Прогноз социально экономического развития карачаево черкесии. Социально-экономические показатели — Инвестиционный портал Карачаево-Черкесской Республики

Карачаево-Черкесская Республика – один из самых южных субъектов Российской Федерации, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа, обеспечивает выход России к государствам Закавказья. Располагается в предгорьях Северо-Западного Кавказа. На западе территория Карачаево-Черкесской Республики граничит с Краснодарским краем, на севере и северо-востоке – со Ставропольским краем, на востоке – с Кабардино-Балкарской Республикой, на юге граница проходит по Главному Кавказскому хребту с Грузинской Республикой и Республикой Абхазия. Площадь территории Карачаево-Черкесская Республики – 14,3 тыс. км2. Население – 469,8 тыс. человек (на 01.01.2014). Столица Карачаево-Черкесской Республики – город Черкесск, основан в 1825 году, численность населения 124,95 тыс. человек.

Экономика региона

Ведущее место в экономике Карачаево-Черкесской Республики принадлежит промышленному производству, которое остается основным сектором для создания материальных благ, товарной и денежной массы, новых рабочих мест и инвестиционных источников. В 2013 году ВРП республики составил 62,7 млрд.рублей, что составляет 4,6 % от ВРП Северо-Кавказского федерального округа (СКФО).

В структуре производства ВРП доминирует промышленность - более 24 %. Второе место в структуре производства ВРП занимает сельское хозяйство, доля которого составляет более 18 %.

Среди субъектов СКФО по итогам 2014 года Карачаево-Черкесская Республика заняла ведущие места по темпу роста ввода жилья (151,5 %) - 2 место и по темпу роста среднедушевых денежных доходов (110,9 %) - 4 место.

П о продолжительности жизни Карачаево-Черкесская Республика в 2014 году вошла в группу регионов с наибольшей ожидаемой продолжительностью жизни до 74,5 лет (в 2013 году это возраст не превышал 73,9 лет).

ВАЛОВЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ

133 200 рублей на душу населения

35,4 % ВРП на душу населения от среднероссийского уровня

93,7 % ВРП на душу населения от среднего уровня по СКФО

Оценка регулирующего воздействия в регионе

В Карачаево-Черкесской Республике процедура проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы действующих нормативных правовых актов (ОРВ) внедрена в 2014 году. При проведении ОРВ выбрана децентрализованная модель.

При Министерстве экономического развития Карачаево-Черкесской Республики образован Консультативный совет по оценке регулирующего воздействия, состоящий из числа государственных гражданских служащих министерства, представителей органов исполнительной власти республики, деловой общественности, научно-исследовательских, общественных и иных организаций.

Заключено Соглашение между Министерством экономического развития Карачаево-Черкесской Республики и организациями, представляющими интересы предпринимательского сообщества, при проведении оценки регулирующего воздействия.

Нормативно закреплена процедура проведения ОРВ проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы действующих муниципальных нормативных правовых актов в муниципальном образовании города Черкесска, являющегося административным центром Карачаево-Черкесской Республики.

Карачаево-Черкесия, по мнению аналитиков, сегодня является одним из самых динамично развивающихся и безопасных регионов Северо-Кавказского федерального округа. Одна из стратегических задач - социально-экономическое развитие республики поэтапно решается. Позитивные изменения из года в год наблюдаются практически во всех сферах жизнедеятельности - промышленности, сельском хозяйстве, системе здравоохранения и образования. В частности, в текущем году власти республики более чем в два раза увеличили расходы на социальное развитие сел - до 207,5 млн рублей. Из федерального бюджета на эти цели привлечено около 192 млн рублей, остальное - из республиканского.

Бюджет республики на 70 % - социально-ориентированный - это один из самых высоких показателей в стране. Главные акценты в своей деятельности власти республики делают на развитие социальной инфраструктуры. Особое внимание уделяется детским садам и школам. По данным республиканского Минобрнауки, до конца 2014 года в эксплуатацию будут сданы 19 дошкольных учреждений на 1930 мест. Активно строятся в республике и новые общеобразовательные учреждения. 2015 году планируется ввести в строй четыре школы, почти на две тысячи мест, что позволит на 42 % сократить число общеобразовательных учреждений региона, работающих в две смены.

На 25 % больше средств Карачаево-Черкесия затратит в этом году и на развитие спортивной инфраструктуры. Только за последние два года в республике построено и реконструировано 24 спортивных объекта.

Добиться хороших результатов удается за счет привлечения в регион государственных и частных инвестиции. Реализации уникальных проектов позволяют развивать экономику и решать важнейшие социальные задачи. На сегодняшний день республика реализует 22 крупных проекта в сфере промышленности, энергетики, туризма, сельского хозяйства.

По мнению главы республики, наиболее перспективные проекты - это так называемые системные, реализация которых влечет за собой развитие многих смежных отраслей, что даст республике больше новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в бюджет. Интересным в этом направлении является проект строительства всесезонного курорта "Архыз", который для республики является локомотивом в туристической отрасли. В 2018 году при выходе на проектную мощь только первого поселка курорта "Романтик" будут созданы как минимум 12 000 новых рабочих мест.

На территории курорта сейчас функционируют два отеля, сервис-центр, четырехместная кресельная и гондольная канатные дороги пропускной способностью 1800 и 2400 пассажиров в час соответственно, детский горнолыжный городок. В летний сезон на "Архызе" работали палаточный лагерь на высоте более 1700 м, пейнтбольный клуб, веревочный парк, детский городок, прокат велосипедов и сигвеев, бассейны, кафе, экскурсионное бюро и ряд других объектов туристической инфраструктуры.

По мнению спикера верхней палаты российского парламента Валентины Матвиенко, посетившей "Архыз" в июле этого года, он ни в чем не уступает европейским аналогам.

В сфере промышленности, недропользования и гидроэнергетики глава КЧР выделил проект строительства нового цементного завода ОАО "Кавказцемент" мощностью до 10 000 т клинкера в сутки, тоже должен дать толчок развитию всего строительного сегмента, проект ООО "УГМК Холдинг" по разработке медно-колчеданного месторождения и строительство ГЭС ГАЭС компанией "РусГидро".

Сейчас в условиях санкций, введенных США и ЕС в отношении России и ответного продуктового эмбарго, в числе приоритетных, прежде всего, проекты по импортозамещению. Запрет на ввоз плодоовощной продукции из стран Евросоюза создал дополнительный стимул для наращивания производства на крупнейшем в России агрокомбинате "Южный", расположенном в Усть-Джегутинском районе КЧР. Сегодня предприятие производит 40 000 т овощей, которые занимают 30 % овощного рынка Москвы, и составляют где-то 10-12 % от общего производства в России. Модернизация комбината позволит увеличить урожайность овощной продукции в 2,5 раза. Она начнется в 2015 году и будет проводиться без остановки цикла производства. На первом этапе планируется обновить два блока теплиц. В этот проект "Банк Москвы" намерен инвестировать более 2,5 млрд рублей.

Перспективным в плане импортозамещения является также проект строительства фабрики по переработке шерсти полного цикла. Реализация этого проекта, аналогов которому пока нет в России, будет способствовать социально-экономическому развитию сельских территорий не только республики, но и всего юга страны. Основная часть сырья сейчас закупается в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах. Есть уже практика приобретения шерсти в Челябинской области и в Приволжском федеральном округе.

