День работника финансовой службы министерства обороны. День финансово-экономической службы вооруженных сил рф

22 октября 1918 г. приказом Революционного Военного Совета Р.С.Ф.С. Республики № 135 был учрежден центральный военно-финансовый орган Красной Армии - Финансовый Отдел при РВС, что положило начало становлению и развитию военной финансово-экономической службы армии и флота. Эта дата с 2015 г. отмечается как День военной финансово-экономической службы (Указ Президента РФ от 24.8.2015 г. № 437).

Централизация финансового обеспечения военной организации в России была юридически определена в годы Гражданской войны. Постановлением ВЦИК от 2 сентября 1918 г. был создан новый орган военного управления — Революционный военный совет Республики (РВСР).

Члены Финансового отдела при РВС Республики.
1918 г.

Приказом РВСР от 22 октября 1918 г. № 135 был учрежден Финансовый отдел при РВСР общей численностью 161 человек, который возглавил М.В. Лезгинцев.

С созданием Финансового отдела при РВСР фронты стали получать кредиты из единого органа, и он стал по существу центральным военно-финансовым органом.

Денежные средства для финансирования фронтов Финансовый отдел получал от довольствующих управлений военного ведомства.

По Положению о Финансовом отделе при РВСР, утвержденному 28 мая 1920 г., в штат отдела было включено новое структурное подразделение — часть управления полевыми казначействами по снабжению денежными знаками.

На отдел было возложено также руководство разработкой частных смет главными управлениями, составление общего бюджета военного ведомства и др.

В марте 1921 г. Финансовый отдел был подчинен Главному начальнику снабжения при РККА.

Структура финансового отдела при Революционном военном совете Республики

В последующие годы неоднократно менялись названия и уточнялась структура этого финансового органа в связи с изменением задач, обусловленных реорганизацией военного ведомства и условий деятельности:

  • апрель 1921 г. — Военно-финансовое управление Красной Армии;
  • июль 1921 г. — Главное военно-финансовое управление Красной Армии;
  • август 1923 г. — Финансовый отдел при Реввоенсовете Республики;
  • ноябрь 1923 г. — Финансовый отдел Реввоенсовета СССР;
  • март 1924 г. — Военно-финансовое управление РККА;
  • декабрь 1927 г. — Финансово-плановое управление РККА;
  • июль 1928 г. — Центральное военно-финансовое управление Реввоенсовета СССР;
  • март 1931 г. — Финансово-плановое управление РККА;
  • июнь 1931 г. — Финансовое управление РККА;
  • июнь 1934 г. — Финансовый отдел при Наркомате обороны СССР;
  • сентябрь 1940 г. — Финансовое управление при Наркомате обороны СССР;
  • июнь 1943 г. — Финансовое управление Красной Армии;
  • июль 1946 г. — Финансовое управление Министерства Вооруженных сил СССР;
  • февраль 1950 г. — Финансовое управление Военного министерства СССР;
  • март 1953 г. — Финансовое управление Министерства обороны СССР;
  • май 1955 г. — Центральное финансовое управление Министерства обороны СССР;
  • октябрь 1991 г. — Центральное финансовое управление Объединенных Вооруженных сил Содружества Независимых Государств;
  • март 1992 г. — Главное управление военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации;
  • октябрь 2001 г. ─ март 2008 г. — Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны Российской Федерации.

Структура Главного финансово-экономического управления Министерства обороны РФ

В марте 2008 года, с началом реформ Сердюкова, ГлавФЭУ было расформировано. Единый Центральный финансовый орган армии и флота перестал существовать. Взамен были созданы отдельные департаменты по различным направлениям деятельности, подчиненные заместителю министра обороны по финансово-экономической работе. С этого времени управление финансово-экономической деятельностью в Вооруженных силах вошло в зону турбулентности: количество и наименование департаментов (сегодня их три), неоднократно менялись, а их функции - перетасовывались. Начавшееся массовое сокращение высококвалифицированных офицерских кадров - военных финансистов - сопровождалось заменой их гражданским персоналом других ведомств, как правило, из налогового ведомства, в особенности по должностям руководителей, управленцев. Более того, принципиально изменились подходы к организации и осуществлению финансово-экономического обеспечения строительства и подготовки Вооруженных сил.

