Почему разработка экономических моделей предполагает ряд допущений. Понятие экономической модели

Резюме

Графики

Индексы

Для определения уровня и динамики многих экономических показателей используются индексы.

Предположим, что нас заинтересовал вопрос о развитии жилищного строительства в России в последние годы. Статистика говорит о том, что в 1992 г. было построено жилых домов обшей площадью 41,5 млн кв. метров; в 1993 г. - 41,8 млн кв. м; в 1994 г. - 39,2 млн кв. м и в 1995 г. - 41,0 млн кв. метров. Эти данные хорошо показывают уровень жилищного строительства и говорят о том, что в 1993 г. оно выросло, в 1994 г. - сократилось, а в 1995 г. - вновь выросло, не достигнув, правда, уровня 1992 г. Но сами по себе эти данные не показывают, насколько высок темп роста жилищного строительства в 1993 г. и насколько значителен был темп его спада в 1994 г. Чтобы получить более четкую картину динамики уровня жилищного строительства, примем его в 1992 г. за 100%, тогда в 1993 г. он будет равен 100,7%; в 1994 г. - 94,5% и в 1995 г. - 98,8%. Теперь мы видим, что по отношению к уровню 1992 г. жилищное строительство в 1993 г. выросло на 0,7%, в 1994 г. сократилось на 5,5% и в 1995 г. было на 1,2% ниже, чем в 1992 г. Картина динамики жилищного строительства не исказится, если мы отбросим знак «%». В этом случае показатели уровня жилищного строительства в 1992-1995 гг. принято называть индексами, а уровень, принятый за 100 единиц, называется базовым.

Метод индексов используется при рассмотрении динамики объема выпуска продукции промышленностью и другими отраслями, потребительских расходов населения, объема экспорта и импорта товаров и т. д.

Большое значение индексный метод имеет для определения уровня и динамики цен, в частности уровня цен на потребительские товары и услуги. К. этим вопросам мы еще вернемся при рассмотрении конкретных проблем экономики.

Методы экономического анализа часто опираются на использование графиков. График представляет собой чертеж, который используется для наглядного изображения количественной зависимости одной экономической величины от гой. Он предполагает, что имеются две связанные друг с другом переменные величины. Между ними существует функциональная зависимость (например, уровня потребления от величины дохода). Эта функциональная зависимость описывается при помощи того или иного математического уравнения. Она может быть представлена и в виде числовой таблицы. Преимуществом графика является его наглядность. Построение графиков - это способ, при помощи которого геометрия как одна из областей математики служит для описания экономической модели.

Человек живет в мире ограниченных возможностей. Причина этого в том, что многочисленные и развивающиеся потребности людей безграничны, но в каждый данный момент ограничено количество ресурсов , используемых для производства всего необходимого людям.


Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности людей, называются благами. Свободные блага имеются в изобилии, и потребность в них может удовлетворить всякий, кто в них нуждается. Экономические блага находятся в обществе в ограниченном количестве и поэтому доступны не всем или доступны в таком количестве, которое не дает возможности каждому полностью удовлетворить свои потребности в данных благах.

Для производства экономических благ используют факторы производства, состоящие из трех групп: природные ресурсы, капитал и труд. Природные ресурсы включают все то, что дается природой в готовом виде и используется либо как условие производства, либо как вещество, подвергаемое переработке для производства нужного предмета потребления. Капитал - изготовленные людьми средства производства, они необходимы для производства товара или услуги. Труд - это способности человека, которые он использует для производства всего необходимого ему для жизни.

Ограниченность ресурсов ставит человека в ситуацию постоянно совершаемого выбора. Выбор связан с поисками ответов на три главных вопроса экономики: ЧТО производить? КАК производить? ДЛЯ КОГО производить? Предмет экономической науки - выбор направлений и способов использования ограниченных ресурсов для удовлетворения неограниченных потребностей людей.

Микроэкономика - это раздел экономики, изучающий поведение экономических единиц: отдельного потребителя и производителя, рынки конкретных товаров. Макроэкономика - это раздел экономики, изучающий крупномасштабные экономические явления, затрагивающие экономику в целом.

