Финансирование учреждений здравоохранения системе омс. Источники и объемы финансирования омс

Разбираемся в вопросах финансирования клиники из бюджета ОМС, ограничения на трату соответствующих сумм и тарификации.

Бюджет ОМС - базовые факторы

В соответствии с п.5 ч. 2. ст. 20 Федерального закона от 29.11.2010 г. №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Такие программы пересматриваются ежегодно. На основании Программы Государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, принимаемой правительство РФ (ст. 35 Закона об ОМС), субъектами РФ принимаются Территориальные программы (ст. 36 Закона об ОМС).

Сразу оговорюсь, что под словами «медицинская организация» я понимаю юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии (п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Таким образом, если речь идет о бюджетном финансировании организации, то следует понимать, что речь идет о государственном учреждении. В случае с частной клиникой вместо бюджета следует иметь в виду средства организации, полученной ей помимо перечислений по программам из бюджета ОМС.

Территориальная программа, в числе прочего, включает в себя структуру тарифов (в соответствии со ст. 30 Закона об ОМС) на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках Территориальной программы ОМС. Для Москвы, например, структура тарифов расшифровывается в п. 4.9 Программы, где приводится перечень расходов, входящих в Тариф ОМС. Согласно п. 4.11 Тарифы в части расходов на заработную плату включают финансовое обеспечение денежных выплат стимулирующего характера.

На что нельзя тратить бюджет ОМС

Относительно закупки оборудования хочу сказать, что финансирование медицинской организации за счет бюджета фонда ОМС согласно п. 4.9 Программы покупки основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) имеет лимит в 100 000 рублей. То есть покупка дорогостоящего оборудования должна производиться не за счет средств, перечисляемых медицинской организации в рамках реализации Программы ОМС, а за счет средств, предоставляемых учреждению из соответствующего бюджета.

Оплата труда сотрудников (базовая ставка) обеспечивается учреждениям за счет средств соответствующего бюджета в зависимости от подчиненности учреждения (ст. 133 ТК РФ). В п.4.9 Программы говорится, что бюджет ОМС может расходоваться на заработную плату и начисления на нее. Стимулирующая часть заработной платы, предусмотренная отдельно п. 4.11 Программы, выплачивается работникам в соответствии с трудовым договором на основании локальных нормативных актов и законов субъекта РФ.

Возможно, вам будет интересно

Следовательно, по смыслу положений Программы, за счет бюджета ОМС могут производиться иные выплаты, входящие в систему оплаты труда в соответствии со ст. 135 ТК РФ. К таковым относят, например доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, систему доплат и надбавок стимулирующего характера и систему премирования. Эти доплаты устанавливаются коллективным трудовым договором и локальными нормативными актами в соответствии с действующим законодательством. Оплата переработок и поощрений определенно не оговорена в структуре Тарифов.

Также структура Тарифов не предполагает оплату съемных помещений за исключением случаев, когда данное помещение используется учреждением собственно для оказания медицинской помощи по программе ОМС. То есть слова п. 4.9 Программы «расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом» следует относить только к тем средствам, которые используются непосредственно при оказании медицинских услуг в рамках ОМС.

Структура Тарифов также не предусматривает оплату штрафных санкций в отношении медицинской организации. К сожалению, однозначного ответа на вопрос «можно ли оплачивать штрафы в счет бюджета ОМС» законодатель не дает. Таким образом, разрешение этого вопроса остается на усмотрение субъектов РФ.

Личное мнение. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что самым простым путем избежать штрафных санкций за нецелевое использование средств ОМС - четкое следование определения Программы, либо обосновывать траты с учетом структуры Тарифов.

ФИНАНСИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ Царева Ольга Владимировна Начальник Управления модернизации системы ОМС кандидат медицинских наук Всероссийский форум руководителей учреждений системы здравоохранения г. Москва, октября 2010 года


…внедрить преимущественно одноканальное финансирование организаций здравоохранения и осуществить поэтапный переход на оплату медицинской помощи по полному тарифу за счет средств обязательного медицинского страхования… …внедрить преимущественно одноканальное финансирование организаций здравоохранения и осуществить поэтапный переход на оплату медицинской помощи по полному тарифу за счет средств обязательного медицинского страхования… Председатель Правительства Российской Федерации В. ПУТИН 2


Схема организационно-финансового взаимодействия в системе ОМС ФОМС Договор финансирования ОМС Страховые взносы на ОМС неработающего населения Договор с ЛПУ Финансирование по смете + целевые программы Дотации Оплата счетов с 2011 года - 3,1% с 2011 года - 2,0% ТФОМС С М О Медицинские организации Страхователиработающегонаселения Органыисполнительнойвласти субъекта РФ Органы местного самоуправления Медицинская услуга Действующие связи Одноканальное финансирование Действующие связи Одноканальное финансирование Обеспечение деятельности 3


НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЗАКРЕПЛЯЮЩИЕ ПЕРЕХОД НА ОДНОКАНАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ Распоряжение Правительства Российской Федерации от р «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» Постановление Правительства Российской Федерации от «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год» Проект Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» 4


НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАКРЕПЛЯЮЩИЕ ПЕРЕХОД НА ОДНОКАНАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ Закон субъекта РФ «О бюджете субъекта Российской Федерации» Закон субъекта РФ «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации» Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи Генеральное тарифное соглашение, утверждающее расширенный тариф на оплату медицинских услуг в системе ОМС и дополнительные виды медицинской помощи, оплачиваемые через систему ОМС, ранее финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней Порядок перевода учреждений здравоохранения на одноканальное финансирование, в том числе их подготовку к указанному переводу Перечень учреждений здравоохранения, участвующих во внедрении одноканального финансирования Единый справочник тарифов по ОМС - тарификатор Программы модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации 5


АНАЛИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ ПО ПЕРЕХОДУ НА ОДНОКАНАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В I ПОЛУГОДИИ 2010 ГОДА (25 субъектов Российской Федерации) ОПЫТ РЕГИОНОВ ПО ВНЕДРЕНИЮ ОДНОКАНАЛЬНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ОМС 6






Расширение тарифа по ОМС в субъектах Российской Федерации Сыктывкар Ленинградская, Пензенская, Томская и Тюменская области, Чукотский автономный округ); Майкоп Казань Кострома Пенза Томск Тюмень Пермь Владимир Все статьи расходов, за исключением расходов на арендную плату за пользование имуществом (Камчатский край, Курская область); Курск Все статьи расходов, за исключением коммунальных услуг (Республика Алтай, Краснодарский край, Нижегородская и Тамбовская области); Горно-Алтайск Краснодар Тамбов Все статьи расходов, за исключением расходов на приобретение основных средств (Красноярский край); Красноярск Оплачивались все статьи расходов (Республики Адыгея, Коми, Татарстан, Пермский край, Владимирская, Калининградская, Костромская, Все статьи расходов, за исключением коммунальных расходов, расходов на арендную плату за пользование имуществом (Республика Марий Эл, Калужская и Оренбургская области); Йошкар-Ола Калуга Оренбург Все статьи расходов, за исключением расходов на арендную плату за пользование имуществом, расходов на приобретение основных средств (Кемеровская область); Все статьи расходов, за исключением коммунальных расходов, на приобретение основных средств (Кировская область) Кемерово Киров 9


10


11




Сыктывкар Казань Пенза Тюмень Медицинская помощь при социально значимых заболеваниях: Включение в территориальную программу ОМС медицинской помощи при социально значимых заболеваниях в субъектах Российской Федерации Инфекции, передаваемые половым путем (Республики Коми и Татарстан, Калининградская, Ленинградская, Пензенская и Тюменская области, Чукотский автономный округ) Туберкулез (Республика Коми, Республика Татарстан, Калининградская, Ленинградская и Пензенская области, Чукотский автономный округ) Синдром приобретенного иммунодефицита (Республики Коми и Татарстан, Калининградская, Ленинградская, Пензенская и Тюменская области, Чукотский автономный округ) Психические расстройства и расстройства поведения, наркологические заболевания (Республики Коми и Татарстан, Калининградская, Ленинградская, Пензенская и Тюменская области, Чукотский автономный округ) 13


Мероприятия, обеспечивающие эффективное управление ресурсами системы ОМС Внедрение эффективных способов оплаты медицинской помощи Переход на федеральные стандарты оказания медицинской помощи Переход на систему оплаты труда медицинских работников, ориентированную на результат Внедрение механизмов аутсорсинга 14


(письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2009 г. 20-0/10/2-5067) Внедрение эффективных способов оплаты медицинской помощи по законченному случаю оказания медицинской помощи на основе подушевого финансового обеспечения амбулаторной медицинской помощи с учетом половозрастной структуры прикрепленного населения по средней стоимости стационарного лечения пациента в профильном отделении больничного учреждения по клинико-статистической группе болезнейпо единице объема оказанной медицинской помощи 15


1. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ 2. ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 3. ВНЕДРЕНИЕ СТАНДАРТОВ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ГОДЫ Цель – улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению субъекта Российской Федерации ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Источники финансирования Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Т ерриториальный фонд обязательного медицинского страхования К онсолидированный бюджет субъекта Российской Федерации 16


ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ОМС 1. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 2. ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 3. ВНЕДРЕНИЕ СТАНДАРТОВ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ 17 межбюджетные трансферты договор о финансовом обеспечении ОМС (через СМО) ФОМС Субъект Российской Федерации ТФОМС ЛПУ, работающие в системе ОМС Субсидии на выполнение программы в части базовой программы ОМС Средства бюджета ТФОМС Средства ФОМС


РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ГОДЫ Подготовка к переходу на одноканальное финансирование в 2013 году – одно из направлений модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в 2011 – 2012 годах 1. Поэтапный переход к 2013 году к включению в тарифы на оплату медицинской помощи за счет ОМС расходов на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходов на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, приобретение оборудования стоимостью до 100 тысяч рублей за единицу. 2. Финансирование медицинских учреждений на основе эффективных способов оплаты медицинской помощи, ориентированных на результаты их деятельности (законченный случай лечения в стационарных условиях, подушевое финансирование амбулаторной медицинской помощи). 18


ФИНАНСИРОВАНИЕ РАСХОДОВ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ Оплачиваемые за счет средств ОМС статьи расходов ЛПУ: оплата труда (210), медикаменты, перевязочные средства, продукты питания, мягкий инвентарь, медицинский инструментарий, реактивы, химикаты, химпосуда и прочие материальные запасы (340), оплата услуг по размещению услуг немедицинского характера (аутсорсинг) (226). 1. Расширение тарифа по ОМС: – услуги связи; – транспортные услуги; – коммунальные услуги; – арендная плата за пользование имуществом; – приобретение программного обеспечения; – приобретение оборудования стоимостью до 100 тыс. рублей за единицу. 2. Расширение видов медицинской помощи, оплачиваемых за счет средств ОМС. По базовой программе ОМС 19 При одноканальном финансировании


20 Региональный финансовый норматив 2013 года Федеральный финансовый норматив 2013 года Необходимое условие реализации мероприятий по переходу на одноканальное финансирование – поэтапное приведение финансовых нормативов по ТПОМС в соответствие с федеральными нормативами (стоимость единицы объема медицинской помощи по видам, подушевой норматив финансирования).

Отдельного внимания заслуживает механизм финансирования федеральных клиник за счёт средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС). Как уже было сказано ранее, система ОМС появилась в нашей стране после принятия Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» 28 июня 1991 г. Важнейшая характеристика системы ОМС-целевое формирование средств на здравоохранение. Взносы работодателей и платежи муниципальных органов за неработающую часть населения идут не в бюджет, а непосредственно на нужды здравоохранения. В результате утрачивается свойственная общим налоговым поступлениям безадресность.

Сам по себе переход на ОМС не обеспечивает автоматического привлечения дополнительных средств. Новый источник финансирования - это совсем не обязательно новые вливания в отрасль. Вполне возможна ситуация, когда новый источник не дополняет, а замещает старый. Именно так и произошло в России. Введение взноса работодателей на ОМС стало основанием для сокращения бюджетных ассигнований на нужды здравоохранения.

Сформулируем несколько общих условий положительного влияния перехода к системе ОМС на общий объём финансовых ресурсов здравоохранения. Первое и наиболее важное - стабильное экономическое положение страны. Если экономика находится в состоянии спада, то снижается фонд оплаты труда, свёртываются поступления в бюджет и внебюджетные фонды. Соответственно, снижаются и общие поступления на нужды здравоохранения из двух источников.