В итоге, отказ от преемственности и слепое копирование опыта организации и управления финансами армий зарубежных государств, перманентная трансформация структуры органов финансово-экономического блока МО РФ и их функций, дефицит профессиональных кадров, обладающих военно-специальным образованием и опытом работы в области финансов и военной экономики отрицательно сказались на эффективности системы финансово-экономического обеспечения Вооруженных сил, финансовом контроле.

Заместители министра обороны по финансово-экономической работе
/с 2009 года/

По материалам: Военная финансово-экономическая служба России: история и современность. - М.: ИНЭС, 2003.- 672.

ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ:

Датой празднования 22 октября стало не случайно. В этот день в 1918 году был подписан Приказ Реввоенсовета молодой Советской Республики об учреждении Финансового отдела. Утверждённое Положение о Финансовом отделе при Реввоенсовете Республики определяло структуру и основные задачи, возлагаемые на вновь образованный орган в системе Вооружённых сил.

Как и раньше, в настоящее время к основным задачам Финансово-экономической службы относятся своевременное финансовое обеспечение органов управления вооружёнными силами, а также воинских формирований.

Кадровое пополнение органов финансово-экономической службы осуществляется, благодаря наличию специальных военных учебных заведений, которые готовят офицеров-финансистов. Вопрос пополнения службы профессиональными кадрами был поднят одновременно с выходом Приказа об учреждении Финансового отдела.

Путь становления системы подготовки специалистов для финансово-экономической службы вооружённых сил был довольно трудным. Он начался с формирования специальных курсов и школ военно-хозяйственного профиля, а завершился созданием училищ и академии. Подготовка военных финансистов не прекращалась и в годы Великой Отечественной войны, а бесценный опыт их службы в военное время лёг в основу подготовки специалистов послевоенного периода. Только по общим подсчётам через военную финансовую систему за годы войны прошло более половины государственного бюджета. Многие выпускники военно-финансового училища в годы войны занимали и командные должности.

Традиционными центрами по подготовке кадров для финансово-экономической службы вооружённых сил стали Ярославль и Москва. В трудные для нашей страны 1990-е годы, когда шло массовое сокращение вооружённых сил, упразднение льгот, дотаций для офицеров, расформирование многих военных учебных заведений, речь зашла и о возможном упразднении Ярославского высшего военно-финансового училища. Тогда появились предложения готовить военных финансистов на базе гражданских ВУЗов. Однако, посетивший училище премьер-министр Е.Т. Гайдар отказался от этой идеи, высоко оценив уровень подготовки офицеров училища.

Татьяна Шевцова, заместитель министра обороны Российской Федерации.
Указом Президента России в перечень профессиональных праздников и памятных дней введен День Финансово-экономической службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно указу, отмечать этот праздник военные финансисты будут ежегодно 22 октября.

Появлению Указа предшествовала кропотливая работа с архивными документами, благодаря чему удалось дополнить историю возникновения и формирования армейских финансовых органов, а также по-новому оценить вклад военных финансистов в повышение обороноспособности страны.

Именно 22 октября, в 1918 году, приказом Реввоенсовета Республики (РВСР) впервые в истории армии и флота было принято положение о финотделе и введен в действие юридический документ о самостоятельном финансовом органе.

Выход этого приказа был связан с тем, что в связи с отказом от добровольческого принципа комплектования Красной армии и переходом к строительству регулярной армии, надо было отказаться от различных внебюджетных источников финансового обеспечения добровольческих отрядов и организовывать финансовое обеспечение регулярных частей и соединений полностью за счет государственного бюджета.

На Финансовый отдел при РВСР было возложено обеспечение необходимыми кредитами фронтов и отдельных армий и казначейское обслуживание армии.

Финансовому отделу пришлось выполнять свои функции в условиях экономической разрухи и обесценивания денег.

В ходе Гражданской войны функции Финансового отдела расширялись в соответствии с обстановкой. Так, на отдел было возложено управление и руководство всеми полевыми казначействами, осуществление финансового контроля и другие функции.

При формировании Финансового отдела при РВСР и Положения о нем были определены два принципиально новых обстоятельства.

Первое: устанавливалось, что должности финансовых работников комплектуются лицами командно-начальствующего состава. До этого периода, в царской армии, финансовые органы комплектовались военными чиновниками. В послереволюционные годы это было связано с необходимостью подчинения системы финансирования людям, принимающим присягу на верность новой власти наравне с другими представителями командно-начальствующего состава.