Экономисты, стремясь исследовать и обосновать закономерности экономического поведения людей, исходят из того, что субъекты экономики ведут себя рационально. Рациональность в поведении людей означает, во-первых, целенаправленность их действий, во-вторых, выбор критериев, которыми они руководствуются в стремлении достичь поставленной цели, в-третьих, определение цены совершенного выбора, которая называется альтернативной стоимостью, и, в-четвертых, соизмерение полученных доходов с осуществленными издержками.

Альтернативной стоимостью называется наилучший из отвергнутых вариантов или то, чем приходится жертвовать, сделав выбор в пользу другого. Такое определение альтернативной стоимости справедливо в той ситуации, когда, выбирая один вариант, отвергают все другие. Но если другие отвергнуть полностью нельзя, необходимо «и то и другое», то в этом случае альтернативная стоимость выступает как то количество альтернативного товара, которым приходится пожертвовать, чтобы увеличить производство товара, необходимого нам в большем количестве.

Для того чтобы понять и объяснить, как функционирует и развивается экономика, необходимо выделить из всего многообразия мелких и случайных фактов и событий самые важные, самые существенные связи и зависимости между явлениями экономической жизни. Это предполагает, что экономист должен разработать и обосновать теорию, объясняющую то, как развивается экономика.

Разработка экономической теории опирается на построение экономической модели. Экономическая модель - это упрощенное описание экономики, выражающее функциональную зависимость между двумя или несколькими переменными.

В своих исследованиях экономисты опираются на статистический материал. Анализируя экономику, необходимо иметь в виду, что экономические величины имеют неодинаковую размерность. Одни величины, которые представляют собой потоки (выпуск продукции, доходы и др.). имеют интервальную размерность; другие величины, представляющие собой запасы (фонды), например капитал, стоимость домашнего имущества и т.д., имеют моментную размерность.

Анализ экономики требует различать номинальные и реальные показатели. Он опирается на использование индексов, дающих наглядную картину динамики экономических величин.

? Контрольные вопросы и задания

1. Назовите причины, вызывающие рост потребностей людей. Что означает в данном случае «рост», только ли количественные зменения потребностей?

2. Чем отличается понятие «ресурсы» от понятия «факторы производства»?

3. Перечислите все виды доходов, которые получаю! владельцы факторов производства.

4. Охарактеризуйте фундаментальные проблемы экономики. Почему они стоят перед любым обществом независимо от уровня его экономического развития?

5. Приведите примеры рационального и нерационального поведения человека.

6. Местные органы власти выделили деньги для строительства в районе детского досугового центра. Что может быть альтернативной стоимостью детского центра?

7. Всем известно, что футбол гораздо менее необходим людям, чем еда или сталь. Тем не менее профессиональным футболистам платят гораздо больше, чем фермерам или сталеварам. Почему?

8. В чем отличие позитивной экономики от нормативной?

9. Почему разработка экономических моделей предполагает ряд допущений, которые упрощают экономику?

Глава 2. Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика

2.1 Два способа решения фундаментальных проблем экономики

2.2 Административно-плановая система

2.3 Рынок и его функции

2.4 Кругооборот доходов в рыночной экономике

2.5 Ограниченность возможностей рынка. Смешанная экономика

Прочитав эту главу, вы узнаете:

Какими способами решаются фундаментальные проблемы экономики;

Что представляла собой планово-административная система и почему произошло ее крушение;

Что такое рынок и каковы его функции;

Как совершается кругооборот доходов в условиях рыночной экономики;

Почему не может успешно функционировать и развиваться чисто рыночная система:

Какую роль играет государство и условиях рыночной экономики и что такое смешанная экономика;

Каковы пределы вмешательства государства в рыночную экономику .

В предыдущей главе мы установили, что в любых условиях ограниченность ресурсов ставила и ставит перед обществом три фундаментальные проблемы: что, как и для кого надо производить, чтобы в наибольшей степени удовлетворить потребности людей в экономических благах. Мы выяснили, что представляют собой цена выбора (альтернативная стоимость) и кривая производственных возможностей. Но мы оставили в стороне вопрос, каким же образом решаются фундаментальные проблемы экономики? Между тем именно способ решения этих проблем определяет главные, самые существенные черты той или иной экономической системы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Курбатова М.В., Медянцева С.Г., Скрипак Е.И.

