Монгольская компания. Российские организации в монголии

Монголия - аграрно-индустриальная страна. Монголия на сегодняшний день ведет торговлю с более 80 странами мира. Товарооборот составляет более 2 млрд. долларов США. Если до 1990-х годов во внешней торговле Монголии 90% занимала торговля с СССР, то сегодня более 40 % составляет торговля с Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, а оставшуюся часть занимает торговля с такими высокоразвитыми странами, как Япония, США, Южная Корея, Швейцария.

Хотя большее число людей проживают в городах, экономика Монголии по-прежнему сосредоточена в таких отраслях, как сельское хозяйство и добыча полезных ископаемых. Такие минеральные ресурсы, как медь, уголь, молибден, олово, вольфрам и золото составляют значительную часть промышленного производства страны.

В период с 1924 по 1991 гг. МНР получила крупную финансово-экономическую помощь от СССР. На пик оказания этой помощи приходится одна треть ее ВВП. В начале 1990-х годов и в следующем десятилетии экономика Монголии испытала сильный спад с последующей стагнацией. Обширные засухи летом и зимой 2001 и 2002 годов оказали серьёзное воздействие на сельское хозяйство и привели к заметному замедлению роста ВВП страны. В Монголии высокий уровень инфляции. Мировой финансовый кризис вызвал спад во многих отраслях промышленности, зависящих от экспорта и инвестиций из-за рубежа.

Из-за сурового континентального климата Монголии, сельское хозяйство остается уязвимым к стихийным бедствиям в виде сильной засухи и холода. Страна состоит из маленьких пахотных земель, но зато около 80 % территории используется как пастбища. Большинство сельского населения занято выпасом домашнего скота, состоящего из овец, коз, крупного рогатого скота, лошадей и верблюдов. Монголия имеет большее количество скота на душу населения, чем любая другая страна в мире. Также выращивается пшеница, картофель и другие овощи, кроме того, помидоры и арбузы. ВВП по ППС: 9,48 млрд долларов(2008). ВВП на душу населения по ППС (2008): 3200 долларов. Уровень безработицы: 2,8 % (2008).

Промышленность Монголии

Промышленный рост - 4,1 % в 2002 году. Производство электроэнергии в 2005 году - 3,24 млрд кВт·ч. Потребление электроэнергии - 3,37 млрд кВт·ч. Экспорт электроэнергии - 18 млн кВт·ч. Импорт электроэнергии - 130 млн кВт·ч.

Статистические показатели Монголии
(по состоянию на 2012 год)

Добывающая промышленность. Несмотря на изобилие месторождений полезных ископаемых, их разработка по-прежнему ограничена. В Монголии имеются 4 месторождения бурого угля (Налайха, Шарынгол, Дархан, Баганур). На юге страны в районе горного массива Табан-Толгой обнаружен каменный уголь, геологические запасы которого исчисляются миллиардами тонн. Давно известны и разрабатываются средние по запасам месторождения вольфрама и плавикового шпата. Медно-молибденовая руда, найденная в Горе Сокровищ (Эрдэнэтийн овоо) привела к созданию горно-обогатительного комбината, вокруг которого был выстроен город Эрдэнэт. Нефть в Монголии была обнаружена в 1951, после чего в Сайн-Шанда – городе к юго-востоку от Улан-Батора, недалеко от границы с Китаем, был построен нефтеперерабатывающий завод (в 1970-е годы добыча нефти прекратилась). Возле озера Хубсугул обнаружены гигантские залежи фосфоритов и даже началась их добыча, однако вскоре, из-за соображения экологии все работы были сведены к минимуму. Еще до начала реформ в Монголии с помощью СССР небезуспешно велись поиски цеолитов – минералов алюмосиликатной группы, которые находят применение в животноводстве и земледелии в качестве адсорбентов и биостимуляторов.

В настоящее время главная отрасль добывающей промышленности - угольная (преимущественно буроугольная). Большая часть добычи угля сосредоточена на угольном разрезе Шарын-Гол (годовая добыча свыше 1 млн. т)., близ города Дархан, а также на шахте Налайа (мощностью свыше 600 млн. т). Имеется ряд более мелких разрезов в районе Ундер-Хана и другие. Производство электроэнергии - на тепловых электростанциях (самая крупная ТЭЦ в Дархане). Обрабатывающая промышленность. На долю отраслевой легкой и пищевой промышленности приходится свыше одной второй валовой промышленной продукции, свыше одной второй занятых рабочих. Наиболее крупные предприятия: промышленный комбинат с 8 фабриками и заводами в Улан-Баторе, Чойбалсанеи др. В промышленности строительных материалов среди предприятий важное место занимают домостроительный комбинат в Улан-Баторе, цементный и кирпичный заводы в Дархане.

Первоначально в основе местной промышленности лежала почти исключительно переработка животноводческого сырья, и главными видами выпускаемой продукции были шерстяные ткани, войлок, изделия из кожи, пищевые продукты. Множество новых промышленных предприятий появилось в Монголии после окончания Второй мировой войны – особенно в 1950-е годы и начале 1960-х годов, когда страна получала значительную финансовую помощь от Советского Союза и Китая. В 1980-е годы местная промышленность обеспечивала примерно 1/3 национального продукта Монголии, тогда как в 1940 – лишь 17%. После окончания Второй мировой войны в общем объеме промышленного производства существенно возросла доля тяжелой промышленности. Городов с предприятиями общегосударственного значения насчитывается свыше двух десятков: кроме уже названных Улан-Батора и Дархана, самые крупные – Эрдэнэт, Сухэ-Батор, Баганур, Чойбалсан. Монголия производит более тысячи наименований промышленных и сельскохозяйственных продуктов, большая часть которых потребляется внутри страны, на экспорт идут меха, шерсть, кожа, кожаные и меховые изделия, скот и продукты животноводства, фосфориты, флюориты, молибденовая руда.

Сельское хозяйство Монголии

Сельское хозяйство всегда составляло основу экономики Монголии. В условиях перехода к рынку его значение увеличилось. В нем занято 50% населения страны (в 1950 г. – около 80%), оно дает более 40% ВВП. По поголовью скота на душу населения мы занимаем 3-е место в мире, уступая только Австралии и Новой Зеландии. До начала 40-х годов, когда промышленность сформировалась в самостоятельную сферу, сельское хозяйство являлось единственной отраслью материального производства в стране. Еще в 1950 г. в нем производилось 60% национального дохода. Далее его доля сокращалась: в 1970 г. – до 25%, в 1975 г. – до 22,4% . В настоящее время она несколько выросла – почти до 30%. При этом свыше 50% экспортной продукции приходится на сельскохозяйственное сырье, а с учетом изделий из него – свыше 70%.

Уровень и темпы развития сельского хозяйства во многом определяют важнейшие народнохозяйственные пропорции. От его состояния полностью зависят такие традиционные отрасли промышленности, как легкая и пищевая, поскольку затраты на сельскохозяйственное сырье составляют основную часть их издержек производства. Пастбищное животноводство по-прежнему остаётся главным видом хозяйственной деятельности. На сегодняшний день Монголия находится в числе ведущих стран мира по поголовью скота в расчёте на душу населения (приблизительно 12 голов на одного человека).

На основании принятого в 1990 закона об иностранных инвестициях граждане других государств получили возможность владеть акциями различного типа предприятий - от фирм со 100-процентным иностранным капиталом до совместных компаний. Были приняты новые законы, касающиеся налогообложения и банковских операций, кредита и долговых обязательств. В мае 1991 вступил в действие закон о приватизации, по которому государственная собственность могла переходить в руки «законопослушных» граждан (то есть тех, кто ранее не совершал серьёзных преступлений), постоянно проживающих в стране. Каждому гражданину был выдан особый инвестиционный купон, который можно было купить, продать или вручить любому другому лицу. Держатели подобных купонов становились активными участниками специальных аукционов, с помощью которых приватизировалась государственная собственность. Позднее в 1991 были ликвидированы «госхозы» и кооперативные животноводческие объединения, началась передача в частную собственность земли и скота.