На первой очереди фабрики, запуск которой состоялся в 2012 году, сейчас работают более 170 человек. Ввод второй очереди предприятия, намеченный на конец этого года, замкнет производственную цепочку - от сортировки шерсти до прядения. Здесь также предусмотрено производство трикотажных изделий. При выходе фабрики в 2015 году на полную производственную мощность - более двух тысяч тонн пряжи в год, в республике будет создано еще около 250 новых рабочих мест.

В этом году начата также реализация другого крупного проекта по строительству обувной фабрики производственной мощностью миллион пар обуви в год, который обеспечит региону более 500 новых рабочих мест. Объем инвестиций, в первую очередь предприятия составит 1,4 млрд рублей. Проект получил государственные гарантии правительства России в размере 686 млн рублей и госгарантию Карачаево-Черкесии на 98 млн рублей.

Власти Карачаево-Черкесии не намерены сбавлять темпы инвестиционной активности. В регионе будет продолжена работа по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса. Сейчас в республике, в частности, для инвесторов предусмотрены налоговые льготы, предоставляются льготные условия пользования природными ресурсами в соответствии с законодательством. Создана особая экономическая зона, резиденты которой освобождаются от налога на имущество на 10 лет, от налога на землю - на 5 лет. В 2015 году начнется реализация двух социальных проектов в сфере жилищного строительства стоимостью более 22 млрд рублей. В числе планируемых к реализации интересных инвестпроектов республики - строительство трех ветроэнергетических станций. Его реализация должна начаться в следующем году. Ожидается, что энергетическое предприятие выйдет в 2019 году.

Инвестиции для экономики можно сравнить с пищей для живого организма: чтобы он рос, питание должно быть калорийным, регулярным и достаточным для обеспечения его нормального развития. При недостатке пищи организм останавливается в росте, при её отсутствии - постепенно умирает. Тоже и с инвестициями для экономики - чтобы она динамично развивалась необходим постоянный приток денежных средств.

Его источниками могут быть и институциональные инвесторы (компании, профессиональной деятельностью которых является аккумулирование денежных средств и их выгодное для клиентов вложение), как отечественные, так и зарубежные, и сами граждане, решившие заняться бизнесом и использующие для этого личные накопления. Все так называемые «экономические чудеса» в мире имели в своей основе эффективную инвестиционную политику.

В апреле текущего года стало известно, что три инвестиционных проекта в Карачаево-Черкесии получат для своей реализации государственную поддержку в рамках подпрограммы Государственной программы развития СКФО до 2025 года.

Об этом и других вопросах развития экономики республики корреспондент «НИА Кавказ » беседует с Министром экономического развития КЧР Алием Накоховым.

Сначала министр обрисовал механизм финансирования этих проектов, которые будут реализованы по схеме частно-государственного партнёрства. Суть его заключается в следующем: государство в лице, в данном случае, Корпорации развития Карачаево-Черкесии, вносит свою долю в капитал создаваемых предприятий - 500 млн. рублей . Один процент, 13,8 млн. рублей, вносит правительство республики. Оставшиеся 59 процентов - это взнос частного инвестора, инициатора проекта. Полмиллиарда рублей под эти проекты уже получены от Федерального центра, доля республики заложена в республиканском бюджете, инвестор готов внести свою долю. «Осталась чисто техническая процедура докапитализации нашей корпорации развития и можно считать, что финансовая основа для реализации проектов создана », - сообщает мой собеседник.

Переходим к самим проектам. Начинаем с Агропромышленного парка, который будет в одном из новых жилых массивов Черкесска.

Чем, собственно он будет отличаться от обычного большого продовольственного рынка и почему именно здесь сельхозпроизводителям будет выгодно продавать свою продукцию?

Алий начал с констатации того факта, что сегодня у местного агрария два пути реализации выращенного им урожая. Первый - это подвести его до ближайшей автотрассы и весь световой день стоять у прилавка в ожидании покупателей. Второй - отдать его по оптовой цене в магазин. Причём эта цена едва покроет его издержки, а деньги от магазина он получит лишь после полной реализации товара, да и то, как правило, с задержкой. Агропромышленный парк предоставит производителю торговое место (750 павильонов), камеру хранения продукции, холодильник (или морозильник), возможности для предпродажной подготовки (мытья продуктов, сортировки, упаковки и т.д.), место для проживания (гостиница на 540 мест). Аналогичный парк создан и успешно работает в Казани. «Но мы решили пойти дальше. На дворе - 21 век, большую часть информации человек получает из Интернета и с его же помощью всё чаще приобретает товары - продолжает рассказ министр - И в нашем агропромышленном парке он сможет это сделать: купить нужные ему продукты, сделав заказ через всемирную сеть».

С покупателем более или менее ясно. А чем будет привлекателен агропромышленный парк для продавца? Не сочтёт ли он вышеперечисленные блага слишком затратными для себя?

Продажа на дорогах, согласился со мной Алий, обойдётся ему дешевле. Но будут велики и сроки реализации продукции. Продажа через магазины - удовольствие недешёвое. «Зайти в магазин - стоит денег, положить товар на полку - стоит денег. И чем лучше полка - тем дороже она ему обойдётся. В агропромышленном парке же он будет платить гораздо меньше», - считает министр.

На сколько меньше? Это, по словам министра, можно будет сказать только после введения объекта в эксплуатацию. Но то, что меньше, мой собеседник гарантирует. Впрочем, если предприниматель хочет идти в торговые сети, платить за это - это его риски, это его осознанное решение. «Одна из задач проекта - предоставить предпринимателю возможность выбора между различными вариантами реализации произведённой им продукции», - завершает собеседник свой рассказ о первом из инвестпроектов.

Домбай. Это слово хорошо известно тем, кто занимался горными лыжами ещё во времена Советского Союза. Сейчас в республики на подъёме Архыз - прокладываются трассы, строятся подъёмники и гостиницы. Это новый, суперсовременный горнолыжный курорт, ни в чём не уступающий европейским по оснащению и сервису. Здесь даже по горизонтальной местности отдыхающие имеют возможность перемещаться по движущейся дорожке - траволатору.

Почему в республике опять обратили свои взоры на Домбай?

«Появился инвестор, который захотел вложить свои деньги именно в Домбай. Мы просто решили его поддержать. Проект разбит на два года. В этом году мы, точнее, инвестор планирует построить гостиницу на 75 номеров, в следующем - канатную дорогу пропускной способностью 2400 человек в час. В декабре прошлого года к проекту были вопросы со стороны Минкавказа России. Мы все замечания учли, проработали вопрос с «Курортами Северного Кавказа », получили их поддержку».

Конкурируют ли между собой два этих республиканских курорта?

Министр считает, что нет: «Домбай - это Домбай, жемчужина Северного Кавказа, курорт с историей. Домбай - это несколько иное, чем в Архызе, направление горнолыжного туризма. Другие склоны, другие высоты, другая атмосфера, другая аура. Это курорт для разных возрастных категорий отдыхающих, с разным уровнем горнолыжной подготовки. Здесь большее разнообразие трасс, больше «чёрных» трасс для любителей экстрима. У Домбая за долгие годы его существования сформировалась большая группа поклонников, фанатов. Впрочем, есть туристы, которые любят осваивать новые местности, новые горы. Наличие двух курортов позволит нам принимать и тех, и других».