Экономика

Учебное пособие

Кемерово 2006

ББК У01 я73-5

УДК - 330.1(075.8)

К – 93

Печатается по решению Редакционно-издательского совета

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».

Рецензенты:

доктор экономических наук, доцент, профессор Л.Ю. Руди

кандидат экономических наук, доцент Г.Г. Ляскин

Курбатова, М.В., Медянцева, С.Г., Скрипак, Е.И.

К -93 Экономика: учебное пособие / ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. - 108 с.

ISBN978-5-8353-0580-3

Учебное пособие представляет собой сборник планов семинарских занятий, самостоятельных работ, проблемных вопросов и тестов по темам учебного курса «Экономика». Практикум предназначен для студентов неэкономических специальностей, изучающих курс экономической теории. Для каждой темы предусмотрены задания для самостоятельной работы, проблемные вопросы и тесты. Учебное пособие предназначено для усвоения, закрепления пройденного материала и проверки знаний. Рекомендуется для подготовки к семинарским занятиям, к зачетам и экзаменам.

ББК У01 я73-5

ISBN978-5-8353-0580-3

©.Курбатова М.В., 2006 © ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», 2007

Учебное пособие предназначено для студентов неэкономических специальностей, изучающих курс экономической теории. Практикум составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по предмету «Экономика». Все виды заданий, предложенные в пособии, могут быть использованы студентами для подготовки к семинарским занятиям, экзаменам и зачетам, как самостоятельно, так и по рекомендации преподавателя. Материал учебного курса разбит на 19 тем. В учебном пособии по каждой теме предложены план изучения, задания для самостоятельной работы, вопросы и тестовые задания. При выполнении заданий необходимо использовать учебники в соответствии с предложенным списком литературы. Поиск необходимого материала следует осуществлять самостоятельно в соответствующих разделах учебника.

Выполнение заданий практикума имеет большое практическое значение для освоения материала по курсу «Экономика». Чтение материала соответствующей главы учебника по теме не может быть достаточным, чтобы считать материал освоенным в полной мере. Следующим важным шагом является проверка правильности понимания пройденного материала, закрепление полученных знаний и их применение к решению экономических задач, к анализу конкретных экономических ситуаций. Решение задач, систематизация материала в виде таблиц, анализ проблемных ситуаций необходимы для того, чтобы расширить экономический кругозор студентов и развивать их экономическое мышление.

Хотя ни один учебник и практикум не могут дать готовых ответов на все экономические вопросы, выполнение предложенных заданий поможет студентам овладеть многими навыками. Они смогут получить знания, необходимые для того, чтобы решать экономические задачи в типичных, стандартных ситуациях, сделать первые шаги в овладении методами экономических расчетов и экономического оценивания. Выполнение предложенных в практикуме заданий подготовит к решению наиболее сложных экономических проблем и анализу экономических ситуаций, позволит привлечь внимание студентов к дальнейшему более глубокому изучению экономической теории.

    Прежде чем приступить к выполнению самостоятельной работы, необходимо внимательно прочитать соответствующую главу учебника, разобраться в рассмотренных в ней понятиях и принципах, проверить правильность понимания материала, ответить на контрольные вопросы в конце соответствующей главы.

    Работая над материалом соответствующей темы по учебнику и практикуму, не следует забегать вперед. Содержание материала построено таким образом, что каждое последующее задание предполагает успешное выполнение предыдущего задания, а сложность последующих заданий возрастает.

    Если при выполнении задания возникают трудности, то целесообразно ещё раз вернуться к соответствующему разделу учебника или к материалу ранее пройденных тем.

    Важно помнить, что при выполнении любого задания необходимо получить правильный ответ, но ещё более важно найти правильный метод решения данной задачи, уметь доказать правильность метода её решения.

Микроэкономика Тема 1. Экономическая теория: предмет, структура, функции план:

    Экономическая теория:

а) предмет «Экономикс»;

б) микроэкономика и макроэкономика;

в) позитивная и нормативная экономика.