Общее условие положительного влияния системы ОМС - цельность этой системы, что предполагает доминирование одного канала поступления средств. В классической модели ОМС основным источником поступлений является налог на заработную плату (взносы на ОМС), а роль правительства (бюджетов всех уровней) сводится к выделению относительно небольших субсидий. Например, во Франции и Нидерландах налог на заработную плату составляет около 90% средств общественного здравоохранения, в Германии - около 80%. В этих условиях объём финансовых ресурсов относительно слабо зависит от общих бюджетных поступлений. Если последние снижаются, то ничего драматичного в отрасли не происходит, поскольку преобладающим источником средств являются поступления от работодателей и работников. Таким образом, в классической системе ОМС ослаблена зависимость от бюджетного источника финансирования.

Распределение финансовых средств ОМС возможно на основе двух вариантов. Первый - двухканальная система поступления средств. В этом случае происходит разделение двух источников финансирования по их назначению. Из бюджетных средств финансируются одни статьи расходов, из средств ОМС - другие. Бюджет является источником оплаты одних видов помощи, средства ОМС - других. Возможно разделение по источникам финансирования и лечения работающих и неработающих граждан.

Второй вариант - слияние потоков финансирования из разных источников. Не только средства ОМС, но и основная часть бюджетных средств концентрируются в руках фондов и страховых медицинских организаций для последующего их направления в медицинские учреждения на одноканальной основе.

Двухканальная система финансирования обладает следующими недостатками: а) наличие нескольких источников и субъектов финансирования медицинской помощи (территориальные фонды ОМС, региональные органы здравоохранения, муниципальные органы власти) существенно усложняет финансовые потоки и поэтому затрудняет процесс финансового планирования; б) единая система здравоохранения распадается на отдельные части, каждая из которых действует по своим правилам. Трудно интегрировать разные виды медицинской помощи, обеспечить их координацию и преемственность; в) в тех регионах, где из средств ОМС покрываются только расходы на медицинскую помощь работающим, а лечение неработающих напрямую финансируется из бюджета, для этих групп населения формируются разные стандарты доступности и обслуживания медицинской помощи.

В рациональной системе финансирования здравоохранения подавляющая часть государственных средств, предназначенных для оплаты медицинской помощи, должна поступать в медицинское учреждение из одного источника. На наш взгляд, такой подход является верным. Если система строится по принципу медицинского страхования, то доминирующая часть средств должна следовать по каналам ОМС. Это означает, что бюджетные средства интегрируются со средствами ОМС для последующего финансирования учреждений здравоохранения на основе единого плана и единого режима поступления средств.

При введении системы ОМС в России исходным замыслом было следующее разделение предметов бюджетного и страхового финансирования: за счёт средств ОМС обеспечивается финансирование основной части первичной медицинской помощи (медицинской помощи первого уровня) и вторичной медицинской помощи (медицинской помощи второго уровня). За счёт бюджетных средств обеспечивается финансирование части первичной медицинской помощи (иммунизация населения, скорая медицинская помощь), некоторые специализированные виды медицинской помощи второго уровня (стационарное лечение больных туберкулёзом, психическими заболеваниями) и медицинская помощь третьего уровня. Последняя как раз и оказывается в федеральных клиниках и крупных региональных клиниках, и должна была бы финансироваться за счёт бюджетных средств.

Но реальная бюджетно-страховая система финансирования, сложившаяся к настоящему времени в нашей стране, существенно отличается от первоначального замысла, реализованного в законе о медицинском страховании. Средств, аккумулируемых в системе ОМС, недостаточно для оплаты всего объёма первичной и вторичной медицинской помощи, установленного базовой программой ОМС. Это явилось результатом неполного введения ОМС и отсутствия закреплённых налоговых источников осуществления взносов на ОМС неработающего населения. В итоге первичная и вторичная медицинская помощь, включаемая в программу ОМС, на практике финансируется из двух источников: средства ОМС и средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Согласно требованиям Федерального фонда обязательного медицинского страхования, средства ОМС могут использоваться только для возмещения расходов медицинских организаций по четырём статьям:

  • · оплата труда;
  • · начисления на оплату труда;
  • · медицинские расходы (включая расходы на медикаменты, перевязочные материалы);
  • · продукты питания.