Внешняя торговля Монголии

Монголия как член Всемирной Торговой Организации в марте 2005 года представила на обсуждение членам этой организации свою торговую политику, которая является довольно либеральной. В 2002 году Правительство Монголии установило единые пятипроцентные таможенные ставки на большинство импортируемых товаров. Для дальнейшего развития внешней торговли Монголии важное значение имеет решение Евросоюза о включении Монголии, как развивающейся страны с уязвимой экономикой и как страны, не имеющей выхода к морю, в программу GSP+. Таким образом, с 1 июля 2005 года монгольские товары стали ввозиться на европейский рынок без таможенных пошлин.

Общий товарооборот во внешней торговле за первое полугодие 2008 года составил 2 971.3 млн. долларов США, в том числе экспорт 1 276.3 млн. долларов, импорт - 1 695.0 млн. долларов. Дефицит составил 418.7 млн. долларов США, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше на 386.5 млн.долларов США. Общий товарооборот по сравнению с аналогичным периодом 2007 года вырос на 74.3%, экспорт - на 52.6%, импорт - на 95.2%. На отрицательное сальдо внешней торговли существенно повлиял рост импорта, который больше на 42.6 пункта от объема экспорта.

Импорт в основном составляют нефтепродукты, оборудование и запчасти, транспортные средства, металлы, химикаты, строительные материалы, продукты питания и потребления. В 2004 году импорт составлял $1 млрд.

В 2005 году импортные товары поступали из: Россия - 34,5 %, Китай - 27,4 %, Япония- 7,1 %, Южная Корея - 5,3 %. В общем объеме импорта минеральная продукция выросла на 196.4 млн.долларов, целлюлоза, бумага, картон и изделия из них - на 189.2 млн. долларов, транспортные средства - на 133.7 млн.долларов, автомобили, электрооборудование, телевизоры, запчасти - на 92.3 млн.долларов, металлургические изделия - на 68.1 млн.долларов, продовольственные товары - на 37.2 млн.долларов.

Монгольский экспорт составляют: минералы (медь, молибден, олово, шпатовый концентрат), сырьевые материалы животного происхождения (шерсть, кашемир, кожа, мех), товары потребления (кожа, овчина, кожаные изделия, ковры, кашемир, верблюжий трикотаж, одеяла из шерсти и кашемира). Недра страны богаты минеральными ресурсами, включая обширные залежи угля, железной руды, олова, меди, урана, нефти, цинка, молибдена, фосфора, вольфрама, золота, флюорита и полудрагоценных камней.

Экспорт: (2,5 млрд долл. в 2008) - медный, молибденовый концентрат, мясо, живой скот, продукты животноводства, пух козий, шерсть, шкуры, каменный уголь. Основные покупатели в 2008 - Китай (76%), Канада (9%), Россия (3%). Импорт: (3,6 млрд долл. в 2008) - топливо, машинное оборудование, автомобили, продовольствие, промышленные потребительские товары, химикаты, стройматериалы, сахар, чай. Основные поставщики в 2008 - Россия (35%), Китай (29%), Япония (8%). Внешний долг - 1,6 млрд долл. (в 2008).

Монголия является членом Всемирной торговой организации (с 1997 года). Основными торговыми партнёрами страны являются Китай и Россия, и экономика Монголии во многом зависит от этих стран. В 2006 году 68,4 % экспорта Монголии осуществлялось в Китай, в то время как на импорт приходилось всего 29,8%. Монголия импортирует около 95 % нефтепродуктов, и значительную долю электричества из России, что делает страну крайне зависимой в экономическом плане.

Транспорт Монголии

Основными видами транспорта в Монголии являются: железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный. Монгольская железная дорога - железная дорога на территории Монголии. Официальное наименование - Российско-Монгольское акционерное общество «Улан-Баторская железная дорога». Железнодорожный транспорт занимает долю 80 % всех грузовых и 30 % всех пассажирских перевозок в Монголии. После демократической революции в 1990-х в Монголии имело место сокращение объёма грузовых и пассажирских перевозок. Но уже в 2001 году показатели пассажирских перевозок восстановились к прежнему уровню и составили 4,1 млн пассажиров в год. К 2005 году восстановился и объём грузовых перевозок.

Поезд трансмонгольской железной дороги в пустыне ГобиНа сегодняшний день Монгольская железная дорога - одна из ведущих отраслей экономики Монголии, от работы которой во многом зависит экономическое развитие всей страны. В начале 2005 года коренным образом изменена технология эксплуатационной работы Монгольской железной дороги, в результате чего улучшены качественные и количественные показатели дороги: вдвое ускорен оборот вагонов и увеличен средний вес поездов. Общая протяжённость железных дорог на 2004 год - 1810 км.

Автомобильный транспорт. Автомобильных дорог в Монголии 75 тыс. км, по госучету, Но они почти сплошь грунтовые, то есть в любом направлении пол дюжины накатанных путей, часть из них ведут на яйлу, на водопой, в сомон или поселение, пока еще не откочевавшее с этих мест И как следствие, нельзя путешествовать без проводника! Скотоводы знают только направления. Куда приведет любая из этих дорог никому не интересно. Шофер грузовика, джипа UAZ, гид в микроавтобусе-внедорожнике свои дороги знают по приметам. Указателей никаких. Дорожная культура в дозачаточном периоде. Карта -чаще источник дезинформации. Горные реки снесли мосты, восстанавливать теперь некому, накатали новые дороги на равнине в пустыне, где можно форсировать реки вброд.

Асфальтовое покрытие дорог начинается от Эрденэ, что в 72 км восточнее Улан-Батора, асфальтирована дорога и в первую столицу Чингисхана Хархорин и продолжается на 300 км до аймачного центра Арвайхээра. Почвы в Монголии каменисты, в горах дорога из крупного щебня и мелкого булыжника, а в пустыне из крупного песка и мелкого гравия. Переходная форма из одного состояния дороги в другое "стиральная доска" волновая колесная модуляция грунта тяжелыми машинами.

Воздушный транспорт. По состоянию на 2006 год, в Монголии было 44 аэропорта. Из них 12 имели взлётно-посадочную полосы с искусственным покрытием. Десять из этих полос имели длину в области от 2438 до 3047 метров, а две другие - между 1524-2437 метров.

Международный аэропорт Чингисхан, расположенный в пригороде Улан-Батора - единственный международный аэропорт Монголии. Прямые рейсы осуществляются в Берлин, Москву, Пекин, Хух-Хото, Сеул, Екатеринбург, Иркутск, Улан-Удэ и Токио.

Оставшиеся 32 аэропорта имеют грунтовые ВПП. На двух из них взлётно-посадочная полоса составляет свыше 3047 метров, на трёх - между 2438-3047 метров, на двадцати четырёх - между 1524-2437 метров, ещё на двух - между 914-1523 метров, и один аэропорт, ВПП которого имеет длину менее 914 метров. В Монголии есть также один вертодром.

По информации на июнь 2007 года, авиакомпаниями, действующими в Монголии, являются: МИАТ (Монголын Иргэний Агаарын Тээвэр), Aero Mongolia, и Изинис Эйрвэйз. Они осуществляют как внутренние, так и международные рейсы. Водный транспорт. В Монголии доступно для судоходства 580 км рек и озёр, но более-менее водный транспорт развит только на озере Хубсугуле. Селенга и Орхон также судоходны (длина судоходных участков 270 и 175 км соответственно), но водный транспорт на них развит незначительно, хотя пограничный катер на реке Селенге патрулирует российско-монгольскую границу. Озера и реки замерзают зимой; навигация обычно открывается в мае и заканчивается в сентябре.

Морской флот. Монголия является второй (после Казахстана) по территории страной в мире, не имеющей выхода ни к какому морю. Тем не менее, это не помешало ей в феврале 2003 года зарегистрировать свой судовой регистр (The Mongolia Ship Registry Pte Ltd). Начиная с момента регистрации, Монголия планомерно наращивает число судов под своим флагом. И за 2003 год доходы в казну составили порядка $20 000,000.

Банковская система Монголии

Еще в начале 90-х годов приступили к перестройке банковской системы, в результате она стала двухъярусной – Центральный банк перестал заниматься обычной банковской деятельностью, при этом получили возможность работать банки с частным и государственным капиталом. Предпосылки для такого перехода были созданы только с принятием в середине 1991 г. Закона о банках и Закона о Монголбанке (о центральном банке). Главное направление преобразований заключалось в отказе от государственной монополии, формировании банковской системы, отвечающей требованиям рыночных отношений и соответствующей общепринятым стандартам и нормам.