Второе: определялась «встроенность» системы финансового обеспечения (также как и других систем обеспечения) в штатную организацию войск и звеньев управления и в их повседневную деятельность. Это было связано с особыми условиями боевой деятельности, необходимостью выполнения задач войсками в любых условиях обстановки и обеспечения их самостоятельности.

Финансовая служба Красной Армии под руководством Финансового отдела при РВСР в 1918-1920 годах выполнила свои обязанности, накопив богатейший опыт мобильного реагирования на быстро меняющиеся экономические и военные обстоятельства, и заложила определенные основы для организации финансового обеспечения дальнейшего совершенствования Вооруженных Сил страны.

В период строительства Красной Армии с 1921 по 1941 год укреплялось положение финансовой службы.

1921-1936 годы – это период практики самообслуживания войск, при которой большое значение имели внутренние источники финансирования. А в предвоенные годы войска перешли на строгое бюджетное финансирование. В 30-е годы при возрастании роли финансовой службы совершенствовались все системы управления, были изданы Положения о финансовом хозяйстве (1936, 1938, 1940 годов), Положение о финансовом контроле (1936 года и от 4 апреля 1941 года), Положение о денежном довольствии военнослужащих и пенсионном обеспечении, специальный приказ о мерах по переходу финансовой службы на обеспечение войск в условиях войны.

Когда читаешь эти документы, то понимаешь, что основные подходы по организации финансового обеспечения войск, заложенные в них, актуальны и сегодня.

В период Великой Отечественной войны вместе с основной задачей по бесперебойному обеспечению боевой деятельности войск встала и очень важная задача – добиться, путем внедрения жесткого режима экономии, высокой эффективности использования военных ассигнований.

Учреждение Дня финансово-экономической службы можно считать государственным признанием вклада военных финансистов и ветеранов Великой Отечественной войны в дело укрепления обороноспособности страны, а также данью уважения к нашим ветеранам, сумевшим построить эффективную систему финансирования армии и флота, – подчеркнула заместитель министра обороны России Татьяна Шевцова. – 22 октября у нас будет еще один повод, чтобы встретиться с нашими заслуженными специалистами, поздравить их, вспомнить тех, кого уже с нами нет. Современное поколение военных финансистов настроено сохранять и преумножать традиции службы, накопленные за десятилетия достойной работы в интересах государства».

Военные расходы тогда составляли 51 процент государственного бюджета, и была поставлена задача: экономить на всем.

В годы Великой Отечественной войны военным финансистам удалось создать механизм, обеспечивший мобилизацию экономических ресурсов государства и перестройку его экономики на военные рельсы, организовать грамотное планирование бюджетных расходов. Ключевым вопросом стало обеспечение бесперебойного финансирования потребностей фронта. Достаточно сказать, что через финансовую систему армии и флота в тот период прошло более половины всех бюджетных расходов страны!

С первых дней войны был введен в действие порядок финансового планирования и финансирования на военное время. Квартальное планирование потребностей в денежных средствах уступило место месячному. В соответствии с требованиями военного времени была скорректирована структура финансовых органов войскового звена, в частности, в составе фронтов и армий были созданы финотделы.

«Хозяйство» начфина полка было крайне аскетичным: небольшая металлическая шкатулка для хранения денег, деревянный ящик для финансовых документов, а также полевая сумка с денежной книгой и контрольной книжкой.

Организация финансирования действующей армии проводилась одновременно с налаживанием их кассового и расчетного обслуживания. Были сформированы полевые учреждения Госбанка: во фронтах – конторы, в армиях – отделения, в соединениях – кассы. При этом значительные объемы финансирования приходились на военные поставки: до трети всех расходов по смете Наркомата обороны.

Интересно, что качество работы военных финансистов в те годы оценивалось еще и по уровню безналичных расчетов. Были введены аттестаты офицерскому составу на семьи, организована подписка на госзаймы, взносы в фонды обороны. На специалистов финансовых служб возлагались и задачи по учету трофейных ценностей и иностранной валюты, которые оприходовались по актам комиссий воинских частей.