Третий проект - фруктовые сады интенсивного типа. Как продвигается он?

«К концу апреля на первых 40 га из выделенных под проект земель будут расставлены шпалеры, в мае - высажены саженцы, к концу июня будет смонтирована противоградная сетка. Осенью саженцы появятся ещё на 120 га. Они уже закуплены в Италии, сейчас хранятся в холодильнике . Решены вопросы с водоснабжением и охраной плантации. После выхода на проектную мощность сады будут давать урожай яблок 8,2 тысячи тонн в год, черешни - 195 тонн, сливы - 566 тонн».

Каков ожидаемый экономический эффект от трёх проектов: рост занятости, товарооборота, поступлений в бюджет и внебюджетные фонды?

Если говорить об экономике проектов, то цифры следующие: общий объем инвестиций по проектам составит почти 2,8 млрд. рублей, сумма налоговых выплат во все уровни бюджетов за первые 5 лет составит более 2,1 млрд. рублей , во внебюджетные фонды - более 120,0 млн. рублей. Планируется создать 232 новых рабочих места, из которых 173 - высокопроизводительные.

Кто он, инвестор, вкладывающего сегодня деньги в экономику республики? Свой, республиканский, российский, иностранный?

«Присутствуют всех из названных Вами. Например, иностранные компании. В Сочи мы заключили соглашение с «Bom Group », голландской компанией, специализирующейся на реализации тепличных проектов «под ключ». Они заходят в республику уже в этом году и будут выступать соинвесторами крупного проекта по выращиванию в закрытом грунте помидоров и огурцов».

А Вы не боитесь затоваривания северокавказского рынка овощной продукции? В апреле в Азербайджане подписаны соглашения о строительстве тепличных комплексов в Ставропольском крае и Республике Дагестан.

«На сегодняшний день у нас очень большой дефицит овощей. Даже если в каждом субъекте СКФО будут построены по три тепличных комплекса, мы друг другу конкуренции создавать не будем. Продукция нашего тепличного комплекса будет ориентирована на внутренний республиканский рынок ».

Вернёмся к инвестору. А в республике есть таковой?

В качестве примера Алий приводит фирму «Селена ». «Они хотят запустить линию по производству спанбонда (spunbond — технология производства нетканого материала из расплава полимера фильерным способом. Часто термином «спанбонд» обозначают также материал, произведенный по технологии «спанбонд» - прим. редакции). Это материал, из которого изготавливают экипировку хирурга: халат, шапочка, бахилы. На сегодня 80 процентов потребности в нём в России покрывается за счёт импорта. Это очень, если так можно сказать, «крутой» проект. Здесь и импортозамещение, и вклад в развитие медицины. Плюс «Селена » хочет выпускать не отдельно халаты, шапочки, маски, перчатки и т.п., а весь костюм того же хирурга в комплекте, в кейсе. Плюс фирма производит востребованную бытовую продукцию: одеяла, подушки. У них был договор о поставках с «IKEA », с «Перекрёстком ». Их проект мы будет предлагать для оказания господдержки в следующем году».

Говоря о местном инвесторе, развитии местного бизнеса мы подошли к теме создания и функционирования республиканского Центра поддержки предпринимательства.

«В прошлом году мы направили в Москву заявку на создание Центра, наше предложение получило поддержку и на его реализацию были выделены средства. Что такое Центр поддержки предпринимательства? Сегодня предпринимателю просто для того, чтобы получить необходимую ему информацию, нужно обойти множество министерств и ведомств. В Центре он сможет получить консультацию практически по любому интересующему его вопросу: открытие/закрытие юридического лица, оптимизация налоговой нагрузки и другие. Под крышу Центра, в одном месте мы хотим собрать все институты поддержки и развития малого и среднего бизнеса: гарантийный фонд, фонд микрофинансирования, МФЦ для бизнеса. Фонд микрофинансирования существует с 2010 года, его капитализация составляет 70 млн рублей , с помощью этих средств мы можем финансировать проекты малого и среднего бизнеса. Гарантийный фонд - та же финансовая поддержка для предпринимателей, только в форме гарантий. В Центре кроме консультаций будут проводится бизнес-тренинги, лекции для предпринимателей».

В завершении беседы Алий Накохов поделился своими амбициозными планами: «Я возлагаю на Центр большие надежды. При помощи него я хочу начать взращивать в республике новый формат предпринимателя, грамотного предпринимателя, который не будет смотреть на государство исключительно как на дойную корову и ждать от него денег для своего бизнеса. Государство должно лишь создавать комфортные условия для ведения бизнеса, все остальные задачи бизнесмен нового типа должен решать сам. Задача, поставленная перед нашим министерством Главой республики Рашидом Темрезовым - всячески помогать бизнесу в решении этих задач ».

03.09.2019 г. Состоялось заседание комиссии Министерства финансов по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.
04.09.2019 Министерство финансов Просим Вас принять участие в опросе по финансовой грамотности. Это не отнимет много времени, а Ваши ответы будут использоваться в агрегированном виде.
04.09.2019 Министерство финансов Сельхозпредприятия Карачаево-Черкесии завершили уборку зерновых культур. Объем собранного урожая по сравнению с прошлым годом практически не изменился.
Ежегодный международный инвестиционный форум АгроЮг (18 сентября, Ставрополь) - это профессиональная площадка для развития АПК в СКФО и ЮФО, которая соберет свыше 300 руководителей агрохолдингов, фермерских хозяйств,
29.08.2019 Оборот розничной и оптовой торговли в первое полугодие текущего года снизились.
29.08.2019 Черкесск-портал Налоговое рабство в России Скажи, родное государство, как выжить нам в родной стране?
29.08.2019 КПРФ

Cовещание по вопросe оснащенности сельскохозяйственной техникой сельскохозяйственных производителей района/

В Адыге-Хабльском муниципальном районе прошло выездное совещание по вопросам оснащенности сельскохозяйственной техникой сельскохозяйственных производителей района, приобретения техники по лизингу,
19.08.2019 Министерство сельского хозяйства КЧР

В Карачаево-Черкесии направлено в суд уголовное дело о мошенничестве с криптовалютой

Опубликовано 04.09.2019 22:39

Следственным отделением ОМВД России по Малокарачаевскому району КЧР завершено расследование уголовного дела в отношении 29-летнего жителя г. Санкт-Петербурга. Мужчина обвиняется в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 159 УК РФ (мошенничество, совершенное в крупном размере).

Александр Матовников и Рашид Темрезов посетили селекционно-семеноводческий и оптово распределительный завод «Хаммер»

Опубликовано 02.09.2019 22:27

Сегодня полномочный представитель Президента РФ в СКФО Александр Матовников вместе с Главой КЧР Рашидом Темрезовым посетили одно из крупных успешных агропромышленных предприятий республики - селекционно-семеноводческий и оптово распределительный завод «Хаммер». Вместе с руководителем предприятия Дагиром Смакуевым посетили производственные цеха предприятия.

Вопросы функционирования отделения первого МСП банка на территории Карачаево-Черкесии обсудили в Доме Правительства КЧР

Опубликовано 30.08.2019 21:15

Председатель Правительства КЧР Аслан Озов провел рабочую встречу с заместителем председателя правления банка «МСП Банк» Арсаном Демельхановым по вопросу функционирования отделения первого МСП банка на территории Карачаево-Черкесии.

Глава КЧР ознакомился с ходом реализации республиканской программы по выращиванию мини-садов интенсивного типа в пилотном Урупском районе

Опубликовано 27.08.2019 21:13

Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов сегодня в ходе рабочей поездки в Урупский муниципальный район осмотрел личное подсобное хозяйство жительницы села Преградное Лидии Гежиной, где в рамках реализации республиканской программы по выращиванию мини-садов интенсивного типа заложен яблоневый сад с 230 плодовыми деревьями.

В Карачаево-Черкесии завершается уборка зерновых колосовых культур

Опубликовано 20.08.2019 21:46

В республике завершается уборка зерновых колосовых культур. По состоянию на 20 августа текущего года сельскохозяйственными организациями и крестьянско-фермерскими хозяйствами уборка зерновых колосовых культур проведена на площади - 25863 га (в 2018 году 22015 га), валовой сбор составил - 96072 тонн.

В Карачаево-Черкесии активными темпами ведутся работы по газификации населенных пунктов в рамках программы устойчивого развития сельских территорий

Опубликовано 19.08.2019 20:45

В Карачаево-Черкесии продолжаются работы по газификации улиц в рамках программы «Устойчивое развитие сельских территорий». В настоящее время практически завершаются работы в с. Маруха Зеленчукского района, где устанавливаются распределительные уличные газопроводы протяженностью 1,35 км.

В Доме Правительства КЧР обсудили достижение показателей эффективности в работе над реализацией Майского Указа Президента РФ

Опубликовано 16.08.2019 00:06

Министр экономического развития КЧР Алий Накохов провел совещание по вопросу проведения мероприятий по достижению показателей эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ по достижению целей, установленных Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

В Карачаево-Черкесии будет предоставляться субсидии на закладку и уход за плодовыми, ягодными кустарниковыми, орехоплодными насаждениями и виноградниками

Опубликовано 14.08.2019 00:35

Сегодня премьер-министр КЧР Аслан Озов провел заседание Правительства Карачаево-Черкесии, на котором было рассмотрено 15 вопросов.

Члены Правительства КЧР внесли изменения в постановление Правительства КЧР «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на поддержку подотраслей растениеводства за счет средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики».

Рашид Темрезов посетил крестьянско-фермерское хозяйство «Южный»

Опубликовано 09.08.2019 21:04

Сегодня в станице Зеленчукской Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов посетил крестьянско-фермерское хозяйство «Южный» - сельхозпредприятие членов семьи Дотдаевых, которым любовь к земле и труду привил их отец Адам Дотдаев. Объемы производства «Южного» из года в год только увеличиваются, это позволяет успешно обеспечивать потребительские нужды жителей не только республики, но и соседних регионов. В собственности хозяйства молочно-товарная ферма с современным технологическим оборудованием. Производственная мощность - более 400 тонн молока - сырья в год.

В Карачаево-Черкесии в текущем году приобретено 25 единиц техники и оборудования для сельскохозяйственных работ

Опубликовано 08.08.2019 21:58

В Карачаево-Черкесии в текущем году в рамках государственных программ, направленных на поддержку сельхозтоваропроизводителей было приобретено 25 единиц крупной техники и оборудования.

Основные социально-экономические показатели Карачаево-Черкесской Республики

Объем ВРП, млрд. рублей

Индекс физического объема ВРП, в %

Индекс промышленного производства, в %

В т. ч. по видам деятельности:

Добыча полезных ископаемых, в %

Обрабатывающие производства, в %

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды,

Производство продукции сельского хозяйства, млн. рублей

Индекс производства продукции сельского хозяйства

Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», млн. рублей

в % к предыдущему году

Ввод в действие жилых домов,

тыс. кв. м. общей площади

в % к соответствующему периоду прошлого года

Инвестиции в основной капитал, млн. руб.

в % к соответствующему периоду предыдущего года

Индекс потребительских цен (инфляция), % (декабрь к декабрю)

Оборот розничной торговли, в млн. руб.

Индекс оборота розничной торговли в % к предыдущему году

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, руб.

в % к соответствующему периоду предыдущего года

Реальная начисленная заработная плата,% к соответствующему периоду предыдущего года

Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), рублей

Среднедушевые денежные доходы населения в % к соответствующему периоду предыдущего года

Численность постоянного населения тысяч человек

в % к соответствующему периоду предыдущего года

Родившихся, человек

Умерших. человек

Естественный прирост, убыль (-) населения: человек

в % к соответствующему периоду предыдущего года

Миграционный прирост, убыль (-)

в % к соответствующему периоду

Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости

(на конец года), тыс. человек

в % к соответствующему периоду предыдущего года

Уровень зарегистрированной безработицы, %

Численность экономически активного населения

тыс. человек

в % к соответствующему периоду предыдущего года

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц

Среднесписочная численность работников МСП (без внешних совместителей), тыс. человек

Количество индивидуальных предпринимателей, единиц

Оборот МСП, млрд. рублей

· Прогнозные данные

информация размещенная ранее

Основные тенденции социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики в 2013 году

Деятельность Правительства Карачаево-Черкесской Республики в 2013 году была сконцентрирована на достижение целей и задач, направленных на реализацию мер по формированию условий экономического роста, созданию благоприятного инвестиционного климата, на поддержку и развитие приоритетных отраслей экономики, малого и среднего бизнеса, по направлению всех видов ресурсов на повышение качества жизни населения республики.

Итоги 2013 года свидетельствуют о сохранении в экономике республики позитивных тенденций. Рост объемов отмечается в основных видах деятельности кроме промышленного производства.

Среди позитивных факторов можно отметить рост объема валового регионального продукта (ВРП), сельскохозяйственного производства, увеличение уровня инвестиционного спроса, расширение строительства, увеличение заработной платы и доходов населения, сокращение численности официально зарегистрированных безработных.

Среди субъектов СКФО по итогам 2013 года Карачаево-Черкесская Республика занимает ведущие места по следующим направлениям:

2 место по темпу роста объема выполненных работ по виду деятельности «Строительство» и ввода жилья (рост 18,8% и 24,9% соответственно);

3 место по снижению численности официально зарегистрированных безработных (на 19,1%);

ВАЛОВЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ

Обобщающим показателем развития региона является валовый региональный продукт (ВРП). Объем ВРП в 2012 составил 59,5 млрд. руб. или 104,7 % к 2011 году. Доля ВРП КЧР в СКФО составила 4,9 %.

На душу населения объем ВРП по КЧР составил 125,8 тыс. рублей (35,8 % от среднероссийского уровня и 98,5% от среднего по СКФО уровня). По СКФО мы находимся на четвертом месте по объему ВРП на душу населения.

В структуре производства валового регионального продукта в 2012 году доминировала промышленность - 24,4 %.

Поскольку в целом положительные тенденции в социально-экономическом развитии республики преобладают, это дает основания прогнозировать рост ВРП в 2013 году. Как ожидается, по итогам 2013 года объем ВРП составит 67,5 млрд. рублей с ростом 5,0% к уровню 2012 года.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

На фоне процессов стагнации российской экономики в Карачаево-Черкесской Республике наблюдалось замедление темпов роста ряда макроэкономических показателей, а по некоторым направлениям снижение по отношению к прошлому периоду. Вместе с тем, реальный сектор экономики Карачаево-Черкесии базируется на работе промышленных предприятий, обеспечивающих значительную часть налогов и сборов, поступающих в консолидированный бюджет Российской Федерации – более 40%, что позволяет выполнять обязательства перед населением.