В настоящее время основными факторами, определяющими место Центрального банка в экономике Монголии, являются система действующих законов, взаимосвязь проводимых им мер с экономической политикой, принципы взаимодействия с банковской системой. В Законе о центральном банке зафиксирована полная его независимость в сфере непосредственной деятельности.

Итак, за короткий период в стране создана новая денежно-кредитная система, являющаяся одним из ключевых элементов хозяйственного механизма и движущей силой рыночной экономики. Коммерческие банки стали основными кредиторами и субъектами инвестиций. Сегодня в Монголии функционирует 16 коммерческих банков, их совокупный объявленный уставный капитал по состоянию на 1 января 1999 г. составил 24,4 млрд тугриков, т.е. на 40% больше, чем в 1994 г. Естественно, что Центральный банк (Монголбанк) занимает в банковской системе страны ведущее место. Он разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики и определяет те конкретные задачи, которые должны решаться в предстоящем году.

В течение всего периода перехода к рыночной экономике финансовая стабилизация является приоритетом денежно-кредитной политики. Если до 1996 г. достижение данной цели связывалось преимущественно с антиинфляционными мерами, то на современном этапе на первый план выдвигаются проблемы поддержания экономического роста и создания условий для инвестиционной активности. При этом благодаря проведению относительно жесткой денежно-кредитной и бюджетной политики удалось переломить негативные тенденции в сфере экономики и удержать под контролем инфляцию и валютный курс. В результате после резкого спада производства, продолжавшегося четыре года, в 1994 г. возобновился подъем. В частности, началось увеличение ВВП, которое в 1995 г. составило 6,3%, в 1996 г. – 2,6, в 1997 г. – 3,3, в 1998 г. – 3,5%. Тогда же наметилась тенденция по снижению темпов роста цен. Если в 1992 г., в самый пик инфляции, ее индекс достигал 325%, то в следующие годы эту сферу удалось взять под контроль, и в 1998 г. он составил лишь 6%.

Несмотря на позитивный в целом характер экономического развития, в Монголии еще существует, на мой взгляд, угроза инфляционных всплесков из-за спада производства в некоторых отраслях, зависимости от импорта, большого бюджетного дефицита, а также нарастания в обществе нерешенных социальных проблем. В силу этого перед Монголбанком по-прежнему стоят задачи по обеспечению стабильности национальной валюты, реструктуризации банковской системы и поддержанию макроэкономической устойчивости.

Наиболее сложными элементами реформ являлись реорганизация валютной системы и либерализация внешней торговли. Малый размер и чрезмерная зависимость от импорта делали экономику Монголии особо чувствительной к изменениям курса тугрика. В этой области Центральный банк и правительство сталкивались с дилеммой: принять гибкий или фиксированный курс.

Источник - http://www.legendtour.ru/
http://ru.wikipedia.org/

За годы народной власти в Монголии создана промышленность, становящаяся важной отраслью народного хозяйства. Из аграрной страны Монголия превратилась в аграрно-индустриальную. До революции 1921 г. в Монголии не было промышленности и не было рабочего класса. Переработка продуктов животноводства - обработка кожи, выделка овчин, катание войлока, а также кузнечное и столярное ремесло и другие виды производства - носили кустарный характер и обслуживали внутрихозяйственные потребности монгольского населения. Собственно монгольскими промышленными предприятиями являлось небольшое количество угольных шахт в урочище Налайха. В отдельных районах страны (бассейн pp. Иро, Хары и др.) иностранные капиталисты хищнически занимались добычей золота и драгоценных камней, им принадлежали также мелкие кустарные предприятия по первичной обработке шерсти и кожи, столярные, слесарные, кузнечные и другие мастерские. Страна целиком зависела от ввоза промышленной продукции из других стран.

Одной из основных задач Народного правительства было создание национальной промышленности, однако отсутствие достаточных средств и квалифицированных рабочих создавало большие трудности на этом пути. Существенную помощь в создании монгольской национальной промышленности с первых же лет монгольской революции стал оказывать Советский Союз.

Создание национальной промышленности было намечено в решениях III съезда МНРП и I Великого народного хурала МНР (1924 г.). Промышленность Монголии создавалась с самого начала как фундамент социалистического сектора народного хозяйства. В создании промышленности можно выделить два этапа, обусловленнных конкретно-историческими особенностями страны.

На первом этапе (1921 -1940 гг.) развивалась в основном легкая и пищевая промышленность, а также были заложены основы энергетической промышленности. В 1920-х годах развернулась стройка современных предприятий, занимающихся переработкой различных видов животноводческого сырья. К 1933 г. в Улан-Баторе вступили в строй механический и кирпичный заводы и электростанция, лесопильный завод на р. Иро и другие предприятия. В 1931 г. началось строительство самого крупного в Монголии предприятия легкой и пищевой промышленности - Улан- Баторского промышленного комбината и в 1934 г. было закончено его строительство. Это предприятие впоследствии стало кузницей кадров социалистической промышленности. В те же годы вступила в строй Хат- хыльская шерстомойная фабрика.

Успешное развитие легкой и пищевой промышленности требовало создания основ топливно-энергетической промышленности. Значительно были расширены и механизированы угольные копи в Налайхе. Были созданы новые угольные шахты - в районе Югоцзыря, Ундэр-Хане, Сайн-Шанде и в других местах. В Улан-Баторе в 1939 г. был создан единый энергокомбинат, в аймаках вступали в эксплуатацию небольшие электростанции.

На первом этапе в республике также стали развиваться отдельные зачатки металлообрабатывающего производства (в 1928 г. создан механический завод с чугунолитейным цехом), промышленность строительных материалов, полиграфическая, золотообрабатывающая отрасли промышленности.

Так, в государственном секторе народного хозяйства за 1921-1940 гг. были созданы основы монгольской промышленности.

На втором социалистическом этапе монгольской революции ("с 1940 г.) успешно развивается промышленность Монголии. Партия и правительство уделяют развитию промышленности огромное внимание. Размер капиталовложений в промышленность в 1960 г. возрос в 16 раз по сравнению с 1941 г. С 1940 по 1960 г. (за 20 лет) валовая продукция промышленности увеличилась в 7.5 раза. Производство отдельных видов промышленной продукции на душу населения в 1960 г. возросло в следующих размерах по сравнению с 1940 г.: электроэнергии - в 7.2 раза, угля - в 2.8 раза, крипича - в 27 раз, шерстяных тканей - в 4 раза, обуви кожаной - в 3.3 раза.

Развитие промышленности ведет к изменению ее доли в экономике страны. Если в 1940 г. удельный вес продукции промышленности составлял 17% всей валовой продукции народного хозяйства, то в 1960 г. он достиг 34.4%.

Пищевая промышленность в настоящее время дает свыше 40% всей промышленной продукции. Развиваются различные отрасли пищевой промышленности, такие как маслодельная, молочная, мясоперерабатывающая и т. д. В аймаках сооружены сотни маслозаводов и сепараторных пунктов. Раньше Монголия не производила товарного сливочного масла, а сейчас она его экспортирует.

Улан-Баторский промкомбинат - наиболее крупное предприятие, перерабатывающее сельскохозяйственные продукты. В него входит целый комплекс заводов и фабрик, оснащенных новейшей техникой. Здесь имеются шерстомойная, суконная, камвольная, валяльно-войлочная, обувная, шорная и текстильная фабрики, овчинно-шубный, кожевенный, хромовый, шевровый заводы и другие производства. Промкомбинат выпускает и войлок, различные шерстяные ткани, драп, сукно, обувь всевозможных моделей, валенки, прекрасные одеяла из верблюжьей шерсти, пальто, сумки и т. д. Его изделия становятся важной статьей экспорта. Комбинат непрерывно расширяется. По мере роста комбината отдельные цеха его выделялись в самостоятельные новые предприятия.

Улан-Баторский молочный завод в сутки перерабатывает десятки тонн молока и сливок. На нем механизированы и автоматизированы все технологические процессы. Он выпускает пастеризованное молоко, кефир, сливки, сливочное масло, творог, сырки, мороженое и другие молочные продукты. Около Улан-Батора работает крупный мясокомбинат, оборудованный современной высокопроизводительной техникой. На базе полуфабрикатов комбината работают, кроме колбасного завода, предприятия по изготовлению консервов, мыла, костяных изделий и пр. Значительная часть продукции мясоперерабатывающей промышленности идет на экспорт.