О качестве работы финансовой службы Красной Армии в годы войны красноречиво свидетельствуют воспоминания тогдашнего министра финансов Арсения Зверева: «Располагая крупными средствами, Финуправление Наркомата обороны имело такие резервы, которых не было даже у Наркомфина. Но оно никогда не цеплялось за них, а подходило к делу по-государственному. В этом отношении контакт между мною и Хотенко (начальник Финуправления Наркомата обороны) был полным. Если Наркомат финансов сталкивался с затруднениями (а в войну это, естественно, не раз случалось), я твердо знал, что, обратясь в Финансовое управление Наркомата обороны, я встречу содействие».

Вклад военных финансистов в обеспечение Победы был по достоинству оценен государством. 95 процентов офицеров финансовой службы армии и флота были награждены орденами и медалями.

В первые послевоенные годы, когда страна направляла колоссальные ресурсы на восстановление разрушенного войной народного хозяйства, перед армией и флотом была поставлена задача: развивать и использовать возможности экономики Вооруженных Сил. Отсюда – ускоренное развитие различных направлений экономики Вооруженных Сил (строительное, промышленное и сельскохозяйственное производства, военная торговля, внутреннее хозяйство войск и т.п.) и соответственно – усиление роли финансовой службы Министерства обороны и постепенное превращение ее в финансово-экономическую.

В годы «холодной войны», когда реформирование Вооруженных Сил осуществлялось в сторону усиления ракетно-ядерной составляющей, численность армии и флота была увеличена почти до пяти миллионов человек, что повлекло неизбежное освоение необжитых северных, восточных и южных территорий. Эти обстоятельства поставили войска в такие условия, которые требовали развития своего собственного внутреннего хозяйства, самостоятельных служб обеспечения, в т.ч. и финансовых. Это же и повлекло за собой широкое развитие сети полевых банков.

Система финансового обеспечения Вооруженных Сил совершенствовалась вместе с изменениями их боевого состава, военной и социальной инфраструктуры.

Войска должны заниматься решением своей основной задачи – достижением высокой боевой готовности. Поэтому сегодня все функции материального и финансового обеспечения выведены из боевого эшелона и сосредоточены в территориальных органах.

Этим решается не только задача повышения мобильности и боевой готовности войск, но и возможности наиболее эффективного использования человеческих ресурсов, внедрения современных средств анализа, технических новшеств и, конечно, экономии финансовых ресурсов.

Такая система финансового обеспечения войск (сил) уже показала свои преимущества и соответствует избранной стратегии строительства Вооруженных Сил России.

Сегодня в основу системы финансового обеспечения положен территориально-отраслевой принцип.

Финансовое обеспечение воинских частей и организаций Вооруженных Сил осуществляется через территориальные финансовые органы и отраслевые распорядители: это военные учебно-научные центры и ведущие военно-медицинские учреждения, которые имеют свои финансовые органы.

Оптимизированы уровни доведения бюджетных средств до получателей и участников бюджетного процесса, реализован принцип оперативной подчиненности руководителей территориальных финансовых органов командующим войсками военных округов. При этом из обязанностей командиров исключены задачи по финансовому обеспечению подразделений. Расчеты с личным составом войскового звена переведены в Единый расчетный центр Минобороны России.

Созданная система финансового обеспечения войск (сил) обеспечивает прозрачность финансовых потоков и позволяет решать задачи по своевременному и полному финансированию воинских формирований в различных условиях обстановки, в том числе при решении внезапно возникающих задач.

Отвечая на угрозы и вызовы своей безопасности, Россия развернула широкомасштабную модернизацию Вооруженных Сил. Объективно это долгосрочный и весьма дорогостоящий процесс. И от того как эффективно будут потрачены средства федерального бюджета напрямую зависит национальная безопасность Российской Федерации. В свою очередь высокий уровень военной безопасности уже самим фактом своего наличия гарантирует стабильность хозяйственной системы, безопасность инвестиций в российскую экономику и уверенность людей в завтрашнем дне.

Фото: Татьяна Шевцова, заместитель министра обороны Российской Федерации.