По итогам 2013 года, в связи со спадом производства в обрабатывающих отраслях (на 14,1%), индекс промышленного производства сложился на уровне 91,2 %. Снижение произошло в связи с понижением спроса на производимую продукцию у основных потребителей, что привело к сокращению выпуска продукции в обрабатывающих отраслях , где индекс производства составил 85,9% к соответствующему периоду 2012 года.

На снижение, в основном, повлияли результаты работы предприятий следующих видов деятельности: производство электрооборудования и электронного оборудования, где выпуск продукции по сравнению с прошлым годом снизился в 5,1 раза, производство резиновых и пластмассовых изделий (на 20,5%).

Несмотря на спад индекса промышленного производства в целом по республике, в муниципальных районах республики по крупным и средним предприятиям этот показатель имеет небольшой рост: в Малокарачаевском районе на 11,6%, в Усть-Джегутинском районе - 8,2%, в Зеленчукском районе - 7,1%.

Опережающими темпами развивались предприятия по производству машин и оборудования – 131,4%, текстильной и швейной продукции – 128,2%, химического производства – 121,2%.

В добыче полезных ископаемых и в производстве и распределении электроэнергии газа и воды наблюдался рост производства. Индексы производства в этих отраслях в 2013 году составили 107,7% и 101,7% соответственно.

В 2013 году рост объёма отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства» и «производство и распределение электроэнергии, газа и воды», составил 105,9 %, 109,0% и 107,7 % соответственно.

Лидирующие позиции по росту объема отгруженных товаров собственного производства по крупным и средним предприятиям занимают Малокарачаевский, Зеленчукский, Прикубанский районы (138,8%, 123,6% и 115,5% соответственно).

Промышленность республики интегрируется в крупные компании России. В качестве примера можно привести ЗАО «Урупский ГОК», входящее в состав Уральской горнометаллургической компании (УГМК), крупнейшего в мире поставщика цветных металлов и сортовой стали, и ОАО «Кавказцемент» холдинга ОАО «Евроцементгрупп».

Идет становление новых производств. Ведется строительство второй очереди «Фабрики по переработке шерсти и производству пряжи с использованием инновационных технологий» ООО «Квест-А», общей стоимостью свыше 1 миллиарда рублей. Аналогов данному проекту в настоящее время в России нет.

Развивается новая отрасль - «производство транспортных средств» на базе частной АК «ДерВейс», образованной в 2003 году. Это динамично развивающееся предприятие с налаженной сетью дилерских центров.

Следует отметить, что промышленные предприятия, реализующие крупные инновационные проекты пользуются льготами по налогам на прибыль и имущество, имущественными гарантиями Карачаево-Черкесской Республики для получения кредитных средств, что в истекшем году способствовало росту инвестиций в основной капитал обрабатывающих отраслей на 35% в сравнении с предшествующим годом. Это позволило предприятиям решать задачи по развитию, реконструкции и модернизации производства, повышению энергетической эффективности, выпуску востребованной рынком конкурентоспособной продукции.

Сегодня на первый план выходит качество и эффективность экономического развития, и цели, которые обозначены в 596-ом указе Президента России, приобретают особую актуальность. Прежде всего, это касается увеличения выпуска продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей, повышения производительности труда. Необходимо точно представлять перспективу каждого промышленного предприятия, решать вопросы повышения конкурентоспособности выпускаемой в республике продукции. Это особенно актуально в условиях участия страны в ВТО.

Перспективы развития промышленного комплекса Карачаево-Черкесской Республики в 2014 году:

§ Обеспечение устойчивого развития отрасли на основе инвестиционной деятельности и реализации мер государственной поддержки предприятий, реализующих инвестиционные проекты.

§ Исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12.12.2013 по вопросу комплексного развития моногородов и реализации на их территории инвестиционных проектов, а также созданию на территории Карачаево-Черкесской Республики промышленных и технопарков;

§ «Развитие автомобильной компании «Дервейс» до 2016 года - вторая очередь» - поэтапное развитие до 2016 года, производственных мощностей ООО АК «Дервейс» до 100 000 автомобилей в год в одну смену, на базе существующих и дополнительно возводимых производственных помещений завода ООО АК «Дервейс».

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Второе место в структуре производства валового регионального продукта занимает сельское хозяйство , охота и лесное хозяйство, доля которого составляет 18,4 %.

В агропромышленный сектор экономики республики вовлечено порядка 60 предприятий, более трех тысяч крестьянско фермерских хозяйств, и более 80 тысяч личных хозяйств населения.

В минувшем году на поддержку аграрного сектора выделено около 1,5 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета более 1,3 млрд. рублей, из них, по программам, на животноводство было направлено 148,8 млн. рублей, на растениеводство 33,1 млн. рублей. На субсидии было выделено1,1 млрд. рублей.

В результате, по итогам 2013 года, объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей составил 23,3 миллиарда рублей с ростом к 2012 году-104,0% (в 2012 году- 102,5%).

В зоне особого внимания в течение всего года находилось растениеводство. В 2013 году валовый сбор зерна в хозяйствах всех категорий увеличился на 78,7% , подсолнечника на зерно-на 76,8% к уровню 2012 года.

В истекшем году, по сравнению с 2012 годом, в составе зерновых и зернобобовых культур почти вдвое увеличился валовой сбор кукурузы на зерно (на 95,9%), пшеницы (озимой и яровой) – в 1,9 раза, овса – в 1,6 раза.

Данные положительные результаты в отрасли растениеводства явились результатом оказываемой всесторонней государственной поддержки, позволяющей осуществлять производство на основе внедрения новых технологий и техники, внесения научно-обоснованного количества минеральных удобрений, использования высокопродуктивных сортов семян.

Развитие отрасли животноводства не только обеспечивает сбалансированность сельскохозяйственного производства, но и формирует в значительном объеме сектор рынка сбыта зерна. В животноводстве отмечается рост производства молока на 1,1%,производства скота и птицы на 0,4%.

Весомый вклад в развитие животноводства по увеличению поголовья КРС внесли Хабезский район и г.Карачаевск (рост на 24,8% и 11,9% соответственно); по производству мяса (скота и птицы в живом весе) - хозяйства Прикубанского и Карачаевского районов (118,1 и 110,0%% соответственно); по производству молока – хозяйства Урупского и Хабезского районов (153,7и 135,9%%).

Выделение из федерального бюджета средств в рамках ведомственных целевых программ в размере 76,3 млн. рублей на развитие мясного скотоводства, 48,3 млн. рублей на развитие молочного скотоводства и 25,2 млн. рублей на развитие кролиководства, позволило эффективно реализовать мероприятия программ по развитию мясного и молочного скотоводства. Как результат сельскохозяйственные товаропроизводители республики смогли приобрести 2 тыс. голов нетелей мясного направления и 1тыс. голов крупного рогатого скота молочного направления.

В рамках мер по перепрофилированию свиноводческих хозяйств на разведение альтернативных видов сельскохозяйственных животных реализуется инвестиционный проект по созданию одного из первых и в перспективе крупнейшего в стране кролиководческого комплекса. По итогам 2013 года маточное поголовье кроликов составило более 4 тыс. голов.