    Методы экономического исследования:

а) системный подход, научная абстракция;

б) экономическая модель;

в) модель экономического человека.

    Ограниченность как ключевая проблема экономики:

а) потребности людей и средства их удовлетворения;

б) виды экономических ресурсов, их ограниченность;

в) абсолютная и относительная ограниченность.

    Проблема экономического выбора.

а) экономический выбор как способ решения проблемы ограниченности ресурсов;

б) эффективность экономического выбора и проблема ее оценки; альтернативная стоимость выбора;

в) краткосрочный и долговременный аспекты выбора, производительность труда, инвестиции;

г) кривая производственных возможностей как модель экономического выбора.

Самостоятельная работа

    Постройте кривую производственных возможностей по следующим данным:

2. Покажите на графике точку X (самолетов - 2, бифштексов - 9). Как можно охарактеризовать состояние экономики в этой точке?

3. Покажите на графике точку Y (самолетов - 4, бифштексов - 11). Как можно охарактеризовать состояние экономики в этой точке?

    Введение новой технологии переработки мяса позволило при данных ресурсах увеличить максимально возможное количество выпускаемых бифштексов до 18. Покажите на графике изменение кривой производственных возможностей экономики.

    Рост рождаемости привел к увеличению численности занятых в производстве и самолетов, и бифштексов. Покажите на графике изменение кривой производственных возможностей экономики.

    Чему равна альтернативная стоимость самолета при увеличении его производства с 1 до 2 единиц? Чему равна альтернативная стоимость самолета при увеличении его производства с 3 до 4 единиц? Почему альтернативная стоимость единицы самолета не является в данном примере постоянной?

    Дайте характеристику понятиям: «товары для настоящего»; «товары для будущего».

    Предположим‚ что в парламенте страны обсуждались два варианта плана производства товаров:

    Каковы краткосрочные последствия принятия разных вариантов плана?

    Каковы долговременные последствия принятия разных вариантов плана? Проиллюстрируйте ответ графиком, показывающим изменение кривой производственных возможностей экономики.

Вопросы

    Прокомментируйте следующее утверждение: «в действительности экономические теории практичны потому, что они представляют собой абстракции».

    Может ли система абстракций (моделей) быть одной и той же при исследовании экономики разных стран и при разных ситуациях?

    Является ли экономическая теория лабораторной наукой? Какие проблемы возникают в процессе формулирования и применения экономических теорий?

    Каков критерий разделения экономической теории на две относительно самостоятельные части: микроэкономику и макроэкономику?

    Прокомментируйте утверждение: «Три экономиста при обсуждении одного вопроса имеют, по крайней мере, четыре мнения».

    «Основное для экономики: экономическая эффективность - социальная справедливость». Какое это суждение? Чем будут различаться модели?

    Объясните, как вы понимаете безграничность потребностей?

    Назовите причины, вызывающие рост потребностей людей. По каким параметрам осуществляется рост потребностей?

    Охарактеризуйте фундаментальные проблемы экономики. Почему они существуют в любом обществе, не зависимо от уровня его экономического развития?

    Как преодолевается ограниченность ресурсов? Какая новая проблема при этом возникает?

    В течение года в кафе «Улыбка» были увеличены часы работы кафе, организована продажа свежих кондитерских изделий, что привлекло значительное количество новых посетителей. Из перечисленных ниже факторов выберите те, которые привели к росту производительности труда, и те, которые связаны с увеличением интенсивности (степени напряженности труда сверх общественно нормального уровня): а) члены семьи вынуждены были работать по 10 часов в день и довольствоваться одним выходным днем; б) была закуплена новая линия по производству кондитерских изделий; в) кондитер кафе «Улыбка» прошел курс переподготовки, освоил новую технологию производства бисквита; г) были устранены многочисленные перекуры и чаепития персонала в течение рабочего дня; д) были четко разделены обязанности между работниками, а лишние работники были уволены.

    Обеспечивает ли экономически эффективная деятельность всех отдельных производителей экономически эффективное развитие общества в целом? Объясните, почему достижение всеми отдельными предпринимателями полной занятости принадлежащих им ресурсов автоматически не ведет к решению проблемы полной занятости всех экономических ресурсов общества?