Установление такого правила связано именно с недостатком средств, аккумулируемых в системе ОМС. На практике остальные виды затрат государственных и муниципальных медицинских учреждений покрываются за счёт средств бюджетов субъектов РФ и входящих в их состав муниципальных образований.

Таким образом, в России сложилась двухканальная система распределения средств здравоохранения.

Изучение механизма государственного финансирования федеральных клиник позволяет сделать следующий вывод: существующий механизм способен лишь воспроизводить сложившийся режим хозяйствования учреждений и не совместим с требованиями эффективного использования ресурсов. Затратный порядок финансирования при отсутствии учёта результирующих показателей, при наличии нескольких источников финансирования в общей недостаточности выделяемых средств создаёт ситуацию, в которой проблематичной является сама постановка вопроса о корректной оценке эффективности бюджетных ассигнований.

В следующей главе предпримем попытку предложить необходимые мероприятия, которые могли бы улучшить действующий механизм финансирования системы здравоохранения РФ.

Необходимость внедрения медицинского страхования в России в период перехода к рыночной экономике во многом была предопределена поиском новых источников финансирования здравоохранения.

По сравнению с существующей в России государственной системой здравоохранения, финансируемой из бюджета, к тому же по остаточному принципу, система медицинского страхования позволяет использовать дополнительные источники финансирования здравоохранения с целью создания наиболее благоприятных условий для полной реализации прав граждан на получение квалифицированной медицинской помощи.

В связи с внедрением принципов медицинского страхования в стране была практически пересмотрена система финансирования как отрасли в целом, так и отдельных медицинских учреждений.

Основными источниками лечебно-профилактических и оздоровительно-реабилитационных услуг являются бюджетные средства и страховые фонды, формируемые за счет взносов физических и юридических лиц. Госбюджет выполняет защитную функцию по отношению к социально незащищенным группам населения (пенсионеры, инвалиды, дети) и работникам сферы образования, культуры, здравоохранения, управления. Взносы в страховые фонды работающей части граждан вносятся через предприятия (учреждения, организации). Эти расходы включаются в себестоимость продукции предприятия (работ или услуг).

Таким образом, страховые фонды играют роль посредника между лечебно-профилактическим учреждением (ЛПУ) и населением. Однако максимальный эффект функционирования страховой медицины может быть достигнут лишь тогда, когда потребитель пользуется свободой выбора как ЛПУ и врача, так и тех посредников, которые гарантируют пациенту (страхователю) защиту его интересов. В противном случае монополия посредника порождает корпоративные интересы, противоположные интересам конечного потребителя.

В соответствии со ст.10 Закона РФ «О медицинском страховании» источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения являются:

  • средства республиканского бюджета (Российской Федерации), бюджетов республик в составе РФ и местных бюджетов;
  • средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов;
  • личные средства граждан;
  • безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;
  • доходы от ценных бумаг;
  • кредиты банков и других кредиторов;
  • иные источники, не запрещенные законодательством.

Из этих источников формируются:

  • финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения;
  • финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования предназначены для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования и формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. В большинстве зарубежных стран с развитой системой обязательного медицинского страхования существует три основных источника финансирования обязательного медицинского страхования:

  • отчисления из бюджета;
  • средства предпринимателей;
  • личные средства граждан.

В России финансовые средства системы обязательного медицинского страхования формируются из двух источников:

  • платежи из бюджета;
  • отчисления предприятий, организаций и других юридических лиц в фонд обязательного медицинского страхования.

Средства поступают через банки в фонды обязательного медицинского страхования от страхователей, которые обязаны в этих фондах зарегистрироваться в качестве плательщиков страховых взносов. Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию на другие цели не подлежат.

Добровольное медицинское страхование предназначено для финансирования медицинской помощи сверх социального гарантированного объема, определяемого обязательными страховыми программами. Финансовые средства системы добровольного медицинского страхования формируются за счет платежей страхователей, которыми при коллективном страховании выступают предприятия, а при индивидуальном – граждане. Страховые медицинские компании по устанавливаемым тарифам оплачивают медицинские услуги, оказываемые медицинскими учреждениями в рамках программ добровольного медицинского страхования. В соответствии с условиями договора часть неизрасходованных средств может быть возвращена страхователю (гражданину).