Позитивные результаты отрасли подтверждают правильность решений, которые были приняты в ушедшем году по развитию и поддержке агропромышленного сектора.

Перспективы развития агропромышленного комплекса Карачаево-Черкесской Республики в 2014 году:

§ Развитие мясного и молочного скотоводства, с упором на улучшение продуктивных качеств скота;

§ Развитие перерабатывающих мощностей логистической сети;

§ Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, в целях повышения плодородия и получения максимальной отдачи с единицы возделываемой площади;

§ Развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В целом на развитие экономики и социальной сферы Карачаево-Черкесской Республики в 2013 году использовано 18,8 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что составляет 100,7 % к уровню 2012 года (по России 99,8 %).

Основной объем инвестиций (55,8%) в 2013 году был направлен на строительство зданий (кроме жилых) и сооружений, чуть более четверти (25,6 %) объема инвестиций - на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, 14,2 % - на жилищное строительство.

В 2013 году финансирование освоенных инвестиций в основной капитал крупными и средними предприятиями осуществлялось преимущественно за счет привлеченных средств, доля которых составила 82,6 % (в 2012 г. - 85,1%).

Важнейшей составляющей привлеченных средств по-прежнему является бюджетное финансирование, главным образом федеральный бюджет (56,9 %), доля которого в 2013 г. уменьшилась по сравнению с прошлым годом на 1,2 %, за счет снижений доли финансирования республиканского бюджета и местных бюджетов (на 3,4 %).

Средства бюджетных капитальных вложений в основном направлялись на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы и республиканской адресной инвестиционной программы, основным инструментом которых являлись федеральные целевые и республиканские целевые программы. Бюджетные средства использовались на поддержку социальной сферы и систем жизнеобеспечения, развитие территорий и инфраструктуры Карачаево-Черкесской Республики.

Наибольший объем бюджетных средств использован в 2013 году на реализацию следующих федеральных целевых программ: «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» -1780,1 млн. рублей, «Юг России (2008-2013 годы)» - 1204,0 млн. рублей, «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах на 2010 - 2013 годы» - 387,8 млн. рублей, «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года» - 228,6 млн. рублей, «Социальное развитие села до 2013 года) - 127,6 млн. рублей.

Важным инвестиционным ресурсом для крупных и средних организаций являются прочие источники инвестирования (в 2013 г. - 14,0 %), главным образом - средства вышестоящих организаций (13,4%,).

Основными направлениями инвестирования у крупных и средних организаций в 2013 году стали такие виды деятельности, как «производство и распределение электроэнергии, газа и воды», «транспорт и связь», «обрабатывающие производства», их доля в общем объеме инвестиций составила соответственно 27,6%, 25,6 % и 15,4 %.

Отмечается увеличение в 2013 году по сравнению с предыдущим годом объемов инвестиций, направленных в производство резиновых и пластмассовых изделий (в 3,9 р.), производство транспортных средств и оборудования (в 3,1 р.), производство прочих неметаллических минеральных продуктов (в 2,0 р.), гостиницы и рестораны (168,1%), образование (124,0%). Вместе с тем, снижение инвестиционной активности в истекшем году по сравнению с 2012 г. отмечалось в таких производствах, как операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (на 64,1%), оптовая и розничная торговля (на 61,7%) сельское хозяйство (на 50,0 %), добыча полезных ископаемых (на 46,9 %), строительство (на 40,3%), финансовая деятельность (на 35,4%).

Для обеспечения свободного доступа ко всей имеющейся информации в сфере инвестиционной деятельности, в том числе и к нормативным правовым актам, на официальном сайте Министерства экономического развития Карачаево-Черкесской Республики созданы специальные разделы «Для бизнеса (выставки и форумы)», «В помощь инвестору», «Нормативные правовые акты».

Действуют также и учебные программы по подготовке и переподготовке специалистов соответствующего профиля в учебных заведениях республики.

Указанные меры позволили увеличить приток инвестиций в экономику республики. В государственную программу Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» включены 27 инвестиционных проектов на общую сумму 97,9 млрд. рублей, в результате реализации которых планируется создать более 19 тысяч рабочих мест.

В Карачаево-Черкесской Республике успешно реализуется крупнейший инвестиционный проект по строительству всесезонного горного курорта «Архыз» стоимостью более 160 млрд. рублей.

В 2012 году получил государственную гарантию Российской Федерации предельной суммой 539,0 млн. рублей один из инвестиционных проектов, реализуемых в республике стоимостью 1,1 млрд. рублей. Еще один проект, стоимостью 1,4 млрд. рублей, получил государственную гарантию Российской Федерации предельной суммой 686,0 млн. рублей в 2013 году. Системная работа по созданию благоприятных условий для инвесторов в Карачаево-Черкесской Республике продолжается, в том числе, внедрением Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. С целью внедрения «Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта для обеспечения благоприятного инвестиционного климата в регионе» в КЧР введены 12 из 15 требований Стандарта.

Указанные меры позволили создать в Карачаево-Черкесской Республике благоприятный инвестиционный климат и будут способствовать притоку инвестиций, созданию новых производств и, как следствие, повышению уровня и качества жизни всех жителей нашей республики.

Перспективы развития Карачаево-Черкесской Республики в сфере инвестиционной деятельности в 2014 году:

§ Направить в 2014 году за счет всех источников финансирования на развитие экономики и социальной сферы республики 21,7 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что составит к уровню 2013 года 110,0 %.

§ За счет бюджетных средств в рамках федеральных и республиканских целевых программ и непрограммных мероприятий планируется финансирование объектов социального, коммунального, дорожного комплексов, водного хозяйства.

§ Реализация инвестиционных проектов, финансирование которых осуществляется за счет частных средств, с участием государственной поддержки:

§ Привлечение инвестиций, создание новых производств и, как следствие, создание новых рабочих мест для жителей Карачаево-Черкесской Республики, что позволит повысить уровень жизни населения.

§ Реализация комплекса мероприятий, включающих в себя разработку соответствующих нормативных правовых актов в инвестиционной сфере, создание необходимой для инвесторов инфраструктуры, в том числе индустриальных парков, а также обеспечение участия инвесторов, реализующих проекты на территории Карачаево-Черкесской Республики, в различных федеральных и региональных программах поддержки инвестиционной деятельности.

§ Работа по актуализации Плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры Карачаево-Черкесской Республики, разработка Инвестиционной стратегии Карачаево-Черкесской Республики.

§ Внедрение в полном объеме Стандарта деятельности органов исполнительной власти КЧР по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.

СТРОИТЕЛЬСТВО

Объем строительных работ в 2013 году увеличился в сопоставимых ценах на 18,8 % к уровню 2012 года (по России уменьшился на 1,5 %) и составил 13,2 млрд. рублей. В сельской местности за отчетный год высокие темпы роста по виду деятельности «Строительство» можно отметить в Урупском районе – в 2,7 раза, Карачаевском районе- в 1,9 раза, Зеленчукском районе – на 29,4%.

В 2013 году в республике введено 109,6 тыс. кв. метров жилья, это на 24,9 % больше, чем в 2012 году (по России на 5,6 %), в том числе в сельской местности -33,4 тыс. кв. метров (213 домов). Доля индивидуального жилья в общем объеме ввода увеличилась по сравнению с прошлым годом с 67,9 % до 75,3 % (82,5 тыс. кв. метров, против 59,6 тыс. кв. метров в 2012 году).