    Почему разработка экономических моделей предполагает ряд допущений, которые упрощают экономику?

    Почему кривая производственных возможностей это - модель? Какую проблему иллюстрирует данная модель?

ТЕСТЫ

1. Экономику можно определить как:

а) науку о биржевом рынке;

б) науку о том, как общество решает вопросы «что, как и для кого производить»;

в) науку о том, как государство влияет на деятельность рынка;

г) науку о том, как улучшить личное финансовое положение.

2. Микроэкономика изучает:

а) деятельность и экономическое поведение индивидуальных хозяйствующих субъектов (домохозяйств, фирм);

б) функционирование национального хозяйства в целом;

в) систему социально-экономических отношений, складывающихся в процессе общественного производства и законы его развития;

г) систему экономических институтов, обеспечивающих нормальное функционирование экономики.

3. Отметьте утверждения, относящиеся к макроэкономике:

а) конкуренция среди компьютерных фирм привела к снижению цен на их продукцию;

б) курс доллара на Московской межбанковской валютной бирже достиг самой высокой отметки за неделю;

в) неблагоприятные погодные условия привели к плохому урожаю картофеля;

г) повышение цены на бензин в Литве привело к увеличению издержек в хлебопекарной промышленности этой страны.

4. К нормативной экономической теории относится следующее утверждение:

а) к сентябрю 1993 года цены на основные продовольственные товары выросли в 6 раз;

б) инфляция существенно снизила уровень жизни населения, и политика правительства должна быть направлена на её сокращение;

в) 1999-2001 гг. были для России периодом экономического подъема;

г) уровень инфляции в 2001 году составил 18,6%.

5. Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы, это:

а) инвестиции; в) потребление;

б) производство; г) редкость.

6. Капитал как фактор производства - это:

а) запас производственных благ, созданных для производства других товаров;

б) акции, облигации и другие финансовые активы, приносящие доход;

в) сети контактов и взаимоотношения, способствующие доверию и облегчающие экономические взаимодействия между людьми;

г) знания, умения, навыки человека, которые могут быть использованы в процессе производства и которые являются источником его доходов.

7. Экономическое благо - это:

а) вещь, удовлетворяющая существующие потребности и имеющаяся в ограниченном количестве;

б) вещь или услуга, удовлетворяющие какую-либо потребность;

в) вещь или услуга, удовлетворяющие какую-либо потребность и имеющиеся в ограниченном количестве;

г) вещь, удовлетворяющая существующие потребности.

8. Рост производительности труда проявляется:

а) в увеличении времени на производство единицы продукции:

б) в увеличении затрат всех производственных ресурсов на производство единицы продукции;

в) в увеличении выпуска продукции за единицу времени;

г) в сокращении выпуска продукции за единицу времени.

9. Эффективное функционирование экономической системы отражает на графике производственных возможностей:

а) точка, лежащая за пределами кривой производственных возможностей;

б) точка, лежащая внутри кривой производственных возможностей;

в) точка, лежащая на кривой производственных возможностей, в которой достигается наиболее полное удовлетворение потребностей членов общества;

г) любая точка, лежащая на кривой производственных возможностей.

10. Точка, лежащая вне границ кривой производственных возможностей, характеризует:

а) эффективное использование имеющихся ресурсов;

б) неэффективное использование имеющихся ресурсов;

в) недостижима при имеющихся технологии и объеме ресурсов;

г) эффективное, но несправедливое распределение экономических ресурсов.

Ответы: 1 б; 2 а; 3 б; 4 б; 5 г; 6 а; 7 в; 8 в; 9 г; 10 в.

Тема 2. Рыночная система

ПЛАН:

1. Основные модели координации экономической деятельности людей:

а) проблема координации экономической деятельности;

б) модели традиционной, командной, рыночной и смешанной экономики;

в) институциональные основы рыночной системы координации экономической деятельности.

2. Общественное разделение труда - экономическая основа рыночной системы:

а) специализация и кооперация труда; их влияние на эффективность экономической деятельности;

б) принцип сравнительных преимуществ;

в) обмен, механизм обмена, деньги и цены;

г) издержки экономической деятельности в условиях рыночной системы.

