дома простоят века, разумеется, если с ними нормально обращаться, проводить необходимый текущий ремонт.

Везенбергская ул. (Шкапина), дом 29 – жилой дом. Неоклассицизм. Арх. Котенков Г.И., 1911. Снесён в 2006-м

Пост-индустрия на марше

Тучи над кварталом начали сгущаться в 1960-е годы. Тогдашние власти, в порыве чисто формальной «борьбы за охрану окружающей среды» утвердили, к примеру, статус санитарно-защитных зон, которые должны были, по их идее, «защищать» соседние с фабриками и заводами кварталы от вредных промышленных воздействий. Такие зоны были установлены вокруг всех предприятий, как вредных, так и безопасных для среды. На их территориях, в числе прочего, запрещалось размещение постоянного жилья, а те дома, которые уже стояли, подлежали расселению с дальнейшим использованием под нежилые цели. Но беда в том, что, сколько предприятие ни окружай какой бы то ни было «буферной зоной», степень вредности его выбросов от этого не меняется – но до этого тогдашним властям дела уже не было…

Везенбергская ул. (Шкапина), дом 39 – жилой дом. Неоклассицизм. Арх. Нагель Н. И., 1914. Снесён в 2007-м

Последствия введения статуса санзон были поистине чудовищны для городской среды. Повсеместная практика показала, что пошла цепная реакция: предприятие, окружённое такой зоной, несмотря на декларированный запрет на расширение за счёт её территории, тем не менее беспрепятственно расширялось; санзона при этом сдвигалась вовне, увеличиваясь при этом по площади, затем предприятие снова расширялось за её счёт, и так далее. В результате начали возникать огромные территории промышленной конгломерации — мёртвые зоны с расселёнными и брошенными на произвол судьбы зданиями, захламлёнными пустырями.

Лейхтенбергская ул. (Розенштейна), дома 8-12 - фабрика Ю. К. Клейбера. Кирпичный стиль. Середина XIX века. Перестроена и расширена - арх. Брусилов М. А., 1875; арх. Гиргенсон Г. О., 1890-е, 1906, 1913

В самых тяжёлых случаях такие зоны сливались воедино и губили целые районы крупных городов. Так произошло и с «Везенбергским кварталом». Если к 1917 году заводы Товарищества «Треугольник» занимали 18 участков на Обводном канале и прилегающих проездах , то впоследствии, непрерывно расширяясь, делясь и размножаясь, они разрослись более чем вдвое – до 43-х участков (включая дочерние предприятия, созданные на базе 2-го производства «Треугольника» , и их ведомственные нежилые объекты).

В итоге санзоны Балтийской железной дороги и «Треугольника» наложились одна на другую, слившись в единое целое. Это привело уже к катастрофе городского масштаба : обе улицы с 41-м жилым домом были объявлены «непригодными для проживания».

Лейхтенбергская ул. (Розенштейна), дом 16 - жилой дом. Эклектика. Арх. Гизе В. Ф., 1898. Снесён в 2007-м

Особо отметим, что ни экологическое законодательство того периода, ни статус вредного предприятия никак не повлияли на категорический отказ администрации завода внедрять экологически чистые технологии и обеспечить безопасность города. В течение десятилетий, вплоть до закрытия производства в годы президентства Бориса Ельцина, копоть резиновой мануфактуры «Треугольник» окрашивала в чёрный цвет застройку на территории в несколько десятков гектаров, а ПДК наиболее вредных веществ в воздухе были превышены порой в десятки раз.

Результатом такого поведения «Треугольника» и его дочерних предприятий, сугубо потребительского отношения к городу, стало уничтожение 29-ти ценных зданий исторической застройки и захват 31-го участка . В целом же из 86-ти исторических зданий только на двух улицах – Шкапина и Розенштейна – к 2003 году уцелело лишь 51.