Указом Президента России в перечень профессиональных праздников и памятных дней введен День Финансово-экономической службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно указу, отмечать этот праздник военные финансисты будут ежегодно 22 октября.
Появлению Указа предшествовала кропотливая работа с архивными документами, благодаря чему удалось дополнить историю возникновения и формирования армейских финансовых органов, а также по-новому оценить вклад военных финансистов в повышение обороноспособности страны. Именно 22 октября, в 1918 году, приказом Реввоенсовета Республики (РВСР) впервые в истории армии и флота было принято положение о финотделе и введен в действие юридический документ о самостоятельном финансовом органе. Выход этого приказа был связан с тем, что в связи с отказом от добровольческого принципа комплектования Красной армии и переходом к строительству регулярной армии, надо было отказаться от различных внебюджетных источников финансового обеспечения добровольческих отрядов и организовывать финансовое обеспечение регулярных частей и соединений полностью за счет государственного бюджета.
На Финансовый отдел при РВСР было возложено обеспечение необходимыми кредитами фронтов и отдельных армий и казначейское обслуживание армии. Финансовому отделу пришлось выполнять свои функции в условиях экономической разрухи и обесценивания денег. В ходе Гражданской войны функции Финансового отдела расширялись в соответствии с обстановкой. Так, на отдел было возложено управление и руководство всеми полевыми казначействами, осуществление финансового контроля и другие функции. При формировании Финансового отдела при РВСР и Положения о нем были определены два принципиально новых обстоятельства. Первое: устанавливалось, что должности финансовых работников комплектуются лицами командно-начальствующего состава. До этого периода, в царской армии, финансовые органы комплектовались военными чиновниками. В послереволюционные годы это было связано с необходимостью подчинения системы финансирования людям, принимающим присягу на верность новой власти наравне с другими представителями командно-начальствующего состава. Второе: определялась «встроенность» системы финансового обеспечения (также как и других систем обеспечения) в штатную организацию войск и звеньев управления и в их повседневную деятельность. Это было связано с особыми условиями боевой деятельности, необходимостью выполнения задач войсками в любых условиях обстановки и обеспечения их самостоятельности.
Финансовая служба Красной Армии под руководством Финансового отдела при РВСР в 1918-1920 годах выполнила свои обязанности, накопив богатейший опыт мобильного реагирования на быстро меняющиеся экономические и военные обстоятельства, и заложила определенные основы для организации финансового обеспечения дальнейшего совершенствования Вооруженных Сил страны. В период строительства Красной Армии с 1921 по 1941 год укреплялось положение финансовой службы. 1921-1936 годы - это период практики самообслуживания войск, при которой большое значение имели внутренние источники финансирования. А в предвоенные годы войска перешли на строгое бюджетное финансирование. В 30-е годы при возрастании роли финансовой службы совершенствовались все системы управления, были изданы Положения о финансовом хозяйстве (1936, 1938, 1940 годов), Положение о финансовом контроле (1936 года и от 4 апреля 1941 года), Положение о денежном довольствии военнослужащих и пенсионном обеспечении, специальный приказ о мерах по переходу финансовой службы на обеспечение войск в условиях войны. Когда читаешь эти документы, то понимаешь, что основные подходы по организации финансового обеспечения войск, заложенные в них, актуальны и сегодня.
В период Великой Отечественной войны вместе с основной задачей по бесперебойному обеспечению боевой деятельности войск встала и очень важная задача - добиться, путем внедрения жесткого режима экономии, высокой эффективности использования военных ассигнований. Учреждение Дня финансово-экономической службы можно считать государственным признанием вклада военных финансистов и ветеранов Великой Отечественной войны в дело укрепления обороноспособности страны, а также данью уважения к нашим ветеранам, сумевшим построить эффективную систему финансирования армии и флота, - подчеркнула заместитель министра обороны России Татьяна Шевцова. - 22 октября у нас будет еще один повод, чтобы встретиться с нашими заслуженными специалистами, поздравить их, вспомнить тех, кого уже с нами нет. Современное поколение военных финансистов настроено сохранять и преумножать традиции службы, накопленные за десятилетия достойной работы в интересах государства». Военные расходы тогда составляли 51 процент государственного бюджета, и была поставлена задача: экономить на всем.
В годы Великой Отечественной войны военным финансистам удалось создать механизм, обеспечивший мобилизацию экономических ресурсов государства и перестройку его экономики на военные рельсы, организовать грамотное планирование бюджетных расходов. Ключевым вопросом стало обеспечение бесперебойного финансирования потребностей фронта. Достаточно сказать, что через финансовую систему армии и флота в тот период прошло более половины всех бюджетных расходов страны! С первых дней войны был введен в действие порядок финансового планирования и финансирования на военное время. Квартальное планирование потребностей в денежных средствах уступило место месячному. В соответствии с требованиями военного времени была скорректирована структура финансовых органов войскового звена, в частности, в составе фронтов и армий были созданы финотделы. «Хозяйство» начфина полка было крайне аскетичным: небольшая металлическая шкатулка для хранения денег, деревянный ящик для финансовых документов, а также полевая сумка с денежной книгой и контрольной книжкой. Организация финансирования действующей армии проводилась одновременно с налаживанием их кассового и расчетного обслуживания. Были сформированы полевые учреждения Госбанка: во фронтах - конторы, в армиях - отделения, в соединениях - кассы.