Теперь пищевая промышленность МНР представлена мясным, маслодельным, хлебо-кондитерским, спирто-водочным, рыбным и другими производствами. В Улан-Баторе работает также кондитерская фабрика, в Сухэ-Баторе - молокозавод, во многих районах республики - производство хлебо-кондитерское, колбасное и др.

В последние годы в республике появилась одна новая отрасль пищевой промышленности - мукомольная. Вступили в строй действующие мельничный комбинат им. XXII съезда КПСС в Улан-Баторе (25 тыс. т муки в год) и ряд других механизированных мукомольных предприятий в аймаках. Монголия сейчас полностью обеспечивает потребность населения в муке за счет собственного производства. Все процессы производства в мукомольной промышленности механизированы.

В последние годы в стране успешно развивается также энергетическая, каменноугольная, нефтяная, металлообрабатывающая, горнорудная, строительная, деревообрабатывающая, бумажная, полиграфическая и фармацевтическая и др. отрасли промышленности.

Среднегодовой прирост промышленной продукции составил в 1948- 1952 гг. 1.4%, а в 1958-1960 гг. 17.9%.

Темпы роста промышленности Монголии, как менее развитой в экономическом отношении страны, значительно превышают темпы роста других социалистических стран, что шаг за шагом приближает промышленное развитие МНР к уровню передовых.

В создании и развитии промышленности монголы справедливо видят основу развития всех других отраслей народного хозяйства. Например, успешное развитие химико-фармацевтической и биопромышленности имеет огромное значение для интенсификации животноводческого хозяйства.

Развитие промышленности Монголии определяется топливно-энергетическим балансом, где основное место занимает угольная промышленность. Сейчас в МНР открыто уже 13 крупных месторождений бурого и каменного угля, в том числе и коксующегося. Наиболее значительная добыча высокосортного угля производится в Налайхинском районе, недалеко от Улан-Батора. Имеются угольные шахты в Тумэн-Цогто, Баин-Булаке, Ундэр-Хане, Сайн-Шанде, Дзун-Булаке и Табан-Тологое. В некоторых районах страны, в частности в Убур-Хангайском и Сухэ-Баторском аймаках, были открыты угольные шахты, которые начали обеспечивать потребность не только своих аймаков, но и некоторых соседних. Благодаря сдаче в эксплуатацию новых шахт и оснащению новой техникой старых добыча угля по республике возросла на 15.9% по сравнению с 1961 г. В районе Дархана, в бассейне р. Щарын-Гола, монгольские геологи нашли запасы высококачественного каменного угля. Здесь же обнаружены залежи железной руды, асбеста, извести и других ценных ископаемых. Для использования этих природных ресурсов в районе Дархана Селенгинского аймака строится промышленно-энергетический комплекс. В результате освоения Шарын-Гольского угольного бассейна Монголия полностью может обеспечить углем потребности народного хозяйства республики. «Цветком дружбы» называется в Монголии новый г. Дархан. В строительстве этих комплексных предприятий большую помощь Монголии оказывают страны - участники Совета экономической взаимопомощи социалистических стран. С помощью Советского Союза строятся главные объекты комплекса - угольный разрез, железнодорожная ветка, высоковольтная линия электропередач и элеватор. Здесь зарождается новый социалистический город - крупный промышленный и культурный центр страны.

С ростом топливной базы и в целом промышленности увеличивается производство электроэнергии. В большинстве аймачных центров и в госхозах работают местные электростанции. Электрификация страны способствует механизации и автоматизации производства.

Потребление электроэнергии увеличится в 1965 г. в 3.5 раза по сравнению с 1960 г., а средний годовой прирост мощности электростанций - на 28%. В 1961 -1965 гг. будет проведено пятое расширение Улан-Баторской ТЭЦ, построена Толгойтинская электростанция близ Улан-Батора. Намечается строительство электростанций в Селенгинском, Баян-Улэгэй- еком и других аймаках, а также в Дзунхаре и Хархорине. Мощность электростанций в стране увеличится в 1.7 раза, а сельских дизельных электростанций - в 2 раза.

Появилась нефтяная промышленность, совершенно новая отрасль индустрии, о существовании которой не могли знать в дореволюционной Монголии. В Восточной Гоби в последнее время создан крупный нефтяной промысел. Здесь вырос молодой белокаменный город нефтянников - Дзунбаян, с культурно-бытовыми объектами и даже с плавательным бассейном. В настоящее время Монголия производит около половины потребляемого в стране бензина. Нефтяная промышленность удовлетворяет значительную часть потребностей страны.

Горнодобывающая промышленность МНР дает золото, марганец, вольфрам, магнитный железняк, свинец, горный хрусталь, бирюзу и другие цветные и драгоценные металлы, различные соли и т. д. На месте богатых залежей полезных ископаемых строятся горнорудные предприятия. Монголия экспортирует вольфрам, плавиковый шпат, редкие и цветные металлы и т. д.

Металлообрабатывающая промышленность МНР представлена механическим заводом с чугунолитейным цехом. Завод выпускает культиваторы, окучники, транспортные и конные грабли, чугунное литье.

В республике добываются мрамор, известняк, асбест, гипс, минеральные краски. На базе этих сырьевых ресурсов развивается промышленность строительных материалов. За последние годы сдано в эксплуатацию несколько заводов по производ- " ству извести, цемента, шифера, кирпича и других строительных материалов, в том числе домостроительный комбинат в Сухэ-Баторе, комбинат крупнопанельного домостроения в Улан-Баторе, стекольный завод в Налайхе, Толгойтинский кирпичный завод, кирпичный, железобетонный заводы в Улан-Баторе. Успешно работает первый в стране стекольный завод, который выпускает посуду техническую и бытового назначения, а также художественное стекло, вазы и другие изделия. В цехах широко применяется комплексная механизация. Завод оборудован современной техникой. В 1960 г. промышленность стройматериалов МНР выпустила столько продукции, сколько ее было получено за все предыдущие пятилетки Следует отметить, что промышленность строительных материалов играет важную роль в переходе монголов на оседлость. С каждым годом все больше строится благоустроенных домов, школ, больниц, культурно-бытовых учреждений в монгольских городах и х^допах.

Техническая оснащенность всех промышленных предприятий непрерывно улучшается, в чем большую помощь Монголии оказывают Советский Союз и другие страны социализма.

Развитие промышленности в Монгольской Народной Республике влекло за собой возникновение и развитие рабочего класса. Как указывалось выше, к началу революции в феодальной Монголии основными классами являлись светские и духовные феодалы и крепостные араты.

Монгольский рабочий класс зародился лишь в условиях народно- демократического этапа революции. Он складывался под руководством Монгольской народно-революционной партии на предприятиях, где господствовала социалистическая собственность на средства производства. Поэтому его возникновение сопровождалось рядом особенностей, отличных от возникновения рабочего класса в условиях буржуазного общества. Монгольский рабочий класс не знал капиталистической эксплуатации, он формировался как носитель социалистических производственных отношений. Развиваясь в содружестве с трудовыми аратами, он стал ведущей силой в борьбе монгольского народа за постепенный переход к социализму.

На формирование монгольского рабочего класса благотворное влияние оказывал и советский рабочий класс. Монгольские национальные кадры рабочих готовились различными путями. С одной стороны, они приобретали опыт и знания на своем производстве, работая непосредственно под руководством советских мастеров, обучались в специальных кружках и технических учебных заведениях МНР, с другой - многие рабочие, инженеры и техники получали и получают образование в Советском Союзе. За последние годы важную роль в подготовке национальных кадров рабочих стали играть открытые при крупных предприятиях и организациях учебные комбинаты. Так, в 1951 г. такой комбинат был организован при

Улан-Баторской железной дороге; задачей его является подготовка кадров железнодорожников разных специальностей. В 1954 г. открыт учебный комбинат при нефтяных промыслах Зунбаина в Восточно-Гобийском аймаке. Распространенной формой обучения рабочих, а также повышения их квалификации без отрыва от производства являются кружки техминимума и повышения квалификации, организуемые на предприятиях. Монгольские рабочие также изучают опыт рабочих других социалистических стран.