Концентрация всех финансовых ресурсов в одних руках – территориальном ведомстве (региональной больнице) или местном органе власти – ограничивает свободу выбора как основного принципа реализации эффективного механизма обеспечения граждан лечебно-профилактическими услугами. Поэтому необходимым условием развития системы страховой медицины является свобода заключения договора о страховании заинтересованной группой лиц (работники предприятия, отдельные граждане) с самостоятельными держателями страховых фондов (независимые страховые медицинские компании).

В формировании и использовании фондов обязательного медицинского страхования есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам. Однако нельзя не отметить, что наряду с обязательным государственным страхованием развиваются негосударственные – добровольные.

Тарифы медицинского страхования

Тарифы на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования определяются соглашением между страховыми медицинскими организациями, органами государственного управления всех уровней, местной администрацией и профессиональными медицинскими организациями. Тарифы должны обеспечивать рентабельность медицинских учреждений и современный уровень медицинской помощи.

Страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование для предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности устанавливается в процентах по отношению к начисленной отплате труда по всем основаниям в соответствии с инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей), утвержденной Правительством РФ 11 ноября 1993 г.

Страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по обязательному медицинскому страхованию в размерах, обеспечивающих выполнение программ медицинского страхования и деятельность страховых медицинских организаций.

Тарифы на медицинские и другие услуги при добровольном медицинском страховании устанавливаются по соглашению страховых медицинских организаций и предприятием, организацией, учреждением или лицом, предоставляющим эти услуги.

Список использованной литературы

1. Закон « О медицинском страховании граждан в РФ».

2. Бородин А.Ф. О медицинском страховании//Финансы.-1996.- № 12.

3. Гришин В. Федеральный фонд обязательного медицинского cтрахования//Здравоохрание РФ.-2000.- №4.

4. Стародубцев В.И. Савельева Е.Н. Особенности медицинского страхования в современной России//Российский медицинский журнал.-1996.-№ 1.

5. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования//Аналитический обзор.-2001 г.

6. Г.В.Сулейманова. Социальное обеспечение и социальное страхование– М.1998

7. Журнал «Эксперт». – 2001.- №9.

8. Журнал «Страховое дело». -2001.- №4.

«Объем финансирования медицинских организаций увеличивается с каждым годом»

На сегодняшний день практически все лечебно-профилактические учреждения республики работают в системе обязательного медицинского страхования. Государственную политику в сфере обязательного медицинского страхования на территории нашей республики реализует Территориальный фонд ОМС Чеченской Республики, к руководителю которого, Денилбеку Абдулазизову, мы обратились с вопросами, интересующими наших читателей.

- Денилбек Шерваниевич, расскажите, пожалуйста, как формируются средства ОМС для финансирования медицинской помощи?

- У обязательного медицинского страхования два основных источника доходов - поступления на работающее население и взносы на неработающих граждан, составляющих около 60% общей численности населения России. По поводу работающих граждан на федеральном уровне принято решение об увеличении ставки взносов на обязательное медицинское страхование на 2% (с 3,1 до 5,1%). В 2011 и 2012 году эти дополнительные средства целевым образом направляются на финансирование региональных программ модернизации здравоохранения. С 2013 года эта прибавка будет плюсом к тарифам на обязательное медицинское страхование.

- Как осуществляется финансирование медучреждений, работающих в системе ОМС?

Финансирование медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования, осуществляется на основании договора о финансовом обеспечении ОМС, заключенного Территориальным фондом и страховой медицинской организацией и договоров на оплату медицинской помощи, заключенных страховой медицинской организацией и медицинскими организациями. Ежемесячно, в соответствии с договором о финансовом обеспечении ОМС, из бюджета Территориального фонда ОМС в страховую медицинскую организацию направляются целевые денежные средства по утвержденным в установленном порядке дифференцированным подушевым нормативам. Финансирование осуществляется по заявкам страховой компании в порядке авансирования на текущий месяц и расчета за отчетный месяц. Страховая медицинская организация на основании договоров на оплату медицинской помощи направляет поступившие от Территориального фонда ОМС целевые средства в медицинские организации в оплату представленных ими счетов реестров за оказанные объемы медицинских услуг в рамках указанного выше договора. Денежные средства направляются в медицинские организации в порядке «авансирование - окончательный расчет».