Лейхтенбергская ул. (Розенштейна), дом 32 - жилой дом. Эклектика. Арх. Самсонов П. С., 1904. Снесён в 2008-м

Расселять «Везенбергский квартал» власти не очень-то спешили, а вот из всех программ капитального и текущего ремонта – исключили тут же. После этого деградация городской среды пошла нарастающими темпами: дома, требующие текущего ремонта, замены изношенных сетей, принципиально не ремонтировались даже косметически. Капитальный жилой фонд медленно деградировал и приобрёл вид закопчённой и загаженной трущобы, обитатели которых десятилетиями дожидались улучшения жилищных условий.

Тактика «выжженной земли» по Матвиенко

К моменту вступления в должность губернатора Матвиенко «Везенбергский квартал» имел крайне неприглядный вид. Полурасселённые здания, запущенные дворы, сгнившая инфраструктура. Рабочие «Фасадремстроя» сюда не заглядывали, наверное, полвека. Вдобавок к тому падкая на фабрикацию триллеров «жёлтая пресса» усердно создавала кварталу репутацию «трущобы» или – «шкапятника». Это, впрочем, не в силах было изменить того факта, что метровые стены выстояли и это испытание: капитальные конструкции домов к моменту начала сноса не имели никаких существенных дефектов, трещин, следов осадки фундаментов и т. п. – им требовался рядовой капитальный ремонт, в основном даже без замены перекрытий…

Приняв в 1987 году деятельное участие в сносе «Англетера», а в 2005-м – дома 11 по улице Шкапина, Валентина Матвиенко не остановилась на достигнутом. Её стараниями 2006 год стал по­и­стине ро­ко­вым для бес­цен­ной ис­то­ри­че­ской среды го­ро­да-па­мят­ни­ка, вклю­чён­но­го в Спи­сок все­мир­но­го на­сле­дия UNESCO. Именно в 2006-м произошёл полный «обвал» ситуации, и начался он, без преувеличения, именно с «Везенбергского квартала».

В отношении наших двух улиц г-же Матвиенко не пришло в голову ничего более адекватного, кроме идеи, обезоруживающей своей примитивностью – снести под корень всё. Эта мысль удивительно совпадала с неподдельным интересом олигарха Олега Дерипаски к строительству очередного «делового центра» именно в данном квартале. Десятки зданий, оказавшихся в зоне коммерческих интересов, вдруг все до единого и сразу стали «абсолютно неремонтопригодными»!

В отношении наших двух улиц г-же Матвиенко не пришло в голову ничего более адекватного, кроме идеи, обезоруживающей своей примитивностью – снести под корень всё

Для реализации поставленной цели были спешно, под копирку, состряпаны заключения об аварийности зданий. Не обошлось и без поистине сенсационных фальсификаций – экспертная комиссия Вадима Гринберга своим актом от 28.06.2004 «признала аварийным» дом 14 по Розенштейна, утраченный за несколько десятилетий до этой даты. В 2004 году на его месте уже существовал разросшийся сквер с 30-35-летними деревьями…

Только за роковой для всего Петербурга 2006-й и начало 2007 года в «Везенбергском квартале» были в экстренном порядке дорасселены и затем снесены – причём за счёт городского бюджета — 23 здания , ещё 3 – назначены на снос в ближайшее время . Лишь два здания чудом удалось спасти – дом 36 по Розенштейна «отбили» у Дерипаски федеральные структуры, находящиеся в здании, а владельцы дома 34, «дома без вывесок», оказались, видимо, особо влиятельны в глазах смольнинских чиновников – в результате оба дома были специальным решением выведены за границы зоны проектирования.

Всё это происходит в зоне охраны исторического центра, где – как по старым, так и по новым нормам — снос исторических зданий запрещён. «Закон – что дышло», — гласит русская пословица…

Был почти полностью снесён квартал, находящийся в охранной зоне

Видимо, именно такое положение с охраной наследия в Петербурге вызвало возрождение градозащитного движения в городе как такового.