При этом значительные объемы финансирования приходились на военные поставки: до трети всех расходов по смете Наркомата обороны. Интересно, что качество работы военных финансистов в те годы оценивалось еще и по уровню безналичных расчетов. Были введены аттестаты офицерскому составу на семьи, организована подписка на госзаймы, взносы в фонды обороны. На специалистов финансовых служб возлагались и задачи по учету трофейных ценностей и иностранной валюты, которые оприходовались по актам комиссий воинских частей. О качестве работы финансовой службы Красной Армии в годы войны красноречиво свидетельствуют воспоминания тогдашнего министра финансов Арсения Зверева: «Располагая крупными средствами, Финуправление Наркомата обороны имело такие резервы, которых не было даже у Наркомфина. Но оно никогда не цеплялось за них, а подходило к делу по-государственному. В этом отношении контакт между мною и Хотенко (начальник Финуправления Наркомата обороны) был полным. Если Наркомат финансов сталкивался с затруднениями (а в войну это, естественно, не раз случалось), я твердо знал, что, обратясь в Финансовое управление Наркомата обороны, я встречу содействие».
Вклад военных финансистов в обеспечение Победы был по достоинству оценен государством. 95 процентов офицеров финансовой службы армии и флота были награждены орденами и медалями. В первые послевоенные годы, когда страна направляла колоссальные ресурсы на восстановление разрушенного войной народного хозяйства, перед армией и флотом была поставлена задача: развивать и использовать возможности экономики Вооруженных Сил. Отсюда - ускоренное развитие различных направлений экономики Вооруженных Сил (строительное, промышленное и сельскохозяйственное производства, военная торговля, внутреннее хозяйство войск и т.п.) и соответственно - усиление роли финансовой службы Министерства обороны и постепенное превращение ее в финансово-экономическую.
В годы «холодной войны», когда реформирование Вооруженных Сил осуществлялось в сторону усиления ракетно-ядерной составляющей, численность армии и флота была увеличена почти до пяти миллионов человек, что повлекло неизбежное освоение необжитых северных, восточных и южных территорий. Эти обстоятельства поставили войска в такие условия, которые требовали развития своего собственного внутреннего хозяйства, самостоятельных служб обеспечения, в т.ч. и финансовых. Это же и повлекло за собой широкое развитие сети полевых банков.
Система финансового обеспечения Вооруженных Сил совершенствовалась вместе с изменениями их боевого состава, военной и социальной инфраструктуры. Войска должны заниматься решением своей основной задачи - достижением высокой боевой готовности. Поэтому сегодня все функции материального и финансового обеспечения выведены из боевого эшелона и сосредоточены в территориальных органах. Этим решается не только задача повышения мобильности и боевой готовности войск, но и возможности наиболее эффективного использования человеческих ресурсов, внедрения современных средств анализа, технических новшеств и, конечно, экономии финансовых ресурсов.
Такая система финансового обеспечения войск (сил) уже показала свои преимущества и соответствует избранной стратегии строительства Вооруженных Сил России. Сегодня в основу системы финансового обеспечения положен территориально-отраслевой принцип. Финансовое обеспечение воинских частей и организаций Вооруженных Сил осуществляется через территориальные финансовые органы и отраслевые распорядители: это военные учебно-научные центры и ведущие военно-медицинские учреждения, которые имеют свои финансовые органы.
Оптимизированы уровни доведения бюджетных средств до получателей и участников бюджетного процесса, реализован принцип оперативной подчиненности руководителей территориальных финансовых органов командующим войсками военных округов. При этом из обязанностей командиров исключены задачи по финансовому обеспечению подразделений.
Расчеты с личным составом войскового звена переведены в Единый расчетный центр Минобороны России. Созданная система финансового обеспечения войск (сил) обеспечивает прозрачность финансовых потоков и позволяет решать задачи по своевременному и полному финансированию воинских формирований в различных условиях обстановки, в том числе при решении внезапно возникающих задач. Отвечая на угрозы и вызовы своей безопасности, Россия развернула широкомасштабную модернизацию Вооруженных Сил.
Объективно это долгосрочный и весьма дорогостоящий процесс. И от того как эффективно будут потрачены средства федерального бюджета напрямую зависит национальная безопасность Российской Федерации. В свою очередь высокий уровень военной безопасности уже самим фактом своего наличия гарантирует стабильность хозяйственной системы, безопасность инвестиций в российскую экономику и уверенность людей в завтрашнем дне.