- Объем финансирования ЛПУ повысился за последние годы или же наблюдается дефицит?

- Объем финансирования медицинских организаций заметно увеличивается с каждым годом. Если в 2011 году на реализацию базовой программы было направлено 4754,7 млн. рублей, а это на 13% больше соответствующего показателя 2010 года, то в 2012 году на реализацию базовой территориальной программы планируется направить средства в размере 5134,6 млн. рублей, это выше показателя 2011 года. Но, тем не менее, дефицит финансирования реализации утвержденной программы ОМС сохраняется, который на 2012 год составляет 751,0 млн. рублей (12,7%), против 899,7 млн рублей (17,8%) 2010 года, хотя ежегодно он снижается. Дефицит финансирования наглядно заметен в расчете на одного человека, утвержденная стоимость медицинской помощи в 2012 году на одного человека составляет 4026,5 рублей, тогда как расчетная - 4615,4 рублей. И связано это, в основном, с низким объемом поступлений по налогам на ОМС работающего населения.

- Это очень хороший показатель. Существует ли в регионе задолженность по выплате заработной платы в медицинских учреждениях?

- Как отмечалось ранее, финансируются медицинские учреждения по дифференцированным подушевым нормативам через страховую компанию. Средства на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, перечисляются строго по договору о финансовом обеспечении, что дает возможность медицинским учреждениям получать заработную плату вовремя и в необходимом объеме потребности. На сегодняшний день у фонда нет кредиторской задолженности по заработной плате перед медицинскими учреждениями. Хочу отметить, что все финансовые обязательства фонд выполняет своевременно и в полном объеме. К примеру, в течение всего прошедшего года не было зафиксировано ни одного случая задержки финансирования ЛПУ за выполненные объемы медицинских услуг, принятых к оплате страховой медицинской организацией.

Следующий вопрос касается одноканального финансирования. Наши читатели не совсем представляют себе, что это такое. Расскажите об этом поподробнее.

В соответствии с Концепцией развития здравоохранения до 2020 г. стратегической целью реформы здравоохранения является переход на одноканальное финансирование и внедрение подушевого принципа оплаты медицинской помощи. В настоящее время в России функционирует бюджетно-страховая модель финансирования государственной системы здравоохранения. Эта модель основана на привлечении средств бюджетной системы РФ всех уровней и средств ОМС. Многоканальность финансирования здравоохранения снижает управляемость отрасли и создает трудности в осуществлении контроля над рациональным и целевым расходованием средств и качеством оказания медицинской помощи. Переход к преимущественно одноканальной форме финансирования здравоохранения предполагает, что основная часть средств будет направляться из системы ОМС. При этом планируется, что оплата медицинской помощи будет осуществляться по конечному результату на основе комплексных показателей объема и качества оказанных услуг.

- Что конкретно даст переход на одноканальное финансирование?

Одноканальное финансирование обладает рядом преимуществ. Во-первых, оно обеспечит финансирование всей медицинской помощи в полном объеме с учетом реальных затрат. Объясню. В настоящее время тарифы в системе ОМС формируются на основе планируемых объемов медицинской помощи и выделяемого финансирования. Одноканальное финансирование позволит заменить данный подход расчетом стоимости лечения по законченному случаю по стандартам медицинской помощи. Переход к оплате за проделанную работу приведет к изменению структуры и качества самой медицинской помощи.

Во-вторых, одноканальное финансирование нацелено на обеспечение принципа доступности медицинских услуг для всех граждан страны, независимо от места жительства. В-третьих, переход на одноканальное финансирование позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств в системе здравоохранения. Уже к 2013 году в республике намечено выполнение перехода на одноканальное финансирование, в котором финансирование за счет средств ОМС для учреждений здравоохранения региона составит около 80%.

- Денилбек Шерваниевич, мы благодарим Вас за интересные и очень подробные ответы. Желаем Вам успехов в дальнейшей работе.

- Спасибо и Вам.