Так или иначе, в начале 2008 года от всего квартала остался единственный исторический комплекс – фабрика Клейбера. Четыре раза активисты-градозащитники из Группы ЭРА пытались инициировать срочное проведение историко-культурной экспертизы уникального памятника промышленной архитектуры – с тем, чтобы включить его в официальные списки подохранных объектов. И всё безрезультатно. У Комитета ГИОП, чьей обязанностью является принятие таких решений, то план НИР был «уже сформирован», то «не оказывалось» лицензированных экспертов…

Олег Дерипаска тем временем из кризиса благополучно вышел. Впрочем, кто бы сомневался. Теперь «Везенбергскому синдрому», запущенному ещё в далёкие 1960-е, предстоит поглотить свою последнюю жертву – и магистральная дорога для очередного «проекта века» расчистится от культурного наследия, досаждавшего как властям, так и крупному бизнесу. Могли ли создатели статуса санзон полвека назад спрогнозировать эту ситуацию? Вряд ли. Впрочем, им это было безразлично.

Всё это происходит в зоне охраны исторического центра, где – как по старым, так и по новым нормам - снос исторических зданий запрещён

Снести всё под корень, а не отремонтировать, заселить и благоустроить; отгрохать нечто масштабное, блестящее, аляповатое – будь то небоскрёб на Охте, мегаквартал на Обводном канале или на Среднем проспекте, на месте трампарка на Васильевском острове – вот принцип администрации Валентины Матвиенко. И такой подход к развитию города иллюстрирует, увы, низкий уровень культуры современной власти. Ей безразличны любые ценности, кроме тех, что выражаются в денежном эквиваленте. Отсюда её потребительское отношение и к историческому городу, нашему культурному наследию, и к потребностям реальных его жителей.

Наб. Обводного канала, уч. 134, 136, 138 (1-е производство); 146, 148, 150, 152 (2-е производство); Лейхтенбергская ул., уч. 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19; Петергофский пр., уч. 20, 40. Здесь и далее объём застройки указывается в соответствии с её поучастковым делением.

По состоянию на 1993 год: Опытный завод «Металлист», НИИ «Химаналит», НПО «Химавтоматика», ЦПКБХМ и др. Образовавшийся химико-промышленный конгломерат занимает ныне следующие участки: наб. Обводного канала, 134, 136, 138, 140, 146, 148, 150, 152, 154; Лейхтенбергская ул., 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33, 35, 37; Петергофский пр., 20, 24 (ныне – 24а), 30, 32, 34, 36, 38, 40; Нарвский пр., 3, 5; Бумажная ул., 9, 13, 15, 16, 18, 20/2 (историческая нумерация; по современной нумерации – 9, 12, 13, 15, 17).

Включая ведомственное жильё в данном районе: Лейхтенбергская ул., дд. 5, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33, 35, 37; Петергофский пр., дд. 21/40, 22 (ныне – 24), 24 (ныне – 24а), 25/144, 27а, 30, 32, 34, 36, 38; Нарвский пр., дд. 3, 5; Бумажная ул., дд. 9, 13, 14, 15, 16, 18, 20/2 (историческая нумерация; по современной нумерации – 9, 10, 12, 13, 15, 17, 20, 22, 24).

Включая ведомственное жильё в данном районе: Лейхтенбергская ул., уч. 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33, 35, 37; Петергофский пр., уч. 24 (ныне – 24а), 27а, 30, 32, 34, 36, 38; наб. Обводного канала, уч. 140, 154, 156/2; Нарвский пр., уч. 3, 5, 9а, 13, 15; Бумажная ул., уч. 9, 13, 14, 15, 16, 18, 20/2 (историческая нумерация; по современной нумерации – 9, 10, 12, 13, 15, 17, 20, 22, 24).

Везенбергская ул., дд. 3, 5, 7, 9, 15, 17, 19, 23, 25, 27, 29, 31, 35, 39; Лейхтенбергская ул., д. 4, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 28-30, 32.