100 лет образования ФЭС МО РФ!

Президент Российской Федерации В.В. Путин 24 августа 2015 года подписал . Эта памятная дата установлена 22 октября, потому что именно в этот день, в далекие годы Гражданской войны издан юридический документ, определяющий финансовый орган Вооруженных Сил Республики, как самостоятельное подразделение.

В 1918 г. . Создание Финансового отдела было обусловлено новыми задачами по формированию Вооруженных Сил.

Первым заведующим финансовым отделом был назначен М.В. Лезгинцев. Эту должность он занял в 26 лет. Он окончил кадетский корпус. По профессии финансист. Имел 9 лет практической работы. Работал в качестве: счетовода, бухгалтера, заведующим товарным отделом и организатором по продовольственным вопросам. Женат, имел 2-х детей.

Финансовый отдел (в последующем название менялось), изменялась с годами и его структура. Финансовый орган в последующем возглавляли: М.Б. Гришин, И.Н. Лукин, А.В. Хрулев, З.Д. Перцовский, В.Д. Вашкевич, А.Г. Лазарев, Я.А. Хотенко, В.Н. Дутов, В.Н. Бабьев, В.В. Воробьев, Г.С. Олейник, Л.К. Куделина, Г.М. Сапронов. На всем протяжении своего существования главный финансовый орган Вооруженных Сил успешно решал поставленные задачи. Приемниками на современном этапе являются:

Департамент финансового обеспечения Министерства обороны,
Департамент финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации,
Департамент экономического анализа и прогнозирования Министерства обороны Российской Федерации,
Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации,
Департамент финансового мониторинга государственного оборонного заказа Минобороны России.

22 октября 2015 года в Центральном Академическом театре Российской армии прошло торжественное мероприятие, посвященное Дню финансово-экономической службы Вооруженных Сил Российской Федерации. В нем приняли участие около 1200 финансовых работников различных поколений. Среди приглашенных присутствовали участники Великой Отечественной войны – М.С. Безвитный, С.Г. Едыкин, С.М. Ермаков, Л.И. Кузнецов, В.Г. Мякинин, А.И. Пожаров, М.И. Полищук, А.А. Сивков, И.Л. Смоляр, А.В. Тишин.

Торжественное мероприятие открыла Заместитель Министра обороны Российской федерации Т. В. Шевцова. Она отметила вклад финансовой службы в укрепление обороноспособности страны.

Учреждение Дня финансово-экономической службы является признанием вклада военных финансистов в дело укрепления обороноспособности Вооруженных Сил страны, а также дань уважения ветеранам, сумевшим построить эффективную систему финансового обеспечения Армии. Современное поколение экономистов способно успешно решать задачи финансового обеспечения армии в непростых условиях строительства и реформирования Вооруженных сил России.

Собравшихся поздравил Министр обороны России генерал-армии С.К. Шойгу, отметивший огромное значение финансовой службы деле развития и укрепления Вооруженных Сил Советского Союза и России.

Министр обороны дал высокую оценку деятельности ветеранов финансовой службы Вооруженных Сил, которые за долгие годы провели большую работу по развитию службы. В тяжелейших условиях они сделали все, что бы Армия и Флот страны ни в чем не нуждались, были всесторонне обеспечены всем необходимым. Перед сегодняшними финансистами стоят важные задачи. Только за последние недели министром обороны рассмотрено множество документов, которые влияют на финансовое обеспечение войск. В их число входят и документы по обеспечению российских летчиков, выполняющих боевые задачи на территории Сирии, поставленные Президентом России - Верховным Главнокомандующим Россиянкой Федерации.