3. Предпринимательство и конкуренция как движущие силы рыночной экономики:

а) предпринимательство;

б) принципы принятия решений предпринимателем: альтернативная стоимость;

в) конкуренция как механизм взаимодействия субъектов рыночной экономики.

4. Кругооборот экономических благ, ресурсов и доходов как простейшая модель рыночной системы:

а) субъекты рыночной системы, принцип платности факторов производства;

б) модель кругооборота экономических благ, ресурсов и доходов;

в) равновесный подход как метод экономического исследования.

Экономическая модель — это упрощенное изображение экономической действительности, позволяющее выделить наиболее главное в сжатой компактной форме.

Экономические модели должны отвечать ряду требований:

  • содержательность;
  • реалистичность принятых посылок и допущений;
  • возможность построения прогнозов;
  • возможность информационного обеспечения;
  • возможность проверки.

Среди экономистов нет общего мнения, какие требования отнести к приоритетным.

Основные этапы создания экономической модели

Создание любой теоретической модели, в том числе и экономической, проходит несколько этапов:

  • отбор переменных;
  • определение допущений, которые необходимо сделать чтобы не усложнять модель;
  • выдвижение одного или несколько предположений, гипотез, объясняющих взаимосвязь параметров;

Переменные, используемые в теории — это конкретные величины, имеющие различное значение.

Различают эндогенные и экзогенные переменные:

Эндогенные переменные — это переменные, которые непосредственно входят в модель, являясь объектов изучения (в нашем примере это количество товаров: зерно и ракеты)

Экзогенные переменные — это переменные, которые воздействуют на исследуемые величины, но не являются объектом изучения (в нашем примере, на количество товаров, производимых обществом оказывают влияние наличие и уровень технологии). Для удобства их принимают за постоянные величины.

Допущения (научные абстракции) позволяют избежать чрезмерных сложностей при создании теории. (в модели к таким допущениям относятся: ограничение производства двумя товарами, заданный объем ресурсов, постоянный уровень научно-технического прогресса, отсутствие внешнеэкономических связей).

Гипотеза — основной элемент модели. Гипотеза — это попытка объяснить в одном утверждении, как связаны между собой эндогенные переменные.

В нашем примере, анализ поведения общества в условиях позволяет заметить, что некоторого количества одного товара неизбежно вынуждает сокращать производство определенного количества другого товара и наоборот. Это позволяет выдвинуть гипотезу о существовании альтернативных издержек производства.

Гипотезы, как правило, предполагают формирование функциональной зависимости между неизвестными в виде формулы, таблицы и графика.

Основные типы экономических моделей

В экономической теории используются, главным образом, модели двух типов: оптимизационные и равновесные.

Оптимизационные модели используются при анализе поведения отдельных экономических агентов (потребителей, производителей и т.д.) для нахождения оптимальных величин. В этих моделях используются предельные показатели: , предельный доход, и т.п. Данный анализ принято называть (от англ. margin).

Модели используются при исследовании взаимоотношений между экономическими агентами. При анализе предполагается, что система находится в равновесии, если взаимодействующие силы сбалансированы и отсутствует внутренний импульс к нарушению равновесия.

Значение равновесных моделей объясняется тем, что отдельные субъекты рынка, домохозяйства и фирмы могут оптимизировать свое положение, лишь обладая полной информацией о рынке предлагаемого ими блага и о рынках потребляемых ими ресурсов. Отсутствие такой информации вынуждает субъекта принимать решение: какое количество товара он мог бы купить (или продать) при некотором изменении его цены и при условии, что цены всех прочих товаров остаются неизменными.

Модель равновесия между спросом и предложением является основой микроэкономического анализа рынка.

Типы экономических моделей

Как наука экономическая теория имеет не только собственный предмет (что изучается), но и особые методы исследования (как изучается). Важнейшим методом является построение экономических моделей.

Моделями мы широко пользуемся в нашей повседневной жизни, даже не осознавая это. Типичная модель — карта города, т.е. его описанный по определенным правилам образ. На ней мы видим расположение улиц и транспортных магистралей, интересующих нас объектов. Такая карта не содержит, однако, информации, представляющейся в данном случае неважной (время работы магазинов, чистота улиц, состояние дорожного покрытия и т.д.).