В стремлении повысить экономическую мощь родины рабочие соревнуются за лучшее выполнение производственных планов, борются за рационализацию производственных процессов, за экономию материалов и средств.

Торговля

Успехи в области промышленного и сельскохозяйственного производства способствовали росту товарооборота, который осуществляется по преимуществу государственными и кооперативными организациями.

До 1921 г. внутренняя и внешняя торговля в Монголии находилась почти полностью в руках иностранных капиталистов; еще в 1927 г. удельный вес иностранных фирм в общем обороте достигал 67%; к началу 1930 г. иностранные фирмы были уже вытеснены с монгольского рынка. С этого времени как внутренняя, так и внешняя торговля стала находиться в основном в руках монгольских организаций, хотя вместе с тем допускалась и частная торговля. В 1951 г. удельный вес частной торговли не превышал 6% объема организованной торговли. Кооперативная торговля в республике осуществляется потребительской и промысловой кооперацией. Количество пайщиков кооперации достигает 250 тыс.

С каждым годом увеличивается объем внешней торговли республики. МНР вывозит скот, мясо, шерсть, кожу, пушнину, масло, некоторые виды полезных ископаемых. Из-за границы МНР получает промышленное оборудование, сельскохозяйственные машины, средства транспорта и связи, чай, сахар, табак, ткани и др. Главное место во внешней торговле МНР занимает Советский Союз. За последний период развиваются экономические связи со всеми социалистическими и многими капиталистическими государствами.

В 1952 г. МНР участвовала в Международном экономическом совещании в Москве, неоднократно принимала участие в международных ярмарках в Лейпциге и Пловдиве.

Транспорт и связь

До революции в Монголии транспорт и связь были развиты очень слабо. Бычья упряжка, вьючные верблюды и лошади были единственным видом транспорта. Служебная связь с аймаками и сомонами осуществлялась через уртоны - почтовые станции. Последние располагались на расстоянии 30-40 км друг от друга. До революции араты бесплатно предоставляли для уртонов лошадей, бесплатно перевозили феодалов, лам и чиновников, также бесплатно содержали их. Это было одной из тяжелых повинностей. Все аратские хозяйства, платящие государственный скотоводческий налог, привлекались к уртонной повинности. В 1949 г. правительством МНР эта повинность была совсем отменена. Перевозка государственных служащих осуществляется за счет государства.

В настоящее время созданы все современные виды транспорта и связи. Гужевой и вьючный транспорт, являвшийся до недавнего времени основным средством связи, сейчас носит подсобный характер. Регулярное автомобильное и воздушное Сообщение связывает все важнейшие районы страны. Имеется широкая сеть асфальтированных и грунтовых дорог, сооружены и сооружаются автомобильные и железнодорожные мосты. Во всех аймаках созданы автотранспортные базы, ремонтные мастерские, пункты снабжения и т. п. Автопарк страны насчитывает примерно 10 тыс. машин. На каждые 100 человек в МНР приходится больше машин, чем в некоторых капиталистических странах, а грузовых автомобилей на душу населения в 3.7 раза больше, чем в Иране, и в 15.5 раза больше, чем в Пакистане.

Развивается воздушный транспорт Монголии. В этом очень большую помощь оказал и оказывает Советский Союз. Сейчас создан гражданский авиафлот МНР, который обслуживает почтово-пассажирские перевозки между всеми аймаками и Улан-Батором. Монгольские летчики обслуживают международные трассы, соединяющие Улан-Батор с Москвой и столицами других стран. Улан-Баторский аэропорт принимает современные воздушные лайнеры, типа ИЛ-18 и др.

В 1956 г. вступила в эксплуатацию Трансмонгольская железнодорожная магистраль, которая связывает МНР с Советским Союзом и Китаем. По линии Трансмонгольской железной дороги возникли и строятся новые промышленные предприятия, города, поселки. Эти изменения особенно заметны в пустыне Гоби. Общая длина железных дорог в МНР составляет около 2000 км. Железные дороги МНР работают на тепловозной тяге. В конце 1960 г. на железные дороги приходилось 42% всех внутренних и внешних перевозок МНР.

Судоходство в стране развито слабо, из большого количества рек и озер оно имеется лишь на оз. Хубсугул (Косогол), на р. Селенге и частично ее притоке Орхоне. На водный транспорт приходится в среднем 7ю часть общего грузооборота. Он осуществляет главным образом внешнеторговые грузовые перевозки.

В Монголии есть все современные средства связи. Сдан в эксплуатацию ряд телефонных станций, устаревшие системы заменяются более современными. Вводится в действие автоматическая телефонная станция на 10 тыс. абонентов. Аймачные центры связаны со столицей и между собой телеграфом и телефоном. Телефонизированы и радиофицированы госхозы и СХО. Намечена сплошная радиофикация страны. В 1960 г. в Улан-Баторе сдана в эксплуатацию мощная центральная радиовещательная станция МНР, построенная при братской помощи Советского Союза. Она одновременно передает программы монгольского радиовещания на длинной волне и на коротких волнах. Создано Монцамэ - Монгольское телеграфное агентство.

Таким образом, транспорт и связь стали самостоятельной и новой для Монголии отраслью народного хозяйства, они занимают по техническому оснащению и энерговооруженности труда одно из первых мест. Быстрый рост всех отраслей промышленности вызовет дальнейшее развитие всех видов транспорта и связи. Общий объем грузооборота по всем видам транспорта увеличится за пятилетие на 90%, в том числе по железной дороге - на 11.5%, автотранспорту - в 2.9 раза, воздушному транспорту - в 1.6 раза.

Однако новые средства передвижения пока не уничтожают местного, выработанного долголетней историей монгольского народа гужевого и верхового передвижения, приспособленного к природным условиям страны.

Лошадь, бык, верблюд продолжают играть большую роль как верховые и вьючные животные, а также в отдельных районах, преимущественно в центральной и восточной частях страны, используются для запряжки в двухколесные телеги. Все монголы - мужчины, женщины и дети - великолепные наездники.

Прежде перевозка грузов в основном производилась только на быках и верблюдах. Быки впрягались в двухколесные деревянные телеги весьма примитивного устройства, в которых совершенно отсутствовали железные части; на верблюдах груз перевозился вьюками, запряжка их в телеги практиковалась лишь в некоторых районах восточной части страны.

Население обычно передвигалось по стране верхом, для чего служили в первую очередь лошади, использовались также быки и верблюды. Приучение лошадей к запряжке началось только после революции, причем здесь еще долгое время наблюдались остатки издавна сложившихся традиций особого почтительного отношения к лошади. Так, например, в телегу с запряженной лошадью хозяин предпочитал не садиться, а шел пешком рядом или ехал верхом на другой лошади. Новые средства передвижения, как указано выше, не уничтожают местного, выработанного долголетней историей монгольского народа гужевого и верхового передвижения. Особенности материальной культуры как результат многовекового опыта монгола-кочевника здесь выступают еще очень сильно. Они выражаются в устройстве вьючных и верховых седел, телег, в способах заседлывания и вьючения животных и др.

Вьючное седло (янгирцаг) для коня и быка состоит из двух досок, соединенных между собой двумя массивными деревянными дужками. Доски и дужки про- сверлены и сшиты тонкими ремешками. Подпруга перекидывается через седло, и для неэ на досках вырезаны неглубокие выемки. К концам задних досок прикрепляется потфея (подхвостник). На спину животного сначала накладывается войлочный подседельник (токум), а поверх него укрепляется седло. Для верблюдов употребляется другая форма седла. Сначала для предохранения спины верблюда от стирания и ранения его горбы окутываются войлоком, к бокам прикладываются подушки (хом), набитые шерстью, и затем все это прижимается палками. Для укрепления вьюка на седле верблюда, его, дергая за поводок, заставляют лечь на землю.

В центральных и восточных районах верблюдов впрягают в двухколесные телеги, для этой цели употребляется специальное войлочное седло-хомут, которое надевается на передний горб верблюда.

При длительных переходах по песчаным и покрытым галькой местам подошвы верблюдов трескаются; в таких случаях верблюдов кладут на бок, связывают им ноги и подушкообразные подошвы ног подшивают кожей с помощью длинной кривой иглы.