В разрезе муниципальных районов и городских округов наибольшие объемы введенного жилья приходятся на Прикубанский (в 15,6 раза), Адыге-Хабльский (в 7,1 раза) и Малокарачаевский (в 6,2 раза) районы.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК

Потребительский рынок республики, как составная часть единого регионального экономического комплекса, в 2013 году развивался в рамках подпрограммы «Развитие потребительского рынка и услуг Карачаево-Черкесской Республики на 2012 - 2015 годы».

Общий объем оборота розничной торговли за 2013 год составил 34,7 млрд. руб. (96,7 % к уровню 2012 года). Только в Абазинском районе данный показатель имеет положительную динамику (рост 104,3 %).

Снижение общего объема оборота розничной торговли, в целом по республике, объясняется уменьшением числа индивидуальных предпринимателей в мелкорозничной торговле на 1.5 тысячи человек по сравнению с 2012 годом.

Доля продовольственных товаров в обороте розничной торговли составила – 43,5 %, а непродовольственных товаров – 56,5 %. Темпы роста продаж непродовольственных товаров значительно замедлились, т.к. инфляционные ожидания сдерживают потребительскую активность населения.

В 2013 г. на потребительском рынке проводились меры, направленные на создание условий для удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, обеспечение качества и безопасности их предоставления и формирования устойчивой конкурентной среды.

Развитие предприятий оптовой торговли в последние годы свидетельствует о том, что они занимают все большее место в системе торговли Карачаево-Черкессии. Оборот оптовой торговли в 2013 году сложился в объеме 21328,1 млн. рублей, или 106,4% к уровню 2012 года.

Общественное питание республики не претерпело в 2013 году значительных количественных изменений. Для него более характерны внутриструктурные изменения: увеличение доли ресторанов, кафе, баров, как предприятий, создающих более комфортные условия, что имеет немаловажное значение для развития туризма в Карачаево-Черкесии.

За 2013 год населению было оказано платных услуг на сумму 10,7 млрд. рублей или 102,8% к прошлому году. В структуре объема платных услуг населению за 2013 год продолжали преобладать услуги связи, жилищно-коммунальные, бытовые и медицинские услуги .

Перспективы развития Карачаево-Черкесской Республики в сфере потребительского рынка:

§ создание новых мультисервисных предприятий сферы потребительского рынка;

§ развитие сети предприятий потребительского рынка в сельских отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, расширение каналов сбыта продукции местного производства, проведение специализированных мероприятий, направленных на повышение имиджа отраслевых предприятий;

§ Реформирование рынка алкогольной продукции республики путем укрепления его участников, предъявлением к ним повышенных требований, упразднению условий способствующих теневому обороту алкогольной продукции.

Предпринимательство

В 2013 году число малых и средних предприятий составило 2655 ед., что на 1,7% выше показателя 2012 года, увеличилась на 4,0% среднесписочная численность работников данных предприятий.

Число индивидуальных предпринимателей по итогам 2013 года снизилось на 15,5 % и составило 13296 ед. Снижение показателя в Карачаево-Черкесской Республике, как и в целом по стране, возникло вследствие увеличения, начиная с 1 января 2013 года, налоговой нагрузки.

В малом и среднем предпринимательстве республики в 2013 году, включая индивидуальных предпринимателей, по оценочным данным, занято 31,5 тыс. человек, что составляет 14,0% экономически активного населения республики. Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий (без внешних совместителей) в среднесписочной численности работников по полному кругу организаций и предприятий – 21%, доля малых и средних предприятий в числе предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования - 38%.

Оборот малых и средних предприятий по оценке за январь-декабрь 2013 года увеличился на 4% к показателю 2012 года и составил 34,2 млрд. рублей.

В 2013 году реализовано мероприятие республиканской целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике на 2012-2015 годы» - поддержка программ лизинга оборудования, государственная поддержка предоставлена 8 получателям в объеме 6,74 млн. рублей.

Востребованный и активно работающий инструмент поддержки предпринимательства в Республике - деятельность Карачаево-Черкесского республиканского государственного унитарного предприятия «Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики» и Автономного учреждения Карачаево-Черкесской Республики «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики».

В 2013 году предоставлены поручительства 37 субъектам малого и среднего предпринимательства в объеме 47,6 млн. рублей, сумма привлеченных в экономику республики кредитных средств составила 279,2 млн. руб., предоставлены микрозаймы 140 субъектам малого и среднего предпринимательства в объеме 77,7 млн. рублей.

Для оказания имущественной поддержки малому и среднему предпринимательству в республике принят ряд нормативных правовых актов, устанавливающих преференции предпринимателям при аренде и выкупе арендуемого государственного и муниципального имущества. Сформирован Перечень государственного недвижимого имущества, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства.

В 2014 году планируется дальнейшая работа по созданию благоприятных условий для деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе и в рамках подпрограммы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике на 2014-2017 годы» государственной программы «Стимулирование экономического развития Карачаево-Черкесской Республики на 2014-2017 годы».

Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике в 2014 году:

Финансово - кредитная поддержка малого и среднего предпринимательства;

Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Преимущественно, положительные тенденции отмечаются в сфере доходов и занятости населения, свидетельствующих о повышении уровня жизни населения.

Одним из ключевых направлений повышения уровня жизни являются денежные доходы на душу населения, рост которых в 2013 г. составил 7%.

Основная доля дохода, получаемая большинством занятого населения, приходится на заработную плату. В сфере оплаты труда в республике на протяжении ряда лет сохраняется положительная динамика номинальной начисленной заработной платы.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2013 году выросла по сравнению с уровнем 2012 года на 15,7% и составила 17915,5 рублей. В реальном выражении среднемесячная заработная плата составила 107,9% к уровню 2012 года.

Следует отметить улучшение ситуации с оплатой труда в отраслях социальной сферы. Хотя продолжение реализации мер по «майским» Указам Президента Российской Федерации позволили повысить среднемесячную заработную плату работников образования на 38,8 % и здравоохранения на 26,4 % к уровню 2012 года, средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования достигла 17679 рублей, или 98,7% от необходимого уровня. Средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений достигла 14566 рублей, что составляет 98,1% от необходимого уровня. Средняя заработная плата педагогических работников дополнительного образования детей достигла 14442 рублей и превысила необходимый уровень на 2,5%. Средняя заработная плата преподавателей и мастеров среднего и начального профессионального образования достигла 13771, превысив необходимый уровень на 1,9%. Средняя заработная плата научных сотрудников достигла 23124, превысив необходимый уровень на 1,1%.

В сфере здравоохранения средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее профессиональное образование, а также младшего медицинского персонала достигла 23357 и 9381 рублей, соответственно, превысив необходимый уровень на 0,7 и 2,3% соответственно. Средняя заработная плата среднего медицинского персонала достигла 13532 рубля, при необходимом уровне 13544, отклонение составило -0,1%.

Средняя заработная плата работников учреждений культуры превысила необходимый уровень на 0,3%, достигнув 10263 рубля.

Средняя заработная плата социальных работников, также, превысила необходимый уровень на 2,5%, достигнув 8965 рубля.