Аналогично экономическая модель представляет собой упрошенное формальное описание интересующих нас сторон экономического явления.

Модели бывают двух типов: оптимизационные и равновесные. Оптимизационные модели используются для изучения поведения отдельных экономических агентов или их групп и показывают, как экономические агенты (их группы) максимизируют свое благосостояние. Примерами могут являться модель поведения фирмы, модель поведения отдельного потребителя. Равновесные модели нужны для изучения взаимоотношений между экономическими агентами и их группами. Пример — модель формирования рыночной цены под воздействием спроса всех покупателей и предложения всех продавцов.

Хорошая экономическая модель обладает рядом свойств:

  • она не перегружена деталями, содержащейся в ней информации должно быть не больше, чем необходимо для решения поставленной задачи;
  • посылки и допущения модели содержательны и реалистичны;
  • есть возможность собрать информацию, соответствующую условиям модели;
  • модель позволяет объяснить и предсказать реально наблюдаемые экономические явления.

Очень большую роль в экономике играют математические модели. Их применение позволяет не просто делать общие предположения относительно разных событий, но достаточно точно рассчитать количественные последствия тех или иных решений и тем самым дать конкретные рекомендации правительству и бизнесу. Вот, например, весьма актуальный вопрос о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Сторонники вступления говорят о его плюсах, противники акцентируют внимание на минусах, но только грамотные экономисты на основе эконометриче- ских моделей могут сказать: «Здесь выигрыш составит примерно столько-то, а в этой сфере весьма вероятны такие-то потери».

Модели строятся для нормативного и позитивного анализа. Позитивный анализ устанавливает причины и следствия экономических явлений, не давая им оценки. Такой анализ отвечает на вопросы типа: «Что и почему происходит в экономике сегодня?», «Что и почему происходило вчера?», «Что будет, если?..» Например, русский богатырь на распутье видит указатели: «Направо пойдешь — коня потеряешь. Налево пойдешь — голову потеряешь» и т.д. Все это — типичные примеры позитивных утверждений.

Напротив, нормативный анализ содержит оценку желательности тех или иных последствий. Круг его вопросов: «Что надо сделать, чтобы?..» Нормативный анализ содержит, следовательно, рекомендательную часть. Между двумя этими видами анализа существует тесная взаимосвязь: нормативные утверждения влияют на выбор предмета позитивного анализа, тогда как результаты последнего облегчают достижение нормативных целей.

Например, признано необходимым сократить инфляцию в экономике. Это нормативное утверждение. Но достичь данной цели можно по-разному:

  • повысив налоги для сокращения дефицита государственного бюджета;
  • уменьшив государственные расходы;
  • заморозив цены на основные виды сырья и энергоносителей;
  • ограничив рост курса доллара по отношению к рублю и т.д.

Выбрать лучший способ позволит позитивный анализ. Например, повышение налогов приведет к тому-то и тому-то, уменьшение государственных расходов — к тому-то и тому-то... Экономическая теория не избавляет, таким образом, людей от выбора, но позволяет сделать этот выбор более осознанным и ответственным.

Без рубрики

Является весьма распространенным способом анализа и прогнозирования экономической ситуации. Причем применять экономические модели может как на уровне обычного предпринимателя, либо инвестора, так и на уровне крупных компаний, государств и при изучении процессов, происходящих в мировой экономике.

Суть экономического моделирования заключается в построении упрощенной схемы процессов, протекающих в определенной области экономики и выделение наиболее важных факторов в компактной и сжатой форме.

Построение экономической модели требует соблюдения ряда факторов, к ним относятся:

— реалистичность принимаемых допущений

— возможность прогнозирования

— достаточное информационное обеспечение

— возможность практической проверки.

В различных случая, разные комплексы этих требований являются приоритетными, построить модель, полностью соответствующую всем им достаточно сложно и потребность в этом возникает достаточно редко. Это связано с тем, что главной целью экономического моделирования является практическое применение моделей и в зависимости от требований, меняться и приоритетные требования к свойствам модели.