Посольство РФ в Монголии
Mongolia-trade.org/ - Сайт монгольского торгового представительства
News.mn/ - Инфо-портал Монголии
Infopol.ru Новости Монголии - Улан Уде (ru)
Mongolia-tourizm-planet.blogspot.com/ - Туризм Монголии
Mol.mn/ - Монголия Он-лайн (en)
OWC.org.mn/ - Монгольское Национальное Управление по туризму (en)

Монго́лия (монг. Монгол Улс) - государство в Восточно-Центральной Азии . Граничит с Россией на севере и с Китаем на юге, не имеет выхода к морю.

Природные условия:
Монголия представляет собой плато , приподнятое на высоту 900-1500 м над уровнем моря. Над этим плато возвышается ряд горных массивов и хребтов. Самый высокий из них - Монгольский Алтай, протянувшийся на западе и юго-западе территории страны на расстояние 900 км.
Реки Монголии рождаются в горах. Большинство из них - верховья великих рек Сибири и Дальнего Востока, несущих свои воды в сторону Северного Ледовитого и Тихого океанов. Самые крупные реки страны - Селенга (в границах Монголии - 600 км), Керулен (1100 км), Онон (300 км), Халхин-гол, Кобдо и др.
В Монголии насчитывается свыше тысячи постоянных озёр и гораздо большее количество временных, образующихся в период дождей и исчезающих в период засухи.

Климат:
В Монголии резко континентальный климат с суровой зимой и сухим жарким летом. Температура колеблется от минус 25° С - 35° С зимой до плюс 25° С - 35° С летом. Улан-Батор - одна из самых холодных зимних столиц в мире: самый холодный месяц - январь. Самый тёплый месяц - июль.

Полезные ископаемые:
Несмотря на изобилие месторождений полезных ископаемых , их разработка по-прежнему ограничена.
В Монголии имеются 4 месторождения бурого угля (Налайха, Шарынгол, Дархан, Баганур). На юге страны в районе горного массива Табан-Толгой обнаружен каменный уголь.
Давно известны и разрабатываются средние по запасам месторождения вольфрама и плавикового шпата. Медно-молибденовая руда, найденная в Горе Сокровищ (Эрдэнэтийн овоо) привела к созданию горно-обогатительного комбината, вокруг которого был выстроен город Эрдэнэт.
Монголия богата пушным зверьем (особенно много сурков-тарбаганов, белок, лисиц). В озерах и реках северных районов ведется рыболовный промысел.
В настоящее время Монголия занимает 10 место в мире по запасам угля. По оценке министерства минеральных ресурсов и энергетики Монголии общие разведанные запасы угля в стране составляют 150 млрд тонн.

Промышленность:
Одно из главных составляющих ВВП составляет горнорудная промышленность и производство кашемира.
Значительное число предприятий обрабатывающей промышленности сосредоточено в Улан-Баторе, а в городе Дархан к северу от столицы расположен угледобывающий, чугунолитейный и сталеплавильный комплекс.
Монголия производит более тысячи наименований промышленных и сельскохозяйственных продуктов, большая часть которых потребляется внутри страны, на экспорт идут меха, шерсть, кожа, кожаные и меховые изделия, скот и продукты животноводства, фосфориты, флюориты, молибденовая руда.

Сельское хозяйство:
В экономике приоритетное внимание уделяется сельскому хозяйству.
Но в экономической жизни Монголии земледелие играет второстепенную роль. Различные сельскохозяйственные культуры выращиваются в северной и западной частях страны, некоторые с применением орошения земель. Главной культурой является пшеница, хотя выращиваются также ячмень, картофель и овес. Существенную роль играет заготовка сена и кормов для скота.
Пастбищное животноводство , по-прежнему, остаётся главным видом хозяйственной деятельности . На сегодняшний день Монголия находится в числе ведущих стран мира по поголовью скота в расчёте на душу населения.

Экономика:
ВВП (2006): 5.781 млрд долларов
Экспорт: медь, продукты животноводства, пух козий, шерсть
Импорт: топливо, машинное оборудование, автомобили
Основные торговые партнеры : Китай, Россия, США, Япония

Транспорт:
Общая протяженность автомобильных дорог в 2002 году - 49 256 км.
В 2004 году в стране было 36 аэропортов. Из них 11 имеют взлётную полосу с твёрдым покрытием.

  • Авиакомпания Ульгий-Транс
  • Авиакомпания Аэро Монголиа
    Воздушные трассы связывают Монголию с Россией, Китаем, Вьетнамом, Японией.
    Протяжённость водных путей - 580 км.
  • Озеро Хубсгул (Khovsgol) - 135 км.
  • река Селенга - 270 км.
  • река Орхон - 175 км.
    Монгольская железная дорога соединяет две великие державы, Россию и Китай. Это кратчайший путь, соединяющий Азию и Европу.
    Общая протяжённость железных дорог Монголии на 2004 год - 1810 км.
    (РЖД недавно приобрела 50 проц. пакет акций УБЖД - 2008)

    Крупные предприятия:

  • Petrovis LLC

    Туризм:
    Новая отрасль - туризм - на подъеме . Отелей нигде, кроме столицы, монголы не строят - это дорого и не экзотично. Поэтому весной в особенно прекрасных уголках Монголии возникают турбазы, состоящие из пары десятков юрт, осенью так же мгновенно исчезают. Около 9 миллионов человек монголов живут вне Монголии, в том числе св. 5,8 млн - в Китае, св. 1 млн - в России: 180 тыс. калмыков, 67 000 алтайцы...

    Внешняя торговля:
    Сегодня основными статьями монгольского экспорта являются сегодня минералы и металлические руды, а также продукты животноводства. В страну ввозятся в основном машины и оборудование, нефтепродукты, потребительские товары.

    Членство в международных организациях:
    Монголия является членом ООН, МОТ, ВОЗ и других международных организаций.

    Образование:
    С 2007 года русский язык является обязательным к изучению во всех школах. Обучение ведётся на монгольском языке. В средних школах изучают традиционную монгольскую письменность. В Баян-Улэгэйском аймаке изучают казахский язык.

  • ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ

    ЭКОНОМИКА МОНГОЛИИ

    Монголия - аграрно-индустриальная страна. Монголия на сегодняшний день ведет торговлю с более 80 странами мира. Товарооборот составляет более 2 млрд. долларов США. Если до 90-х годов во внешней торговле Монголии 90% занимала торговля с СССР, то сегодня более 40 % составляет торговля с Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, а оставшуюся часть занимает торговля с такими высокоразвитыми странами, как Япония, США, Южная Корея, Швейцария.

    По итогам III квартала 2005 г. общий товарооборот внешней торговли Монголии составляет 1,27 млрд. долларов США, что на 11.6% больше чем за аналогичный период 2004 г. Импорт возрос на 150.6 млн. долларов США.
    Монголия экспортирует товары и сырье в 60 стран мира, из них 50.8% - в КНР, 13.8% –в Канаду, 10.1% - в США. 45.2% всего экспорта занимают полезные ископаемые и продукция горнорудной промышленности, 21.5% составляют швейные и трикотажные изделия, 25.6% - драгоценные и полудрагоценные металлы, 3.7 %- кожсырье и изделия из него.
    Монголия импортирует более 90 % нефтепродуктов из России, а оставшуюся часть - из Китая и Казахстана.