Среднемесячная заработная плата одного работника по крупным и средним предприятиям по республике за 2013 год составила 19391,2 рубля (115,8% к предыдущему году). Наибольший рост по этому показателю сложился в Карачаевском, Хабезском и Адыге-Хабльском районах республики (137,6%,131,8% и 130,2% соответственно).

С учетом всех перерасчетов средний размер пенсии на 1 января 2014 года составил 8692,6 рублей или 109,1% к предыдущему периоду. Реальный размер назначенных месячных пенсий за 2013 год вырос на 2,4%.

ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА

Другим фактором оценки уровня жизни населения является ситуация на рынке труда . Результатом планомерной работы по развитию рынка труда является то, что в республике за предыдущие годы укрепилась положительная тенденция роста численности экономически активного населения, что способствовало снижению уровня официальной безработицы до 1,7% в 2013 году.

Реализация мероприятий Программы содействия занятости населения и Программы дополнительных мер способствовали снижению регистрируемой безработицы и напряженности на рынке труда республики.

Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости на конец декабря 2013 года, составила 4,1 тыс. чел. и снизилась по сравнению с соответствующим периодом 2012 года на 19,1 %; на 16,1% уменьшился коэффициент напряженности на рынке труда и составил 2,6 человека.

На финансирование программы «Содействие занятости населения» израсходовано 146,2 млн. рублей, в том числе: 17,1 млн. рублей - из республиканского бюджета и 129,1 млн. рублей - из федерального бюджета.

Выполнение программных мероприятий в 2013 году способствовало трудоустройству 3,6 тыс. граждан (109% запланированного показателя).

В условиях недостатка постоянных рабочих мест большое внимание уделялось организации временной занятости, осуществлялось привлечение и оказание содействия предпринимательской деятельности граждан, было оказано содействие в трудоустройстве гражданам из числа многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на оборудованные (оснащённые) для них рабочие места (100,0% плана).

На выполнение дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда республики, израсходовано 53,8 млн. рублей, в том числе: 2,7 млн. рублей - из республиканского бюджета и 51,1 млн. рублей - из федерального бюджета.

Участниками Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда республики в 2013 году стали 1075 человек (100,2% запланированного показателя).

Благодаря программе оборудованы рабочие места для инвалидов. При обратившихся 677 инвалидов, трудоустроено 224 инвалида. Например, в Малокарачаевском районе оборудовано 27 рабочих мест для инвалидов, в том числе для медицинских работников в ООО «Центр Здоровья», в медицинском центре «Дельта плюс» и в других организациях. В г. Черкесске на предприятии «Кавказпакет» оборудованы специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов 1 группы по зрению, предприятие по обработке древесины (пиломатериала) ООО «Шеремет» оборудовало рабочее место для инвалида 2 группы.

Перспективы развития Карачаево-Черкесской Республики в сфере занятости в 2014 году:

Для обеспечения эффективного развития рынка труда необходимо решение следующих задач:

Содействие занятости населения и обеспечение работодателей рабочей силой, в том числе за счет: специальных программ занятости отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы; содействия самозанятости безработных граждан; создания условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями;

Повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда за счет развития профессиональной ориентации и психологической поддержки населения; организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан;

Стимулирование занятости женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, и незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости;

Содействие трудовой мобильности населения.

ДЕМОГРАФИЯ

Демографическая ситуация в республике развивается под влиянием сложившихся тенденций рождаемости, смертности и миграции населения.

Численность постоянного населения КЧР на 1 января 2014 года составила 469,8 тыс. человек и сократилась с начала 2013 года на 2,0 тыс. человек.

Положительное сальдо естественного движения населения компенсировало миграционный отток на 50,2% (год назад – на 38, 9%).

Естественный прирост населения республики по сравнению с 2012 годом увеличился на 12,5% вследствие уменьшения числа умерших и роста числа родившихся. Позитивная тенденция естественного прироста населения наблюдалась во всех районах республики, кроме Зеленчукского и Урупского районов. Наибольший прирост рождаемости отмечался в Адыге-Хабльском районе (увеличение на 21,2%), в Карачаевске (увеличение на 11,3%), Хабезском районе (увеличение на 7,1%).

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

За 2013 год внешнеторговый оборот участников ВЭД Карачаево-Черкесской республики составил 512,12 млн. долл. США, что выше уровня 2012 года на 18,7%. Сальдо внешнеторгового баланса в 2013 году сложилось отрицательным в сумме – 463,65 млн. долл. США. На его формирование в значительной степени повлияла торговля с такими странами, как Китай, отрицательное торговое сальдо составило – 399,51 млн. долл. США, Турция (-14,29 млн. долл. США) и Италия (- 13,33 млн. долл. США). В тоже время существенным по величине положительное торговое сальдо было с Украиной (11,5 млн. долл. США)

Во внешней торговле доминировали страны дальнего зарубежья с долей товарооборота 93,8%. Наибольшим по величине в 2013 году был товарооборот с Китаем (399,51 млн. долл. США), Украиной (23,32 млн. долл. США), Турцией (17,88 млн. долл. США), Италией (14,56 млн. долл. США) и Тайванем (Китай) (9,34 млн. долл. США).

В 2013 году доля экспорта в товарообороте республики составила 8,3%. Участниками внешнеэкономической деятельности республики в 2013 году осуществлено экспортных операций на сумму 24,79 млн. долл. США, что ниже объемов аналогичного периода 2012 года на 8,70 млн. долл. США.

Объем внешней торговли предприятий республики в ее импортной части в 2013 году составил 474,38 млн. долл. США. Из стран дальнего зарубежья импортировано товаров на сумму 468,49 млн. долл. США (рост на 22,3%), из СНГ - на 5,89 млн. долл. США (снижение на 29,9%).

Крупнейшими торговыми партнерами, ввозившими продукцию в республику, из стран дальнего зарубежья (в процентах от стоимости импорта республики) были: Китай (84,2%), Турция (3,4%), Италия (2,9%), а из стран СНГ - Украина (1,2%).

В 2013 году заключено Соглашение между Правительством Карачаево-Черкесской Республики и Правительством Республики Южная Осетия о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.

Стратегическое планирование

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. № 1485-р утверждена Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года (далее - Стратегия), которая определяет основные направления, способы и средства достижения стратегических целей устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на территориях Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Республики Северная Осетия - Алания, Чеченской Республики и Ставропольского края, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, до 2025 года.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 № 1950-р «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации» разработана и утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года», в которую включено 3 федеральные целевые программы и 4 подпрограммы. Реализация программных мероприятий Карачаево-Черкесской Республики осуществляются в рамках федеральных целевых программ «Юг России (2008-2013 годы)», «Юг России (2014-2020 годы)» и 3 подпрограмм.

Разработаны проекты Стратегии социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики до 2035 года и Программы социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики на 2014-2018 годы.

Целевые программы

На реализацию 38 республиканских целевых программ в 2013 году из республиканского бюджета было направлено 1332,0, млн. рублей, что на 31,7% меньше уровня 2012 года (1951,57 млн. рублей). Из федерального бюджета на условиях софинансирования республиканских целевых программ поступило – 3365,25 млн. рублей, что превысило уровень 2012 года на 153,25% (в 2012 году поступило – 2195,89 млн. рублей).

Популярные события

  • В Усть-Джегутинском городском поселении Карачаево-Черкесии строятся два дома в рамках программы по переселению граждан 16
17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6