Процесс построения экономической модели проходит ряд этапов. Основных этапов три:

  1. Отбор используемых переменных
  2. Принятие необходимых допущений
  3. Выделение главных гипотез, которые объясняют связь параметров модели.

Переменные – конкретные данные, которые и составляют основу модели, их разделяют на экзогенные и эндогенные. То есть внутренние и внешние. Допущения позволяют упростить ряд процессов, протекающих в модели и таким образом упростить саму модель, ускорить процесс ее создания.

В наше время наиболее распространены два вида экономических моделей – равновесные и оптимизированные. Оптимизированные применяются в основном при маркетинговых исследованиях, исследованиях рынка. В таких моделях чаще всего фигурируют различные предельные показатели, такие как предельный доход, предельная полезность. Часто такой метод моделирования называют маржанализом.

Равновесные модели применяются для изучения взаимоотношений между различными объектами экономики. Основным допущением в таких моделях является то, что любая моделируемая система находится в равновесии и не учитываются факторы, которые могут ее из равновесия вывести. Обычно построение экономических моделей такого типа применяется для изучения различных рынков сбыта и взаимодействия компаний, работающих на одном рынке.

Именно равновесные модели наиболее применимы для частных предпринимателей и инвесторов, так как с их помощью они могут получить ценную информацию о рынке, на котором они работают и перспективах его развития.

Кроме этих разновидностей моделей их еще разделяют на позитивные и нормативные. В позитивных моделях основной целью построения является нахождение причин и следствий какого-либо события либо экономического явления. При этом оценки этим явлениям не даются.

Нормативные модели наоборот, позволяют дать оценку явлению либо событию, но не позволяют установить причины и следствия этого явления. Обе разновидности построения моделей взаимосвязаны и используются одновременно, для максимально точного моделирования экономических процессов.

А вы используете экономические модели в своей деятельности?

Андрей Малахов, профессиональный инвестор, финансовый консультант

Приведите примеры рационального и нерационального поведения человека.

Местные органы власти выделили деньги для строительства в районе детского досугового центра. Что может быть альтернативными издержками детского центра?

Всем известно, что футбол гораздо менее необходим людям, чем сталь или еда. Тем не менее, профессиональным футболистам платят гораздо больше, чем фермерам или сталеварам. Почему?

ТМ5

Ответьте на вопросы:

Почему разработка экономических моделей предполагает ряд допущений, упрощающих экономику?

Что такое экономические модели?

Что такое экономические данные и экономические переменные?

Что такое размерность? Чем моментальная размерность отличается от интервальной?

Чем различаются потоки и запасы (фонды) в экономике?

В чем разница между абсолютными и относительными показателями в экономике?

В чем отличия между номинальными и реальными величинами в экономике?

Что такое индексы? Для чего используется метод индексов?

Что такое график? Для чего используется график при анализе экономики?

Практический модуль 1.

Почитайте текст, ответьте на вопросы к нему.

«О разделении труда».

«Величайший прогресс в развитии производственной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с какими он

направляется и прилагается, явились, по-видимому, следствием разделения труда... Для примера возьмем... производство булавок.

Рабочий, не обученный этому производству (разделение труда сделало последнее особой профессией) и не умеющий обращаться с

машинами, употребляемыми в нем (толчок к изобретению последних, вероятно, тоже был дан этим разделением труда), едва ли

может, пожалуй, при всем своем старании сделать одну булавку в день и, во всяком случае, не сделает двадцати булавок. Но при той

организации, которую имеет теперь это производство, оно само в целом не только представляет собой особую профессию, но и

подразделяется на ряд специальностей, из которых каждая, в свою очередь, является отдельным специальным занятием. Один

рабочий тянет проволоку, другой выпрямляете, третий обрезает, четвертый заостряет конец, пятый обтачивает один конец для

насаживания головки; изготовление самой головки требует двух или трех самостоятельных операций... Таким образом, сложный

труд производства булавок разделен приблизительно на восемнадцать самостоятельных операций... Мне пришлось видеть...

мануфактуру такого рода, где было занято только десять рабочих и где, следовательно, некоторые из них выполняли по две и по

три различных операции... Эти десять человек вырабатывали свыше 48 000 булавок в день.



  • Разделы сайта