    Монголия как член Всемирной Торговой Организации в марте 2005 года представила на обсуждение членам этой организации свою торговую политику, которая является довольно либеральной. В 2002 году Правительство Монголии установило единые пятипроцентные таможенные ставки на большинство импортируемых товаров. Для дальнейшего развития внешней торговли Монголии важное значение имеет решение Евросоюза о включении Монголии, как развивающейся страны с уязвимой экономикой и как страны, не имеющей выхода к морю, в программу GSP+. Таким образом, с 1 июля 2005 года монгольские товары стали ввозиться на европейский рынок без таможенных пошлин.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИКИ МОНГОЛИИ

    Экономическая деятельность Монголии традиционно основывалась на сельском хозяйстве и животноводстве. В Монголии также имеются обширные месторождения минерального сырья - добыча меди, каменного угля, молибдена, олова, вольфрама и золота составляет значительную часть промышленного производства. Советская помощь, ранее составлявшая до трети ВВП, прекратилась после распада СССР. В монгольской экономике наступил длительный спад, усугубляемый нежеланием Монгольской народно-революционной партии (МНРП) проводить кардинальные экономические реформы. Правительство Демократической коалиции встало на путь рыночной экономики, ослабило контроль над ценами, осуществило либерализации внутренней и внешней торговли и предприняло попытки перестройки банковской системы в энергетического сектора. Были предпринято крупные программы приватизации, реализованы меры стимулирования иностранных инвестиций (международные тендеры на продажу компании по торговле нефтепродуктами, крупнейшей компании по производству кашемира и банков). Ход реформ был замедлен в результате сопротивления бывшей коммунистической МНРП и политически нестабильности, порожденной частой сменой правительств Демократической коалиции (сменилось четыре правительства). За кризисом в 1996 г., вызванным рядом природных бедствий и снижением мировых цен на медь и кашемир, в 1997-99 гг. последовал экономический рост. В августе и сентябре 1999 г. экономика Монголии пострадала от временного запрета России на экспорт нефти и нефтепродуктов. В 1997 г. Монголия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО). На последней встрече Консультативной группы в Улан-Баторе в июне 1999 г. зарубежные доноры приняли решение выделять Монголии $300 млн в год.

    Тем временем эксперты Renaissance Capital назвали экономику Монголии самой быстрорастущей в мире. Благодаря огромным запасам минерального сырья, разработка которых только начинается, и развитию банковской системы. ВВП Монголии в долларовом выражении удвоится к 2014 году, полагают аналитики. Они отметили, что Монголия готовится к тому, чтобы стать новым азиатским тигром, а не очередным источником сырья в Центральной Азии" об этом пишет Информационное агентство СА NEWS. (22.12.2009)

    Природные ресурсы Монголии. Несмотря на изобилие месторождений полезных ископаемых, их разработка по-прежнему ограничена. В Монголии имеются 4 месторождения бурого угля (Налайха, Шарынгол, Дархан, Баганур). На юге страны в районе горного массива Табан-Толгой обнаружен каменный уголь, геологические запасы которого исчисляются миллиардами тонн. Давно известны и разрабатываются средние по запасам месторождения вольфрама и плавикового шпата. Медно-молибденовая руда, найденная в Горе Сокровищ (Эрдэнэтийн овоо) привела к созданию горно-обогатительного комбината, вокруг которого был выстроен город Эрдэнэт. Нефть в Монголии была обнаружена в 1951, после чего в Сайн-Шанда – городе к юго-востоку от Улан-Батора, недалеко от границы с Китаем, был построен нефтеперерабатывающий завод (в 1970-е годы добыча нефти прекратилась). Возле озера Хубсугул обнаружены гигантские залежи фосфоритов и даже началась их добыча, однако вскоре, из-за соображения экологии все работы были сведены к минимуму. Еще до начала реформ в Монголии с помощью СССР небезуспешно велись поиски цеолитов – минералов алюмосиликатной группы, которые находят применение в животноводстве и земледелии в качестве адсорбентов и биостимуляторов.

    Трудовые ресурсы Монголии. Трудоспособного населения в 2003 году - 1,488 млн человек. Структура занятости: сельское хозяйство/животноводство - 42 %, горно-добывающая - 4 %, производство - 6 %, торговля - 14 %, услуги - 29 %, частный сектор - 5 %, иное -3,7 %.

    На ноябрь 2009 года в Монголии зарегистрировано около 40 тысяч безработных. Это на 10 тысяч больше, чем в прошлом году. И рекордная цифра для последних 5-ти лет. Эти данные озвучили сотрудники Управления трудоустройства и социальных услуг Монголии. По данным Управления, на биржу труда работодателями было выставлено более 50-ти тысяч рабочих мест, из них - 57 процентов, вакансии, не требующие специализации, в основном вспомогательного рода.

    Рыночные преобразования в экономике в 1990–2000–х годах

    Экономическая система Монголии накануне начала рыночных реформ. Выбор «шоковой» модели реформирования. Основные направления экономических преобразований. Либерализация хозяйственной деятельности, освобождение цен. Институциональные преобразования; приватизация государственной и кооперативной собственности. Финансовая стабилизация. Роль государства в экономике современной Монголии. Первые результаты реформ, их воздействие на экономику и социальную сферу. Перспективы углубления рыночных реформ.

    СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО МОНГОЛИИ

    Сельское хозяйство всегда составляло основу экономики Монголии. В условиях перехода к рынку его значение увеличилось. В нем занято 50% населения страны (в 1950 г. – около 80%), оно дает более 40% ВВП. По поголовью скота на душу населения мы занимаем 3-е место в мире, уступая только Австралии и Новой Зеландии.

    До начала 40-х годов, когда промышленность сформировалась в самостоятельную сферу, сельское хозяйство являлось единственной отраслью материального производства в стране. Еще в 1950 г. в нем производилось 60% национального дохода. Далее его доля сокращалась: в 1970 г. – до 25%, в 1975 г. – до 22,4% . В настоящее время она несколько выросла – почти до 30%. При этом свыше 50% экспортной продукции приходится на сельскохозяйственное сырье, а с учетом изделий из него – свыше 70%.

    Уровень и темпы развития сельского хозяйства во многом определяют важнейшие народнохозяйственные пропорции. От его состояния полностью зависят такие традиционные отрасли промышленности, как легкая и пищевая, поскольку затраты на сельскохозяйственное сырье составляют основную часть их издержек производства.

    Пастбищное животноводство по-прежнему остаётся главным видом хозяйственной деятельности. На сегодняшний день Монголия находится в числе ведущих стран мира по поголовью скота в расчёте на душу населения (приблизительно 12 голов на одного человека).

    В экономической жизни Монголии земледелие играет второстепенную роль. Для исправления создавшегося положения правительство разработало и начало реализацию программ “Возрождение земледельческого производства” (Целина-3) и “Зеленая революция”.

    ПРОМЫШЛЕННОСТЬ МОНГОЛИИ

    Общая характеристика промышленности. Специфические особенности индустриализации Монголии. Этапы развития промышленности. Кадры промышленности. Соотношение добывающей и обрабатывающей промышленности. Динамика основных показателей развития промышленности. Эффективность промышленного производства.
    Отраслевая структура промышленности. Нынешнее состояние и тенденции развития основных отраслей.
    Воздействие рыночных реформ на промышленность Монголии. Роль внешней помощи в развитии промышленности. Перспективы развития промышленности.

    Промышленный рост - 4,1 % в 2002 году.

    Производство электроэнергии в 2005 году - 3,24 млрд кВт·ч.
    Потребление электроэнергии - 3,37 млрд кВт·ч.
    Экспорт электроэнергии - 18 млн кВт·ч.
    Импорт электроэнергии - 130 млн кВт·ч.

    Значительное число предприятий обрабатывающей промышленности сосредоточено в Улан-Баторе, а в городе Дархан к северу от столицы расположен угледобывающий, чугунолитейный и сталеплавильный комплекс. Первоначально в основе местной промышленности лежала почти исключительно переработка животноводческого сырья, и главными видами выпускаемой продукции были шерстяные ткани, войлок, изделия из кожи, пищевые продукты. Множество новых промышленных предприятий появилось в Монголии после окончания Второй мировой войны – особенно в 1950-е годы и начале 1960-х годов, когда страна получала значительную финансовую помощь от Советского Союза и Китая. В 1980-е годы местная промышленность обеспечивала примерно 1/3 национального продукта Монголии, тогда как в 1940 – лишь 17%. После окончания Второй мировой войны в общем объеме промышленного производства существенно возросла доля тяжелой промышленности. Городов с предприятиями общегосударственного значения насчитывается свыше двух десятков: кроме уже названных Улан-Батора и Дархана, самые крупные – Эрдэнэт , Сухэ-Батор, Баганур , Чойбалсан . Монголия производит более тысячи наименований промышленных и сельскохозяйственных продуктов, большая часть которых потребляется внутри страны, на экспорт идут меха, шерсть, кожа, кожаные и меховые изделия, скот и продукты животноводства, фосфориты, флюориты, молибденовая руда.

    КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

    Динамика капиталовложений в экономику Монголии. Структура капиталовложений по отраслям экономики. Материальная база и кадры строительства. Роль внешней помощи в развитии капитального строительства. Основные формы помощи.

    ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ

    В 1915 году монгольский император Богд VIII Жавзандамба впервые издал указ, обращённый министру Великого Хурала и членам Хурала, о развитии горно-добывающей промышленности и строительстве железной дороги.

    Создание современных видов транспорта после революции 1921 г. Динамика грузооборота и пассажирооборота транспорта. Состояние и тенденции развития основных видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного). Перспективы развития транспорта. «Дорога тысячелетия». Основные виды связи в современной Монголии (почтовая, телефонная, телеграфная, радио– и телевизионная связь). Развитие мобильной связи и Интернета.

    ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА МОНГОЛИИ

    Основные звенья финансовой системы современной Монголии и ее роль в развитии экономки. Государственный бюджет, соотношение центрального и местных бюджетов. Структура доходов и расходов бюджета.
    Валютно–денежная система. Национальная валюта – тугрик – и ее курс по отношению к другим валютам. Валютное регулирование.
    Кредитная система. Формирование и развитие двухуровневой банковской системы. Роль и функции Центрального банка. Развитие сети коммерческих банков. Кредитные и депозитные операции банков. Формирование страховой системы. Проблемы и трудности в развитии кредитной системы в период рыночных реформ.

    ВНУТРЕННЯЯ ТОРГОВЛЯ

    Основные формы внутренней торговли. Государственная, кооперативная и частная торговля, их соотношение. Оптовая и розничная торговля. Цены внутренней торговли, проблема инфляции. Динамика и структура внутреннего товарооборота.

    ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ

    Разнообразие подходов к экономическому районированию Монголии. Концепция зонального развития Монголии (2002 г.). Основные экономические зоны и их производственная специализация. Взаимосвязь отраслевой и территориальной структуры экономики.

    ЖИЗНЕННЫЙ УРОВЕНЬ НАСЕЛЕНИЯ

    Жизненный уровень и социальное обеспечение в социалистической Монголии. Резкое падение жизненного уровня в начальный период рыночных реформ. Динамика реальных доходов населения в последние годы. Социальная дифференциация населения. Проблема бедности и попытки ее решения. Проблема занятости; динамика и структура безработицы. Роль государства в решении социальных проблем.

    ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

    Общий товарооборот во внешней торговле за первое полугодие 2008 года составил 2 971.3 млн. долларов США, в том числе экспорт 1 276.3 млн. долларов, импорт - 1 695.0 млн. долларов. Дефицит составил 418.7 млн. долларов США, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше на 386.5 млн.долларов США. Общий товарооборот по сравнению с аналогичным периодом 2007 года вырос на 74.3%, экспорт - на 52.6%, импорт - на 95.2%. На отрицательное сальдо внешней торговли существенно повлиял рост импорта, который больше на 42.6 пункта от объема экспорта.

    Главный импорт. Импорт в основном составляют нефтепродукты, оборудование и запчасти, транспортные средства, металлы, химикаты, строительные материалы, продукты питания и потребления.

    В 2004 году импорт составлял $1 млрд.
    В 2005 году импортные товары поступали из: Россия - 34,5 %, Китай - 27,4 %, Япония- 7,1 %, Южная Корея - 5,3 %.

    В общем объеме импорта минеральная продукция выросла на 196.4 млн.долларов, целлюлоза, бумага, картон и изделия из них - на 189.2 млн. долларов, транспортные средства - на 133.7 млн.долларов, автомобили, электрооборудование, телевизоры, запчасти - на 92.3 млн.долларов, металлургические изделия - на 68.1 млн.долларов, продовольственные товары - на 37.2 млн.долларов.

    Главный экспорт. Главный монгольский экспорт составляют: минералы (медь, молибден, олово, шпатовый концентрат), сырьевые материалы животного происхождения (шерсть, кашемир, кожа, мех), товары потребления (кожа, овчина, кожаные изделия, ковры, кашемир, верблюжий трикотаж, одеяла из шерсти и кашемира). Недра страны богаты минеральными ресурсами, включая обширные залежи угля, железной руды, олова, меди, урана, нефти, цинка, молибдена, фосфора, вольфрама, золота, флюорита и полудрагоценных камней.

    В 2004 году экспорт составил $853 млн.
    В 2005 году экспорт направлялся в: Китай - 48,1 %, США - 14,2 %, Канада - 11,6 %, Великобритания- 8,3 %, Южная Корея - 6,2 %.

    Экспорт минерального сырья, составляющего основную экспортную статью, по сравнению с аналогичным периодом 2007 года возрос на 245.9 млн. долларов США, драгоценных и полудрагоценных камней, металлов и украшений - на 175.4 млн.долларов, продукции химических предприятий - на 22.1 млн.долларов США, сырья, переработанных кожи, пушнины и изделий из них - на 1.9 млн.долларов. Однако экспортные поставки трикотажной продукции уменьшились на 7.8 млн. долларов, металлургической продукции - на 3.4 млн.долларов.

    Фактический объем экспорта медного концентрата по сравнению с 2007 годом снизился на 0.6 процента или на 8.2 тыс. тонн, а в ценах возрос на 27.1 %.

    Основные формы внешнеэкономических связей современной Монголии. Динамика, структура и география внешней торговли. Экспорт и импорт отдельных товаров. Организация внешней торговли.

    Кредитная и безвозмездная помощь внешнего мира Монголии. Распределение внешней помощи по отраслям экономики. Организация стран–доноров Монголии и ее деятельность. Роль внешней помощи в развитии экономики и социальной сферы.

    Сотрудничество Монголии с основными внешнеэкономическими партнерами. Важнейшие направления монголо–российского экономического сотрудничества и его роль в развитии монгольской экономики. Участие Монголии в международных экономических организациях (МВФ, Всемирный банк, АзБР и др.).

    • Улаанбаатар, Монголия, /МОНЦАМЭ/ За 11 месяцев с начала 2010 года Монголия осуществила внешнеторговые операции со 130 странами мира. Общий товарооборот составил 5 421.8 млн. ам. долларов, из этого объем экспорта составляет 2 550.6 млн. долларов, импорта - 2 871.1 млн. долларов.
      По сравнению с тем же периодом прошлого года объем внешнеторгового оборота вырос на 1 831.4 млн. долларов, или на 51.0%, из этого объем экспорта увеличился на 872.3 млн. долларов, или на 52.0%, а объем импорта - на 959.0 млн. долларов, то есть на 50.2%.
      Отрицательное сальдо баланса внешней торговли за январь-ноябрь 2010 достигло 320.5 млн. долларов, что против аналогичного периода прошлого года есть увеличение на 86.8 млн.долларов, или на 37.1%.
      94.8 процента всех видов экспортной продукции составляют минресурсы, трикотаж и трикотажные изделия, драгоценные и полудрагоценные металлы и ювелирные изделия.
      Г.Батцэцэг
    ВВП

    По паритету покупательной способности $5,781 млрд в 2006 году. Прирост ВВП 7,5 %.

    Сельское хозяйство - 20,6 %.
    Промышленность - 21,4 %.
    Услуги - 58 %.
    Инфляция - 9,5 % (2005).

    БЮДЖЕТ 2010 ГОДА

    Бюджет Монголии на 2010-й год принят. Доходы бюджета составят 2 триллиона 426,8 миллиарда тугриков. Расходы - 2 триллиона 785,4 миллиарда тугриков. Дефицит главного финансового документа страны - более 385-ти миллиардов тугриков. Убытков не удалось избежать, несмотря на сокращение социальных затрат. (27.11.2009)

    В прошлом 2009 году валовой национальный продукт Монголии сократился на 1,6%

    Как передало МОНЦАМЭ, по предварительным данным 2009 года, валовой национальный продукт страны составил 6055.8 млрд. тугриков (47-50 тугриков = 1 рублю) в годовом исчислении или 3564.3 млрд. тугриков в ценах 2005 года. По сравнению с прошлым годом данный показатель сократился в сопоставимых ценах на 1,6%.

    Официальный индекс потребительских товаров и услуг в конце 2009 увеличился по сравнению с концом 2008 годом - на 4,2%.

    В 2009 году в ходе 255 торговых сессий на фондовой бирже Монголии оборот торговли ценными бумагами составил 23,2 млрд. тугриков. По сравнению с предыдущим 2008 годом объём торговли уменьшился на 62,8% или на 39.2 млрд. тугриков, отмечается в сообщении.